щ
УДК 377.5.02:37.016
ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Ацдатпа
Макалада кэсштш бiлiм беруде кашьщтьщтан окытудын, рeлi карастырылып, онын, жагымды жэне жагымсыз жактары кeрсетiлген жэне кашьщтьщтан окыту технологияларынын, болу кажеттiлiгi дэлел-денген.
Аннотация
В статье рассматривается роль дистанционного обучения в профессиональном образовании, освещаются его плюсы и минусы, а также обосновывается необходимость и значение дистанционных образовательных технологий.
Annotation
The artide considers the role of distare learning in voсational ed^ation, highlights its pros and сош, and substantiates the need for existe^e of distare learning teсhnologies.
Пандемия внесла свои коррективы во все сферы жизни. Образование стало не исключением. Второй семестр 2019-2020 учебного года мы провели в новом для себя формате - дистанционного обучения.
Наш колледж, как и другие колледжи области, перешел на дистанционный формат. Мы используем
t* образовательную платформу Еdupаge. На платформе К
д были созданы курсы, к которым подключаются сту-
g денты с любых гаджетов. На образовательной плат-
^ форме педагоги размещают лекции, задания и видео
pq - уроки. Занятия проводятся дистанционно для всех
^ обучающихся. Учебный процесс был налажен в тече-
q ние короткого времени.
w т->
^ В последующем, дистанционно сдавались зачеты
g и экзамены с применением видео - конференции на
и платформе Zoom.
^ Все материалы уроков доступны для скачивания,
§ так же работать с ними можно в любое удобное время
^ для обучающегося, обучаться в любом месте в своем
^ темпе. Все материалы, подготовленные педагогами,
§ являются ЦОРами и представляют собой методиче-
§ скую ценность.
Материалы уроков готовятся в соответствии с
Филипенко О.Г.,
преподаватель специальных дисциплин, Профессионально-технический колледж имени Камшат Доненбаевой, с.Боровское, Мендыкаринский район, Костанайская область
Неггзгг свздер: цашыцтыцтан оцыту, бМм беру платформа-сы, инновациялыц тэст, уэжде-ме.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная платформа, инновационный подход, мотивация.
Keywords: distance learning, educational platform, innovative approach, motivation.
утвержденным расписанием на учебный год, расположенном на платформе. В файлах, прикрепленных к материалам урока, содержатся:
а)материалы для изучения новой темы: файл с теоретическим материалом по теме, а также, если это необходимо, файл с наглядным материалом (презентация, видео, аудио, ссылки на образовательные сайты и т.д.);
б)упражнения, задания, позволяющие повысить качество первичного усвоения материала и закрепить полученные знания (задания могут быть прописаны, либо может быть ссылка на др. ресурсы онлайн);
в)домашнее задание.
Оценка за выполненное задание выставляется в электронный журнал Еdupаge. Указана форма обратной связи, т.е. каким способом отправить выполненное задание преподавателю (прикрепить в Еdupаge фото, или воспользоваться текстовым редактором Word, либо текстовым редактором самой платформы). Особенно важным становится возможность общения в отсутствии личного контакта. Несомненным помощником в этом вопросе становится групповое общение в каком-либо мессенджере. В нашем случае мы используем возможности WhаtsАpp. Через WhаtsАpp создаем групповые чаты, где обсуждаются вопросы, ведутся беседы и диспуты по учебному материалу. Так же преподаватели посредством голосовых сообщений консультируют студентов по выполнению задания, иногда объясняют трудные моменты.
Основная часть обучения - это самостоятельная деятельность студентов в процессе получения знаний. Выполняется по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Работа педагогов и студентов наполняется новым содержанием. Обучение проходит по методике «перевернутого класса»: преподаватели готовят ряд видеолекций по заданным разделам, обучающие смотрят, осваивают материал. Временные ограничения для обучающихся отсутствуют. Значимость
преподавателя заключается в организации самостоятельной деятельности. У студента формируется способность к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Воспитываются определенные качества характера: сила воли, настойчивость и т.д.
При инновационном подходе к обучению преподаватель выступает прежде всего как менеджер образования [5].
Приведу краткую характеристику некоторых методов и приемов обучения при самостоятельной работе, которые используют педагоги нашего колледжа в своей практике при дистанционном обучении:
Кейсовый метод - основа его - предоставление обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов с использованием различных видов носителей информации (кейсов). Например, решение ситуационных задач на занятиях по "Основам предпринимательской деятельности", предлагаю найти решение различных ситуаций, возникающих на реальном предприятии. Часто связываю решение той или иной ситуации с применением коммуникативных навыков.
Исследовательский метод - требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент самостоятельно выбирает выбор средств и методов реше- ^ ния. В основе такого урока - организация д практического исследования проблемы, по- га ставленной задачи. Обучающиеся ведут по- ^ иск решения проблемы, вырабатывая иде- м альный вариант предложений для изучения. ^
Цель деятельности обучающихся на ис- ^
га
следовательском уроке - получение кон- ^
кретного результата. 2
Например, на занятиях по основам эко- м
номики у групп по специальности «Бух- ^
галтер». Тема занятия - «Планирование §
деятельности предприятия в рыночных ус- ^
ловия». Вместе с обучающимися формиру- ^
ем проблему. Обучающие ведут поиск оцен- §
ки реального экономического состояния § предприятия и его планирования. Обучаю-
ш
щиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, проводят сравнение различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами обучающиеся. Среди моих студентов популярен интернет-серфинг (мгновенная загрузка страниц и файлов сайтов, возможность работать с массой вкладок).
Креативный метод - метод обучения, целью которого является освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и креативных способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет обучающийся.
Использования на уроках исследовательского метода и поиска информации в сети интернета ведут к непрерывному самообразованию обучающихся. Немаловажно то, что при этом реализуются такие развивающие цели обучения, как: развитие творческого и логического мышления, формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, умение осуществлять самостоятельно исследовательскую деятельность, формирование информационной культуры, умения осуществлять обработку информации, высвобождается время, а значит, интенсифицируется обучение. ^ Компьютерное тестирование является Д инструментом для определения обучения га студентов на всех уровнях образовательно-^ го процесса, усвоения учебного материала, м обеспечения преподавателя оперативной д оценкой, а администрацию - уровнем эф-
^ фективности управления, все это дает ре-
га
^ зультат тестирования.
2 Еdupаge предоставляет нам широкий
и инструментарий для подготовки подобных
щ заданий, различные виды тестов, в том чис-
§ ле тесты соответствия позволяют в полном
® объеме оценить уровень успеваемости ин-
щ формации.
§ Информационные технологии можно
§ также использовать в организации внеурочной самостоятельной работы студен-
тов, которые могут использоваться для поиска информации в сети, и это не только автоматизированные библиотечные системы и электронные журналы, но и различный видео-, аудио- и визуальный контент.
В чем же минусы и плюсы дистанционного обучения?
Плюсы:
1.Возможность обучаться в любое удобное для себя время в удобном темпе.
Студент сам выбирает, сколько времени ему отводить на ту или иную дисциплину. Обучающийся сам решает сколько раз ему можно просмотреть лекции, видео, вернуться к более сложным вопросам и при этом не отстать от своих одногруппников. Самое основное - это успешное прохождение промежуточной и итоговой аттестации.
2.Высокий результат обучения.
Работая дистанционно, выбирая самостоятельно материал, у студента улучшается память и понимание пройденных тем. Использование новых технологий делает процесс обучения интересным и прогрессивным.
4.Доступность учебных материалов.
После регистрации студента на платформе, открывается доступ к методическому материалу. Отсутствует проблема в нехватке учебников, сборников задач, методичек ит.д.
5.Мобильность.
Связь преподавателей и студентов осуществляется через любые возможные связи интернета.
6.Спокойная обстановка в обучении.
Студент обучается в привычной, спокойной обстановке. Ему нет необходимости идти в колледж. Педагог не видит успеваемости студента по другим предметам, его статус в связи с этим исключает возможность субъективной оценки.
Хотя, по некоторым исследованиям, домашняя обстановка излишне расхолаживает студента. Но здесь главное - грамотно настроить его и родителей на работу. Например, на классных часах, помимо стандартных советов по дистанционному обучению
ММ9
мы обращаем внимание и на психологический настрой, т.е. рекомендуем из просторной домашней одежды переодеваться в более сдержанную, делать подобающую прическу, организовать рабочее место без посторонних отвлекающих «домашних» предметов.
7.Индивидуальный подход в преподавании.
С помощью дистанционных технологий преподаватель может подходить индивидуально ко всем участникам группы. Обучающийся сам себе выбирает темп работы, также он может оперативно получить у преподавателя ответы на все возникнувшие вопросы. Преподаватель разрабатывает индивидуальную траекторию обучения каждому студенту.
Минусы:
1.Интернет дает огромные возможности для сбора информации для самостоятельной работы, но у многих студентов возникает искушение взять уже готовые материалы по соответствующей теме и представить их в виде реферата, доклада. В этом случае помощниками у педагога являются различные сайты проверки на антиплагиат. Также преподаватели рекомендуют студентам самостоятельно проверять свои работы, прежде чем сдавать их преподавателю.
2. Сильная мотивация.
Студенты изучают весь материал самостоятельно, поэтому от студента требуется упорство, самостоятельность, самоорганизованность и ответственность. Не все студенты без должного контроля со стороны могут поддерживать нужный темп обучения. При помощи созданных чатов в мессенджерах с родителями и педагогами, педагоги через родителей могут влиять на мотивацию обучающихся.
3. Недостаток практических знаний.
Обучение в профессионально-технических коллежах предполагает большое количество практических занятий. При дистанционном обучении это невозможно. Современные тренажеры не заменят «жи-
вой практики».
4. Недостаточная компьютерная грамотность.
Не все студенты в должной мере обладают компьютерными знаниями. Могут построить диаграммы, геометрические фигуры и т.д.
Таким образом, текущий кризис стал для учебного образования «холодным душем». Пока сложно сказать, какие последствия будут для развития профессионально-технического образования. Но ясно одно, что реализовать все требования программ дисциплин с наименьшим ущербом для качества получаемых знаний студентами можно при применении инновационных, креативных подходов к обучению.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бодалев А.А. Об управлении развитием отношений / А. А. Бодалев // Мир психологии. - 1996. - No 2. - С. 7-15.
2.Борытко Н.М. Условия становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования / Н.М. Борытко // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тез. доклУШ годичного собрания Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. -Ростов н/Д, 2001. - Ч. 2. - С.
107-108. *
S
3.Компетентностный подход в педагоги- Д ческом образовании: коллективная моногра- g фия / под ред.: проф. В.А. Козырева,проф. ^ Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицы- w ной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, ^ 2005. - 392 с. ^
4.Ляудис В.Я. Методика преподавании ^ психологии / В.Я. Ляудис. - М.: УМК«Пси- g хология», 2003. - 192 с. w
5.Степанов С.Ю. Проблемы рефлексив- ^ но-творческой педагогики / С.Ю. Степанов, § Г.Ф. Похмелкина // Развитие творческой t^ личности в условиях непрерывного образо- ^ вания. - Казань, 1990. - Ч. 3. - С.205-206. §