Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РЕЛАКСАЦИЯ / РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Каширина Ксения Алексеевна

В статье описаны результаты научного психологического эксперимента по исследованию воздействия релаксационных упражнений на тревожность подростков. Раскрывается определение ситуативной и личностной тревожности, рассмотрены подходы к пониманию релаксации в научной литературе. Описаны используемые методы и методики исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты проведенного эксперимента, в которых отражается влияние релаксационных упражнений на ситуативную и личностную тревожность подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Каширина Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF RELAXATION EXERCISES ON ADOLESCENT ANXIETY

The article describes the results of a scientific psychological experiment to study the effect of relaxation exercises on adolescent anxiety. The definition of reactive and personal anxiety is revealed, approaches to understanding relaxation in the scientific literature are considered. The research methods and techniques used are described, the sample is characterized. The results of the conducted experiment are presented, which reflect the influence of relaxation exercises on the reactive and personal anxiety of adolescents.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

Среди подростков 12-13 лет мы получили 70% ответов, в которых «стройность» и «худоба» звучат как критерий красоты. В последней группе (подростки от 14 до 17 лет - 12 человек) мы встретили 50% ответов, в которых красота тела представлена через его объемы. Суммируя ответы подростков от 12 до 17 лет, мы также можем сделать вывод о том, что такое восприятие красоты тела чаще встречается у девушек: 8 из 10 девушек определили красоту тела через его объем, в то время, как у мальчиков таких ответов встретилось 6 из 12.

Выводы. Исследование демонстрирует тот факт, что дети 4-6 летнего возраста описывают красивое тело через множество субъективно значимых характеристик и отношений. Это хорошо находит подтверждение в реальных наблюдениях за детьми: для любого ребенка его мама - самая красивая, а папа - самый сильный. Ближе к подростковому возрасту, для которого наиболее присуща ориентация на действующие социальные стандарты, масса и объем тела являются ведущими критериями красоты. При этом юноши и девушки придают разное значение красоте в соответствии с полом: часто в своих ответах они отмечают, что «красивое» женское тело - стройное, а «красивое» мужское - накачанное.

Представление о «красивом теле» является социально-сконструированным понятием. Это трансформация взглядов, норм, ценностей, совместно с которыми меняются представления о «хорошем», «красивом», «приватном», «желаемом». Такие изменения представляют собой охват социальных, культурных, исторических, экономических условий развития общества.

Несмотря на ориентацию младших школьников и подростков на социальный идеал «стройного тела», в каждой возрастной группе встречались ответы, демонстрирующие способность увидеть красоту в абсолютно разных проявлениях.

Завершим статью следующей иллюстрацией: «Красивое тело - это здоровое тело. Линии мышц - от шеи и до лопаток, прогиб поясницы и четко очерченные бедра. Если положить руку на спину, можно ощутить, как перекатывается под кожей сила, мягко касается твоих пальцев чужая жизнь. Красивое тело - тело с личной историей: за каждым шрамом, каждой растяжкой и сколотым зубом, за полнотой и ломкими ногтями прячется жизнь - подойди, дотронься, узнай, что пережил этот человек. Красота - она в уникальности: круглый след от ожога, горбинка на носу, узловатые пальцы или сутулые плечи - главное не смотреть, а видеть. Любое тело красиво, пока оно двигается и живет. Мне нравятся люди с «неидеальными» телами: со шрамами или с полнотой, с растяжками или следами ожогов. Такие люди живут не для тела, это тело живет для них, а самое красивое, что может быть в человеческом теле - это жажда жизни» (Лиза К., 17 лет).

Литература:

1. Волохова, В.И. К вопросу о современном пространстве социально-сконструированных понятий / В.И. Волохова, Д.М. Шабанов // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА. -2020. - Ч. 4, Вып. 69. - С. 305-307

2. Гурина, Е.С. Трансформация телесности в эпоху цифровизации / Е.С. Гурина // Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2022: сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. - 2022. - С. 100-107

3. Кон, И.С. Клубничка на березке. Сексуальная культура в России / И.С. Кон. - М.: Время, 2010.

4. Куницына, В.Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростка / В.Н. Куницына // Вопросы психологии: четырнадцатый год издания. - М.: Просвещение. - 1968. - N 1. - С. 90-100

5. Лапина, Ю. Тело, еда, секс и тревога: что беспокоит современную женщину. Исследование клинического психолога / Ю. Лапина. - М.: «Альпина Диджитал». - 2017.

6. Скэрдеруд, Ф. Беспокойство. Путешествие в себя / Ф. Скэрдеруд. - Самара: «Бахрах-М». - 2003.

7. Тарханова, П.М. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом / П.М. Тарханова, А.Б. Холмогорова // Психологическая наука и образование. - 2011. - Т. 16. - N 5. -C. 52-60

8. Хирш, М. «Это мое тело... и я могу делать с ним что хочу»: Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела / М. Хирш. - М.: Когито-Центр. - 2018.

9. Холмогорова, А.Б. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре / А.Б. Холмогорова, А.А. Дадеко // Медицинская психология в России. - 2010. - N 3. - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 16.03.2015)

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); психолог Каширина Ксения Алексеевна ГБУЗ Мысковская городская больница № 1 (г. Новокузнецк)

ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье описаны результаты научного психологического эксперимента по исследованию воздействия релаксационных упражнений на тревожность подростков. Раскрывается определение ситуативной и личностной тревожности, рассмотрены подходы к пониманию релаксации в научной литературе. Описаны используемые методы и методики исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты проведенного эксперимента, в которых отражается влияние релаксационных упражнений на ситуативную и личностную тревожность подростков.

Ключевые слова: реактивная и личностная тревожность, подростковый возраст, релаксация, релаксационные упражнения, эксперимент.

Annоtation. The article describes the results of a scientific psychological experiment to study the effect of relaxation exercises on adolescent anxiety. The definition of reactive and personal anxiety is revealed, approaches to understanding relaxation in the scientific literature are considered. The research methods and techniques used are described, the sample is characterized. The results of the conducted experiment are presented, which reflect the influence of relaxation exercises on the reactive and personal anxiety of adolescents.

Key words: reactive and personal anxiety, adolescence, relaxation, relaxation exercises, experiment.

Введение. Актуальность данного исследования определяется тем, что подростковый возраст является подготовительным этапом ко взрослой жизни, специфика которого заключается в эмоциональной лабильности, интенсивным протеканием психологических и физиологических изменений. Вместе с тем наблюдается рост нагрузки на

психику подростков: важность поддержания оптимального уровня когнитивных процессов и высокой работоспособности, смена эмоциональных состояний по причине скорого наступления экзаменов, беспокойство о дальнейших жизненных планах и целях, необходимость выбора о дальнейшем поступлении в профессиональное образовательное учреждение. Совокупность указанных требований находит свое проявление в повышении тревожности, с которой трудно справиться подростку, психика которого в данный пубертатный период неустойчива, выражена в повышенной чувствительности к оценке окружающих и своём категоричном отношении к ним, постоянном беспокойстве. Важной задачей для практических психологов, родителей и самих подростков является овладение способами регуляции эмоционального состояния. Среди множества различных психологических методов, используемых в психокоррекционных программах, значительно выделяется метод релаксации, направленный снижение психической напряженности посредством саморегуляции и развития контроля поведения, состояний и мыслей, что приводит к успешной адаптации к требованиям образовательного процесса и обеспечения эффективного обучения.

Изложение основного материала статьи. Особенности тревожности подростков связаны с повышенной чувствительностью к своим неудачам, трудностями выстраивания межличностных отношений со сверстниками, а также внешними биологическими и гормональными изменениями. Возникновение и закрепление тревожности обусловлено неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, это обусловливается особенностями Я-концепции, отношением к себе [1, 2]. Помимо этого, настоящая система образования, находящаяся на этапе активного развития, не в полной мере способствует осознанному выбору подростков своего дальнейшего пути и успешному завершению школьного этапа. В связи с чем большое количество выпускников не имеют возможности подстроится под современные требования образовательной системы и принять верный выбор своего последующего направления. Все эти факторы способствуют повышению тревожности подростков на завершающем этапе основного образовательного процесса.

Различия в проявлении тревожности изучались с разных точек зрения, например с позиции воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.А. Плоткин) и с позиции социального статуса (В.Р. Кисловска, Н.В. Имедадзе).

Согласно Ч.Д. Спилбергеру, тревожность - специфичное состояние, проявляющееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся переживанием необоснованных страхов, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальному осуществлению актуальной деятельности или межличностному взаимодействию. Тревожность принято разделять на ситуативную (связанную с какой-либо ситуацией) и личностную (свойство личности, обуславливающее склонность переживать тревогу). В.И. Демидова указывает, что ситуативная тревожность характеризует состояние человека в определенный момент, она связана с конкретной ситуацией. Личностная тревожность трактуется как личностная характеристика человека, проявляющаяся в постоянном чувстве беспокойства, в склонности воспринимать любые события как угрожающие [3, 5].

В процессе изучения научных исследований, мы можем заключить, что вопрос о воздействии упражнений релаксационного характера на психику был рассмотрен многими современными исследователями.

В начале 20 века В. Кеннон определил, что в трудных ситуациях у человека возникают эмоциональные реакции, выраженные в активном изменении различных функциональных и моторных функций, которые обуславливают мобилизацию ресурсов организма. Российские исследователи во главе с Ю.Н. Алляновым рассматривают образовательную деятельность как конкретный пример стрессовой ситуации, насыщенной эмоциями. Одним из современных и часто используемых методов коррекции и профилактики стресса и тревожности исследователи называют релаксацию. Н. К. Зиналиева под релаксацией понимает специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Результатом релаксации представляется развитие универсального механизма снижения психической напряженности [6]. Функции релаксации заключаются в том, что организм снижает степень возбуждения, приобретает возможность снизить интенсивность напряжения и получает возможность актуализировать новые ресурсы для выживания и самовосстановления. Процесс глубокого мышечного и ментального расслабления благотворно влияет на вегетативную нервную систему, положительно сказывающееся на деятельности внутренних органов [6, 8]. О.Г. Коурова указывает на важность овладения подростками элементарными способами релаксации в период обучения для успешной адаптации и повышения эффективности обучения.

В нашем исследовании респондентами выступили учащиеся старших классов (с 9 по 11 классы). Для этого возраста характерно наличие кризиса, который связан со становлением личности как субъекта собственного развития. Основным процессом на данном возрастном этапе является развитие самосознания.

Объектом нашего исследования выступила тревожность подростков.

Предметом стало влияние релаксационных упражнений на тревожность подростков.

Цель исследования: выявить влияние релаксационных упражнений на тревожность подростков.

Гипотезой выступило предположение о том, что релаксационные упражнения способствуют снижению тревожности подростков.

Для достижения цели и проверки поставленной гипотезы мы использовали следующие методы: анализ теоретического материала, психодиагностическое тестирование, эксперимент, метод математико-статистической обработки (^критерий Стьюдента).

В нашем исследовании приняло участие 30 обучающихся МКОУ СШ № 30 г. Новокузнецка, из которых 15 человек -участники экспериментальной группы и 15 человек - участники контрольной группы. Возраст испытуемых варьируется в пределах от 14 до 16 лет.

Для получения эмпирических данных об уровне тревожности учащихся были использованы следующие методики: «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина), методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе), интегративный тест тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев).

Для определения воздействия релаксационных упражнений на тревожность подростков мы использовали метод математической статистики: оценку достоверности отличий между изменениями показателей в контрольной и экспериментальной группе по ^критерию Стьюдента.

Результаты входной диагностики описаны по среднему показателю по всей выборке и среднего значения диагностики отдельно по экспериментальной и контрольной группам.

Полученные данные по всей выборке по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности», Ч.Д. Спилбергер (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина) свидетельствуют о наличии какого-либо фактора, вызывающего беспокойство и тревогу у обучающихся. Показатель ситуативной тревожности для всей выборки равен 41,73 ± 2,3, что характеризует наличие среднего уровня. Показатель личностной тревожности для всей выборки составил 34,13 ± 1,5, что также соответствует среднему уровню. В экспериментальной группе показатели ситуативной и личностной тревожности равны 40,3 ± 2,1 и 34,9 ± 3,2 соответственно. В контрольной группе показатели ситуативной и личностной тревожности

равны 43,2 ± 1,2 и 33,4 ± 2,3. Такие показатели соответствуют среднему уровню тревожности. Обследуемые школьники обладают умеренной тревожностью, готовы в трудный момент или при возникновении угрозы оптимизировать свои личностные ресурсы. Однако они также могут утомляться быстрее остальных, демонстрировать раздражительность, напряженность.

По результатам входной психодиагностики по методике измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) показатель тревожности для всей выборки равен 30,53 ± 3,2 и эквивалентен высокому уровню. В экспериментальной группе показатель тревожности равен 31,9 ± 1,2. В контрольной группе показатель тревожности равен 27,6 ± 2,1. Такие показатели также соответствуют высокому уровню тревожности. В обеих группах можно наблюдать высокую обеспокоенность каким-либо фактором, переживание тревоги, эмоционального напряжения, неблагополучия, у таких учащихся наблюдается снижение работоспособности.

По результатам входной диагностики по интегративному тесту тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев) были получены следующие результаты тревожности для всей выборки. Показатель ситуативной тревожности для всей выборки равен 4,83 ± 0,5, что характеризует наличие среднего уровня. Показатель личностной тревожности для всей выборки равен 3,77 ± 0,3, что соответствует среднему уровню личностной тревожности. В настоящий момент все респонденты характеризуются незначительным понижением эмоционального фона, легкой напряженности, незначительной усталостью, отсутствием активности. Им не хватает уверенности в себе, наблюдается повышенная восприимчивость страхов и угроз от внешних ситуаций. Они могут проецировать свои страхи на текущее положение дел, но не делают на этой основе преждевременного вывода. Результаты входной диагностики экспериментальной и контрольных групп свидетельствуют, что в экспериментальной группе показатели ситуативной и личностной тревожности равны 5 ± 0,2 и 3,9 ± 0,1 соответственно. В контрольной группе показатели ситуативной и личностной тревожности равны 4,7 ± 0,15 и 3,6 ± 0,1. Полученные показатели соответствуют среднему уровню тревожности, который может характеризоваться готовностью в трудный момент или при возникновении угрозы оптимизировать свои личностные ресурсы. Однако такие люди могут утомляться быстрее остальных, демонстрировать легкую раздражительность, напряженность.

Таким образом, по результатам входного психодиагностического тестирования можно сделать вывод, что в целом общий уровень тревожности по всей выборке находится на среднем уровне, с тенденцией к увеличению. Между экспериментальной и контрольной групп нет значимых различий.

После проведения эксперимента (состоявшего в выполнении релаксационных упражнений) и сравнения результатов входной и выходной диагностики в экспериментальной и контрольной группах мы выявили, что по методике Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности», Ч.Д. Спилбергера, показатели тревожности статистически значимо снизились (р < 0,01). Для методики измерения уровня тревожности, Дж. Тейлор, полученный результат также свидетельствует о снижении тревожности (р < 0,01). Согласно результатам диагностики с использованием методики интегративного теста тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев) показатель ситуативной тревожности тоже статистически значимо снизился (р < 0,05), личностная тревожность осталась без изменений.

Следовательно, релаксационные упражнения повлияли на снижение тревожности учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что релаксационные занятия снижают уровень тревожности, нашла свое экспериментальное подтверждение.

По результатам проведенного исследования были сформированы следующие рекомендации для подростков:

- сосредоточиваться не на всех своих затруднениях и проблемах, а на том, какие действия выполнить представляется наиболее эффективным «здесь и сейчас»;

- важно помнить про реализацию своих интересов. Это позволит переключать свою психику от угрожающих, тревожных ситуаций, приобретать ресурс самовыражения, развития личности;

- у эмоции тревоги есть и положительные качества, как мобилизующего фактора для организма. С ее помощью все люди имеют возможность успешно адаптироваться к условиям окружения, оптимизировать свои личностные ресурсы для преодоления трудностей. Есть множество возможностей научиться управлять таким состоянием, начав с мысли о пользе тревоги;

- систематично практиковать упражнения релаксации при наличии большого количества трудностей: во время небольших перерывов или в конце дня медитировать, выполнять упражнения по регулированию дыхания, снижению физического напряжения.

Выводы. Подростковый возраст предъявляет высокие требования к работоспособности и профессиональному самоопределению подростков, их повышенная в этот кризисный период долгое переживание тревоги препятствует успешной адаптации и ухудшает самочувствие, снижет показатели умственной и физической работоспособности. Тревожность становится дезадаптивной, если она наблюдается постоянно или развивается под действием стимулов, не несущих реальной угрозы. В общем виде, специфичное состояние, проявляющееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся переживанием необоснованных страхов, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальному осуществлению актуальной деятельности или межличностному взаимодействию. Тревожность разделяется на ситуативную (связанную с какой-либо ситуацией) и личностную (свойства личности, обуславливающего склонность к переживанию тревоги).

В результате входной диагностики по всей выборке испытуемых до проведения релаксационных упражнения у подростков были выявлены следующие показатели тревожности: по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности», Ч.Д. Спилбергера показатель ситуативной и личностной тревожности находится на среднем уровне. По методике измерения уровня тревожности по методике Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) показатель тревожности соответствует высокому уровню. По интегративному тесту тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев) показатели ситуативной и личностной тревожности находятся на среднем уровне. На этой основе было определено, что обследуемые подростки испытывают тревогу, выражающуюся в повышенном беспокойстве, усталости или эмоциональном напряжении, а также имеют тенденцию к повышению рассматриваемого состояния.

После проведения эксперимента (состоявшего в выполнении релаксационных упражнений) и сравнения результатов входной и выходной диагностики в экспериментальной и контрольной группах было выявлено статистически значимое снижение реактивной и личностной тревожности (по методике Ч.Д. Спилбергера) (р < 0,01), показателя тревожности (по методике Дж. Тейлора) (р < 0,01) и показателя ситуативной тревожности (по методике А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева) (р < 0,05).

Таким образом, реализация релаксационных упражнений статистически значимо воздействует на снижение тревожности подростков. Это обусловливает эффективность использования релаксационных упражнений в работе школьных психологов в системе психологического сопровождения подростков в программах по оптимизации психических состояний и снижению тревожности.

Литература:

1. Афанасьева, И.А. Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры / И.А. Афанасьева, И.Г. Виноградов, А.В. Токарева, Д.Д. Дальский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 6 (148). - С. 20-23

2. Быховец, Ю.В. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса / Ю.В. Быховец, М.А. Падун // «Клиническая и специальная психология». - 2020. - № 1. - С. 78-89

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология личности / Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. - Москва: АСТ, 2019. - 350 с.

4. Городецкая, И.В. Исследование ситуативной и личностной тревожности / И.В. Городецкая, Н.Ю. Коневалова, В.Г. Захаревич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2019. - № 5. - С. 120-127

5. Залевский, Г.В. Личность и фиксированные формы поведения: монография / Г.В. Залевский. - Москва: ИП РАН, 2017. - 336 с.

6. Зиналиева, Н.К. Влияние релаксационных методик на психологическое состояние человека / Н.К. Зиналиева, А.Е. Нартова // Вестник Брянского гос. университета. - 2013. - № 1. - С. 169-172

7. Сундеева, Л.А. К вопросу о детской тревожности и страхе / Л.А. Сундеева, Е.А. Шейкина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - № 4 (21). - С. 410-412

8. Щербатых, Ю.В. Методики диагностики тревоги и тревожности - сравнительная оценка / Ю.В. Щербатых // Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». - 2021. - № 2. - С. 85-104

Психология

УДК 37.015.3:159.922

кандидат психологических наук Додзина Оксана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются один из аспектов социально-психологической компетентности подростков с общим психическим недоразвитием - межличностные отношения со сверстниками. Результаты экспериментального изучения социометрических характеристик группы подростков с общим психическим недоразвитием сопоставляются с данными нормативно развивающихся сверстников. Сравнительный анализ экспериментальных данных характеризует особенности социометрических статусов, взаимность эмоциональных предпочтений, устойчивость групп межличностных предпочтений и характер отвержений в классе подростков с общим психическим недоразвитием. Выявленные особенности социометрических характеристик группы подростков с общим психическим недоразвитием интерпретируются с учетом специфики интеллектуального дефекта.

Ключевые слова: социально-психологические компетенции, межличностные отношения, социометрический статус, взаимность эмоциональных предпочтений, устойчивость групп межличностных предпочтений, характер отвержений в группе, подростки с общим психическим недоразвитием (умственной отсталостью).

Anmtation. The article discusses one of the aspects of socio-psychological competence of adolescents with general mental underdevelopment - Interpersonal relationships with peers. The results of an experimental study of the sociometric characteristics of a group of adolescents with general mental underdevelopment are compared with the data of normatively developing peers. A comparative analysis of experimental data characterizes the features of sociometric statuses, the reciprocity of emotional preferences, the stability of interpersonal preference groups and the nature of rejections in the class of adolescents with general mental underdevelopment. The revealed features of sociometric characteristics of a group of adolescents with general mental underdevelopment are interpreted considering the specifics of the intellectual defect.

Key words: socio-psychological competencies, interpersonal relationships, sociometric status, reciprocity of emotional preferences, stability of groups of interpersonal preferences, nature of rejection in the group, adolescents with mental retardation (intellectual disabilities).

Введение. Актуальность исследования социально-психологических особенностей подростков с общим психическим недоразвитием обусловлена социальной природой психического развития человека. Согласно культурно-исторической концепции, развитие психики - это непрерывный процесс присвоения индивидом результатов сотрудничества с другими людьми и отношений с ними [3]. Особое значение социально-психологические аспекты развития приобретают в подростковом возрасте. Реализуясь в ведущем виде деятельности подросткового возраста - интимно-личностном общении, социально-психологические компетенции становятся объектом рефлексии подростков и основным фактором личностного развития.

Развитие лиц с общим психическим недоразвитием подчиняется тем же закономерностям что и онтогенез [2] поэтому становление социально-психологических компетенций играет не менее значимую роль и в их развитии. В то же время известно, что интеллектуальный дефект придаёт становлению социально-психологических компетенций качественное своеобразие, которое важно исследовать с целью последующей оптимизации личностного развития, социализации и социальной интеграции детей и подростков с общим психическим недоразвитием.

Под социально-психологическими компетенциями подразумевают психологические свойства личности, позволяющие строить продуктивные отношения с окружающими; навыки построения отношений; самосознание; характер межличностных отношений с различными социальными группами. В данном исследовании рассматривается один из важных компонентов социально-психологической компетентности подростков с общим психическим недоразвитием -особенности их межличностных отношений со сверстниками.

Изложение основного материала статьи. Межличностные отношения - это эмоционально мотивированные, субъективные переживания объективных взаимосвязей между людьми, проявляющиеся во взаимных влияниях субъектов, друг на друга осуществляемых в процессе совместной деятельности и общения [6].

Определяя понятие «межличностные отношения» Я.Л. Коломинский, Г.М. Андреева, Е.П. Ильин, А.А. Бодалёв подчеркивают что это:

• субъект-субъектная взаимосвязь;

• эмоциональное постижение человеком другого человека;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.