УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10066
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Иса Даудович МАЛЬЦАГОВ, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Чеченского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы борьбы с преступностью общеуголовной направленности. Проанализированы вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений, а также, противоречия в уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательствах при использовании доказательств по уголовным делам. Обозначены актуальные вопросы по законодательному закреплению вопросов привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также вопросы представления результатов ОРД в орган дознания, следователю или в суд.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Annotation. In this article, some topical issues of combating criminality of general-purpose orientation are considered. The issues of carrying out operational search measures in the detection and disclosure of crimes, as well as contradictions in the criminal procedural and operative-search legislation during the conduct of operative-investigative measures for the detection and detection of crimes are analyzed. The topical issues on the legislative consolidation of the issues of involving citizens in assistance on a confidential basis with the bodies carrying out operational-search activity, as well as questions of presenting the results of the OPA. to the inquiry body, the investigator or to the court are indicated.
Keywords: operative and personal activity, operational-search activities, the Code of criminal procedure of the Russian Federation, the Federal law «On operative and personal activity», assistance to the bodies implementing the operatively-search activity.
В данной статье хотелось бы остановиться на проблемных вопросах, которые стоят перед правоохранительными органами РФ, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в деле защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Невозможно представить работу правоохранительных органов без такой важной составля-
ющей, как оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД).
В профессиональной среде сотрудников правоохранительных органов оперативно-розыскной деятельности небезосновательно отводится основная роль в раскрытии преступлений. Законодательное закрепление оперативно-розыскной деятельности явилось важнейшим шагом в становлении правоохранительной деятельности Российского государства на современном этапе. Принятие Федерального закона «Об оператив-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
но-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее — ФЗ «Об ОРД») послужило поводом для нормотворческой деятельности всех государственных правоохранительных структур, в том числе и органов внутренних дел, что выразилось в систематическом издании приказов, регламентирующих различные стороны ОРД.
За несколько лет было принято более десятка новых и отменено старых наставлений и инструкций, в той или иной степени регулирующих ОРД органов внутренних дел.
Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации оказало большое влияние на нормотворческую деятельность Министерства внутренних дел РФ1. Отметим, что в уголовно-процессуальном законодательстве 1960 г. задача раскрытия преступлений ставилась перед органами предварительного расследования, хотя на практике данная норма не работала. В новом, действующем УПК РФ, задача раскрытия преступлений (установление лиц, их совершивших) лежит на оперативных подразделениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Законодатель разделил полномочия органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и возложил на последних обязанность как по выявлению латентных преступлений, так и раскрытие преступлений, совершенных в условиях неочевидности.
В статье 2 ФЗ «Об ОРД» обозначены задачи органов, осуществляющих ОРД: «выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, розыск без вести пропавших, а также установление личности неопознанных трупов; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации»2.
Речь в данном случае идет в основном о раскрытии преступлений, отнесенных действующим уголовным законодательством к категории тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности.
Граждане Российской Федерации имеют право требовать от государства защиты своих законных прав от преступных посягательств, гарантированных Конституцией РФ3.
Поскольку преступники совершают свои преступные действия в условиях неочевидности, тайно, скрытно, замаскированно, в отсутствие свидетелей, а также в связи с тем, что установление и задержание лиц, совершивших данные преступления, представляют особую сложность, государство дало право оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для решения задач ОРД проводить мероприятия оперативно-розыскного характера (полный перечень ОРМ указан в ст. 6 ФЗ «Об ОРД») замаскированно, тайно, скрытно как на основании судебного решения (право на неприкосновенность жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений), так и по постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативное внедрение и оперативный эксперимент).
На практике невозможно обеспечить эффективное раскрытие и расследование преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, без использования возможностей оперативно-розыскной деятельности, которая регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Результаты оперативно-розыскной деятельности весьма широко используются в современном уголовном судопроизводстве в процессе доказывания и принятия ключевых процессуальных решений, прежде всего, по делам о коррупционных преступлениях, о незаконном обороте наркотиков, об организованной групповой преступности, терроризме, о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности.
Оперативно-розыскной деятельности принадлежит особая роль, которая определяется, главным образом, ведением борьбы с преступлениями, подготавливаемыми или совершаемыми тайно, скрытно, замаскированно, с применением различных ухищрений. Однако ОРД призвана решать и более широкий круг задач.
Статья 10 ФЗ «Об ОРД» «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» дает право органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, создавать и использовать информационные системы для обращения к оперативным-справочным учетам по факту совершения неочевидных преступлений и выявления латентных, что, несомненно, дает положительный результат.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
В связи с этим огромную роль при проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений имеет наличие в оперативных подразделениях сотрудников, имеющих профессиональные навыки и опыт оперативной работы.
Как показывает опыт, выявление латентных и раскрытие неочевидных преступлений возможно только оперативным путем, т.е. с использованием возможностей источников оперативной информации. Эффективность служебной деятельности по вопросам борьбы с преступностью достигается только высокой оперативной осведомленностью, позволяющей противостоять криминальным проявлениям в современном обществе.
Существенную роль в выявлении и раскрытии неочевидных преступлений, установлении лиц, причастных к совершенным преступлениям, играет осуществление целенаправленной деятельности оперативными подразделениями по привлечению граждан к содействию на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД, как для участия в оперативно-розыскных мероприятиях, так и в добывании оперативно-значимой информации.
С принятием Федерального закона «Об ОРД» создана, на наш взгляд, правовая основа привлечения граждан к борьбе с преступностью. Хотя законодательно и закреплено в ст. 17 ФЗ «Об ОРД» привлечение граждан к содействию на конфиденциальной основе, однако установление и нормативное закрепление института содействия породило больше вопросов, чем дало на них ответов, особенно в отношении привлечения граждан к конфиденциальному содействию на негласной основе и заключения контракта.
На наш взгляд, не урегулирован вопрос по включению в трудовой стаж период сотрудничества граждан по контракту с оперативными аппаратами, хотя данные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Другой немаловажный вопрос касается предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, который является едва ли не центральным в теории оперативно-розыскной деятельности. Однако реализация сведений, добытых оперативным путем в уголовном процессе, порождает в практической деятельности правоохранительных органов немало проблем.
Правовой основой использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе служат положения уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, а также ведомственных нормативно-правовых актов МВД России.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким актом является Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147).
В пункте 21 данной Инструкции установлено, что результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
При этом результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Таким образом, рассматриваемая в правовом единстве с положениями указанной Инструкции ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», устанавливая порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности, ориентирована на нормы Уголовно-процессуального кодекса Россий-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
ской Федерации, регламентирующие доказывание, и не регулирует полномочий суда по истребованию дополнительных документов по ходатайству сторон.
Помимо этого, в действующем уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательствах имеется немало противоречий, взаимоисключающих факторов.
Например, в ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об ОРД» указано: «лицо из числа преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий и привлеченное к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, активно способствующее раскрытию преступления и возместившее причиненный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В уголовном законодательстве комментируемая правовая норма является смягчающим вину обстоятельством.
В ФЗ «Об ОРД» лицо, сотрудничающее с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при указанных основаниях от уголовной ответственности вообще освобождается, что противоречит ст. 37 УК РФ4.
1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
2 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
3 Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
4 Комментарий к Уголовному кодексу РФ, 2015 г. 10-е изд., перераб. и доп. с учетом ФЗ № 218-ФЗ, 221-ФЗ, 245-ФЗ. М.: Проспект, 2014.
Библиографический список
1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, 2015 г. 10-е изд., перераб. и доп. с учетом ФЗ № 218-ФЗ, 221-ФЗ, 245-ФЗ. М.: Проспект, 2014.
5. Зажицкий В.И. Трудности представления результатов оперативно-розыскной деятельности властным участникам уголовного судопроизводства остаются // Рос. юстиция. 2008. № 2. С. 47—53.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019