Научная статья на тему 'Арт-терапевтические методы работы психолога с тревожными подростками в образовательном учреждении'

Арт-терапевтические методы работы психолога с тревожными подростками в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / арт-терапевтические методы / подростки / самооценка / уверенность в себе / оценка тревожности / anxiety / art therapy methods / adolescents / self-esteem / self-confidence / anxiety assessment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Людмила Валентиновна Косикова

Введение. Тревожность является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются подростки. Факторы, способствующие тревожности у подростков, могут быть связаны с личностными особенностями, социальными, биологическими факторами, экономическими условиями. Все это обусловливает актуальность темы исследования и необходимость разработки и внедрения в образовательные учреждения коррекционно-развивающей программы, способствующей снижению уровня тревожности. Новизна исследования заключается в выявлении динамики тревожности и показателей самооценки у подростков после проведения коррекционных занятий с использованием арт-терапевтических методов. Цель. Изучение динамики тревожности подростков в процессе реализации коррекционной программы методами арт-терапии. Материалы и методы. Для оценки тревожности использовались шкала социально-ситуативной тревоги О. Кондаша и шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина), для измерения уровня самооценки – методика диагностики самооценки Т. Дембо – С. Рубинштейн. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты исследования. В исследовании приняли участие 84 подростка (от 14 до 16 лет), обучающиеся в общеобразовательной школе. После проведения занятий по коррекции тревожности у подростков с применением методов арт-терапии были выявлены достоверно значимые различия по шкалам «самооценочная тревожность», «ситуативная тревожность» и по показателю «уверенность в себе». Установлено, что уровень самооценочной и ситуативной тревожности в экспериментальной группе ниже, а уверенность в себе выше, чем в контрольной группе. Обсуждение результатов. Программа арт-терапевтических занятий с подростками позволила не только диагностировать, но и корректировать показатели, связанные с тревожностью и самооценкой. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в психологическом сопровождении тревожных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Therapeutic Methods of Work by a Psychologist with Anxious Teenagers in an Educational Institution

Introduction. Anxiety is one of the most common problems faced by teenagers. Factors contributing to anxiety in adolescents may be related to personal characteristics, social, biological factors, and economic conditions. All this determines the relevance of the research topic and the need to develop and implement a correctional and developmental program in educational institutions that helps reduce anxiety levels. The novelty of the study lies in the identification of certain dynamics of anxiety and self-esteem indicators in adolescents after remedial classes using art therapy methods. Purpose. The study of the dynamics of adolescent anxiety in the process of implementing a correctional program using art therapy methods. Materials and methods. To assess anxiety, O. Kondash’s social-situational anxiety scale and Ch. D. Spielberger’s scale for assessing the level of reactive and personal anxiety (adapted by Yu. L. Khanin) were used; to measure the level of selfesteem, the self-esteem diagnostic technique of T. Dembo – S. Rubinstein . The obtained data were subjected to statistical analysis by using the Mann-Whitney U test. Results. The study involved 84 teenagers (from 14 to 16 years old) studying at a secondary school. After conducting classes on the correction of anxiety in adolescents using art therapy methods, significantly significant differences were revealed on the scales of “self-esteem anxiety”, “situational anxiety” and on the indicator of “self-confidence”. It was found that the level of self-esteem and situational anxiety in the experimental group is lower, and self-confidence is higher than in the control group. Discussion. The program of art therapy sessions with adolescents allowed not only to diagnose, but also to correct indicators related to anxiety and self-esteem. The data obtained as a result of the study can be used in the psychological support of anxious adolescents.

Текст научной работы на тему «Арт-терапевтические методы работы психолога с тревожными подростками в образовательном учреждении»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ц) Check for updates Научная статья

УДК 159.9.072.43

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-10-17

Арт-терапевтические методы работы психолога с тревожными подростками в образовательном учреждении Людмила В. Косикова

Южный федеральный университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42

Hkosikova1@mai1.ru

Аннотация

Введение. Тревожность является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются подростки. Факторы, способствующие тревожности у подростков, могут быть связаны с личностными особенностями, социальными, биологическими факторами, экономическими условиями. Все это обусловливает актуальность темы исследования и необходимость разработки и внедрения в образовательные учреждения коррекционно-раз-вивающей программы, способствующей снижению уровня тревожности. Новизна исследования заключается в выявлении динамики тревожности и показателей самооценки у подростков после проведения коррекционных занятий с использованием арт-терапевтических методов.

Цель. Изучение динамики тревожности подростков в процессе реализации коррекционной программы методами арт-терапии.

Материалы и методы. Для оценки тревожности использовались шкала социально-ситуативной тревоги О. Кондаша и шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. J1. Ханина), для измерения уровня самооценки — методика диагностики самооценки Т. Дембо — С. Рубинштейн. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты исследования. В исследовании приняли участие 84 подростка (от 14 до 16 лет), обучающиеся в общеобразовательной школе. После проведения занятий по коррекции тревожности у подростков с применением методов арт-терапии были выявлены достоверно значимые различия по шкалам «самооценочная тревожность», «ситуативная тревожность» и по показателю «уверенность в себе». Установлено, что уровень самооценочной и ситуативной тревожности в экспериментальной группе ниже, а уверенность в себе выше, чем в контрольной группе.

Обсуждение результатов. Программа арт-терапевтических занятий с подростками позволила не только диагностировать, но и корректировать показатели, связанные с тревожностью и самооценкой. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в психологическом сопровождении тревожных подростков.

Ключевые слова: тревожность, арт-терапевтические методы, подростки, самооценка, уверенность в себе, оценка тревожности

Для цитирования. Косикова, Л. В. (2023). Арт-терапевтические методы работы психолога с тревожными подростками в образовательном учреждении. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(6), 10-17, https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-10-17

© Косикова Л. В., 2023

Original article

Art Therapeutic Methods of Work by a Psychologist with Anxious Teenagers

in an Educational Institution Lyudmila V. Kosikova' >

Southern Federal University, 105/42, B. Sadovaya Str., Rostov-on-Don, Russian Federation

Hkosikova_l@mail.ru

Annotation

Introduction. Anxiety is one of the most common problems faced by teenagers. Factors contributing to anxiety in adolescents may be related to personal characteristics, social, biological factors, and economic conditions. All this determines the relevance of the research topic and the need to develop and implement a correctional and developmental program in educational institutions that helps reduce anxiety levels. The novelty of the study lies in the identification of certain dynamics of anxiety and self-esteem indicators in adolescents after remedial classes using art therapy methods. Purpose. The study of the dynamics of adolescent anxiety in the process of implementing a correctional program using art therapy methods.

Materials and methods. To assess anxiety, O. Kondash's social-situational anxiety scale and Ch. D. Spielberger's scale for assessing the level of reactive and personal anxiety (adapted by Yu. L. Khanin) were used; to measure the level of self-esteem, the self-esteem diagnostic technique of T. Dembo - S. Rubinstein. The obtained data were subjected to statistical analysis by using the Maim-Whitney U test.

Results. The study involved 84 teenagers (from 14 to 16 years old) studying at a secondary school. After conducting classes on the correction of anxiety in adolescents using art therapy methods, significantly significant differences were revealed on the scales of "self-esteem anxiety", "situational anxiety" and on the indicator of "self-confidence". It was found that the level of self-esteem and situational anxiety in the experimental group is lower, and self-confidence is higher than in the control group.

Discussion. The program of art therapy sessions with adolescents allowed not only to diagnose, but also to correct indicators related to anxiety and self-esteem. The data obtained as a result of the study can be used in the psychological support of anxious adolescents.

Keywords: anxiety, art therapy methods, adolescents, self-esteem, self-confidence, anxiety assessment

For citation. Kosikova, L. V. (2023). Art Therapeutic Methods of Work by a Psychologist with Anxious Teenagers in an Educational Institution. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 6(6), 10-17. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2Q23-6-6-10-17

Введение

На современном этапе развития общества актуально исследование психолого-педагогических условий снижения уровня тревожности у подростков, так как высокий уровень тревожности оказывает негативное влияние на школьную успеваемость, развитие и формирование личности подростка, социальное взаимодействие и приводит к развитию психических расстройств (Астапов и Вакнин, 2023; Прихожан, 2010). В группу риска попадают ученики, которые хорошо учатся, отличаются ответственным отношением к учебе и школьной дисциплине. Однако такое благополучие часто достигается за счет значительных жертв, особенно в условиях повышенной нагрузки.

По данным исследования «Уверенность в процессе обучения», проведённого аналитической компанией Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education в 2019 г., 79 % российских школьников заявили о наличии стресса, вызванного обучением в школе, далее в процентном соотношении следуют школьники Китая—64 % и Германиии - 61 %. Исследование подтвердило также, что чувство тревоги и неуверенности мешает детям и подросткам в учебе. По мнению А. М. Прихожан, источниками устойчивой тревоги могут служить как внешняя длительная стрессовая ситуация и внутренний психологический или физиологический источник по отдельности, так и сочетание внешнего и внутреннего источника стресса с его субъективной оценкой (Прихожан, 2010). Проявления тревожности характерны для подростков, чувствительных к признанию среди других. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. В связи с этим, организация эффективной психолого-педагогической коррекционной работы с тревожностью у подростков является актуальной проблемой.

В последние годы все больше специалистов обращают внимание на потенциальную эффективность арт-терапии как средства коррекции тревожности у подростков (Кузенко и Гаркуша, 2020; Novo, Novo Munoz, Cuellar-Pompa et al., 2021). В случае использования модальности визуальных искусств (рисунок, иллюстрация, живопись, коллаж, фотография и скульптура) важное значение приобретает диагностическая функция (Tafti, Azizi & Mohamadzadeh, 2021; Goldner, Lev-Wiesel & Binson, 2021), что придает данному методу универсальный и инновационный характер и отличает его от других методов арт-терапии. (Novo, Novo Munoz, Cuellar-Pompa et al., 2021).

Арт-терапевтическая деятельность в образовательных учреждениях за рубежом появилась в 2000 году и стала использоваться в качестве профилактической терапии, применяемой к здоровым людям. Следует отметить, данная деятельность в образовательных учреждениях США и Великобритании осуществляется арт-терапевтами, прошедшими двухгодичную программу «магистр арт-терапии», в которой важное место уделяется практической стажировке и супервизии их работы. Поскольку должности арт-терапевта в современных российских школах нет, специалист, применяющий арт-терапевтические методы или методы творческого самовыражения, должен иметь специальную подготовку в области психологического консультирования и арт-терапии (Копытин, 2012).

Исследования, ориентированные на детей и подростков в школах, сосредоточены на определении эффективности арт-терапии по отношению к подросткам с рисками суицидального поведения (Евсеенкова, Белогай и Борисенко, 2020), девиантным подросткам (Мусатова, 2020), детям с ограниченными возможностями здоровья (Tang, 2021; Казанцева, 2023). Одним из приоритетных направлений сегодня является использование экологического подхода в арт-терапии в образовании (Копытин, 2021; Сусанина и Пруцков, 2022), который рассматривается значительно шире, чем взаимодействие с объектами природной среды. Однако многие вопросы теории и методологии экологической арт-терапии по-прежнему остаются недостаточно разработанными.

Арт-терапия не подталкивает подростка к внешним, «механическим» средствам разрешения проблем, а способствует «включению» его внутренних ресурсов, добавляет уверенности в своих силах. С помощью арт-терапии подростки могут выражать свои внутренние чувства безболезненно (Мусатова, 2020). Этому способствует создание ведущим атмосферы доверия, открытости и безопасности, признание уникальности каждого из участников процесса творчества. Групповая форма арт-терапии отличается от индивидуальной тем, что предполагает демократичную атмосферу, меньше зависит от арт-терапевта, позволяет решать общие проблемы детей, связана с оказанием взаимной поддержки (Джепарова и Цветкова, 2022). Длительность занятия большинства групп составляет от сорока до шестидесяти минут в зависимости поставленной проблемы. Каждый сеанс начинается с краткой регистрации, позволяющей определить основную тему и проблему конкретной группы. Исходя из групповых тем выводится фокус для творческой терапевтической работы. Участники группы совместно проводят отведенное время, занимаясь творческой работой (рисованием, живописью, изготовлением масок, коллажей, письмом), работая тихо или в оживленной беседе. Все продукты творческой деятельности ребенка предоставляются психологу. Последняя треть группового времени уходит на обмен историями, рассказами и ассоциациями с работой, а также на групповую обратную связь (Лебедева, 2019). В процессе художественной работы снижается защита, свойственная вербальному контакту, и приобретается ценный опыт и смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства (Лебедева, 2019).

Цель исследования заключается в изучении динамики тревожности подростков в процессе реализации кор-рекционной программы методами арт-терапии. Мы предполагали, что коррекционная программа с использованием методов арт-терапии способствуют снижению тревожности у подростков, улучшению самооценки и повышению уровня уверенности в себе.

Материалы и методы

Для решения поставленных исследовательских задач были использованы:

• шкала социально-ситуативной тревоги Кондаша. Данная шкала оценивает ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьный тип тревожности); ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная тревожность) и ситуации общения (межличностная тревожность);

• диагностика самооценки Т. Дембо — С. Рубинштейн (адаптация A.M. Прихожан). Данная методика основана на шкалировании личностных качеств субъектом и содержит 7 шкал: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе;

• шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина). Данная шкала содержит два списка утверждений, соответствующих личностной или реактивной тревожности, для каждого из которых необходимо указать степень соответствия актуальному состоянию испытуемого.

Данные, полученные по всем трем методикам, подвергнись статистическому анализу с применением U-критерия Манна-Уитни.

На диагностическом этапе исследования было проведено первичное тестирование респондентов по выбранным методикам и их разделение на контрольную и экспериментальную группы. Экспериментальная группа реципиентов, состоящая из подростков, у которых было выявлено наличие тревожности, была разделена на две группы произвольным образом численностью в 23 и 22 человека для участия в коррекционной программе.

На обобщающем этапе была разработана и проведена адаптированная коррекционная программа, направленная на снижение тревожности у подростков методами арт-терапии. Данная программа состоит из восьми занятий продолжительностью один час, проводимых один раз в неделю.

Коррекционный модуль включает три блока, куда входят упражнения на повышение самооценки, овладение навыками саморегуляции и расслабления, развитие уверенности и самоконтроля с использованием дыхательных, письменных практик, импровизации. Художественные материалы включали краски, карандаши.

На заключительном этапе исследования было проведено повторное тестирование контрольной и эмпирической групп по выбранным методикам и осуществлено сравнение результатов, полученных до и после проведения коррекционной программы.

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 84 подростка (45 девочек и 39 мальчиков), обучающихся 9-х классов (возраст 14—16 лет) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 46» г. Ростова-на-Дону.

На диагностическом этапе исследования анализ полученных данных с помощью шкалы социально-ситуативной тревоги О. Кондаша показал, что в данной выборке выявлена тревожность выше нормальной у 54,0 % респондентов. Результаты диагностики не выявили тревожность у 46,3 % подростков, поэтому в дальнейшем исследовании они участия не принимали. Выборка, состоящая из оставшихся 45 подростков, у которых было выявлено наличие тревожности, была разбита на две группы произвольным образом численностью в 23 и 22 человека соответственно. Результаты распределения данных тестирования в экспериментальной и контрольной группе представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Средние значения типов тревожности в эмпирической группе и контрольной группах до проведения коррекционных занятий

80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

69,93

67,57

1

>2,13 21,33 >3,93 23,23 3,87 23,00

Контрольная группа

Эмпирическая группа

(ДО)

Школьная Самооценочная Межличностная Уровень общей

тревожности

Согласно рисунку 1, у обеих групп был выявлен повышенный уровень по всем типам тревожности. Значения, характеризующие межличностную тревожность в обеих группах, близки к верхним границам, что означает наличие некоторой сложности в налаживании отношений внутри коллектива у всех его участников. С помощью критерия Манна-Уитни было подтверждено отсутствие статистически значимых различий в исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами (на уровне значимостир = 0,05).

Сравнительный анализ показал наличие значимых различий у мальчиков и девочек по школьному и межличностному видам тревожности (методика О. Кондаша), а также уровню общей тревожности. Эти показатели значимо выше у мальчиков, чем у девочек.

Анализ результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн и шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера также подтвердил эквивалентность двух групп.

После проведения коррекционной программы среди участников экспериментальной выборки был проведен заключительный этап исследования, в ходе которого было осуществлено повторное тестирования контрольной и экспериментальной групп с помощью выбранных методик. Полученные данные были статистически проанализированы на наличие различий с помощью и-критерия Манна-Уитни. Результаты статистической обработки данных по методике О. Кондаша представлены в таблице 1.

Статистическая обработка полученных данных с помощью и-критерия Манна-Уитни позволила выявить достоверно значимые различия только по шкале самооценочная тревожность. Участники эмпирической группы продемонстрировали значительное снижение уровня самооценочной тревожности по сравнению с контрольной группой. Отмеченная динамика указывает на снижение напряжённости и неудовлетворённости относительно представления о себе.

Результаты сравнения данных, полученных в ходе повторного тестирования самооценки (Дембо-Рубинштейн) представлены в таблице 2.

Таблица 1

Показатели значимости различий типов тревожности в эмпирической и контрольной группах после проведения коррекционной программы (методика Кондаша)

Тип тревожности Эмпирическая Эмпирическая Контрольная р-1еуе1

группа до проведения группа после проведения группа и

программы Ш программы и2

Школьная 928,0 902,0 463,0 0,853

Самооценочная 1061,5 768,5 596,5 0,030

Межличностная 995,5 834,5 530,5 0,235

Общая 997,0 833,0 532,0 0,228

Таблица 2

Показатели значимости различий самооценки в эмпирической и контрольной группах после проведения

коррекционных занятий (методика Дембо-Рубинштейн)

Показатель Эмпирическая Эмпирическая Контрольная р-1еуе1

группа до проведения группа после проведения группа и

программы Ш программы 112

Ум, способности 1132 698 624,5 0,0070

Характер 1090 740 566,0 0,0790

Авторитет 1042 788 570,5 0,0683

у сверстников

Умение многое

делать своими 972 858 481,5 0,6370

руками

Внешность 1085 745 598,5 0,0230

Уверенность в себе 1189 641 692,5 0,0000

Анализ результатов исследования самооценки в эмпирической группе свидетельствует, что наблюдается достоверный положительный сдвиг показателей «Ум, способности» и «Уверенность в себе». Такая значимая разница в показателях указывает на более высокий уровень уверенности в себе у участников эмпирической группы.

Было проведено сравнение результатов эмпирической и контрольной группы после проведения коррекци-онных занятий по методике Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ханиной. Итоговые результаты свидетельствуют о наличии статистически значимых различий между двумя группами по показателю «ситуативная тревожность» и подтверждают более высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе (табл. 3).

Таблица 3

Показатели значимости различий тревожности в эмпирической и контрольной группах после проведения коррекционных занятий (методика Ч. Д. Спилбергера)

Показатель Эмпирическая Эмпирическая Контрольная р-1еуе1

группа до проведения группа после проведения группа и

программы Ш программы Ш

Ситуативная 2906 4354 1074,0 0,000136

тревожность

Личностная 3513 3747 1659,0 0,460225

тревожность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, потенциал коррекционной программы по снижению тревожности средствами арт-терапии у подростков был подтвержден. Анализ данных по всем методикам показал, что у участников эмпирической группы снизилась ситуативная и самооценочная тревожность, тогда как в контрольной группе изменений не наблюдалось. Кроме того, стоит отметить, что в результате анализа результатов повторной диагностики методикой Дембо-Рубинпггейн отметилось повышение уровня уверенности в себе. В результате проведения коррекционных занятий значительно уменьшилось количество детей с повышенным и немного повышенным уровнем тревожности. Общий эмоциональный фон подростков улучшился, повысились уверенность в себе, снизились напряженность.

Обсуждение результатов

Результаты проведённого исследования свидетельствуют, что групповые арт-терапевтические занятия с подростками способствуют снижению исходного уровня тревожности подростков, а именно самооценочной и ситуативной тревожности, коррекции оценки собственных способностей, достаточных для достижения важных целей и удовлетворения потребностей, нахождению личностных ресурсов для преодоления трудностей. Большое значение для снижения напряжённости имеет позитивное переформулирование отношения к тревоге, восприятие и осмысление ее не как угрозы, а в качестве импульса к конструктивному ее преобразованию.

На сегодняшний день в различных образовательных учреждениях активно применяется инновационный подход, основанный на техниках арт-терапии. Арт-терапевтические методы несут в себе большой потенциал для образовательной среды, так как одновременно с развивающими функциями творчества в образовательном процессе включают возможность для комплексной гармонизации личности ребенка, диагностики его личностных состояний, проблем, связанных с разнообразными факторами, что в свою очередь, является основой для подбора направлений коррекционной работы с подростками.

Умеренный уровень тревоги создает предпосылки для поиска и активизации всех ресурсов человека с одновременным разрушением и заменой неэффективных способов поведения на результативные (Кашапов и Кудрявцева, 2021). Тревога, в здоровом ее понимании, активизирует организм к действию, запускает механизм адаптации к действию, подпитывает жизнестойкость, поэтому может являться ресурсом (Кашапов и Кудрявцева, 2021; Хабиев, 2020).

Полученные нами результаты об эффективности метода групповой арт-терапии для коррекции тревожных состояний у подростков соотносятся с результатами исследования A. Jena, которое описали в своей русскоязычной работе Джепарова и Цветкова (2022). В данном исследовании установлено положительное влияние атмосферы взаимоподдержки на состояние подростков. Нам также удалось углубить представления об эффективности арт-терапии в работе с подростками, которые привнесли в научное знание Евсеенкова, Белогай и Борисенко (2020): им удалось установить, что арт-терапия приводит к повышению уровня эмоциональной регуляции подростков, которая, в свою очередь, тесно связана с тревожностью и ее проявлениями.

Схожее исследование было проведено Кузенко и Гаркуша (2020) на выборке младших школьников: они также провели эксперимент по формированию личностных качеств, необходимых для снижения уровня тревожности, с применением методов арт-терапии. Наше исследование дополнило спектр качеств и навыков, необходимых для снижения уровня тревожности, которые можно сформировать с помощью арт-терапии.

Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в психологическом сопровождении тревожных подростков, а классными руководителями, социальными педагогами и школьными психологами для осуществления педагогической и психологической поддержки детей.

Список литературы

Астапов, В. М. и Вакнин, В. Е. (2023). Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: учебное пособие для вузов. Юрайт.

Джепарова, Ю. В. и Цветкова, С. Е. (2022). Изучение вопроса воздействия арт-терапии в исследованиях англоязычных авторов. Проблемы современного педагогического образования, 76—3, 264—267.

Евсеенкова, Е. В., Белогай, К. Н. и Борисенко, Ю. В. (2020). Развитие эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 31, 16—29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.202Q.31.16

Казанцева, Н. В. (2023). Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ. В Преемственная система инклюзивного образования: современные вызовы. Материалы XII Международной научно-практической конференции (С. 94—96). Издательство «Познание»

Кашапов, М. М. и Кудрявцева А. А. (2021). Тревожность и тревога как личностный ресурс. Ярославский психологический вестник, 7(49), 22—26.

Копытин, А. И. (2021). Репортаж о международной научно-практической онлайн-конференции «Экологическая арт-терапия: международные и межкультурные перспективы». Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, /0(1), 86-93. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2Q21-10-l-86-93

Копытин, А. И. (2012). Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. Когито-Центр.

Кузенко, С. С. и Гаркуша, Т. В. (2020). Влияние арт-терапии на снижение уровня тревожности у школьников. Мир университетской науки: культура, образование, 9,221-232. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-Q9-221-232

Лебедева, JI. Д. (2019). Прием «art-therapy cleaning» в практике восстановительной арт-терапии. В Психология и социальная работа в современном здравоохранении: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (С. 98-102). Волгоградский государственный медицинский университет.

Мусатова, К. А. (2020). Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии. Молодой ученый, 23(313), 557-559.

Прихожан, А. М. (2010). Психокоррекционная работа с тревожными детьми. Знание. Сусанина, И. В. и Пруцков, А. В. (2022). Актуальные направления арт-терапии (библиометри-ческий анализ). Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 70(2(37)), 179-190. https://doi.org/10.23888/humJ2022102179-190

Хабиев, Т. Р. (2020). Взаимосвязь жизнестойкости и личностной тревожности у лиц подросткового возраста. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 197, 170-179.

Tafti, А. М., Azizi, R. Z. & Mohamadzadeh, S. (2021). A comparison of the diagnostic power of FEATS and BenderGestalt test in identifying the problems of students with and without specific learning disorders. The Arts in Psychotherapy, 73,101760. http://doi.Org/10.1016/j.aip.2021.101760

Goldner, L., Lev-Wiesel, R. & Binson, B. (2021). Perceptions of child abuse as manifested in drawings and narratives by children and adolescents. Frontiers in Psychology, 11, 562972. http://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.562972

Novo, R. N., Novo Munoz, M. M., Cuellar-Pompa, L. & Rodriguez Gomez J. A. (2021). Trends in Research on Art Therapy Indexed in the Web of Science: A Bibliometric Analysis. Frontiers in Psychology, 12, 752026. http://doi.org/10.3389/fpsvg.2021.752Q26

Tang, Y. (2021). Art therapy: intervention study of immersive interaction animation on children with ADHD. E3S Web of Conferences, 271,4. http://doi.org/10.1051/e3sconf202127103Q48

References

Astapov, V. M. and Vaknin, V. E. (2023). Emotional disorders in childhood and adolescence. Anxiety disorders: a textbook for universities. Urait.

Dzheparova, Yu. V. and Tsvetkova, S. E. (2022). The study of the impact of art therapy in the research of English-speaking authors. Problems of modern pedagogical education, 76—3, 264—267.

Evseenkova, E. V., Belogai, K. N. and Borisenko, Yu. V. (2020). The development of emotional self-regulation of adolescents by means of art therapy in the context of prevention of suicidal behavior. The Bulletin of Irkutsk State University, 31, 16-29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.202Q.31.16

Goldner, L., Lev-Wiesel, R. & Binson, B. (2021). Perceptions of child abuse as manifested in drawings and narratives by children and adolescents. Frontiers in Psychology, 11, 562972. http://doi.org/10.3389/fipsyg.2020.562972

Kashapov, M. M. and Kudryavtseva A.A. (2021). Anxious and anxiety as a personal resource. Yaroslavl Psychological Vestnik, /(49), 22-26.

Kazantseva, N. V. (2023). Using art therapy methods in working with children with disabilities. In Continuous system of inclusive education: modern challenges. Materials of the XII International Scientific and Practical Conference (pp. 94—96). Publishing house "Poznanie".

Khabiev, T. R. (2020). The relationship between resilience and personal anxiety in adolescents. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 197, 170-179.

Kopytin, A. I. (2012). Methods of art therapy for children and adolescents. Native andforeign experience. The Cogito Center.

Kopytin, A. I. (2021). Report on the international scientific and practical online conference "Ecological art therapy: international and intercultural perspectives." Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 10(1), 86-93. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2Q21-10-l-86-93

Kuzenko, S. S. and Garkusha, Т. V. (2020). The effect of art therapy on reducing anxiety levels in schoolchildren. The world of academia: culture, education, 9, 221-232. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-09-221-232

Lebedeva, L. D. (2019). The technique of "art therapy cleaning" in the practice of restorative art therapy. In Psychology and Social work in modern healthcare: Materials of the III All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the 15th anniversary of the Faculty of Social Work and Clinical Psychology of Volgograd State Medical University (pp. 98-102). Volgograd State Medical University.

Musatova, K. A. (2020). Diagnosis and correction of anxiety in deviant adolescents by means of art therapy. Young scientist, 23(313), 557-559.

Novo, R. N., Novo Munoz, M. M., Cuellar-Pompa, L. & Rodriguez Gomez J. A. (2021). Trends in Research on Art Therapy Indexed in the Web of Science: A Bibliometric Analysis. Frontiers in Psychology, 12, 752026. http://doi.org/10.3389/fpsvg.2021.752Q26

Prikhozhan, A.M. (2010). Psychocorrective work with anxious children. Knowledge.

Susanina, I. V. and Prutskov, A. V. (2022). Current trends in art therapy (bibliometric analysis). Personality in a changing world: health, adaptation, development, 70(2(37)), 179-190. https://doi.org/l0.23888/humJ2022102179-190

Tafti, A. M., Azizi, R. Z. & Mohamadzadeh, S. (2021). A comparison of the diagnostic power of FEATS and BenderGestalt test in identifying the problems of students with and without specific learning disorders. The Arts in Psychotherapy, 73, 101760. http://doi.org/10.1016/j.aip.2021.101760

Tang, Y. (2021). Art therapy: intervention study of immersive interaction animation on children with ADHD. E3S Web of Conferences, 271, 4. http://doi.org/10.1051/e3sconf/202127103048

Об авторе:

Людмила Валентиновна Косикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Южный федеральный университет (Российская Федерация, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая,

105/42), ORCID, kosikova_l@mail.ru

Поступила в редакцию 05.11.2023 Поступила после рецензирования 29.11.2023 Принята к публикации 01. 12.2023

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

About the Author:

Lyudmila Valentinovna Kosikova, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Department of Educational Psychology, Southern Federal University (105/42, B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation), ORCID, kosikova_l@mail.ru

Received 05.11.2023 Revised 29.11.2023 Accepted 01.12.2023

Conflict of interest statement

The author does not have any conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.