КОРРЕКЦИЯ личностном и СИТУАТИВНОМ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 24.05.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1 Кандидат педагогических наук, профессор Л.М. Волкова1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Зуйкова2 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бушма2 Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Липовка3
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург
3 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
CORRECTiON OF TRAiT AND STATE ANXiETY iN STUDENTS AT AEROBiOS CLASSES
PhD, Professor K.N. Dementyev1 PhD, Professor L.M. Volkova1 PhD, Associate Professor E.G. Zuikova2 PhD, Associate Professor T.V. Bushma2 PhD, Associate Professor A.Yu. Lipovka3
1 Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg
2 Saint Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg
3 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - коррекция личностной и ситуативной тревожности студентов за счет внедрения метода концентрированного обучения на учебных занятиях по аэробике.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 229 студентов 2-го курса Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого (СПбПУ), занимающихся по курсу учебной дисциплины «Физическая культура», на специализации «Аэробика». Проведено тестирование уровня личностной и ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Методическое сопровождение рабочей программы было построено таким образом, чтобы применяемые методы и средства аэробики помогли студентам адаптироваться к специфическим нагрузкам, координационной сложности упражнений, приобрести знания, умения и навыки практического материала по индивидуальной траектории, снизить эффект воздействия отрицательных стресс-факторов.
Результаты исследования и выводы. Результаты опроса студентов показали эффективность применяемой методики по следующим критериям: создание комфортной образовательной среды (91,7%); бесконфликтное взаимодействие субъектов учебного процесса (95,6%); дифференцированная помощь (86,0%). Таким образом, применение метода концентрированного обучения и комплекса сопровождающих методических приемов минимизирует воздействие учебных стресс-факторов, что приводит к снижению уровня личностной и ситуативной тревожности студентов - согласно контрольному тестированию снижение уровня тревожности при подготовке к учебным занятиям и демонстрации самостоятельных и творческих заданий отметили 97,1% студентов.
Ключевые слова: аэробика, концентрированное обучение, личностная тревожность, ситуативная тревожность, студенты.
Annotation
Objective of the study was to correct the trait and state anxiety in students by introducing the concentrated training method in aerobics classes. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the second-year students of St. Petersburg State Polytechnic University (n=229) majoring in Physical Education, specialization "Aerobics". We tested the subjects' trait and state anxiety levels using the Ch.D. Spielberger - Yu.L. Hanin test. The technology applied provided "immersion" in the "Aerobics" specialization; enabled to diversify the means and methods of physical education, acquaint the students with modern aerobics directions.
The methodical support of the work program was designed in such a way that the training means and methods used in aerobics classes helped the students adapt to specific workloads and coordination complexity of the exercise, acquire knowledge and practical skills along the individual trajectory, reduce the effects of negative stress factors.
Results and conclusions. The survey results proved the effectiveness of the applied methodology by the following criteria: creation of a comfortable educational environment (91.7%); non-conflict interaction of subjects of the educational process (95.6%); differentiated assistance (86.0%). Therefore, the application of the concentrated training method and the set of accompanying teaching methods help minimize the negative effects of stress factors leading to a decrease in the level of the trait and state anxiety in the students - according to the control test, 97.1% of students noted a decrease in the anxiety level when preparing for classes and presenting their individual and creative tasks.
Keywords: aerobics, concentrated training, trait anxiety, state anxiety, students.
Введение. Проблема тревожности является одной из активно изучаемых проблем, ее уровень у студенческой
молодежи становится все более высоким, что определяет тревожность как серьезную социальную, психологическую,
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
медицинскую и педагогическую проблему. Изучение различных аспектов тревожности свидетельствует о наличии высоких корреляционных показателей личностной тревожности как индивидуальной особенности индивида и ситуативной (реактивной) тревожности как реакции индивида на определенную ситуацию [1, 3].
В юношеском возрасте формирование личностных качеств приобретает устойчивый характер, а педагогические коррекционные мероприятия по снижению тревожности, которые помогают повысить самооценку, приобрести уверенность в себе, получить удовлетворение от достижений индивидуальных результатов, более эффективно проходят в группе сверстников в условиях обучения в высшей школе [4]. В связи с этим актуально своевременное определение уровня различных видов тревожности студентов вузов, разработка и внедрение эффективных средств их коррекции для успешной адаптации в образовательной среде, в том числе на занятиях по дисциплине «Физическая культура», с применением технологии концентрированного обучения [2].
Цель исследования - коррекция личностной и ситуативной тревожности студентов за счет внедрения метода концентрированного обучения на учебных занятиях по аэробике.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 229 студентов 2-го курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), занимающихся по курсу учебной дисциплины «Физическая культура», на специализации «Аэробика». Проведено тестирование уровня личностной и ситуативной тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина [5].
Студенты СПбПУ проходят обучение на специализации «Аэробика» только в течение одного года. Диагностическая информация о тревожности студентов, большой объем учебной программы, ограниченность ее реализации во времени определили выбор организации и применение педагогической технологии, основанной на методе концентрированного обучения. Данная технология обеспечивает «погружение» в специализацию «Аэробика»; позволяет разнообразить средства физической культуры и спорта, ознакомить студентов с современными направлениями аэробики. Создание проблемной ситуации на практических занятиях при выполнении уже изученных упражнений аэробики или их импровизация (соединение движения в единую танцевальную связку, выполнение упражнения под музыкальное сопровождение, составление новой танцевальной или силовой композиции) требует от студента проявления творчества и оригинальности решения. Методическое сопровождение рабочей программы построено таким образом, чтобы применяемые методы и средства аэробики помогли студентам адаптироваться к специфическим нагрузкам, координационной сложности упражнений, приобрести знания, умения и навыки практического материала по индивидуальной траектории, снизить эффект воздействия отрицательных стресс-факторов.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическое тестирование тревожности по шкале Спилбергера-Ханина позволило определить проявления личностной и ситуативной тревожности студентов. Результаты анкетирования в начале года показали тенденцию к высокому уровню личностной тревожности у 65,1 % студентов. Такая степень тревожности является показателем неблагополучия в развитии личности и предполагает со стороны педагога акцентированное внимание на формирование чувства уверенности и успеха, сосредоточение интереса занимающихся на содержании изучаемого предмета, планирование поэтапного выполнения задач студентами. Средний уровень личностной тревожности отмечен у 24,6 % респондентов и характеризуется как полезная тревожность, при которой студент способен адекватно оценивать свое состояние.
Только 10,3 %о студентов, имеющих низкий уровень личностной тревожности, чувствуют себя достаточно спокойно и уверенно в экстремальных условиях.
По результатам проведенного исследования установлено, что студенты 2-го курса характеризуются высоким уровнем ситуативной тревожности (53,8 %), что можно объяснить низким уровнем адаптации к новым условиям обучения на специализации «Аэробика» и недостаточной психологической подготовленностью - студент находится в зависимости от интенсивной ситуативной тревожности, что приводит к снижению результативности деятельности. Это характеризуется в первую очередь нарушением внимания, снижением уровня управления своими действиями, низкой самооценкой. Средний уровень ситуативной тревожности у 36,7 % опрошенных предполагает контроль студентами собственных переживаний, вызванных объективными обстоятельствами, соответствует оптимальному подъему ситуативной тревожности. Благодаря самоконтролю происходит восстановление эмоционального равновесия. Низкий уровень ситуативной тревожности у 9,5 % студентов означает недостаточную актуализацию личностных потребностей студента, тем не менее свидетельствует об эффективной адаптации и не требует коррекционного вмешательства.
К концу учебного года большинство студентов отметили высокий уровень адаптации к обучению на специализации «Аэробика», что подтверждается снижением уровня личностной и ситуативной тревожности студентов. Количество студентов с высоким уровнем личностной тревожности уменьшилось с 65,1 % до 49,5 %, а ситуативной - с 53,8 % до 35,8 %.
Высокий уровень тревожности можно объяснить тем, что только на 2-м курсе студентам СПбПУ предоставлена возможность выбора элективного курса дисциплины «Физическая культура». Новая образовательная среда, обязательные требования при выполнении учебной программы, смена преподавателей, незнакомый состав учебной группы с разным уровнем физической и функциональной подготовленности, различными личностными ожиданиями являются специфическими стресс-факторами, вызывающими беспокойство и тревожность.
В рамках специализации «Аэробика» разработана рейтинговая система контроля, которая позволяет оценить качество учебной деятельности студента, обеспечивая активную, творческую, совместную деятельность преподавателя и студента [6, 7].
В результате применения технологии концентрированного обучения к концу учебного года отмечен рост количества студентов, показавших более высокие результаты по сравнению с исходными. Число студентов, получивших сумму баллов от 61 до 80, увеличилось на 27 человек, а сумму баллов от 81 до 100 - на 41 человек. Все студенты показали результаты выше 20 баллов, уменьшилось число студентов, показавших сумму баллов от 21 до 40 на 34 человека, а сумму баллов от 41 до 60 - на 28 человек.
Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности студентов подтверждает положительная динамика оценок
100
ей
0
£ 80
ф
з ^ 60
и
§ 40
и
? 20
1 0
в начале учебного года |до 20 баллов ■ 21-40 41-60
в конце учебного года 61-80 81-100 баллов
Результаты контрольного тестирования личностных достижений студентов по 100-балльной рейтинговой системе, разработанной на специализации «Аэробика»
16
http://www.teoriya.ru
№11 • 2020 Ноябрь | November
93
86
66
63
58
49
29
8
6
0
студентов по результатам контрольных тестирований учебной деятельности (см. рисунок).
Выводы. Применение метода концентрированного обучения и комплекса сопровождающих методических приемов минимизирует воздействие учебных стресс-факторов, что приводит к снижению уровня личностной и ситуативной тревожности студентов - так, согласно контрольному тестированию, снижение уровня тревожности при подготовке к учебным занятиям и демонстрации самостоятельных и творческих заданий отметили 97,1 % студентов.
Литература
1. Бушма Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения университета / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 6 (172) - С. 22-26.
2. Дементьев К.Н. Использование технологии концентрированного обучения на занятиях аэробикой / К.Н. Дементьев, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. -№ 2. - С. 24-26.
3. Матиишена Е.В. Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов / Е.В. Матиишена // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 1770-1773.
4. Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции ситуативной и личностной тревожности в условиях обучения в высшей школе // Вестник МГОУ. - М., 2007. -С. 260-266.
5. Ханин Ю.Л. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания/ Ю.Л. Ханин, Г.В. Буланова // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983. - С. 261-267.
References
Bushma T.V., Zuykova E.G., Volkova L.M. Stressoustoychivost studentov raznykh profiley obucheniya universiteta [Stress resistance of students of different specializations]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 6 (172) pp. 22-26. Dementev K.N., Zuykova E.G., Bushma T.V. et al. Ispolzovanie tekhnologii kontsentrirovannogo obucheniya na zanyatiyakh aerobikoy [Use of concentrated training technology during aerobic practices]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2020. No. 2. pp. 24-26. Matiishena E.V. Vliyanie obucheniya v vuze na uspeshnost adaptatsii, uroven trevozhnosti i stressa studentov nachalnyih kursov [influence of university education on success of adaptation, anxiety and stress levels of primary students]. Molodoy ucheny. 2016. no. 11. pp. 17701773.
Milashina O.G. Sotsialno-psikhologicheskiy trening kak sredstvo korrektsii situativnoy i lichnostnoy trevozhnosti v usloviyakh obucheniya v vysshey shkole [Socio-psychological training to correct state and trait anxiety in conditions of academic education]. Vestnik MGOU. Moscow, 2007. pp. 260-266.
Khanin Yu.L., Bulanova G.V. Upravlenie emotsionalnym sostoyaniem studentov sredstvami fizicheskogo vospitaniya [Physical education to control emotional state in students]. Stress i trevoga v sporte. Moscow, 1983. pp. 261-267.
Zuykova E.G., Bushma T.V., Lipovka A.Yu., Cherkasova A.V. The Usage Of Modular-Rating Technology In The Educational Process Of Physical Culture // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS / Published by the Future Academy. 2018. Volume LI - C.127-133.
Zuykova E.G., Bushma T.V., Lipovka A.Yu, Volkova L.M. System-Modular Technologies In The Educational Process Of Physical Culture// The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS/ Published by the Future Academy. 2018. Volume LI - C.153-159.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КООРДИНАЦИОНОМЕТРИИ У ДЕТЕЙ
Доктор медицинских наук, профессор Г.Д. Алексанянц1 Е.Г. Селихова1
Кандидат биологических наук, доцент О.А. Медведева1 "'Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
УДМ^С 796.012
Ключевые слова: младшие школьники, психофизиологические показатели, контактная координационометрия.
Введение. Известно, что несоответствие физических нагрузок функциональным возможностям школьников приводит к предпатологическим состояниям [1]. Это особенно важно, поскольку ряд интенсифицирующих педагогических методик предъявляют организму школьника большие требования. По нашему мнению, особый акцент внимания должен уделяться собственно биологическому компоненту. При анализе базовых программных документов, которые регламентируют сущность генеза физического воспитания в школе, именно этому компоненту отводится недостаточно внимания.
Цель исследования - изучение точности управления движениями при решении двигательных задач младших школьников в рамках психофизиологической деятельности.
Методика и организация исследования. В ходе исследования были проведены наблюдения у 311 учащихся (149 мальчиков и 162 девочки) общеобразовательного учреждения - гимназии № 18 и средней общеобразовательной школы № 63 г. Краснодара в возрасте 7-10 лет.
Для измерений использовали аппаратно-программный комплекс «НС-Психотест» (И. Н. Мантрова, 2008). В наблюдениях школьники приняли участие на добровольной основе, от их родителей, опекунов было получено информированное согласие. Исследования проводились многократно.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показали проведенные исследования, степень влия-
PSYCHOPHYSiOLOGiCAL iNDiCATORS OF COORDiNATiONOMETRY iN CHiLDREN
Dr. Med., Professor G.D. Aleksanyants1 E.G. Selikhova1
PhD, Associate Professor O.A. Medvedeva1 1Kuban State University of Physical Education, sports and tourism, Krasnodar
Поступила в редакцию 08.10.2020 г.
ния пола на результат двигательного акта не выявлена. По мере взросления дети 9-10 лет (соответственно 13,64±1,23 с и 12,87±0,78 с) демонстрируют достоверно низкие значения величины продолжительности касаний, что свидетельствует о высокой степени сенсорного контроля над движениями относительно выявленных показателей у детей 7-8 лет (16,41±0,21 с и 15,82±0,42 с). Следует отметить и значительную степень выражения сложного двигательного качества - координации у детей 9-10 лет, на что указывают сравнительно малые величины количества касаний (ошибочные действия) (16,22+2,10; 15,31 ±1,12) относительно параметров у школьников 7-8 лет (35,47+1,96 и 38,29±2,43). Что касается параметра интенсивности ошибочных действий (число касаний за с), то и здесь низкие значения регистрировались у школьников 9-10 лет (1,94±0,12; 1,30±0,21) в сравнении с детьми 7-8 лет (3,32±0,14; 2,89±0,09).
Выводы. У детей в возрасте 7-10 лет не зарегистрированы внутригрупповые (по возрасту) различия по полу, формирование и регулирование движений у младших школьников развиваются по мере совершенствования возможности центральных структур к консолидации афферентных и эфферентных сигналов.
Литература
1. Селихова Е.Г. Психофизиологические показатели детей 7-10 лет в начале учебного года образовательного учреждения / Е.Г. Селихова, Г.Д. Алексанянц, О.А. Медведева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 2. - С. 17-25.
Информация для связи с автором: [email protected]