Научная статья на тему 'МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ МОТИВАЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ МОТИВАЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / физическое воспитание / спортивные игры / педагогический эксперимент / motivation / physical education / sports games / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Ольга Алексеевна, Романова Елена Вениаминовна, Белоуско Дмитрий Викторович, Денисова Галина Сергеевна, Балашкевич Наталья Александровна

Методы, организация исследования и обоснование методики мотивации средствами физической культуры был рассмотрен на примере младших школьников. Педагогическое тестирование проводилось для определения в контрольной и экспериментальной группах исходный и конечный уровни личностной и ситуативной тревожности. Тестирование по методике Спилбергера – Ханина проводился с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности. Также одним из методом нашего исследования был социометрический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина Ольга Алексеевна, Романова Елена Вениаминовна, Белоуско Дмитрий Викторович, Денисова Галина Сергеевна, Балашкевич Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS, ORGANIZATION OF RESEARCH AND JUSTIFICATION OF MOTIVATION METHODS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

Methods, organization of the study and justification of the methodology of motivation by means of physical education were considered using the example of junior schoolchildren. Pedagogical testing was carried out to determine the initial and final levels of personal and situational anxiety in the control and experimental groups. Testing using the Spielberger-Khanin method was carried out using two forms: one form for measuring indicators of situational anxiety, and the second for measuring the level of personal anxiety. Also, one of the methods of our research was the sociometric method.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ МОТИВАЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ISSN2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

УДК: 37.02

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ МОТИВАЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лопатина Ольга Алексеевна

старший преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный

университет, Барнаул, Россия lopatinaoa@mc. asu Романова Елена Вениаминовна кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет E-mail: romanovaev.2007@mail.ru Белоуско Дмитрий Викторович кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский

государственный университет. Оrcid 0000-0001-8032-095X. E-mail: beloyskod@rambler.ru Денисова Галина Сергеевна старший преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный

университет, Барнаул, Россия E-mail: degalina@bk.ru Балашкевич Наталья Александровна Докторант, PhD «Медицина», магистр медицинских наук, Государственный медицинский университет г. Семей, Казахстан e-mail: balashkevich.nat@mail.ru

METHODS, ORGANIZATION OF RESEARCH AND JUSTIFICATION OF MOTIVATION METHODS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

Lopatina Olga Alekseevna

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State university, Barnaul, Russia lopatinaoa@mc. asu Romanova Elena Veniaminovna

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education. Altai State University

E mail: romanovaev.2007@mail.ru Dmitry Viktorovich Belousko Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education. Altai State University. 61 Lenin Ave., Barnaul, 656049, Russia. Denisova Galina Sergeevna Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State University, Barnaul, Russia E mail: degalina@bk.ru Natalya Alexandrovna Balashkevich PhD student of «Medicine», Master of medical sciences, Semey State Medical University, Kazakhstan, Оrcid 0000-0001-8032-095X. E mail: beloyskod@rambler.ru

Аннотация. Методы, организация исследования и обоснование методики мотивации средствами физической культуры был рассмотрен на примере младших школьников. Педагогическое тестирование проводилось для определения в контрольной и экспериментальной группах исходный и конечный уровни личностной и ситуативной тревожности. Тестирование по

ISSN2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

методике Спилбергера - Ханина проводился с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй - для измерения уровня личностной тревожности. Также одним из методом нашего исследования был социометрический метод.

Ключевые слова: мотивация, физическое воспитание, спортивные игры, педагогический эксперимент

Annotation. Methods, organization of the study and justification of the methodology of motivation by means of physical education were considered using the example of junior schoolchildren. Pedagogical testing was carried out to determine the initial and final levels of personal and situational anxiety in the control and experimental groups. Testing using the Spielberger-Khanin method was carried out using two forms: one form for measuring indicators of situational anxiety, and the second for measuring the level of personal anxiety. Also, one of the methods of our research was the sociometric method.

Key words: motivation, physical education, sports games, pedagogical experiment

Методы, организация исследования и обоснование методики мотивации средствами физической культуры был рассмотрен на примере младших школьников.

Теоретической основой нашей работы являются научные труды ученых, таких как А.С. Макаренко, и А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, посвящённые вопросу развития сплочённости детского коллектива младшего школьного возраста в процессе провидения игр и упражнений (Бархатова, 2020; Бояцис, 2015; Гликман, 2008).

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью (Григорьев, 2020; Городничева, 2010).

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Младшие школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и религией, которой придерживается семья. В таких классах чаще всего можно столкнуться с проблемой буллинга. Дети чаще всего очень неспокойные, большинство стремится к лидерству, не умеет проигрывать, уступать, возникает много конфликтных ситуаций (Денисова, 2011).

Основным направлением в сплочении детского коллектива считается создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтов в классе. Основной деятельностью классного руководителя является миссия, которая заключается в том числе и в сплочении ученического коллектива.

Сплочения детского коллектива и поиск эффективных путей её решения является особенно актуальными в условиях сегодняшней действительности. Опираясь на требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), можно сделать вывод, что результатом должна быть не только всесторонне развитая личность, но и личность способная социализироваться в современном обществе, что становится возможным лишь при формировании навыков коллективного взаимодействия. Одно из требований к результатам освоения ФГОС НОО: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (Селюкова, 2016; 2019).

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое тестирование.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

Анализ научно-методической литературы. Аналитический обзор проводился с целью изучения рассматриваемого вопроса исследования по данным научно-методической литературы. Для лучшего представления об имеющемся материале, полученные в разные годы, изучались экспериментальные и теоретические данные по интересующей теме.

Данные аналитического обзора дополнительно использовались для обоснования методов исследования и выбора соответствующего инструментария, правильного построения методики сплочения детского коллектива, а также в ходе обсуждения полученных результатов.

Педагогическое тестирование проводилось для того, чтобы определить в контрольной и экспериментальной группах исходный и конечный уровни личностной и ситуативной тревожности.

Для измерения тревожность и как личное свойство, и как состояние, использовалась методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов - рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 - для оценки личностной тревожности.

Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводился с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй - для измерения уровня личностной тревожности.

Также одним из методом нашего исследования был социометрический метод. При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе, например, отдыхать в одном лагере, быть в одном классе и т.д..

Социометрический опрос учащихся позволяет определить:

- явных и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе;

- выявить подгруппы и их лидеров;

- понять причины, формирующие эти подгруппы.

Мы использовали один из социометрических методик, «Капитан корабля».

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,

2. Когда отправился бы в дальнее путешествие?

3. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

4. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

5. Кто еще остался на берегу?

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1 -й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга, предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные нам предоставляет классный руководитель.

Педагогический эксперимент проводился для проверки выдвинутой рабочей гипотезы. Проводимое нами педагогическое исследование было по цели преобразующим, по степени изменения условий - модельным, по степени осведомлённости испытуемых - открытым, по направленности - сравнительным, по логической схеме доказательства - параллельным, по способу проведения - прямым.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях лицея № 123 г. Барнаула. Он использовался для определения правильности выдвинутого предположения гипотезы.

По истечении 3 месяцев было проведено повторное тестирование по тем же контрольным тестам для выявления динамики количественных показателей сплоченности обеих групп.

Методы математической статистики. Для математико-статистической обработки использованы общепринятые методы вариационной статистики с определением средних арифметических величин (М), средней ошибки средней арифметической (т), критерия

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

достоверности (Р) и ^критерий Стьюдента. Метод математической статистики позволил выявить достоверность различий параметров, характеризующих функциональное состояние позвоночника и мышечного корсета, физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, участвующих в педагогическом эксперименте.

Организация исследования.

В исследовании приняли участие школьники 9-10 лет 123 лицея г. Барнаула в количестве 40 человек. Школьники были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 12 занятий продолжительностью 20 минут. Занятия проводились 1 раз в неделю на уроках физической культуры в основной и заключительной части урока в течение трех месяцев (3 четверть).

При анализе полученных результатов по данным методики диагностики тревожности младших школьников выявлено, что до педагогического воздействия на фоне повышенной личностной тревожности у девочек отмечено быстрое восстановление их личностного ресурса до показателя низкий уровень ЛТ (было 48±3,5; стало 23±3,5). Схожая тенденция отмечена у мальчиков, но по показателю СТ (было 49±3,3; стало 28±2,7). То есть школьники, быстрее восстанавливаться, чем девочки младшего школьного возраста. Возможно, данная тенденция связана с тем, что в мальчиков 80% респондентов имеют повышенную двигательную активность в виде систематических занятий видами спорта или физической культурой.

Исследование проводилось до и после педагогического воздействия. Результаты представлены на слайде. До педагогического воздействия у 85% опрошенных был высокий уровень личностной и 90% ситуативной тревожности (рисунок 3).

Изменение личностной тревожности

Изменение ситуативной тревожности

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

I до эксперимента после эксперимента

до эксперимента после эксперимента

Рисунок 3 - Изменение личностной и ситуативной тревожности в группе младших школьников до

и после эксперимента, %

После педагогического воздействия результаты по тесту на уровень личностной тревожности Спилбергера-Ханина значительно снизился в экспериментальной группе и выявлена положительная динамика уровня ситуативной тревожности. Возможно, для значительного снижения показателей тревожности необходимо больше времени, так как в контроль данного

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

процесса включены высокие интеллектуальные ресурсы. Тогда как показатели данного теста в контрольной группе остались практически на прежнем уровне.

В младшем школьном возрасте групповая сплоченность характеризуется высоко функционально-ролевым взаимоотношением школьников, взаимоотношения со сверстниками строятся на базе определенных законов поведения для ребенка данного возраста, дети приступают к контакту согласно симпатиям, согласно общности внешних актуальных факторов, отношения мальчиков и девочек вынашивают стихийный вид, популярные групповые дружеские отношения.

Свойства характерные для крепкого слаженного коллектива считаются: оптимистичность; чувство собственного достоинства; гордость за свой коллектив; защищенность; внешний вид группы, его эстетичность, многообразие в существовании коллектива.

Библиографический список

1. Бархатова, А.М. Коллективное творческое дело как одна из эффективных форм сплочения коллектива в детском загородном лагере / А.М. Бархатова //Мастер-класс, 2020. - № 6.

- С. 43-44.

2. Бояцис, Ричард. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Ричард Бояцис, Энни Макки. - Москва. : Альпина Паблишер, 2015. - 304 а

3. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Гликман И.З. Москва. : Издательство «Школьные технологии», 2008.

- 176 с.

4. Городничева, А.С. Сплочение детского коллектива средствами физической культуры / А.С. Городничева //Вестник научных конференций, 2020. - № 6-1 (58). - С. 19-20.

5. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов //Методический конструктор. Москва. : Просвещение, 2010. - 223с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Денисова, Т.Н. Практикум по социальной психологии: раздел «Специализированные социально-психологические методы» / Т.Н. Денисова, М.Н. Крутцова, О.К. Соколовская; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. Гос. Пед. ун-т. Вологда, 2011. - 36 с.

7. Селюкова, Е.А. Педагогические условия использования игровой ситуации для сплочения детского коллектива начальной школы / Е.А. Селюкова, В.В. Ишкова //Матрица научного познания, 2019. - № 6. - С. 275-280.

8. Селюкова, Е.А. Сплочение детского коллектива во внеурочной деятельности / Е.А. Селюкова, Т.В. Попова //В сборнике: Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. - С. 180-185.

9. Селюкова, Е.А. Средства сплочения детского коллектива в начальной школе / Е.А. Селюкова, В.В. Медведева //Новая наука: Проблемы и перспективы, 2016. № 2-1 (61). - С. 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.