13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 37
БОРИСОВ А.С.
кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ФЕФЕЛОВ С.В.
доктор исторических наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ВИНОКУРОВА Ю.А.
магистрант Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПОЗДНЯКОВА К.А.
магистрант Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 37 BORISOVA.S.
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Orel
State University E-mail: [email protected] FEFELOV S.V.
Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Theory and History of State and Law, Orel State University
E-mail: [email protected] VINOKUROVA YU.A. Master's Student at Orel State University E-mail: [email protected] POZDNYAKOVA K.A. Master's Student at Orel State University E-mail: [email protected]
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TEACHING METHODS USED IN THE DISTANCE FORM TEACHING IN THE FRAMEWORK OF HISTORICAL AND LEGAL EDUCATION
Статья посвящена вопросу изучения методов обучения для студентов-магистрантов, обучающихся на историко-правовом профиле в современных реалиях в рамках дистанционной формы обучения. Внедрение программ дистанционного обучения для студентов-магистрантов историко-правового профиля позволяют эффективно реализовать различные методы обучения в рамках существующих образовательных технологий. Значение методов обучения отражается в важности интерактивного взаимодействия как между самими обучающимися, так и между преподавателем и обучающимся.
Ключевые слова: методы обучения, историко-правовое знание, историко-правовые дисциплины, образовательные технологии, проблемное обучение.
The article is devoted to the issue of studying teaching methods for master students studying in the historical and legal profile in modern realities within the framework of distance learning. The introduction of distance learning programs for master students in the history and law profile makes it possible to effectively implement various teaching methods within the framework of existing educational technologies. The importance of teaching methods is reflected in the importance of interactive interaction both between the learners themselves and between the teacher and the learner.
Keywords: teaching methods, historical and legal knowledge, historical and legal disciplines, educational technologies, problem learning.
Сложившаяся на данном этапе ограниченная обстановка в связи с условиями пандемии СОУГО-19 подвела систему образования к тому, что появилась острая необходимость в реализации процесса обучения по средствам дистанционных связей преподавателей и студентов через различные доступные Интернет-ресурсы. Поскольку, в целом, к такому резкому переходу в непривычный для всех формат обучения ни студенты, ни сами преподаватели не были готовы, ВУЗы столкнулись с некоторыми проблемами, а именно с реализацией эффективного дистанционного обучения и мотивированием студентов к такому формату занятий.
Стоит отметить, что дистанционное обучение - это особая форма обучения, практически ничем не схожая
с очным и заочным форматом. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [1].
При таком обучении ведущая роль принадлежит студенту, уже имеющему необходимые знания, умения и навыки для поиска решения поставленной проблемы, поскольку больше оно основывается на самостоятельной работе обучающегося по специально подготовленной программе. Акцент с ведущей роли преподавателя смещается, в данном контексте, к роли
© Борисов А.С., Фефелов С.В., Винокурова Ю.А., Позднякова К.А. © Borisov A.S., Fefelov S.V., Vinokurova Yu.A., Pozdnyakova K.A.
сопровождающего и направляющего, используется личностно-ориентированной подход, а задача обучающегося заключается в практическом применении знаний, которые становятся основой для формирования новых знаний в рамках изучаемого курса. Иными словами, студент должен перейти от теории к визуализации, а затем - к практической реализации знаний.
Дистанционные образовательные технологии состоят из асинхронных (offline) и синхронных (online) методов взаимодействия обучающихся в электронной образовательной среде. Методика синхронного обучения предполагает общение обучающихся с преподавателем в режиме реального времени. Асинхронные методы обучения применяются в случаях, когда затруднено и/ или невозможно общение между преподавателем и обучающимся в режиме реального времени. Асинхронные возможности электронного обучения и представления учебного материала разнообразны и позволяют обучающимся выбрать «удобную» технологию асинхронного взаимодействия или технологию выполнения заданий, получить своевременную консультацию и обсудить полученные результаты совместно с другими участниками учебного процесса в любое, удобное, время. Поэтому взаимодействие обучающегося с преподавателями и другими обучающимися все чаще проходит с использованием асинхронных технологий электронного обучения. Эти технологии могут быть использованы обучающимися любой формы обучения и на любом этапе обучения [3].
Дистанционный формат позволяет обучающимся самостоятельно выбирать способы предоставления материала и средства его формирования. Применение информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить творческое начало образования и подготовить студентов и преподавателей к жизни в различных социальных средах, а также обеспечить доступность образования вне зависимости от местонахождения и социальных условий обучающихся.
Поскольку большая часть современной жизни протекает в условиях социальных сетей, вполне логично использовать Интернет-ресурсы не только для личных целей, но и для процесса обучения.
Внедрение программ дистанционного обучения для студентов-магистрантов историко-правового профиля позволяют эффективно реализовать различные методы обучения в рамках существующих образовательных технологий.
Важно отметить существенные преимущества дистанционного формата обучения в целом, такие как доступность, синхронизация и гибкость обучения. Вне зависимости от местоположения, социальных условий и состояния здоровья студенты могут обучаться по выбранному ими профилю и выбирать подходящие ресурсы для получения знаний и взаимодействия с преподавателями, а расстояние между студентом и фактическим местом нахождения учебного заведения никак не влияет на качество образования. Студент и преподаватель могут подобрать наиболее удобное время для консульта-
ций и более эффективные форматы проведения занятий в рамках информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционный формат обучения позволяет иметь «под рукой» наибольший объем информации благодаря быстрому доступу в Интернет, что даёт более полное представление о поставленной проблеме и экономит время при поиске путей её решения по средствам оперативного отсеивания неистинных положений.
К проблемам, с которыми сталкиваются преподаватели, осуществляя обучение в дистанционном формате, можно отнести прямую зависимость от возможностей технической инфраструктуры, проблему способов формирования мотивации студентов к процессу обучения, необходимость в оперативном совершенствовании педагогических технологий и внедрении интерактивных форм проведения занятий, что не всегда возможно по различным, в том числе и техническим, причинам, а также, способ оценивания проделанной работы обучающегося.
Но не смотря на сложности осуществления такого формата занятий, процесс обучения может протекать успешно благодаря правильному подбору методов дистанционного обучения.
Существуют следующие методы обучения, применимые к студентам-магистрам историко-правового профиля:
1) Методы индивидуализированного преподавания и обучения. Для них характерно развитие теленаставничества, что подразумевает использование мессенджеров, голосовой и электронной почты и других различных современных телекоммуникационных технологий, таких как Zoom, G Suite (Hangouts), Microsoft teams, MoodleCloud, а также других вебинарных платформ. Основная цель данной модели - эффективное построение взаимоотношения между студентом и преподавателем и другими студентами, а также пробуждение активности самостоятельной работы обучающихся. Реализовывается это посредством коллективных выступлений, защиты командных проектов и т.п. В качестве примера к данной модели обучения можно отнести также кейсовую технологию, суть которой заключается в структурировании материалов в набор. Студент изучает полученную информацию, при необходимости обращается к преподавателю за консультацией и, тем самым, формирует знания, умения и компетенции. Анализируя информацию, обучающийся выделяет проблему и планирует методы её решения. При стабильном использовании кейсовой технологии у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки по решению проблем.
2) Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активной роли в коммуникации. Такой метод частично отражает традиционный образовательный процесс, но только с прямым использованием информационных технологий. В электронные лекции добавляются видео или аудиома-териалы, интерактивные презентации и т.д. Реализовать
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
такой метод можно при использовании таких платформ как Google Classroom и другие инструменты Google, Canvas Instructure, Wizer, Padlet и Trello.
3) Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Например, при использовании таких сервисов, как Canva (кроссплатформенный сервис для графического дизайна, который позволяет создавать интересный презентационный материал, а создавая личный кабинет в этом сервере, можно взаимодействовать коллективно и следить за успехами участников группы), LearningApps (сервис для создания интерактивных занятий, например, для закрепления материала, проведения семинарских занятий и т.п.), Wordwall (сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры), Madtest (конструктор для создания квиз-тестов и опросов), Online TestPad (система для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий) и т.п. Взаимодействие между участниками учебного процесса в данном контексте имеет важную дидактическую ценность, поскольку получение и передача информации происходит синхронно, безотрывно и остаётся в облачных хранилищах сервисов, что в любой момент позволяет вернуться к ней и обновить знания или добавить новую информацию.
Значение этих методов, а также обоснованность их использования отражается в важности интерактивного взаимодействия как между самими обучающимися, так и между преподавателем и обучающимся [2].
Но стоит отметить, что изучение истории и права в современных условиях позволяет сделать некоторые выводы относительно толкования и понимания знаний, включающихся в историко-правовые дисциплины.
Практически невозможно конкретно обозначить границы возникновения потребности в изучении историко-правовых наук, но тем не менее, их важность объяснима и аргументирована.
Использование какого-либо одного метода при изучении историко-правовых дисциплин невозможно. Это связанно с различными концепциями действительности правового и исторического изменения во всем мире, начиная со становления общества, до сегодняшнего времени. Главной причиной этой невозможности является, в первую очередь, разнообразие характеристик законодательства у тех или иных народов и, как следствие, острая необходимость в совокупном применении сразу нескольких методов.
Главное в изучении любой области науки - последовательность, логика и следование всеми принятым стандартам для решения какой-либо возникающей познавательной проблемы.
Дисциплины в рамках историко-правового образования позволяют использовать набор различных методов обучения и образовательных технологий. Это позволяет не только творчески подходить к процессу преподавания, но и привлечь максимальный интерес аудитории к предметам. Нестандартный подход к определению структуры учебного занятия позволяет обучающимся
чувствовать себя в более спокойной обстановке, сглаживать рамки и преграды между обучающимся и коллективом. Дистанционный формат обучения позволяет максимально использовать данные нам ресурсы и получать информацию из источников, о которых без внедрения дистанционного обучения, мы, возможно, даже бы и не знали. Несколько тысяч лет назад о такой системе преподавания учебных предметов и не могло идти речи, а сейчас - это обычная практика и возвращение к прошлым истокам было, безусловно, неоправданно.
Подготовка студентов-магистрантов историко-правового профиля подразумевает непосредственную работу с историческими и правовыми документами. Но, поскольку в условиях действующей пандемии нам доступны не все возможности реальной жизни, поиск источников так же перешел в дистанционный формат.
В процессе обучения студенты используют исторические архивы. Например, Федеральный историко-документальный просветительский портал «Российское историческое общество» и портал «Архивы России» позволяют студентам знакомиться с фрагментами исторических документов, фотографиями, письмами и другими источниками. Дистанционный формат заметно упрощает процесс поиска нужной информации, экономит время как студента, так и преподавателя и позволяет гораздо быстрее и правильнее систематизировать полученную информацию. Работа с историческими источниками в данном представлении относится к методам активного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса, поскольку предполагается групповой поиск какой-либо информации в архивах, а затем - обобщение полученной информации всеми участниками группы и презентация проделанной работы.
В качестве образовательной технологии в рамках историко-правого образования активно используется проектная технология. Проект - это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков [4]. Суть проектирования для студентов-магистрантов, обучающихся на историко-правовом профиле заключается не только в поиске чего-то нового, но и в актуализации старого, а также в способности самостоятельно управлять проектом на всех этапах его цикла. Нельзя исключать, что студентами будет обнаружено что-то, что ранее ещё не было обозначено, но даже если не будет такого результата, сама работа над созданием проекта, продумывания его цели, задач, методов и способов решения поставленных проблем, позволяет, во-первых, объективно оценить заинтересованность обучающихся в данной теме, а во-вторых, справедливо оценить проделанную работу.
Магистерская диссертация в рамках историко-правового образования, по сути, является проектом обу-
чающихся и подразумевает соблюдение определенной структуры, что позволяет студентам придерживаться конкретных установок.
Проект, как отдельный вид задания, строго говоря, не имеет таких «жестких» рамок и в полной мере даёт студентам раскрыть свой потенциал. При создании проекта в рамках историко-правовых дисциплин, студенты должны использовать архивные данные, монографии и, структурируя полученную информацию, делать вывод, на какой стадии находится решение поставленной проектом проблемы.
Необходимо помнить и о роли преподавателя в этом случае: он выступает наставником, советчиком и должен обладать высокими профессиональными навыками, а также безупречно ориентироваться в теме проекта, выбранной обучающимся. Информация, предоставляемая на проверку, должна действительно проверяться и дополняться самим педагогом, в этом случае обучающийся будет замотивирован интересом самого преподавателя к данной проблеме.
Неформальность обстановки в рамках дистанционного обучения при проверке предоставляемых данных позволяют обучающимся чувствовать себя эмоционально стабильно.
Преимущество проектной технологии в обучении студентов-магистрантов историко-правового профиля заключается в образовательных результатах, а именно в приобретении, закреплении и развитии знаний, умений и навыков и, что не менее важно, в развитии профессио-
нальных и личностных компетенций.
Социальные сети позволяют решать не только коммуникативные вопросы, но и служат достаточно эффективным источником информации при их адекватном использовании. Так, в рамках историко-правового профиля, студентами-магистрами создаются исторические блоги и публичные страницы на таких платформах, как 'УкойаЙе, Instagram, Тк-Ток и др. Главная цель ведения таких страниц заключается не только в структурировании материала, но и в исторически-грамотной передаче информации потенциальной аудитории. Ведение блога исторической личности предусматривает подборку фотографий условно выбранной эпохи, поиск интересных и малоизвестных фактах об определенных событиях или личности, четкое и лаконичное написание текста, а также систематичность в публикации контента. Такой способ закрепления информации не только позволяет студенту овладевать предусмотренными программой подготовки компетенциями, но и предоставляет возможность формировать историческую культуру потенциальных читателей.
Таким образом, следует отметить, что внедрение дистанционных технологий при обучении студентов-магистрантов историко-правового профиля, позволяет более упорядочено выстроить процесс обучения и не смотря на существующие сложности с точки зрения технических условий, найти способы и методы взаимодействия с обучающимися.
Библиографический список
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3
2. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.
3. Клепикова А.Г., Кормакова В.Н. Применение дистанционных образовательных технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования / Белгород: ИД БелГУ НИУ «БелГУ», 2020. 60 с..
4. ЯковлеваН.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
References
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ
2. Volzhenin N.V. Organization of independent work of students in the process of distance learning: textbook. Barnaul: Alt. un-that, 2008.
3. Klepikova A.G., Kormakova V.N. Application of distance learning technologies in offline mode, mixed and online educational programs and programs of additional professional education / Belgorod: ID BelGU NRU "BelSU", 2020. 60 p.
4. Yakovleva N.F. Project activities in an educational institution: textbook. allowance. 2nd ed., Erased. M .: FLINT, 2014. 144 p.