ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_296 УДК 343.9
МЕТОДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ НЕОЧЕВИДНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Methods of operational investigative activities that ensure the disclosure and investigation of non-obvious crimes ДАНИЛЬЯН Сергей Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: chirev.2001@mail.ru;
ЧИРЬЕВ Илья Сергеевич,
студент юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: chirev.2001@mail.ru;
ЖУКОВА Полина Станиславовна,
студентка юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: polina-zhukova-01@inbox.ru;
Danilyan Sergey Aleksandrovich,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminology Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: chirev.2001@mail.ru;
Chiriev Ilya Sergeevich,
student of the Faculty of Law Kuban State Agrarian University. I.T. Trubilin. 350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: chirev.2001@mail.ru;
Zhukova Polina Stanislavovna,
student of the Faculty of Law Kuban State Agrarian University. I.T. Trubilin. 350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: polina-zhukova-01@inbox.ru
Краткая аннотация: в настоящей статье рассматриваются методы оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающие раскрытие и расследование неочевидных преступлений. Проанализирован ФЗ «Об ОРД», затронута проблема порядка получения разрешения на производство оперативно-розыскного мероприятия, приведены примеры судебной практики, где результаты оперативно-розыскной деятельности стали решающими для уголовного дела.
Abstract: this article discusses the methods of operational investigative activities that ensure the disclosure and investigation of non-obvious crimes. The Federal Law "On the ORDO" is analyzed, the problem of the procedure for obtaining a permit for the production of an operational search event is touched upon, examples of judicial practice are given where the results of operational search activity have become decisive for a criminal case.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, уголовное дело, расследование,
метод.
Keywords: operational investigative activity, operational investigative event, criminal case, investigation, method.
Для цитирования: Данильян С.А., Чирьев И.С., Жукова П.С. Методы оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающие раскрытие и расследование неочевидных преступлений // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 296-297. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_296.
For citation: Danilyan S.A., Chiriev I.S., Zhukova P.S. Methods of operational investigative activities that ensure the disclosure and investigation of non-obvious crimes //Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 296-297. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_296.
Статья поступила в редакцию: 14.01.2023
Неочевидные преступления, особенно в сфере краж чужого имущества являются более распространёнными из всех совершаемых преступлений. Расследование таких преступлений зачастую представляет собой долгий, трудоемкий процесс и требует разработки единого согласованного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Стоит отметить, что именно оперативно-розыскная деятельность, ее методы имеет первостепенное значение в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности [1].
Правовое регулирование и доступ к оперативно-розыскной деятельности осуществляется лицами, предусмотренным федеральным законом от 05.07.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») [2], а также рядом других ведомственных актов. Несмотря на ограниченность информации об особенностях осуществления оперативно-розыскной деятельности, федеральный закон раскрывает основное содержание такого рода деятельности, перечисляет методы, а также содержит гарантии обеспечения прав граждан при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Действующий ФЗ «Об ОРД» в ст. 6 выделяет 15 видов оперативно-розыскных мероприятий, которые можно проводить как гласно, так и негласно. Безусловно, для раскрытия неочевидных преступлений большую роль играют все методы оперативно-розыскной деятельности, независимо от способа их производства. Однако стоит отметить, что более содержательными по поиску (розыску) ориентирующей информации будут являться именно негласные методы оперативно-розыскной деятельности, например, прослушивание телефонных переговоров, установление места нахождения похищенного.
Важно отметить, что информация, полученная в процессе оперативно-розыскной деятельности, сама по себе не является доказательством. Иначе говоря, результаты оперативно-розыскных мероприятий не могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному
Уголовно-правовые науки
делу. Порядок представления и использования результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, органу дознания и др. осуществляется в свете требований ст. 11 ФЗ «Об ОРД», межведомственным приказом от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [3]. Нарушение требований подзаконного акта о порядке представления может повлечь за собой признание судом недопустимыми доказательствами, полученные на основе предоставленных результатов оперативно-розыскной деятельности (ч.3 ст.75 УПК РФ).
В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности зачастую возникает проблема, связанная с порядком получения разрешения на проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия. Так, ряд ученых затрагивали данную проблему в своих научных трудах. Она заключается в том, что все документы о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, требующих санкции суда, должны передаваться непосредственно в суд, но не судье. Это означает, что помимо судьи, данные материалы будут изучены помощником судьи, секретарем, сотрудниками канцелярии, однако это полностью противоречит целям проведения оперативно-розыскного мероприятия, основной из которых является получение ориентирующей информации в условиях конспирации. А при существующем порядке получения разрешения на проведение оперативно-розыскного мероприятия, ни о какой конспирации речи вестись не может[4]. Данная проблема непосредственно касается и расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, ведь зачастую такие общественно-опасные деяния совершаются лицами, имеющими предварительную осведомленность, подготовку, в связи, с чем секретность проведения оперативно-розыскного мероприятия, а также его результативность может стать предметом сомнений.
Рассмотрим примеры из практики, где методы оперативно-розыскной деятельности повлияли на раскрытие неочевидного преступления. Так, Самарским областным судом Российской Федерации [5] было рассмотрено уголовное дело, возбужденное в отношении Пирогова И.Л. и Оганян Е.А. по обвинению их в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228.1 УК РФ. Поводом для возбуждения уголовного дела стали результаты оперативно-розыскной деятельности. Так, сотрудниками оперативных подразделений проводилось одно из ключевых оперативно-розыскных мероприятий, повлиявших на квалификацию преступления - прослушивание телефонных переговоров. По результатам проведения данного оперативно-розыскного мероприятия стал известен факт совместного умысла подсудимых, выраженного в сбыте наркотических веществ. В период около месяца Пирогов И.Л. и Оганян Е.А. вели телефонные переговоры о деталях совершения преступления. Так, в ходе прослушивания телефонных переговоров стало известно, что подсудимые приискали подходящее помещение - производственный корпус, в котором они намеревались производить наркотические вещества с целью их дальнейшего сбыта. В ходе телефонных переговоров оба подсудимых общались со своими знакомыми и предлагали им вступить с ними в преступный сговор, направленный на сбыт изготовляемых ими наркотических веществ. Данный пример наглядно иллюстрирует значимость проведения оперативно-розыскных мероприятий. Если бы не была добыта данная ориентирующая информация, то высоколатентное, неочевидное преступление было бы не раскрыто.
Другой пример. Основанием для возбуждения уголовного дела в отношении М.Ш.А. по ст. 210.1 УК РФ стали материалы о результатах проведения оперативно-розыскной деятельности [6], которые явились следствием проведения прослушивания телефонных переговоров, а также проведения оперативного внедрения и оперативного эксперимента. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий стало известно, что М.Ш.А. имеет авторитет в преступной среде. Впоследствии данный факт был проверен следственным путем, доказаны факты существования «воровских сходок», «коронование» М.Ш.А., а также иные обстоятельства, связанные с незаконным оборотом наркотиков. То есть, методы оперативно-розыскной деятельности в этом конкретном случае послужили поводом и основанием для возбуждения уголовного дела (ст.11 ФЗ «Об ОРД»), и впоследствии привлечения виновного лица к ответственности.
Таким образом, авторы приходят к весьма обоснованному выводу о том, что методы оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности важны и в большой степени являются информативными в уголовном деле. Однако на практике существуют проблемы, непосредственно влияющие на низкую эффективность проведения тех оперативно-розыскных мероприятий, разрешение на проведение которых дается судом. На наш взгляд, существующий порядок получения судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий противоречит требованию конспирации и исключающих возможность разглашения. Считаем, что на законодательном уроне необходимо изменить порядок получения разрешения, исключив всех лиц, не имеющих отношения к материалам оперативно-розыскной деятельности, из цепочки следователь, сотрудник оперативного подразделения - судья.
Библиогра фия:
1. Терентьева Е.Е. Правовой статус результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании // Законность. 2021. N 10. С. 46-49.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 14.08.1995. N 33. ст. 3349.
3. Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544) // "Российская газета". N 282. 13.12.2013.
4. Данильян С.А., Данильян Э.С. Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений // Закон и право. 2020. № 10. С. 163-165.
5. Приговор Самарского областного суда от 10.12.2020 по делу N 02-16/2020 // СПС «Консультант Плюс». Документ опубликован не был.
6. Приговор Верховного суда Республики Дагестан от 21.09.2021 N 2-9/2021 (2-23/2020) // СПС «Консультант Плюс». Документ опубликован не был.
References:
1. Terentyeva E.E. The legal status of the results of operational investigative activities in criminal procedural proof // Legality. 2021. N 10. pp. 46-49.
2. Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (ed. of 12/28/2022) "On operational investigative activities" // "Collection of Legislation of the Russian Federation". 14.08.1995. N 33. art. 3349.
3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia N 776, Ministry of Defense of Russia N 703, FSB of Russia N 509, FSO of Russia N 507, FCS of Russia N 1820, SVR of Russia N 42, FSIN of Russia N 535, Federal Drug Control Service of Russia N 398, IC of Russia N 68 dated 27.09.2013 "On approval of Instructions on the procedure for presenting the results of operational search activities of the body of inquiry, investigator or court" (Registered with the Ministry of Justice of Russia 05.12.2013 N 30544) // "Ros-siyskaya Gazeta". N 282. 12/13/2013.
4. Danilyan S.A., Danilyan E.S. Problems of theory and practice of operational investigative activity in the investigation of crimes // Law and Law. 2020. No. 10. pp. 163-165.
5. The verdict of the Samara regional Court of 10.12.2020 in the case N 02-16/2020 // SPS "Consultant Plus". The document was not published.
6. The verdict of the Supreme Court of the Republic of Dagestan dated 21.09.2021 N 2-9/2021(2-23/2020) // SPS "Consultant Plus". The document was not published.