13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378. 004 СТАРОСТИНА С.Е.
доктор педагогических наук, доцент, кафедра физики, Забайкальский государственный университет E-mail: [email protected] ФЕДОТОВА А.Д.
кандидат педагогических наук, кафедра прикладной информатики и математики, Забайкальский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 378.004 STAROSTINA S.E.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department Physics, Transbaikal State University E-mail: [email protected] FEDOTOVA A.D.
Candidate of Pedagogical Sciences, Departmentof Applied Informatics and Mathematics, Transbaikal State University
E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТРИГГЕР ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
DISTANCE LEARNING AS A TRIGGER FOR CHANGES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION
Вопрос реализации дистанционного обучения в штатном режиме является достаточно изученным, в то время как внештатный переход всех образовательных организаций на дистанционный режим работы поставил перед учебными заведениями ряд проблем. Цель данного исследования заключается в оценке качества дистанционного обучения, выявления его преимуществ и недостатков, а также определения основ успешного дистанционного обучения, которые раскрыты в работе.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, асинхронное, синхронное, комбинированное обучение.
The issue of implementing distance learning in a regular mode is sufficiently studied, while the freelance transition of all educational organizations to remote mode of work has posed several problems for educational institutions. The purpose of the study is to assess the quality of distance learning, identify its advantages and disadvantages, as well as determine the foundations of successful distance learning, which are revealed in the work.
Keywords: higher education, distance learning, asynchronous, synchronous, combined education.
Ситуация, сложившаяся в условиях угрозы эпидемии коронавируса, поставила перед множеством образовательных организаций в России проблему организации дистанционного обучения. В целях предотвращения эпидемии в стране в большинстве вузов, согласно рекомендациям Министерства науки и высшего образования, введено дистанционное обучение, которое в России регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Переход на дистанционное обучение в условиях карантина, по мнению большинства исследователей [2, 4], навсегда изменил облик высшего образования, ускорив процесс цифровой трансформации в высшем образовании, побудив сотрудников университета переосмыслить формы и методы организации образовательной деятельности, вызвав необходимость пересмотра образовательных программ, предоставления обучающимся большей академической свободы и возможности приобретения собственного опыта обучения.
Главный вопрос, на который искали ответ все вузы - Как организовать учебный процесс? С разными формами дистанционного образования высшая школа работает постоянно. Ресурсов для осуществления дистанционного обучения в настоящее время достаточно [6]. Российские вузы используют образователь-
ные платформы как российских, так и зарубежных разработчиков.
Существующие платформы содержат множество видео онлайн курсов, учебно-методических разработок и заданий от лучших педагогов страны. На используемых информационных платформах можно найти теоретический материал, задания для проведения практических занятий, проверочные тесты, виртуальные лаборатории, музеи и библиотеки. Ведущей среди них выступает информационная платформа «Открытое образование». На ней можно найти полные курсы практически по всем предметам, разработанные ведущими вузами страны.
По данным Национального центра статистики образования Министерства образования США [9], в 2018 г. только 35% студентов, обучающихся по программам высшего образования, записывались и изучали дистанционные курсы, но уже в 2020 г., в связи с необходимостью временного перехода на «вынужденный дистант», все студенты приступили к дистанционному обучению. Однако «временный» переход на дистанционное обучение становится все более постоянным. По состоянию на июль 2021 г. [9], 33% высших учебных заведений США заявили о продолжении использования онлайн-курсов, виртуальных классов (это еще один из элементов дистанционного обучения) даже после полного открытия кампусов для нормальной работы. Аналогичные тен-
© Старостина С.Е., Федотова А.Д. © Starostina S.E., Fedotova A.D.
денции наблюдаются и в российской системе образования [3]. Согласно «Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования» [5], в будущем нас ждет цифровой университет, единая сервисная платформа науки, цифровое образование.
Масштабный переход системы образования на дистанционное обучение позволил вузам приобрести «уникальный опыт», который должен работать на развитие образовательных технологий. В последнее время исследователями в области цифровой трансформации образования все большее внимание уделяется проблемам развитию цифровых образовательных инструментов и технологий, цифровой трансформации преподавателя в условиях современного образовательного процесса, цифровой трансформации образовательных организаций.
Однако ничто не заменит традиционного обучения и живого контакта студента с педагогом. По мнению отечественных и зарубежных исследователей [1, 7, 8], перспектива развития современного образовательного процесса за миксом онлайна и офлайна. В настоящее время необходимо ускорить работу по проектированию архитектуры цифровой трансформации, развитию цифровых сервисов, модернизации информационной структуры вузов, специальной подготовке педагогов к реализации цифровых технологий, созданию единой информационной среды взаимодействия образовательных организаций.
Цель данного исследования заключается в проведении анализа деятельности университета в период жёсткого перехода на дистанционное обучение; выявлении оснований, влияющих на качество образовательного процесса в условиях ускорения цифровой трансформации, дающей возможность более активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, реализации гибких образовательных траекторий для студентов и, как следствие, ускоренного развития инноваций в высшей школе.
Говоря о дистанционном обучении, нужно различать виды, методы и формы его реализации.
Все виды обучения (и онлайн, и оффлайн) можно реализовывать различными методами обучения. Выделяют три метода реализации дистанционного обучения, в зависимости от взаимодействия преподавателя и ученика: синхронное, асинхронное и комбинированное. Общая характеристика, а также формы реализации конкретного метода представлены на рисунке 1.
Понятно, что выбор методов и форм обучения всегда должен быть связан с учебными целями, однако это только в теории. На практике же организаторы дистанционного обучения чаще всего руководствуются не целями, здравым смыслом или научными знаниями, а своим опытом и привычками. Что особенно ярко проявилось в условиях массового перехода на дистанционное обучение.
Г||Н\рОННОС обучение _
* это метод длстанщгонного ооучетш. ПрН котором преподаватель и студенты <щноВ|>еыенно вовлечены в процесс обучения. Пушеры: Веоннар, видеоконференция. онлаГш-чат. Все вместе "сцдят" в некотором виртуальном пространстве 11 oÖMenJt&aioTca J [«формацией
Лспнхроннноеобучение -
• ЭТО мстрод ДИСТЯЯШГОННОГО обученпя, при КОТОрОЫ НЖТШ Ы'.ЧДУ студентом н преподавателем осуществляется с '¡Д;|че..[ во Времена. П|шмеры тше^зумгктов: электронная почта, "упакованные" курсы в электронных системах ооучетш. подкаст, скрннкаст. олот. Обычно преподаватель roTOBiiT Н ст^'КГ^'рирует материалы дгщ научения, а студенты получают к ним доступ поручаются, как правило, по свобсдному 1раф|ау
Комбинированное обучение -
• это комбинация синхронного ц асинхронного Например, 2 вймшара в недеит по раеппсатцо + доступ к л1иному кабинету угеннка. тде Выложены лектцв!, brj"' И тесты. В таком сл^гае эффективность Of^Ieraw может быть даже выше, чем При с^гном об^етш.
Рис. 1. Методы реализации дистанционного обучения.
Хотелось бы отметить, что использование только синхронного или асинхронного обучения приводит к снижению эффективности образовательного процесса. Идеальным решением, безусловно, будет совмещение или параллельное использование обоих методов (комбинированное обучение). К примеру, электронный курс дополняется вебинаром, в ходе которого устно делается акцент на важных моментах, даётся возможность задать вопрос преподавателю, проговариваются проблемные моменты.
Переход Забайкальского государственного университета на дистанционное обучение по всем формам и уровням обучения поставил больше вопросов, чем ответов. Синхронный или асинхронный формат, онлайн или оффлайн обучение, вебинары, онлайн лекции, видеоконференции или предоставление готовых учебно-методических материалов студентам для самостоятельного изучения. Решение данных вопросов зависело от многих факторов. Руководством университета был намечен ряд мероприятий перевода в дистанционный формат не только образовательного процесса, но научно-исследовательской деятельности, социальной и воспитательной работы, а также все управление университетом.
Мероприятия, реализуемые университетом, в условиях перехода на дистанционное обучение:
Образовательный процесс: проведение всех видов занятий в режиме онлайн и оффлайн, использование синхронного и асинхронного обучения;синхронное проведение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов в режиме онлайн.
Независимая оценка качества образования: дистанционное проведение и участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня (например, Rucod, WS), онлайн участие в федеральном интернет экзамене для бакалавров, в федеральном интернет экзамене в сфере профессионального образования (ЕГЭ для бакалавров).
Научно-исследовательская деятельность: дистанционное проведение научных исследований; участие в
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
конференциях, конкурсах научных проектах и других научных мероприятиях проводимых дистанционно.
Молодежная политика: организация волонтёрского движения (волонтёры Победы, помощь людям (65+), преподавателям в реализации дистанционного обучения); перенос карьерных мероприятий и ярмарок вакансий в формат онлайн-коворкингов.
Реализация в течение полугода образовательного процесса в дистанционной форме позволяет констатировать, что реализованные мероприятия сняли напряжённость в университете и дали положительный эффект, что подтверждает исследование, проведённое в декабре 2020 года, инициированное Московским физико-техническим институтом, в котором принял участие Забайкальский государственный университет.
В студенческом онлайн анкетировании в мае 2020 года приняли участие более 300 студентов университета. Студентам было предложено оценить онлайн-обучение, ответив на ряд вопросов, касающихся качества дистанционного обучения, временных затрат на обучение, его преимуществ и недостатков, а также предпочитают ли респонденты очное обучение дистанционному. Ответы студентов сопоставлялись с ответами преподавателей университета, которые были опрошены также в режиме онлайн (около 50 преподавателей). Рассмотрим результаты анкетирования.
Большинство студентов и преподавателей считают, что качество дистанционного образования хуже, чем традиционного очного (72,2% - студентов, 81,3% -преподавателей). Студенты оказались гораздо лояльнее преподавателей к онлайн-обучению. В частности, 48,5% студентов и 87,4% преподавателей сочли, что у них стало меньше свободного времени из-за перехода на удалённую форму обучения. Неудобной эту форму признают 43,6% студентов и 63,7% преподавателей. Только 34,6% студентов думают, что онлайн неудобен для преподавателей. Доля педагогов, ответивших, что в онлай-не им преподавать некомфортно, гораздо выше - 72,3%.
Большинству студентов стало проще усваивать материал по компьютерным дисциплинам (87%), однако учиться математическим, инженерным, физическим и химическим наукам стало сложнее (69,3%); не заметили изменений в преподавании онлайн гуманитарных наук 91,2% студентов.
В аудиториях учиться лучше, считают и те, и другие (69,6% студентов и 85,5% преподавателей). 86% студентов отметили, что им не хватает общения как с однокурсниками, так и с преподавателями. Подавляющее большинство студентов (93,8%) боятся быть непонятыми преподавателем из-за проблем со связью на текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
С целью определения преимуществ и недостатков дистанционного образования студентов, которые приняли участие в исследовании, условно разделили на две группы: сторонников и противников дистанционного образования, причём группа последних гораздо более многочисленна.
Большинство студентов, которые положительно от-
носятся к дистанционному обучению, не видят или не хотят видеть его сложности, не желают занимать критическую позицию, считая данный вид обучения авангардом технологических изменений в образовании. Среди преимуществ дистанционного обучения они отмечают:
- возможность заниматься практически в любом месте и в любое время;
- индивидуальный темп обучения, возможность повторения несколько раз с использованием разных форматов;
- больше возможностей для углублённого изучения дисциплин, саморазвития;
- возможность развиваться в ногу со временем (развивать свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями);
- наличие чётких критериев, по которым оцениваются знания, полученные ими в процессе обучения;
- формирование ответственности и самостоятельности, развитие умений планирования своей работы и др.
Негативная реакция студентов - противников дистанционного образования в значительной степени объясняется длительной самоизоляцией и отсутствием социальных контактов. Противники выступают не против дистанционного образования как такового, а скорее, высказываются против возможной угрозы перевода на постоянное дистанционное образование. Значительную часть студенческого негатива можно также объяснить недочётами самого вуза. Среди недостатков дистанционного обучения они отмечают:
- отсутствие оборудования и интернета как у преподавателей, так и у студентов;
- неготовность преподавателей к реализации дистанционного обучения;
- отсутствие разработанных курсов для реализации дистанционного обучения;
- реализация дистанционного обучения малобюджетным и бесплатным вариантом создания контента и размещения онлайн;
- невозможность реализации практической подготовки;
- отсутствие непосредственного общения ученика и учителя и, как следствие, невозможность формирования коммуникативных компетенций у студентов;
- исключение из образовательного процесса воспитательной составляющей др.
На наш взгляд, противников дистанционного образования можно считать волонтёрами его качества. По их критическим отзывам можно судить о правильности реализуемых мер. Противники дистанционного образования - основная движущая сила, которой надо уметь воспользоваться, вступив с ними в диалог и партнёрство.
Результаты анализа ответов преподавателей позволили определить основы успешного дистанционного обучения:
- Структура курса: дистанционная программа не должна полностью копировать очный курс. Здесь долж-
ны быть различные средства, вовлекающие студента в обучение, предоставляющие ему возможность управлять процессом обучения.
- Способы и средства коммуникации: Интернет-ресурсы не должны быть единственным средством общения с преподавателем. Хорошо продуманная программа должна предлагать студенту несколько способов доставки информации (электронную почту, телеконференцию, интерактивное телевидение, видео-/аудиокон-ференцию и др.).
- Методы обучения: занятия могут происходить синхронно или асинхронно. В первом случае средства передачи информации должны быть представлены видеоконференцией или интерактивным телевидением. Второй вид более гибкий, предоставляет студенту удобное для него время работы. Здесь могут быть использованы такие средства связи, как электронная почта, сайт университета, личный кабинет студента.
- Поддержка и коммуникация со студентами: методика и приёмы хорошего дистанционного обучения направлены на то, чтобы любой студент не чувствовал
себя брошенным, одиноким, изолированным от остальных. Здесь должны быть созданы все условия для продуктивной атмосферы взаимодействия.
Какие практические выводы можно сделать из проведенного исследования? Дистанционное образование не заочная форма, оно не противостоит очному обучению. Дистанционное образование не замещает, а дополняет и обогащает форматы взаимодействия студентов и преподавателей.
Масштабный переход системы образования на дистанционное обучение позволил вузам приобрести «уникальный опыт», который должен работать на развитие образовательных технологий. Ничто не заменит традиционного обучения и живого контакта студента с педагогом, однако перспектива развития современного образовательного процесса за миксом онлайна и офлайна. В настоящее время необходимо ускорить работу по развитию информационной структуры вузов, специальной подготовке педагогов к реализации дистанционного обучения, созданию единой информационной системы дистанционного обучения.
Библиографический список
1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 4-25.
2. Воробьева И.А,, Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. .№1 (103). Часть 4. URL: 1^:/Мото^/10.23670/Ш.2021.103ЛЛ09(Дата обращения: 07.10.2021).
3. КозловО.А.,МихайловЮ.Ф. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и перспективы // Информатизация образования и науки. 2021. №1 (49). С. 3-10.
4. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. №3 (47). С. 3-16.
5. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования.ЦКЬ: https://www.minobrnauki.gov.ru/ documents/?ELEMENT_ID=36749(Дата обращения: 07.10.2021).
6. Узунов В.Н., Узунова Н.С. Внедрение цифровых инновационных технологий в сферу высшего образования // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Современное образование мировые тенденции и региональные аспекты»: сб.ст. Симферополь: 2019. С. 6-11.
7. Bailey J., Schneider C., Ark T. V. Navigating the Digital Shift: Implementation Strategies for Blended and Online Learning. Digital Learning Now! Smart Series, 2013. 270 p. URL: https://www.gettingsmart.com/wp-content/uploads/2013/10/DLN-ebook-navigating-PDF.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
8. Condie R. and Livingston K. Blending online learning with traditional approaches: changing practices// British Journal of Educational Technology. 2010. V. 38. № 2. Pp. 337-348.
9. National Center for Education Statistics. URL: https://nces.ed.gov/fastfacts/display.asp?id=80(Дата обращения: 07.10.2021).
References
1. Blinov VI, Sergeev I.S. Models of blended learning in vocational education: typology, pedagogical efficiency, conditions for implementation // Vocational education and the labor market. 2021. №. 1. Pp. 4-25.
2. Vorobieva I.A., ZhukovaA.V., MinakovaK.A. Advantages and disadvantages of digitalization in education // International scientific research journal. 2021. № 1 (103). Part 4. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.1.109 (Date accessed: 07.10.2021).
3. Kozlov O.A., Mikhailov U.F. Development of digital transformation of education: problems and prospects // Informatization of education and science. 2021. № 1 (49). Pp. 3-10.
4. RobertI.V. Digital transformation of education: challenges and opportunities for improvement // Informatization of education and science. 2020. № 3 (47). Pp. 3-16.
5. Strategy for digital transformation of the science industry and higher education. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ documents/?ELEMENT_ID=36749 (Date of access: 07.10.2021).
6. Uzunov V.N., Uzunova N.S. Implementation of digital innovation technologies in higher education // Materials of the interuniversity scientific-practical conference «Modern education, global trends and regional aspects»: collection of articles. Simferopol: 2019. Pp. 6-11.
7. Bailey J., Schneider C., Ark T. V. Navigating the Digital Shift: Implementation Strategies for Blended and Online Learning. Digital Learning Now! Smart Series, 2013. 270 p. URL: https://www.gettingsmart.com/wp-content/uploads/2013/10/DLN-ebook-navigating-PDF.pdf (Date accessed: 05.04.2021).
8. Condie R. and Livingston K. Blending online learning with traditional approaches: changing practices// British Journal of Educational Technology. 2010. V. 38. № 2. Pp. 337-348.
9. National Center for Education Statistics/ URL: https://nces.ed.gov/fastfacts/display.asp?id=80(Date accessed: 07.10.2021).