Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лыжники-гонщики / футзалистки / функциональная система / психический компонент / нервная система / студенты-спортсмены / здоровье / ski racers / futsal players / functional system / mental component / nervous system / students-athletes / health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макунина Ольга Александровна, Харина Ирина Федоровна, Шакамалова Мария Сергеевна, Назарова Виктория Сергеевна

Оценка компонентов функционального состояния спортсменов позволяет объективно применить принципы индивидуализации. Цель исследования: оценить психический компонент функционального состояния студентов-спортсменов (лыжников-гонщиков n=16 и футзалисток n=10) на подготовительном и межсессионном этапах. Методы. Исследовали уровень ситуативной тревожности по Спилбергеру в модификации Ханина, внимание (Шульте-Платонова) и общий уровень саморегуляции (методика «Стиль саморегуляции поведения», В.И. Моросанова) с использованием облачных сервисов YandexFormes. Результаты. Выявлено, что студентов-спортсменов с высоким уровнем тревожности 18,8-20%, низким уровнем внимания 10-25%, и с низким уровнем саморегуляции 12,5% лыжников. В условиях двойных нагрузок важно обеспечить мониторинг функционального состояния студентов-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макунина Ольга Александровна, Харина Ирина Федоровна, Шакамалова Мария Сергеевна, Назарова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS-ATHLETES' DOING DIFFERENT SPORTS FUNCTIONAL STATE MENTAL COMPONENT

Athletes' functional state components evaluation allows applying the principles of individualization objectively. The research aim: to evaluate the mental component of the students-athletes’ functional state (ski racers n=16 and futsal players n=10) at the preparatory and inter-sessional stages. Methods. The level of situational anxiety according to Spielberger in the modification of Khanin, attention (Schulte-Platonov) and the general level of self-regulation («Style of self-regulation of behavior» method , V.I. Morosanov) were studied using YandexFormes cloud services. Results. It was revealed that students-athletes with a high level of anxiety are of 18.8-20%, with a low level of attention 10-25%, and with a low level of self-regulation 12.5% of skiers. Under the conditions of double loads, it is important to monitor students-athletes’ functional state.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

ISSN2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

УДК 796.08+159.91

ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Макунина Ольга Александровна^™, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии, старший научный сотрудник НИИ Олимпийского спорта. Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск. Россия. e-mail: oamakunina@mail.ru ORCID: 0000-0002-3448-9428

Харина Ирина ФедоровнаАВОТ, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры анатомии. Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск. Россия.

e-mail: kharina.i.f@list.ru ORCID: 0000-0003-0354-1841

Шакамалова Мария Сергеевна^^ кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, студентка 4 курса факультета зимних видов спорта и единоборств. Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск. Россия. e-mail: mariabezdnina@yandex.ru ORCID: 0009-0000-9114-8833

Назарова Виктория Сергеевна^ кандидат в мастера спорта по мини-футболу, преподаватель кафедры теории и методики хоккея и футбола, магистрант 2-го курса. Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия. e-mail: vikanf777@mail.ru ORCID: 0000-0002-6867-535Х

STUDENTS-ATHLETES' DOING DIFFERENT SPORTS FUNCTIONAL STATE

MENTAL COMPONENT

Makunina Olga AlexandrovnaABCD, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physiology, Senior Researcher at the Research Institute of Olympic Sports. Ural State University of Physical Culture. Chelyabinsk. Russia. e-mail: oamakunina@mail. ru

Kharina Irina Fedorovna^™, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Anatomy. Ural State University of Physical Culture. Chelyabinsk. Russia. e-mail: kharina.i.f@list.ru

Shakamalova Maria SergeevnaBCD Candidate Master of Sports in cross-country skiing, 4th year student of the Faculty of Winter Sports and Martial Arts. Ural State University of Physical Culture. Chelyabinsk. Russia. e-mail: mariabezdnina@yandex.ru

Nazarova Victoria SergeevnaB, Candidate Master of Sports in mini-football, lecturerr of the Theory and Methods of Hockey and Football department, 2nd year undergraduate. Ural State University of Physical Culture. Chelyabinsk. Russia. email address: vikanf777@mail.ru ORCHID: 0000-0002-6867-535 X

ISSN2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

Аннотация

Оценка компонентов функционального состояния спортсменов позволяет объективно применить принципы индивидуализации.

Цель исследования: оценить психический компонент функционального состояния студентов-спортсменов (лыжников-гонщиков n=16 и футзалисток n=10) на подготовительном и межсессионном этапах.

Методы. Исследовали уровень ситуативной тревожности по Спилбергеру в модификации Ханина, внимание (Шульте-Платонова) и общий уровень саморегуляции (методика «Стиль саморегуляции поведения», В.И. Моросанова) с использованием облачных сервисов YandexFormes.

Результаты. Выявлено, что студентов-спортсменов с высоким уровнем тревожности 18,8-20%, низким уровнем внимания 10-25%, и с низким уровнем саморегуляции 12,5% лыжников. В условиях двойных нагрузок важно обеспечить мониторинг функционального состояния студентов-спортсменов.

Ключевые слова: лыжники-гонщики, футзалистки, функциональная система, психический компонент, нервная система, студенты-спортсмены, здоровье.

Annotation

Athletes' functional state components evaluation allows applying the principles of individualization objectively.

The research aim: to evaluate the mental component of the students-athletes' functional state (ski racers n=16 and futsal players n=10) at the preparatory and inter-sessional stages.

Methods. The level of situational anxiety according to Spielberger in the modification of Khanin, attention (Schulte-Platonov) and the general level of self-regulation («Style of self-regulation of behavior» method , V.I. Morosanov) were studied using YandexFormes cloud services.

Results. It was revealed that students-athletes with a high level of anxiety are of 18.8-20%, with a low level of attention - 10-25%, and with a low level of self-regulation - 12.5% of skiers. Under the conditions of double loads, it is important to monitor students-athletes' functional state.

Key words: ski racers, futsal players, functional system, mental component, nervous system, students-athletes, health.

Введение

Функциональное состояние отражает, прежде всего, процесс адаптации к воздействию тренировочной или соревновательной нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, и, кроме того, характеризует процессы восстановления после этих воздействий. Контроль за функциональным состоянием спортсменов особую значимость приобретает в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок (Быков и др., 2021).

Имеется множество работ, где рассматривается контроль отдельных компонентов функционального состояния спортсмена (Реуцкая, Носкова, 2019; Будагаев, Лебединский 2012). Также изучен вопрос психофизиологических особенностей адаптации к умственным нагрузкам студентов разных направлений (Ефимова и др., 2019; Литвинова и др., 2021).

Теоретической основой модели оценки функционального состояния (В. С. Фомин, 1985 г.) является учение П. К. Анохина. Структурные единицы модели - системы управления (психический, нейродинамический компоненты) и исполнения (энергетический и двигательный компоненты). Роль психического компонента в функциональном состоянии

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

заключается в управлении энергетическим и двигательным компонентами, что определяет «цену» адаптации организма к нагрузкам.

Результаты предыдущих исследований подтверждают необходимость мониторирования функциональных систем студентов-спортсменов в условиях сочетания спортивной и учебной деятельности (Макунина, Харина 2021; Макунина, Якубовская, 2016; Моросанова, Бондаренко, 2020). Получены результаты, свидетельствующие, что среди студентов-спортсменов (n=183) выявляется 39,3 % лиц с напряжением центральной нервной системы по показателю функционального уровня системы (ФУС); напряжение механизмов адаптации (АП) отмечено у 26,2 % и срыв адаптации - у 5,4 % студентов (Макунина, Харина, 2021). Также нами установлено в динамике учебного года, что студенты-спортсмены, реализующие образовательную программу в вузе по индивидуальному графику в сравнении с очным обучением:

- уменьшилось число студентов с высоким уровнем ФУС в группе студентов с ИГ на 16,7 %, в группе студентов без ИГ - на 36,7 %, увеличилось количество студентов с

низким уровнем ФУС в группе студентов с ИГ на 6,7 %, в группе студентов без ИГ - на 43,4 %.

- динамика АП подтверждает напряжение энергетического компонента психофизиологического статуса в обеих сравниваемых группах. К концу учебного года уменьшилось количество студентов с удовлетворительным типом адаптации в группе с ИГ на 13,3 %, в группе студентов без ИГ - на 23,4 % (p < 0,05). В группе студентов без ИГ отмечается больше студентов с напряжением и срывом адаптации на 13,3 % (p < 0,05) (Макунина, Харина, 2022).

Следует отметить, что в доступных для анализа публикациях в основном представлены результаты оценки функционального состояния спортсменов в контексте социально-психологических механизмов совмещения спортивной карьеры и обучения.

В публикациях представлены результаты исследований параметров адаптации к физическим нагрузкам на этапе начальной подготовки, на основании которых предлагается обеспечить управление спортивной деятельностью (Харина, Аминов, 2022).

Управление подготовкой спортсмена, основанное на принципах системного и индивидуального подходов, должно включать диагностику и прогнозирование функционального состояния нервной системы спортсмена (Кучерова, 2022).

На современном этапе прослеживается интерес к изучаемому предмету исследования повышения успешности спортсменов в условиях сочетанных нагрузок (Бочарин и др., 2022; Baron-Thiene et al., 2015; Condello et al., 2019; Vidal-Vilaplana et al., 2022). Появляются публикации, раскрывающие создание системы социально-педагогических условий, «способствующих успеху спортсменов в учебной и спортивной деятельности» (Бочарин и др., 2022). Преимущественно работы остаются в границах психолого-педагогических исследований (Бочарин и др., 2022; Будагаев, Лебединский, 2022; Губа, Скорович 2012).

Стратегия развития нашей концепции основана на междисциплинарном подходе к разработке технологии оценки психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов в условиях «двойной карьеры».

Междисциплинарный подход к изучению всех аспектов предмета исследования расширил границы, а именно в данной работе мы раскрываем особенности состояний функциональных систем студентов-спортсменов циклических (лыжные гонки) и игровых (мини-футбол) видов спорта в подготовительном и одновременно в межсессионном учебном периодах.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

Цель исследования - оценить психический компонент функционального состояния студентов-спортсменов (лыжников-гонщиков и футзалисток) на подготовительном и межсессионном этапах.

Организация и методы исследования. Психофизиологическое исследование реализовывалось с соблюдением требований и проводилось в условиях лаборатории «Адаптация человека к экстремальным факторам» кафедры физиологии Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) в осеннем семестре учебного года (октябрь 2022 года).

Испытуемые были осведомлены о цели работы и подписали добровольное согласие на участие в исследовании. На проведение исследования получено положительное заключение этического комитета УралГУФК (протокол № 10 от 10.06.2021). Выборка составила 16 лыжников-гонщиков и 10 девушек - футзалисток (мини-футболистки) УралГУФК. Исследование является пилотажным для проверки, уточнения взаимосвязи и объективной оценки компонентов психофизиологического статуса студентов-спортсменов в условиях умственных и физических нагрузок.

Мониторинг состояния здоровья студентов, реализуемый в УралГУФК с 2016 года позволил определить набор диагностических тестов для оценки функционального состояния студентов-спортсменов (Быков и др., 2021). Психический компонент оценивается по показателям ситуативной тревожности по Спилбергеру в модификации Ханина, внимания (таблица Шульте-Платонова) и общего уровня саморегуляции (методика «Стиль саморегуляции поведения», В. И. Моросанова) (Моросанова, Бондаренко, 2020).

Оценку психического компонента проводили вышеобозначенными методиками с использованием облачных сервисов YandexFormes с гиперссылкой на он-лайн тестирование. Предложенная технология позволяет дистанционно осуществлять оценку психического компонента функционального состояния студентов -спортсменов.

Математико-статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью программного обеспечения Microsoft Excel 2010 с расчетом среднестатистических общепринятых показателей. Достоверность различий определялась U-критерием Манна - Уитни.

Результаты исследования и обсуждение.

Среднестатистические показатели психического компонента функционального состояния лыжников-гонщиков и футзалисток на подготовительном и межсессионном этапах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели психического компонента функционального состояния студентов_спортсменов разных видов спорта (М±т)_

№ Показатель Мини-футбол Лыжники-гонщики

1 Ситуативная тревожность по Спилбергеру, балл 35,6±2,6 37,2±1,8

2 Внимание (тест Шульте), с 33,7±3,4 43,5±5,6

3 Общий уровень саморегуляции, балл 31,1±1,8 30,8±1,2

Ситуативная тревожность находится в диапазоне умеренных значений, что может свидетельствовать о благоприятных условиях в подготовительный и межсессионный период. Показатели внимания находятся на среднем уровне. Показатели общего уровня саморегуляции характеризуются средними значениями.

ISSN2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

Следующий этап анализа результатов заключался в распределении студентов -спортсменов по уровням изучаемых показателей. Результаты представлены на рисунках 1-3.

Распределение студентов-спортсменов по уровням ситуативной тревожности (рис. 1) показало, что футзалистки отличались значительным количеством спортсменок с низким уровнем ситуативной тревожности (40%). Количество лыжников с низким уровнем ситуативной тревожности меньше на 21,25% по сравнению с футзалистками. У лыжников доминирует количество спортсменов со средним уровнем тревожности (62,5% спортсменов). Количество спортсменов с высоким уровнем тревожности не различалось и составило в группе лыжников 18,75%, в группе футзалисток 20%.

На рисунке 2 представлено распределение студентов-спортсменов по уровням внимания, которое демонстрирует, что 60-62,5% обследуемых спортсменов имеют средний уровень внимания. Однако с низким уровнем внимания оказалось на 15% больше лыжников по сравнению с футзалистками. Соответственно с высоки уровнем внимания футзалисток больше на17,5%.

70

65

60

55

50

о4* 45

§40

ас <D 35

¡=г о 30

с 25

20

15

10

5

0

62,5

40 40

LS.75 20 18 75

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Футболистки ■ Лыжники-гонщики

Рисунок 1 - Распределение студентов-спортсменов по уровням ситуативной тревожности

ISSN2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

Рисунок 2 - Распределение студентов-спортсменов по уровням внимания

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Футболистки ■ Лыжники-гонщики

Рисунок 3 - Распределение студентов-спортсменов по общему уровню саморегуляции

На рисунке 3 представлено распределение студентов-спортсменов по общему уровню саморегуляции. Среди обследуемых лыжников больше на 10% спортсменов с высоким уровнем саморегуляции, чем в группе футзалисток. Со средним уровнем саморегуляции больше футзалисток на 22,5% по сравнению с лыжниками. В группе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

лыжников выявили 12,5% спортсменов с низким уровнем саморегуляции. В следующих работах представим детальный анализ структуры стиля саморегуции поведения студентов -спортсменов.

Значения всех тестов сравниваемых групп статистически достоверно не отличаются, что допустимо считать о равном уровне психического компонента функционального состояния спортсменов-студентов циклических и игровых видов спорта. Предполагаем, что полученные результаты исследования могут отражать специфику психофизиологического статуса студентов-спортсменов в условиях двойных нагрузок в конкретный период.

В работе Беспаловой Т. А. «установлена связь между личностной, реактивной тревожностью лыжников и успешностью соревновательной деятельности лыжников» (Беспалова, 2020). Данная взаимосвязь объясняется законом Йеркса-Додсона связи тревожности и результативности как общей закономерность деятельности.

В работе Губа В. П. с соавт. на выборке (n=42) высококвалифицированных (МСМК и МС) мини-футболистов отмечено нарастание тревоги (тест Люшера), тогда как экспресс-оценка тревожности (шкала Спилберга-Ханина) показала средние адаптивные значения. Авторы подчеркивают необходимость индивидуализации тренировочного процесса при выявлении высокого уровня тревожности, особенно у игроков молодежного состава (Губа, Скорович, 2012).

Механизмы внимания спортсменов циклических видов спорта и спортивных игр различны. Внимание футзалисток характеризуется произвольным распределением в зависимости от динамичных задач в процессе игры. В циклических видах спорта (лыжники) характеристики внимания специфичны виду деятельности и превалирует концентрация на достижение конкретной цели. В данной работе показатель внимания используется как критерий текущего психофизиологического функционального состояния.

В связи с выявленными различиями общего уровня саморегуляции спортсменов разных видов спорта на следующем этапе настоящей работы предполагается анализ структуры стиля саморегуляции поведения (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность) студентов-спортсменов.

Анализируемые показатели психического компонента функционального состояния студентов-спортсменов разных видов спорта специфичны и динамичны в конкретных условиях, поэтому важно обеспечить мониторинг функционального состояния на разных этапах спортивной подготовки и учебной деятельности.

Выводы

1. В условиях двойных нагрузок особенно важно обеспечить мониторинг функционального состояния студентов-спортсменов для своевременного выявления групп риска и реализации коррекционных мероприятий;

2. Выявлены группы риска по исследуемым психологически компонентам функционального статуса студентов-спортсменов с высоким уровнем тревожности - 18,820%, низким уровнем внимания 10-25%, и с низким уровнем саморегуляции 12,5% лыжников, для которых требуется применение индивидуальных психофизиологических методов коррекции.

Работа поддержана гос. заданием № 777-00013-22-01 на проведение прикладного научного исследования в области физической культуры и спорта.

Вклад авторов:

А □ изучение проблемы, подготовка материала (Макунина OA., Харина И.Ф.)

В - применение вычислительных методов (Макунина О.А., Харина И.Ф., Шакамалова М.С., Назарова В.С.)

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

С - сбор всех данных, непосредственное проведение исследований, которые выражаются в наглядных диаграммах с процентами и выводами по проведенным опросам (Макунина О.А., Харина И.Ф., Шакамалова М.С.)

Д - Создание и оформление статьи (Макунина О.А., Харина И.Ф., Шакамалова М.С.)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Беспалова Т.А. Тревожность лыжников 12-14 лет как индикатор успешности спортивной деятельности // Страховские Чтения. 2020. № 28. С. 33-39.

Бочарин И., Гурьянов М., Мартусевич А. Способы повышения успешности спортсменов в учебной и спортивной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. Т. 27, № 3. С. 3-12.

Будагаев Д.С., Лебединский В.Ю. Подготовка студентов лыжников -гонщиков с использованием контроля их функционального состояния по методу С. А. Душанина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 80-84.

Быков Е.В., Макунина О.А., Харина И.Ф. [и др.]. Мониторинг здоровья студентов вуза физической культуры за период 2016-2021 гг. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. 148 с.

Губа В.П., Скорович С.Л. Определение и анализ эффективности потенциальных возможностей высококвалифицированных игроков в мини-футбол (футзал) на основе комплексной диагностики функциональных показателей // Теория и практика физической культуры. 2012. № 1. С. 66-68.

Ефимова Н.В., Соколова Т.Л., Шилкова Т.В. Интегральные критерии адаптации студентов 1 курса университета в динамике учебного года // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 91-97.

Кучерова А.В. Комплексный анализ тренировочной деятельности лыжника-гонщика на основании показателей электронного дневника самоконтроля // Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, 12-13 декабря 2019 г., г. Могилев. Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. С. 98-101.

Литвинова Н.А., Иванов В.И., Березина М.Г. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 2. С. 108-122.

Макунина О.А., Харина И.Ф. Компоненты психофизиологического статуса, определяющие успешность студентов в условиях учебной и спортивной деятельности // Современные вопросы биомедицины. 2021. Т. 5, № 4 (17).

Макунина О.А., Якубовская И.А. Полифункциональное медико-биологическое тестирование как средство управления тренировочным процессом спортсменов в спорте высших

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

достижений // Современное образование, физическая культура и спорт : Сб. м-лов региональной науч.-практ. конф. Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2016. С. 116-119.

Макунина О.А., Харина И.Ф. Психофизиологические характеристики студентов -спортсменов в условиях «двойной карьеры» // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 4. С. 94-105.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. В помощь практическому психологу : опросник Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М)» // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени : Коллективная монография. Москва : Психологический институт Российской академии образования, 2020. С. 151-175.

Реуцкая Е.А., Носкова Л.Н. Комплексный контроль функционального состояния юных лыжников и биатлонистов на различных этапах годичного цикла подготовки // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 14-15 ноября 2019 года. Омск : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2019. С. 313-319.

Харина И.Ф., Аминов Р.Х. Управление спортивной деятельностью на этапе начальной подготовки на основе контроля параметров адаптации к физическим нагрузкам // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2022. № 2 (34). С. 74-77.

Baron-Thiene A., Alfermann D. Personal characteristics as predictors for dual career dropout versus continuation - A prospective study of adolescent athletes from German elite sport schools // Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 21. P. 42-49.

Condello G., Capranica L., Doupona M., Varga K., Burk V. et al. Dual-career through the elite university student-athletes' lenses : The international FISU-EAS survey // PLoS One. 2019. Oct 2. № 14 (10).

Vidal-Vilaplana A., Valantine I., Staskeviciute-Butiene I., Capranica L. et al. Combining sport and academic career: Exploring the current state of student-athletes' dual career research field // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. 2022. Vol. 31 (4).

REFERENCES

Bespalova, T.A. (2020). Trevozhnost' lyzhnikov 12-14 let kak indikator uspeshnosti sportivnoj dejatel'nosti [Anxiety of skiers aged 12-14 as an indicator of sports activity success]. Strahovskie Chtenija. [Strahov Readings], No. 28. pp. 33-39 (in Russian).

Bocharin, I., Guryanov, M, Martusevich, A. (2022). Sposoby povyshenija uspeshnosti sportsmenov v uchebnoj i sportivnoj dejatel'nosti [Ways to increase the success of athletes in educational and sports activities]. Zdorov'e cheloveka, teorija i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports]. Vol. 27, No. 3. pp. 3-12 (in Russian).

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

Budaev, D.S., Lebedinsky, V.Yu. (2012). Podgotovka studentov lyzhnikov-gonshhikov s ispol'zovaniem kontrolja ih funkcional'nogo sostojanija po metodu S. A. Dushanina [Students-ski racers' training using their functional state control by S. A. Dushanin's method]. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev]. No. 4. pp. 80-84 (in Russian).

Bykov, E.V., Makunina, O.A., Kharina, I.F. [et al.] (2021). Monitoring zdorov'ja studentov vuza fizicheskoj kul'tury za period 2016-2021 gg [Monitoring the health of students of the University of Physical Culture for the period 2016-2021]. Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennostju «Rusajns» [LimitedLiability Company «Rusains»]148 p (in Russian).

Guba, V.P., Skorovich, S.L. (2012). Opredelenie i analiz jeffektivnosti potencial'nyh vozmozhnostej vysokokvalificirovannyh igrokov v mini-futbol (futzal) na osnove kompleksnoj diagnostiki funkcional'nyh pokazatelej [Determination and analysis of the effectiveness of the potential of highly qualified players in mini-football (futsal) on the basis of complex diagnostics of functional indicators]. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. No. 1. pp. 66-68 (in Russian).

Efimova, N.V., Sokolova, T.L., Shilkova, T.V. (2019). Integral'nye kriterii adaptacii studentov 1 kursa universiteta v dinamike uchebnogo goda [Integral criteria of adaptation of 1st-year university students in the dynamics of the academic year]. Zdorov'e cheloveka, teorija i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports]. No 4 (15). pp. 91-97 (in Russian).

Kucherova, A.V. (2020). Kompleksnyj analiz trenirovochnoj dejatel'nosti lyzhnika-gonshhika na osnovanii pokazatelej jelektronnogo dnevnika samokontrolja [Complex analysis of the training activity of a ski racer based on the indicators of the electronic diary of self-control]. Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorovyj obraz zhizni v XXI veke : sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 12-13 dekabrja 2019 g., g. Mogilev [Physical culture, sport, healthy lifestyle in the XXI century : collection of scientific articles of the International scientific and practical Conference, December 12-13, 2019, Mogilev]. pp. 98-101. (in Russian).

Litvinova, N.A. Ivanov, V.I., Berezina M.G. [et al.] (2021). Ocenka psihofiziologicheskogo potenciala v processe adaptacii k uchebnoj dejatel'nosti [Assessment of psychophysiological potential in the process of adaptation to educational activity]. Psihologija. Psihofiziologija [Psychology. Psychophysiology]. Vol. 14, No. 2. pp. 108-122 (in Russian).

Makunina, O.A., Kharina, I.F. (2021). Komponenty psihofiziologicheskogo statusa, opredeljajushhie uspeshnost' studentov v uslovijah uchebnoj i sportivnoj dejatel'nosti [Components of the psychophysiological status that determine the success of students in the conditions of educational and sports activities]. Sovremennye voprosy biomediciny. [Modern issues of biomedicine]. Vol. 5, No. 4 (17) (in Russian).

Makunina, O.A., Yakubovskaya, I.A. (2016). Polifunkcional'noe mediko-biologicheskoe testirovanie kak sredstvo upravlenija trenirovochnym processom sportsmenov v sporte vysshih dostizhenij [Multifunctional biomedical testing as a means of controlling the training process of athletes in the sport of higher achievements]. Sovremennoe obrazovanie, fizicheskaja kul'tura i

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 32 (4) Раздел 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)4

sport : Sb. m-lov regional'noj nauch.-prakt. konf. [Collection of the regional Scientific and Practical conference]. pp. 116-119 (in Russian).

Makunina, O.A., Kharina, I.F. (2022). Psihofiziologicheskie harakteristiki studentov-sportsmenov v uslovijah «dvojnoj kar'ery» [Psychophysiological characteristics studentov-sportsmanov in terms of «double carrier»], Psihologija. Psihofiziologija [Psychology. Psychophysiology]. Vol. 15, No 4. pp. 94-105 (in Russian).

Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N. (2020). V pomoshh' prakticheskomu psihologu : oprosnik Morosanovoj «Stil' samoreguljacii uchebnoj dejatel'nosti (SSUD-M)» [To help a practical psychologist: Morosanova's questionnaire «Style of self-regulation of educational activity (SSREA-M)»]. Psihologija samoreguljacii: jevoljucija podhodov i vyzovy vremeni : Kollektivnaja monografija [Psychology of self-regulation: Evolution of approaches and challenges of the time : A collective monograph.]. pp. 151-175 (in Russian).

Reutskaya, E.A., Noskova, L.N. (2019). Kompleksnyj kontrol' funkcional'nogo sostojanija junyh lyzhnikov i biatlonistov na razlichnyh jetapah godichnogo cikla podgotovki [Complex control of the functional state of young skiers and biathletes at various stages of the annual training cycle] Rol' jeksperimental'noj i innovacionnoj dejatel'nosti v razvitii sistemy podgotovki sportivnogo rezerva : Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 14-15 nojabrja 2019 goda. [The role of experimental and innovative activities in the development of the sports reserve training system: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, November 14-15, 2019.]. pp. 313-319. (in Russian).

Kharina, I.F., Aminov, R.H. (2022). Upravlenie sportivnoj dejatel'nost'ju na jetape nachal'noj podgotovki na osnove kontrolja parametrov adaptacii k fizicheskim nagruzkam [Management of sports activity at the stage of initial training based on the control of parameters of adaptation to physical loadings], Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri [Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia]. No. 2 (34). pp. 74-77. (in Russian).

Baron-Thiene, A., Alfermann, D. (2015). Personal characteristics as predictors for dual career dropout versus continuation - A prospective study of adolescent athletes from German elite sport schools. Psychology of Sport and Exercise. Vol. 21. pp. 42-49.

Condello, G., Capranica, M., Doupona, K., Varga, V., Burk et al. (2019). Dual-career through the elite university student-athletes' lenses : The international FISU-EAS survey. 2019. Oct 2.no. 14 (10).

Vidal-Vilaplana, Valantine, A. I., I. Staskeviciute-Butiene, L., Capranica et al. (2022). Combining sport and academic career: Exploring the current state of student-athletes' dual career research field.

Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. Vol. 31 (4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.