УДК 332.146:658
Т.Л. МАТЕВОСЯН
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ
Ключевые слова: региональная экономика, государственное регулирование, инвестиционный проект, финансы предприятия, инфраструктура, коэффициент рентабельности, государственная политика, прибыль от реализации, регион, ликвидность, промышленный комплекс.
Рассмотрены актуальные вопросы инвестиционной политики промышленных предприятий в регионах. Дан анализ основных финансовых показателей предприятия, изложены методологические особенности определения цели разработки инвестиционного проекта в регионах.
T.L. MATEVOSJAN BENEFIT VALUATION METHODS OF UNVESTMENT ACTIVITY IN REGIONS
Key words: regional economy, state regulation, investment project, enterprise finance, infrastructure, rate of return, state policy, profit on realization, region, liquidity, industrial enterprise.
The article explores the actual topics of industrial enterprises’ regional investment policy. It suggests analysis of financial indicators, and methodological particularities of regional investment project’s target definition.
В контексте задач, стоящих перед Россией в XXI в., для оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий мы предлагаем следующую схему анализа, состоящую в исследовании шести основных блоков:
1) показатели финансового положения предприятия;
2) показатели рыночного положения и конкурентоспособности продукции предприятия;
3) показатели организационно-технического и кадрового уровня предприятия;
4) показатели использования ресурсов на предприятии;
5) показатели, характеризующие дивидендную политику предприятия;
6) показатели, характеризующие структуру собственников (акционеров) предприятия.
Показатели финансового положения предприятия являются наиболее существенными для инвесторов, на них мы остановимся более подробно. Сразу отметим, что помимо традиционных показателей в первом блоке анализа важно учесть факторы, характерные для нынешнего этапа экономического развития страны, а именно:
- неплатежи, проявляющиеся в росте дебиторской и кредиторской задолженностей и существенной разнице между выручкой от реализации по отгруженной и оплаченной продукции;
- высокая доля бартерных операций и денежных суррогатов в платежах, и, наконец, для инвестора являются значимыми вопросы анализа затрат предприятия.
Показатели рентабельности как основная характеристика доходности деятельности предприятия являются наиболее важными для инвесторов, так как характеризуют эффективность деятельности компании, а, следовательно, косвенно и доходность осуществленных инвестиций. Хотя для инвестора, безусловно, приоритетное значение имеют относительные показатели рентабельности, сам факт наличия у предприятия прибыли уже немаловажен, ведь убыточными по состоянию на январь 1999 г. являлись больше трети всех российских предприятий (без учета субъектов малого предпринимательства) - 39,3%, в том числе
по электроэнергетике - 32,4%, а повторяющиеся в течение ряда лет убытки предприятия являются свидетельством его возможного скорого банкротства.
Особое значение для инвесторов имеют темпы роста прибыли предприятия. По результатам опроса акционеров 1000 ведущих корпораций Западной Европы и США консультантами из Кэмбриджа выяснилось, что инвесторы однозначно предпочитают компании, демонстрирующие быстрый рост прибыли, но одновременно покупают ценные бумаги предприятий с высокой степенью про-гнозируемости прибыли и устойчивым характером ее роста. Что касается относительных показателей рентабельности, отметим, что в зарубежной теории и практике финансового анализа применяют три основные группы: показатели рентабельности капитала, показатели рентабельности продаж и показатели рентабельности активов. Рентабельность капитала наиболее существенна для инвесторов, так как характеризует результативность вложения их капитала.
Показателями рентабельности капитала являются: коэффициент рентабельности инвестированного капитала (return on capital employed, ROCE), который вычисляется как отношение чистой прибыли предприятия и выплаченных процентов к средней величине всего инвестированного капитала. Понятие чистая прибыль, очень распространенное за рубежом, к сожалению, не определяется российским законодательством. По нашему мнению, для определения чистой прибыли следует из величины прибыли до налогообложения вычитать все затраты (кроме процентов за кредит), не вошедшие в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно российскому законодательству, но это не всегда удается на практике из-за отсутствия необходимой информационной базы. В среднем в мировой экономике считается нормальным уровень показателя рентабельности инвестированного капитала в размере 7-8%. Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE) рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу (equity). Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия. Показателями рентабельности продаж являются:
- рентабельность продаж по чистой прибыли (net profit margin), которая рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к выручке от реализации и является наиболее распространенным коэффициентом среди финансовых аналитиков. Именно этот показатель приводит известный американский журнал FORTUNE наряду с коэффициентом рентабельности активов для оценки эффективности деятельности крупнейших мировых компаний. Медианным значением показателя рентабельности продаж по чистой прибыли для 500 крупнейших мировых компаний было в 1997 г. 3,2%, а наиболее прибыльной была американская компания Microsoft (30,4%);
- рентабельность продаж по маржинальному доходу (gross profit margin), которая рассчитывается как отношение маржинального дохода предприятия, т.е. выручки от реализации за вычетом переменных затрат к выручке от реализации;
- рентабельность продаж по прибыли от реализации (operating profit margin), которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях инвесторы предпочитают использовать не прибыль от реализации, а прибыль до выплаты налога, процентов и амортизации;
- основным показателем рентабельности активов является отношение чистой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости его активов. Медианным значением показателя для 500 крупнейших мировых компаний было в 1997 г. 1,9%, а наиболее прибыльной была американская компания Coca Cola (24,4%).
Так как показатели долгосрочной финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру капитала, основным коэффициентом этого направления финансового анализа в экономической литературе и практике считается удельный вес собственного капитала в валюте баланса предприятия (shareholders equity/total assets), или коэффициент финансовой независимости. Каких-либо жестких нормативов соотношения собственного и привлеченного капитала не существует, как, впрочем, не существует жестких нормативов в отношении финансовых коэффициентов в целом.
Тем не менее среди аналитиков распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика - не менее 50%. Считается, что в предприятие с высокой долей собственного капитала инвесторы, и особенно кредиторы, вкладывают средства более охотно, поскольку оно с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. Кроме того, компании с высокой долей привлеченных средств, как правило, должны производить значительные выплаты по процентам, и, соответственно, средств, остающихся для обеспечения выплат дивидендов и создания резервов, будет меньше. Установление критического уровня в размере 50% является итогом следующих рассуждений: если в определенный момент кредиторы предъявят все долги к взысканию, то компания сможет продать половину своего имущества, сформированного за счет собственных источников, даже если вторая половина имущества окажется по каким-либо причинам неликвидной.
Впрочем, условность какой-либо абсолютной нормы для коэффициента финансовой независимости очевидна, так как высокорентабельное предприятие или предприятие, имеющее высокую оборачиваемость оборотных средств, может позволить себе относительно высокий уровень привлеченного капитала. На наличие проблем с финансовой устойчивостью у предприятия может указывать использование им краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений.
Показатели ликвидности предприятия (liquidity) характеризуют его способность отвечать по краткосрочным обязательствам перед кредиторами. Для инвестора эти показатели важны как характеристика риска возможного банкротства предприятия, а следовательно, и принудительной продажи его активов в результате удовлетворения исков кредиторов. В случае же банкротства предприятия кредиторы имеют преимущественное право перед акционерами на получение средств.
Предприятие может погасить свои краткосрочные обязательства через платежи с банковских счетов, а также срочную мобилизацию денежных средств посредством продажи оборотных активов на рынке. Абсолютным показателем ликвидности является величина собственного оборотного капитала (working capital), рассчитываемая как разница между краткосрочными активами и краткосрочными обязательствами предприятия. Важное аналитическое значение имеет рассмотрение темпов роста собственного оборотного капитала предприятия на фоне темпов инфляции.
Тенденции развития российских предприятий за последнее время характеризуются дефицитностью собственного оборотного капитала. Так, суммарные собственные оборотные средства предприятий, акции которых включены в список РТС, за 1997 г. выросли менее чем на 3%, в то время как инфляция составила 22%. Основные относительные показатели ликвидности предприятия, используемые аналитиками, рассчитываются как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам, но в различных случаях оборотные
активы (в стоимостном выражении) присутствуют в числителе коэффициента или полностью, или только наиболее ликвидной их частью.
Литература
1. Актуальные вопросы инвестиционной статистики: сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. М., 2007. С. 90-92.
2. Зубченко Л. Обзор зарубежных периодических изданий по статистике / Л. Зубченко // Вопр. статистики. 2007. № 1. С. 85-87.
3. Кузык Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития / Б.Н. Кузык. М.: Институт экономических стратегий, 2008. С. 145-149.
МАТЕВОСЯН ТИГРАН ЛЕВОКОВИЧ - ассистент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет, Россия, Нижний Новгород ([email protected]).
MATEVOSJAN TIGRAN LEVOKOVISH - assistant, Nizhniy Novgorod State University, Russia, Nizhniy Novgorod.