Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / синхронный или асинхронный формат обучения / дифференцированный подход / дифференцированные и многоуровневые задания / среднее специальное учебное заведение / distance learning / synchronous or asynchronous learning format / differentiated approach / differentiated and multi-level tasks / secondary specialized educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Крепс

В статье рассмотрено применение дифференцированного подхода при дистанционном обучении в учебных заведениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Изучены мотивационный, инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный блоки, как составляющие структуры дистанционного занятия, а также алгоритм составления дифференцированного задания для синхронного и асинхронного обучения. В рамках исследования рассмотрено использование дифференцированного подхода при дистанционном обучении в гуманитарном колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т В. Крепс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR USING A DIFFERENTIATED APPROACH TO DISTANCE LEARNING AT HUMANITIES COLLEGE

The article considers the application of a differentiated approach to distance learning in educational institutions that implement the main professional educational programs of secondary vocational education. Motivational, instructional, informational, communicative and control blocks are studied as components of the structure of distance learning, as well as the algorithm for composing a differentiated task for synchronous and asynchronous learning. The study considers the use of a differentiated approach in distance learning at Humanities College.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ»

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Т.В. Крепс, канд. пед. наук

Гуманитарный колледж Кубанского государственного университета физической культуры

(Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1055

Аннотация. В статье рассмотрено применение дифференцированного подхода при дистанционном обучении в учебных заведениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Изучены мотива-ционный, инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный блоки, как составляющие структуры дистанционного занятия, а также алгоритм составления дифференцированного задания для синхронного и асинхронного обучения. В рамках исследования рассмотрено использование дифференцированного подхода при дистанционном обучении в гуманитарном колледже.

Ключевые слова: дистанционное обучение, синхронный или асинхронный формат обучения, дифференцированный подход, дифференцированные и многоуровневые задания, среднее специальное учебное заведение.

Дифференцированный подход используется при дистанционном обучении, что, по мнению Б.К. Орынбаева [3] позволяет группировать обучающихся и выстраивать процесс обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей личности студента, а также использовать различные методы и приемы в зависимости от цели обучения, этапов обучения и т.д.

Дифференцированный подход на основе цели деятельности обучающегося в системе среднего профессионального образования направлен на прогнозирование уровня освоения компетенций, мотивацию поискового и исследовательского труда, презентацию собственных результатов [1, с. 72].

Работа осуществляется в двух форматах. Асинхронное обучение вязано с самостоятельным изучением информации, отработкой навыков и оценкой знаний, при этом контакт между преподавателем и обучающимся осуществляется с задержкой во времени. Синхронное обучение - это формат обучения в режиме реального времени, занятия при этом привязаны к образовательной платформе. Дифференцированный подход в асинхронном и синхронном форматах обучения осуществляется через мотивационный, инструктивный,

информационный, коммуникативный и контрольный блоки [2].

Мотивационный блок, когда задача сетевого преподавателя не только передать студенту определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Для этого на дистанционном занятии перед обучающимися должны быть поставлены задачи, которые они должны достичь.

Инструктивный блок - это инструкции и рекомендации по выполнению задания на занятии. Поскольку качество и успех выполнения задания напрямую зависит от того, насколько обучающийся понимает, что ему нужно сделать, то для организации активной работы необходимо найти ответы на следующие вопросы:

1) Все ли обучающиеся понимают инструкцию к выполнению задания?

2) Как можно помочь студенту, который медленно воспринимает информацию?

3) Какие методы дифференциации будут эффективными в данном блоке занятия?

Информационный блок основан на системе информационного наполнения. При подготовке ресурсов особое внимание

должно уделяться оформлению, которое помогает лучшему усвоению материала. Также необходимо учитывать, что информация к обучающимся поступает через экран компьютера - основным каналом информации является визуальный. Поэтому учебно-практический материал должен быть читаемым и наглядным, позволять разнообразить характер деятельности обучающегося.

Коммуникативный блок рассматривается, как система интерактивного взаимодействия участников дистанционного обучения с преподавателем и между собой, в том числе в парах и мини группах, что осуществляется с помощью форумов и видеоконференций, а также проведения консультаций.

Контрольный блок или оценивание -это та система оценивания и контроля, которая позволяет провести мониторинг того, насколько обучающимися освоен материал. При дистанционном обучении следует учитывать, что осознание студентом нового материала, его закрепление и т.д. должно происходить индивидуально, в зависимости от подготовленности. В связи с этим, при планировании занятия важно предусмотреть различные варианты контроля полученных знаний обучающимися: письменные опросы, решение ситуационных задач, контрольные и другие самостоятельные работы разного уровня. Мониторинг результатов важен для определения того, что обучающийся усвоил и какие трудности у него имеются.

Дифференцированный подход позволяет вести постоянный контроль за результа-

тами работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных, многоуровневых заданий. Так, задания следует наполнить вспомогательным элементом, то есть, дифференцируя их по степени сложности для самостоятельной отработки навыков при дистанционном обучении студентов. Например, опираться на классификацию, предложенную В.И. Тесленко [4], в которой выделены следующие этапы усвоения знаний:

1 уровень. Учебный или ученический -репродуктивная деятельность с подсказкой (закрытые задания).

2 уровень. Воспроизведение по памяти, т.е. применение знаний и умений в стандартной ситуации, решение типовых задач по памяти (открытые задания).

3 уровень. Эвристический - применение знаний и умений в новой ситуации (продуктивная деятельность).

4 уровень. Творческий - обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые алгоритмы действий; такие продуктивные действия предполагают наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации.

Для дифференцированного задания используется единый блок информации, однако, пути решения разные, в зависимости от уровня сложности. И таким образом, к одному и тому же содержанию предлагается несколько требований разного уровня сложности (рис. 1).

Составить задание

с предоставлением Составить

выбора по уровню -Э описание

сложности (дескриптор)

обучающемуся

Рис. 1. Алгоритм составления дифференцированного задания

Используя такие платформы, как Microsoft Teams, Moodle, Google Класс, можно применять дифференцированный подход при дистанционном обучении. Отличительные особенности этих платформ как системы управления виртуальной обучающей средой - это удобный интерфейс, настройка заданий (в том числе возможность создавать индивидуальные задания для каждого обучающегося) и отслеживание их выполнения. Платформы объединяют в рабочем пространстве чат, а Microsoft Teams встречи, для ведения дистанционного преподавания. Кроме того, есть возможность создать банк вопросов, заданий и тестов с выбором одного или нескольких вариантов ответа, установкой правильного ответа для последующего решения логических задач. Таким образом, создаются задания базовой и повышенной сложности, устанавливается время прохождения и контрольные точки с учетом индивидуальных особенностей обучающего-

ся, что является одной из ключевых составляющих дифференцированного подхода. В свою очередь студент нацелен на самоконтроль и формирование собственной траектории профессионального развития.

Результаты исследования. В рамках исследования использования дифференцированного подхода при дистанционном обучении в Гуманитарном колледже, как структурном подразделении ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, педагогическому коллективу была предложена форма самооценивания.

Поскольку эффективность дистанционного обучения во многом обусловлена мотивацией педагогов, в рамках исследования перед респондентами был поставлен соответствующий вопрос. Распределение ответов на него представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Мотивация педагогов Гуманитарного колледжа КГУФКСТ на использование дифференцированного подхода при дистанционном обучении

Как необязательное для себя условие дифференцированный подход рассматривают лишь 2% педагогов, в то время как, 64% опрошенных считают это условие необходимым, 34% - желательным.

Также было проанализировано мнение о влиянии мотивации и организованности обучающихся на качество дистанционного обучения. Так, большинство педагогов (65%) однозначно считают, что для качественного дистанционного обучения и, следовательно, применения дифференцированного подхода, студент должен быть мотивирован на это обучение и хорошо организован, как желательное условие эти качества обучающихся рассматривают 35% педагогов Гуманитарного колледжа.

Библиографический список

1. Баландин С.А., Лёвкин Г.Г., Новикова Т.В. Качество и объективность оценки знаний при дистанционном обучении // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2018. -№2 (122). - С. 71-76.

2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий / Сост. Е.А. Тимошко. - Великий Новгород, ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж», 2020. - 24 с.

3. Орынбаев Б.К. Дифференцированный подход в обучении студентов колледжа // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 108-110.

4. Тесленко В.И. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов средних профессиональных организаций и возможные пути ее решения / В.И. Тесленко, Я.В. Ганушко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - №2 (28). - С. 89-95.

OPPORTUNITIES FOR USING A DIFFERENTIATED APPROACH TO DISTANCE

LEARNING AT HUMANITIES COLLEGE

T.V. Kreps, Candidate of Pedagogic Sciences

Humanities College of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers the application of a differentiated approach to distance learning in educational institutions that implement the main professional educational programs of secondary vocational education. Motivational, instructional, informational, communicative and control blocks are studied as components of the structure of distance learning, as well as the algorithm for composing a differentiated task for synchronous and asynchronous learning. The study considers the use of a differentiated approach in distance learning at Humanities College.

Keywords: distance learning, synchronous or asynchronous learning format, differentiated approach, differentiated and multi-level tasks, secondary specialized educational institution.

Заключение. Дифференцированный подход при дистанционном обучении реализуется не только через задания разного уровня и вида, когда обучающиеся, при выполнении одного и того же задания, могут выполнять разные роли. Необходимо также наличие образовательных ресурсов, позволяющих подать учебную информацию в разных форматах, проводить учет скорости и результатов выполнения заданий, внедрить разнообразие форм и способов выполнения домашнего задания. Кроме того, обязательны диалог с обучающимися, их поддержка преподавателем, и, конечно, объективная оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.