Дискуссионный клуб
методы обучения в условиях цифровой трансформации
профессионального образования
Вынужденный перевод профессионального образования в дистанционный формат актуализировал проблему готовности профессиональных образовательных организаций к применению дистанционных образовательных технологий. Областные методические объединения системы профессионального образования Челябинской области обсуждают и обобщают накопленный опыт, отмечая в связи с этим необходимость изменения образовательного процесса. Так, на заседании областного методического объединения (далее — ОМО) преподавателей УГС «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», УГС «Сервис и туризм», УГС «Технология легкой промышленности», УГС «Социология и социальная работа», УГС «История и археология», прошедшем в формате форсайт-сессии на тему «Цифровизация образования: изменение структуры и организации образовательного процесса», обсуждалась проблема выбора методов, средств и форм обучения в условиях цифровой трансформации.
Е. А. Серебренникова, директор ГБПОУ «Челябинский социально-профессиональный колледж „Сфера"»,
Т. Н. Миндибаева, заместитель директора по учебно-методической и научной работе ГБПОУ «Челябинский социально-профессиональный колледж „Сфера"», кандидат педагогических наук
— Новые цифровые технологии, цифровая экономика и порождаемые ими новые требования к кадрам, цифровое поколение, имеющее особые социально-психологические характеристики, являются основными факторами, которые обусловливают потребность в построении цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения. При этом именно четкая и содержательная реализация данной деятельности позволяет образовательным организациям преодолеть проблемный характер ситуации, сложившейся с цифровизацией образования в Челябинской области, «когда динамичное развитие цифровых технологий и средств сочетается с сохранением традиционных (доцифровых) форм организации образовательного процесса и технологий обучения, в ряде случаев — с использованием спонтанно возникших и стихийно развивающихся парадигм цифрового образо-
вания, а также заимствованных подходов, не всегда воспринимающихся российским педагогическим сознанием»1.
Нестабильный и неоднозначный современный мир также диктует свои условия, к которым необходимо мобильно адаптироваться педагогическому сообществу. Так, например, по данным ЮНЕСКО, 91 % школьников в период с марта по апрель 2020 года ушли на карантин, 80 % из них учились онлайн. При этом нельзя не учитывать и новые тренды: рост числа источников образовательного контента; быстрые изменения в технологиях и рынках; распространение электронных денег; рост скорости интернета, увеличение количества мобильных устройств; трансформацию системы образования в мире в сторону индивидуализации, переход роли ядра образовательной платформы от образовательного учреждения к индивидуальной образовательной траектории.
Становится очевидным: чтобы стать успешным, нужно меняться. Традиционная образовательная траектория однопиковая: человек получал образование до 25 лет. Но сейчас правильно
1 Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина [и др.] ; под науч. ред. В. И. Блинова. — М. : Изд-во «Перо», 2019. — 98 с.
говорить о трехпиковой модели, поскольку существует второй (30-55 лет) и третий (55+) трудоспособный возраст. И это относится не к нынешним детям, а к нам. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет восемь видов деятельности (не должностей, а именно видов деятельности). Нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь.
И перед профессиональными образовательными организациями встает вопрос: что использовать? Традиционную форму обучения, дистанционную или смешанную?
Когда мы говорим о дистанционной форме, появляется ассоциативное слово «удобство», связанное с вошедшим в нашу жизнь дистанционным форматом преподавания и обучения. Сейчас необязательно привязывать себя к одному месту; доступно множество бесплатных курсов и видеоуроков, которые можно пройти самому педагогу, либо ввести как часть темы занятия для обучающихся; появилась возможность самостоятельно распоряжаться временем и выбирать график учебы, который впишется в привычный образ жизни; такой режим занимает немного времени, что позволяет в короткие сроки овладеть новыми знаниями, повысить квалификацию или получить образование в новой для себя сфере деятельности; можно экономить финансовые средства организации, не выезжая на заседания областного методического объединения, и многое другое. Очевидно, что получать какую-либо информацию, проходить обучение из дома удобней для большинства из нас, но можно ли сравнивать качество получаемой информации, а для обучающегося — знаний, в таком случае?
Сравнивая две формы получения образования, нельзя однозначно сказать, что лучше: дистанционное обучение или традиционное — очное. Выбор зависит от многих факторов, в том числе от возраста и квалификации человека, начального уровня знаний и требуемого результата, самого предмета изучения. Но с большой уверенностью можно сказать, что в период цифровой трансформации образования наибольшего эффекта в обучении можно добиться только при сочетании нескольких форм и методов обучения одновременно с учетом того, что при решении определенных задач используются разные методы.
Методы — это основа всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним
формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.
В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность обучающихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности педагогических работников и обучающихся приводит исследователей к разному толкованию этой дефиниции, в связи с чем определено и разное количество методов обучения. Однако большинство авторов (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый и др.) считают, что метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности.
В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения, так как метод — категория универсальная и обладает множеством признаков, которые выступают в качестве оснований для классификаций. Мы остановились на классификации, предложенной Ю. К. Бабан-ским2 (рис. 1):
Чтобы показать, какие традиционные методы обучения эффективно работают в дистанте, а какие лучше оставить для очного формата, чтобы удобнее было решать образовательные задачи, приведем сравнение их возможностей в виде анализа различных применяемых методов обучения, исходя из опыта педагогических работников нашего колледжа (табл. 1).
Проведенный анализ показал, что традиционный формат легко воспроизводится в дистан-те. Однако мы не рассматривали современные методы обучения, которые при сочетании разных традиционных методик не могут существовать без дистанционных.
Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. И если условия глобально изменились за счет цифровых технологий, то педагогу нужно уметь и быть готовым их применять и пользоваться ими.
При этом нельзя подменять понятия, то есть при использовании PowerPoint для выдачи материала или электронной почтой для получения обратной связи от обучающихся заявлять о применении дистанционных технологий. Данный аспект прекрасно был отражен в модели
2 Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М. : Просвещение, 1985. — 208 с.
SAMR (Substitution, Augmentation, Modification, Redefinition — Подмена, Приращение, Перепроектирование, Переопределение), разработанной Рубеном Пуэнтедурой3. Он предлагает способ
описания того, как компьютерные технологии могут повлиять на преподавание и обучение. Модель состоит из четырех этапов, или уровней, использования технологий (рис. 2).
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному); методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
У
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенат методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению); методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
у
в) методы контроля И самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-пракшческого контроля и самоконтроля
Рис. 1. Классификация методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)
Рис. 2. Схема модели SAMR (по Р. Пуэнтедуре)
3 Постоянные размышления об образовании и технологиях // Веб-блог Рубена Р. Пуэнтедуры : сайт. — URL: http:// www.hippasus.com/rrpweblog/ (дата обращения: 22.03.2021).
Таблица 1
Анализ применяемых методов обучения в период обучения с использованием дистанционных технологий
(из опыта работы ГБПОУ ЧСПК «Сфера»)
Метод обучения При решении каких задач применение наиболее успешно Традиционная форма Дистанционная форма
Реализация Средства реализации Реализация Средства реализации
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа) При формировании теоретических и фактических знаний и решений задач обучения Успешно применяется Устная речь преподавателя, книги, пособия, рабочие тетради, слайды и др. Частично применяется Учебные аудио- и видеоматериалы, видеоконференции, средства коммуникации, ЭБС
Наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.) Для развития наглядности, повышения внимания к изучаемым вопросам Успешно применяется Печатные издания, сетевые ресурсы, демонстрационные модели, муляжи, макеты, стенды, карты, плакаты, настенные иллюстрации, слайды, фильмы и др. Успешно применяется Учебные аудио- и видеоматериалы, видеоконференции, виртуальные площадки, ЭБС
Практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.) Для развития практических умений и навыков Успешно применяется Пособия, рекомендации, лабораторное оборудование, учебные приборы, тренажеры, учебно-про-изводственное оборудование и др. Частично применяется Мультимедиа-технологии, ГИС-технологии, технологии имитационного моделирования, электронные тренажеры и т. д.
Репродуктивные и про-блемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному) Для формирования знаний, умений и навыков Успешно применяется Слово, наглядные средства, книги, пособия, рабочие тетради, рекомендации, лабораторное оборудование и др. Частично применяется Учебные аудио- и видеоматериалы, ЭБС, видеоконференции, виртуальные площадки (Российская электронная школа)
Методы самостоятельной работы и работы под руководством педагогического работника Для развития самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу Успешно применяется Первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы, инструктивно-методические указания, видео-, аудиоматериа-лы, компьютер и компьютерные программы, упражнения и тренировки и др. Успешно применяется Электронные учебники, пособия, мультимедийные энциклопедии, ЭБС, сетевые учебно-методиче-ские пособия, учебно-информационные аудио- и видеоматериалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, базы данных и знаний с удаленным доступом, онлайн-или офлайн-взаимодействие, образовательные платформы
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, театрализации Для создания эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, Успешно применяется Беседы, совместный с обучающимся выбор средств по достижению цели, познавательные игры, учебные дискуссии (спор), Успешно применяется Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, учеб-но-информационные аудио-
Окончание таблицы 1
L/l
ЭО
Метод обучения При решении каких задач применение наиболее успешно Традиционная форма Дистанционная форма
Реализация Средства реализации Реализация Средства реализации
и драматизации, дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении) неожиданности, актуальности; организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению эмоционально-нравственные ситуации, организационно-дея-тельностные игры и видеоматериалы, тренажеры с удаленным доступом
Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении (требования, поощрения и наказания) Для разъяснения личностной и общественной значимости учения Успешно применяется Убеждения, требования, поощрения, наказания, печатные средства, фильмы, слайды Успешно применяется Сетевые ресурсы, онлайн-вза-имодействие, образовательные платформы
Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда Успешно применяется Контрольное чтение текста, индивидуальный, фронтальный опрос, экзаменационные билеты, перечни вопросов, методические материалы Частично применяется Видеоконференции, инструменты совместной работы (удаленный рабочий стол, электронная доска, показ презентации и др.)
Методы письменного контроля и самоконтроля Успешно применяется Тесты, опросники, экзаменационные билеты, перечни вопросов, методические материалы, рефераты, доклады, эссе Успешно применяется Электронная почта, социальные сети, чаты, виртуальные платформы (Google Формы, Quizlet, Proprofs, Kalioot!, Plickers и др.)
Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля Успешно применяется Лабораторное оборудование, измерительные приборы, тренажеры, учебно-производственное оборудование, контрольные лабораторные работы, опыты и др. Успешно применяется Мультимедиатехнологии, симуля-торы, лабораторные дистанционные практикумы, ГИС-технологии, имитационного моделирования, электронные тренажеры и др.
О П
ш с
о
CD
■а
ш
со
п
тз о
е-
(D О О
ш (Г
о о о» ■а ш
со О ГО
ш
Описательная характеристика указанных выше этапов получила освещение в коллективной монографии под редакцией А. Ю. Уварова и И. Д. Фрумина4. Так, на первом уровне традиционный инструмент (средство) учебной работы замещается новым (цифровым). При этом изменение функциональности цифрового инструмента по сравнению с исходным оказывается минимальным, а преподавание и обучение, по сути, не меняются. Примером может служить переход от чтения текста в напечатанном учебнике к чтению его на экране компьютера (планшета и т. п.). При этом очевидно, что выигрыша нет. На следующем уровне происходит замещение, аналогичное первому этапу, но функциональность нового инструмента улучшается по сравнению с функциональностью предыдущего инструмента, что позволяет обогатить педагогическую практику, расширить ее возможности. Пример: переход от демонстрации материала на бумажных плакатах к демонстрации его с помощью мультимедийного проектора. Выигрыш состоит в том, что работа нередко упрощается, без каких-либо изменений в методике и организации учебной работы. На третьем уровне также происходит замещение традиционного инструмента (средства) учебной работы новым (цифровым). Однако его функциональность существенно расширяется, что позволяет заметно улучшить педагогическую практику. Пример изменения: обучающиеся создают мультфильмы и «цифровые повествования», готовят презентации не только для отчета о проделанной работе, но и для обучения других обучающихся, размещения в сети и т. п. В этом случае начинается переход от технического усовершенствования к преобразованию учебной работы. На четвертом уровне функциональность новых (цифровых) инструментов (средств) учебной работы не просто заметно расширяется, но и становится качественно другой по сравнению с функциональностью традиционных инструментов. Цифровые технологии уже позволяют делать то, что ранее было невозможно, создают условия для решения таких задач, которые нереально решить без их применения. Пример преобразования: переход к персонализированной организации учебной деятельности, в рамках которой цифровые инструменты, адаптивные цифровые учебные материалы, информационные системы обеспечивают
4 Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с.
педагогическим работникам возможность гибкого формирования индивидуальных учебных планов и позволяют организовать работу без отстающих. Такие инструменты помогают строить индивидуальные образовательные траектории, подбирать учебный материал с учетом интересов и возможностей каждого обучающегося.
Внедрение цифровых технологий на первом и втором уровнях может облегчить учебную работу, но фактически не меняет образовательный процесс, а на третьем и четвертом уровнях предполагает изменение образовательного процесса. Такие изменения могут привести к заметному повышению доли обучающихся, которые демонстрируют высокие традиционные образовательные результаты, а также формированию универсальных компетентностей и развитию личностного потенциала каждого обучаемого. Именно такие преобразования находятся в центре цифровой трансформации образования.
В заключение отметим, что современность требует кардинального изменения роли преподавателя. Традиционные рамки классно-урочной организации образовательного процесса с ее усредняемыми требованиями становятся узкими. Переход к ориентированной на результат персонализированной организации образовательного процесса — одно из условий успешного использования педагогического потенциала, цифровых технологий и основанных на их использовании методических решений.
М. Г. Соколова, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Чебар-кульский профессиональный техникум»,
И. А. Бомбина, мастер производственного обучения ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
— Говоря о трансформации взаимодействия педагогов и обучающихся, проанализируем изменения во взаимоотношениях участников образовательного процесса (преподавателя и обучающегося), связанные с появлением цифровых технологий в профессиональном образовании, и уточним суть этих перемен.
Сегодня основным трендом развития информационного общества является цифровиза-ция. Одной из первых областей, с которой начинается активная работа в этом направлении, значится российское профессиональное образование.
Понятие «цифровизация» возникло в связи с активизацией информационно-коммуникационных технологий. Некоторые исследователи трактуют его, например, как преобразование
информации в цифру и при этом синхронно как управленческую, инфраструктурную, культурную, поведенческую составляющие содержания образования.
Суть цифровизации образования заключается в плавном и результативно эффективном использовании современных технологий для перехода к нацеленному на результат и персонализированному образовательному процессу.
Чтобы решить задачи цифровизации, образованию необходимо пройти через цифровую трансформацию. В конце 2019/20 уч. г на фоне «всеобщей удаленки» произошло изменение отношения к педагогической деятельности в обществе. Стало понятно, что цифровизация образования способствовала в том числе и изменению особенностей взаимоотношений преподавателей и обучающихся, произошел рост внимания к педагогическим работникам, повышение их социального статуса и авторитета в системе общественных отношений.
Цифровизация в образовании не только сопровождается изменениями, поскольку сталкивается новое и старое (традиционное), но и дает новые возможности педагогу и обучающимся:
- студентам — возможность построения новой образовательной траектории, доступ к самым современным образовательным ресурсам; таким образом, происходит растворение рамок профессиональных образовательных организаций до мировых масштабов;
- педагогическим работникам — снижение бюрократической нагрузки, рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий обучающимися за счет их автоматизации, повышение удобства мониторинга образовательного процесса, появление новых возможностей организации образовательного процесса и условий для мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий, новых условий для переноса активности образовательного процесса на студента и формирования его индивидуальной образовательной траектории.
Цифровая трансформация профессионального образования изменила сущность взаимоотношений между педагогом и обучающимися в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций, так как обучающиеся и педагоги все больше стали общаться между собой не напрямую, а при помощи электронных устройств — гаджетов.
В чем же суть этих изменений?
1. Сформировано инновационное понимание образовательных отношений, ядром которых, с учетом природы информации и осо-
бенностей цифрового общества, является не преподаватель, а обучающийся, окруженный педагогами, семьей, сверстниками. Произошла кардинальная реконструкция связки «преподаватель — студент».
2. Возникла трансформация самой системы образования, которая помогает педагогам сократить бумажную работу, все упражнения и отчеты обучающихся переносятся на электронные устройства, в цифровом мире не требуется печатная копия, а все работы и оценки всегда могут быть предоставлены в печатном виде по запросу. Технологии позволяют обучающимся работать в виртуальных группах, где они обсуждают свои проекты со сверстниками с помощью многих приложений, таких как Google Classroom, Zoom, Google Meet и др. Отпадает необходимость проводить лекции в сложном режиме. Форма цифрового формата улучшает онлайн-лекции, и каждый студент получает свои материалы из интернета из любой точки мира.
3. Педагог утратил монополию носителя знания и жизненного опыта, которые обучающиеся могут получить сами посредством интернета. Участники образовательного процесса превратились в его равноправных членов, так как сегодня любой обучающийся, имеющий гаджет и умеющий им пользоваться, способен быстро проверить правильность и подлинность полученной от педагога учебной информации, для этого всего лишь надо выйти в интернет и сделать соответствующий поисковый запрос. Преподаватель, в свою очередь, способен использовать любые доступные текстовые, аудио-, видеоматериалы, найденные им в интернете, для подготовки к занятиям, предварительно проверив их достоверность и образовательную ценность. Эти возможности существенно обогащают образовательный процесс, делают его соответствующим современным достижениям науки и техники.
4. Наблюдается разрушение традиционных педагогических отношений, когда:
а) информация, полученная от педагога техникума и найденная обучающимися в интернете, может незначительно отличаться, но при этом для критически настроенных обучающихся, жаждущих пиара, этой незначительной разницы достаточно, чтобы публично поставить авторитет преподавателя под сомнение и тем самым вызвать конфликт (например, такая проблема возникла в группах по профессии «Повар. Кондитер» при изучении механизма отделения белка от желтка, когда обучающиеся, начитавшись
в интернете неквалифицированных советов, стали оспаривать научную технологию процесса);
б) многие обучающиеся оказываются более грамотными в использование ИКТ-технологий, чем некоторые педагоги, особенно «возрастные», которые не умеют пользоваться огромным количеством инструментов — ссылками, чатами, электронными документами и записями, что также является источником дисбаланса педагогических взаимоотношений между обучающимися и преподавателями.
5. Обучение с использованием цифровых технологий сделало новый акцент на взаимодействие обучающихся и педагогов, например, дистанционную координацию (электронная почта, вебинары и уроки-эфиры, интеллектуальная система голосового реагирования и большое количество различных мессенджеров: WhatsApp, Viber, Telegram, Skype, ТамТам, WeChat, Discord (для геймеров), Snapchat, Facebook Messenger. Востребованной технологией стала методика «мобильное обучение», с помощью которой можно пользоваться учебной информацией с персональных цифровых устройств (планшеты, смартфоны и т. п.). Большая часть стилей обучения была преобразована в цифровую систему образования, что формирует и новые образовательные отношения.
Несмотря на то, что в настоящее время интернет-обучение является наиболее подходящим механизмом ведения образовательной деятельности в учреждениях профессионального образования, оно высветило следующие проблемы:
- простая замена контактных часов онлайн-лекциями и семинарами негативно сказывается на здоровье участников образовательного процесса и характере их взаимодействия, если отсутствует баланс активной деятельности и работы в сети Интернет;
- существует большая разница в возможностях доступа к устройствам среди обучающихся и педагогов: кто-то может полноценно пользоваться всем функционалом онлайн-платформ, а кто-то — быть лишь наблюдателем и слушателем. Поэтому необходимо искать решения и альтернативные ресурсы для преодоления такого неравенства;
- возникают затруднения в управлении доступом к ИТ-инфраструктуре, так как в некоторых местностях есть сложности с одновременным подключением всех студентов.
Для решения указанных проблем в Чебар-кульском профессиональном техникуме, в том числе педагогами по профессии «Повар. Кон-
дитер», были пересмотрены механизмы взаимодействия преподавателей и обучающихся, введены элементы новой организации образовательного процесса, которые предусматривают, нацеленность педагогической системы на сохранение физического и психического здоровья участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) в обстановке интенсификации образовательного процесса, увеличения его результативности и эффективности, с сохранением при этом его безопасности и комфорта в условиях цифровизации.
С этой целью:
- в учебном процессе используется сочетание индивидуальной формы обучения, когда обучающиеся самостоятельно или в группе решают учебные задачи, поставленные перед ними преподавателями, а также когда группа обучающихся работает под руководством педагога в учебной аудитории. В первом случае (например, по теме «Оформление холодных блюд и закусок») обязательно применяются гаджеты, а во втором они под запретом, чтобы научить студентов работать в коллективе (например, при последовательном выполнении отдельных операций приготовления салата «Цезарь»: механической обработки, нарезки, формирования блюда, его оформления и подачи). Такая форма педагогического взаимодействия традиционна, методически разработана и повсеместно применяется нами на практике;
- осуществляется мобилизация всех стационарных и мобильных устройств:
а) при помощи которых можно устраивать видеоконференции, оперативный обмен аудио-и видеофайлами. Таким образом, происходит усовершенствование взаимодействия педагогов и обучающихся, повышается результативность и эффективность обучения, например, при выполнении дипломных работ по профессии;
б) когда все эти стационарные и мобильные устройства используются в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (опрос, прототипирование разработок) при изучении таких тем, как: «Поварское дело — не ремесло, а искусство», «Молекулярная кулинария»; «Шоколад: польза или вред для здоровья» и др. При этом не все формы электронного обучения с применением дистанционных технологий способствуют данному процессу из-за методической неразработанности и недостаточного опыта применения;
- каждый педагог техникума определил, как он будет внедрять цифровые технологии (в первую очередь, продумал, как будет работать
с обучающимися, использовать один способ или их комбинацию) и довел эту форму работы до студентов;
- составлено расписание взаимодействия, встреч с обучающимися в режиме реального времени. Каждый педагог техникума выделил для обучающихся время, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке, например, он объясняет материал, отвечает на вопросы студентов и задает вопросы сам;
- преподаватели техникума установили, как они будут связываться с обучающимися, чтобы у студентов была точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Часть педагогов учреждения и ранее регулярно использовали в повседневной работе со студентами некоторые платформы (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т. д.), поэтому и продолжили работу с обучающимися через них. Преподаватели техникума, у которых не было такой платформы, учебные материалы передают через электронный журнал;
- педагогические работники разрабатывают учебный материал не для проверки памяти студентов или умения выполнять задания, а для того, чтобы их научить. Продумываются формы работы, задания, которые обучающиеся выполняют на оценку, при этом учитывается то, что студенты пользуются поисковыми системами и обращаются за помощью к одногруппникам в совместном чате. Педагоги планируют задания и выкладывают их в удобном обучающимся и родителям виде.
Таким образом, цифровизация образования изменяет характер взаимоотношений участников образовательного процесса, при этом благодаря цифровому образованию ценность традиционного взаимодействия между педагогами и обучающимися техникума не потеряна, оно лишь приобрело новые формы и методы.
Н. И. Кузьменко, заведующая кафедрой социальных дисциплин ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», кандидат педагогических наук, доцент
- Рассматривая вопрос организации взаимодействия педагога и студента в условиях цифрового образования, отметим, что образовательный процесс представляет собой сложный механизм, находящийся в состоянии непрерывной модернизации и трансформации, соответствующей реалиям того временного промежутка, в котором он развивается. Потребности настоящего времени таковы, что полно-
ценная организация образовательного процесса возможна только с применением цифровых образовательных технологий, поскольку они расширяют горизонт возможностей педагога, а также способствуют реализации потенциала учащейся молодежи. Очевидно, что в чистом виде цифровизация не должна и не может быть направлена на стопроцентное замещение субъект-субъектного взаимодействия педагога и студента во время образовательного процесса, однако в особых случаях, при гибкой, хорошо продуманной организации, способна к автономному функционированию.
В своем понимании категории «цифровизация образовательного процесса» мы придерживаемся определения, данного М. Е. Вайдорф-Сысоевой, М. Л. Субочевой, определяющими ее как процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате5.
Как мы говорили выше, цифровизация образования позволяет сделать его более гибким, что приводит к возникновению различных инновационных форм. Внешние обстоятельства, связанные с развитием пандемии COVID-19 и, как следствие, со всеобщим локдауном, способствовали стремительному развитию дистанционных форм обучения.
В настоящее время под дистанционным обучением понимается взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие образовательному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое посредством интернет-технологий, а также другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Мы осознаем, что успех дистанционного обучения во многом зависит от способности педагога реализовывать интерактивные формы, налаживать контакт со студентом в нестандартных условиях.
В связи с вышесказанным выделим наиболее значимые характеристики дистанционного
5 Вайдорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2018. — № 3. — С. 25-36.
обучения и обучения с применением дистанционных технологий, а именно: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, цельность.
На наш взгляд, указанные характеристики способствуют универсализации образовательного процесса, реализуемого с применением дистанционных технологий.
Оценивая образовательные возможности дистанционного обучения в целом, можно выделить ряд его преимуществ, а именно:
- экономичность;
- интерактивность;
- возможность увеличения охвата аудитории учащихся;
- возможность самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
- возможность повышения качества обучения за счет применения интернет-ресурсов, в том числе электронных библиотек и т. д.;
- возможность создания универсальной образовательной среды.
Однако, как говорилось выше, успешность образовательного процесса во многом зависит от характера взаимоотношений между преподавателем (педагогом) и студентом (обучающимся). В связи с этим главным условием успешного взаимодействия в контексте цифровой образовательной среды мы считаем обеспечение
субъект-субъектного взаимодействия, основанного на поддержании активности всех участников в процессе образовательной коммуникации.
Как видим, в основе отношений педагога с обучающимся должны лежать именно субъект-субъектные отношения, именно они способствуют максимальному раскрытию потенциала обучающихся в процессе обучения.
Обращаясь к нашему представлению видов субъект-субъектного взаимодействия в условиях цифрового образования, выделим непосредственное и опосредованное (рис. 3).
Как видим на рисунке, взаимодействие преподавателя и обучающихся в условиях цифро-визации образования должно выстраиваться в двух плоскостях — непосредственного взаимодействия (что является обязательным условием) и опосредованного взаимодействия, которое осуществляется через учебный курс.
Безусловно, организация обучения и взаимодействия преподавателя и студента в цифровой образовательной среде отличается от традиционных.
Виды коммуникаций в цифровой среде мы представили в форме схемы (рис. 4).
На данной схеме видно разнообразие возможных ролей обучающего в цифровой образовательной среде. Отметим, что каждая из указанных ролей предусматривает свой формат взаимодействия.
Рис. 3. Виды субъект-субъектного взаимодействия в условиях цифрового образования
КОМУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАСТНИКИ
ОБУЧАЮЩИЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ
РОЛИ
Специалист по медийному сопровождению курса, тьютор, Студент слушатель, наставляемый и др.
наставник и др.
ДЕЙСТВИЯ
Организация коммуникации для других Коммуникация для себя
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Взаимодействие с субъектами Взаимодействие с субъектами
образования с целью обогащения образования с целью достижения
их образовательного опыта собственных образовательных целей
Рис. 4. Виды коммуникаций в условиях цифрового образования
Обратим внимание на средства коммуникации, которые могут реализовываться в условиях цифровой среды. Это различные коммуникационные каналы, а также средства коммуникации в условиях платформы МооШе и, в частности, если говорить про образовательные условия СПО, — АСУ «РгоСо1^е», где есть возможность установить обратную связь, организовать опрос, создать чат с участниками образовательной среды и др.
Обращаясь к опыту работы на данной платформе, отметим ее универсальность и удобство использования. В настоящее время в ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» на платформе АСУ «РгоСо1^е» обучается 100 % студентов (2281 человек), из них около 2 % студентов (две группы заочного отделения) обучаются исключительно с применением дистанционных образовательных технологий. Наш опыт показывает, что при грамотной организации работы обучение с использованием дистанционных технологий вполне может привести к качественному образованию студентов, хотя и требует дополнительных усилий со стороны преподавательского состава.
Е. С. Фурсова, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»
— Как учить, какие средства для обучения выбирать? Это насущный вопрос в эпоху
интернета и развития информационных технологий. Что нужно системе образования, а чего хотят студенты? Ответы на эти вопросы можно найти, если рассматривать их через призму поколений.
В начале 1990-х годов получил популярность исследовательский подход «Теория поколений», авторами которого являются Нил Хау и Уильям Штраус. Они утверждают, что исторический контекст определяет поведение человека: у групп родившихся в одинаковый промежуток времени есть сходные социально-психологические черты, универсальные для всего поколения.
Согласно большинству теорий, поколение — это 15-20 лет. Границы поколений определяются историческими событиями, которые влияют на формирование и развитие психики поколения. Поколение Z глобально, поскольку важнейшие для его формирования события связаны с развитием технологий и глобализацией. В зависимости от исследования считается, что первые дети поколения Z начали появляться на свет в 1995, 2000 или 2005 годах.
Это люди, родившиеся после 1995 года, которые с самого детства используют цифровые технологии. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный.
На современном этапе развития наук, в том числе о человеке и обществе, технологий производства, культуры (интеллектуальной, технологической, социальной, духовной, информационной) и самого образования назрела необходимость перехода к практико-ориенти-рованному типу непрерывного образования с опорой на фундаментальное содержание наук и на неисчерпаемые возможности человека как субъекта общего и профессионального развития, в том числе посредством использования огромных возможностей цифровых средств обучения.
В условиях цифровой среды обучения у обучающихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные и определяющие личностный и социальный статус образованного человека. Студенты чаще выбирают цифровой вариант, считают его более удобным и увлекательным нежели традиционные носители. Благодаря интерактивности материала достигается более быстрое усвоение информации, что ведет к улучшению успеваемости. Но самостоятельное овладение знаниями далеко не всегда доступно из-за невозможности найти именно те необходимые материалы или усвоить необходимые знания. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы тоже невозможно.
Средства обучения — это различные объекты, используемые преподавателем и учащимися в процессе обучения.
Основное дидактическое предназначение средств обучения — ускорить процесс усвоения материала обучающимися. При подготовке к занятиям преподаватель производит тщательный отбор средств обучения в зависимости:
- от задач занятия;
- использующихся методов обучения;
- содержания учебного материала;
- предпочтений преподавателя.
Важно соблюдать принципы использования средств обучения:
- наглядность и доступность;
- гармоничное использование традиционных и современных средств обучения;
- совместное творчество и сотрудничество преподавателя и обучающихся;
- приоритет правил безопасности средств обучения с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Преподавателю всегда необходимо соблюдать «золотую середину» и иметь в виду, что перегрузка занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к сниже-
нию эффективности процесса обучения за счет рассеянного внимания обучающихся.
В эпоху цифровизации наиболее оптимальными являются технические средства обучения, мультимедиа, основанные на компьютерных технологиях, использующие интерактивность и средства дистанционного обучения. «Преимущество ситуации и ее ужас состоят в том, что границ цифровизации не существует. Нет ни одной сферы деятельности, которую нельзя было бы полностью перевести «в цифру», — подчеркивает спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. — Нам только предстоит определить границы между человеческим и технологическим, между приватностью и безопасностью. «Цифра» становится вопросом политическим, и те, кто еще несколько лет назад был ярым сторонником цифровизации, сегодня обязаны задуматься об ограничителях».
Учебная практика у студентов специальностей 43.02.11 Гостиничный сервис и 43.02.14 Гостиничное дело, согласно рабочей программе, включает изучение программного продукта — автоматизированной системы управления отелем «1С:Отель». Изучение программного продукта было рассчитано на очное присутствие преподавателя и студентов в учебной аудитории, но пандемия внесла свои коррективы.
В ходе подготовки к началу учебной практики преподавателю был предоставлен удаленный доступ к компьютерной аудитории, где установлена программа «1С:Отель». С учетом различной степени обеспеченности студентов техническими средствами обучения было принято решение записать учебные видеоролики продолжительностью от 17 до 29 минут с помощью программы для записи видео с экрана компьютера OBS Studio. OBS Studio — абсолютно бесплатная программа (из-за чего и заслужила свою популярность) — открывает перед пользователем широкий набор функций: дает возможность быстро переключаться между сценами, показывать изображение с веб-камеры, выводить на экран окно чата, прочую важную информацию. Что касается записи звука, программа может выводить запись как с микрофона, так и из самой системы. Поработав над настройками, можно получить вывод аудио непосредственно с онлайн-трансляции.
В программе доступна функция «хрома-кей», это значит, что пользователь, установив монотонный фон у себя за спиной, может легко заменить его на любое изображение или видео.
К каждому занятию был записан видеоролик с подробной пошаговой инструкцией
выполнения работы. Время видеозаписи было выбрано с учетом восприятия информации студентами.
Видеоролики размещены на сайте колледжа в электронном учебном пособии ПМ 01 «Бронирование гостиничных услуг» в разделе «Учебная практика», с последующей ссылкой на https://www.youtube.com/.
В ходе проведения практики преподавателем были проведены установочные лекции с помощью платформы webinar.ru, использовалась версия с бесплатным проведением встречи, но данная платформа не дала 100%-го эффекта, так как было достаточно трудно получить обратную связь.
Затем для проведения занятий использовалась бесплатная версия платформы Zoom.us, где в онлайн-режиме решались организационные вопросы: как будут проходить занятия, какая будет форма отчетности и сроки сдачи отчетности. У студентов была возможность задать интересующие их вопросы.
Известно, что студенты запоминают на 20 % то, что они слышали, на 30 % — то, что они видели, на 50% — то, что они слышали и видели, и на 80 % — то, что они слышали, видели и обсуждали с преподавателем. При проведении занятий в онлайн-режиме обучающиеся проявляли больший интерес к материалу, так как присутствовало и «живое общение» и в помощь были видеоролики, с которыми можно было повторить материал в удобное для них время. Мой опыт преподавательской деятельности в колледже показывает, что наиболее эффективными из электронных образовательных ресурсов
являются мультимедиаресурсы. В них учебные объекты могут представляться сочетанием различных способов: с помощью текста, видео, графиков, фото, звука и анимации. В этом случае могут использоваться все виды восприятия и закладываются основы мышления и практической деятельности обучающихся.
При использовании вышеперечисленных средств обучения возникли небольшие трудности технического характера. По большей части они были связаны со скоростью интернета и обеспеченностью персональными компьютерами обучающихся. Основная сложность заключалась в том, что удаленный доступ к программному продукту может быть предоставлен только к персональному компьютеру или ноутбуку.
Использование платформ для проведения конференций и специальной программы видеозаписи экрана позволяет достичь большего эффекта, так как динамично изменяющийся рынок труда, характерный для постиндустриальной экономики, требует от системы образования внедрения новых подходов для реализации принципа обучения каждого человека на протяжении всей его жизни, а возможность строить персональные траектории развития — не только профессионального, но и личностного — имеет принципиальное значение.
Таким образом, поставив перед собой цель — активизировать обучение посредством наглядности, с помощью технических средств обучения, преподаватель постепенно накапливает и создает свой авторский дидактический материал, применяемый в процессе обучения.
Материал к публикации подготовила Н. Ф. Косарева, методист ГБПОУ «Челябинский социально-профессиональный
колледж „Сфера"»