Научная статья на тему 'Методы обучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе'

Методы обучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / EFFECTIVENESS OF THE TEACHING / MULTIMEDIA TRAINING AIDS / COMPUTER PRACTICAL WORK / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леухина Ольга Владимировна, Насырова Елена Владимировна

Раскрыты ряд существующих проблем подготовки специалистов по дисцип-лине «Безопасность жизнедеятельности». Изложены методы повышения эффективности преподавания БЖД: применение мультимедийных средств; разработка компьютерного лабораторного практикума при преподавании БЖД; компьютерное тестирование для промежуточного контроля знаний. Приведена анкета основных компетенций, предъявляемых к специалисту, а так же полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леухина Ольга Владимировна, Насырова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF THE TEACHING OF THE DISCIPLINE «SECURITY OF LIFE» IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTE

The number of present problems in preparation of the specialists on the discipline «Security of life» are stated. The methods of the raise of effectiveness of the teaching of the course «Security of life» are explained: the application of multimedia training aids; the elaboration of computer practical work for teaching the course «Security of life»; computer testing for control of knowledge in the middle stage. The questionnaire of main competences, which are demanded from a specialist, and its results are available.

Текст научной работы на тему «Методы обучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе»

УДК 614.8

Леухина О.В., Насырова Е.В.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ВУЗЕ

Основной целью образования в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) является достижение высокого профессионализма, который предусматривает изучение методов и средств анализа, проектирования, развития и управления электротехническими средствами [1]. Мир техники неотделим от мира человека, а мир человека от мира природы. Поэтому наиболее актуальным следует считать вопрос изучения взаимодействия компонентов в системе «человек-техника-среда обитания». Современный научно-технический прогресс во всем мире тесно связан с интенсивным развитием технологических процессов и производств.

В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышение и понижение температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека. Воздействие вредных факторов на человека сопровождается ухудшением здоровья, возникновением профессиональных заболеваний и сокращением продолжительности жизни. Нарастающее негативное воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов и свидетельствуют об актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них [2]. Решение этих проблем в значительной мере зависит от уровня подготовки будущего инженера, умеющего решать вопросы безопасности жизнедеятельности в рамках своих профессиональных обязанностей. Для ответа на вопросы, какого инженера следует готовить, какие профессиональные знания, умения в сфере производственной безопасности и личностные характеристики у него должны быть сформированы, в первую очередь следует «заглянуть» на трудовой рынок, на производство. Следует определить, какие требования современное производство предъявляет к специалисту и готов ли современный специалист решить все усложняющиеся и более комплексные задачи по организации и обеспечению вопросов экологической и производственной безопасности [4].

С целью изучения основных компетенций, предъявляемых к специалисту провели анкетирование среди работодателей различных организаций (например: МУП «Метроэлектротранс»; частных предпринимателей, ОАО КЭС, ООО «Техторг») и выпускников Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) разных специальностей.

Обработав результаты, получили следующие выводы.

1. Работодатели выделили следующие компетентности: работа в команде; способность учиться; способность к критике и самокритике; приверженность этическим ценностям; базовые знания в различных объектах; лидерство; понимание культур и обычаев других стран.

2. Выпускники выделили следующие компетентности: работа в команде; способность общаться со специалистами из других областей; способность к критике и самокритике; понимание культур и обычаев других стран; элементарные навыки работ с компьютером.

Проблемой обучения является тот факт, что процесс подготовки специалистов замыкается на технократизме. Считается, что инженерная профессия заключается в решении производственных задач, представляющих собой набор определенных технологических операций. В результате социальный и личностный аспекты практически выпадают из системы образования, поэтому у будущих специалистов может проявиться пассивность, неспособность самостоятельно принимать решение, без чего невозможен научно-технический прогресс.

Одной из проблем подготовки студентов всех специальностей в вузе является слабая связь теоретических и практических занятий с существующими проблемами производства, в частности в области безопасности труда. Проблема заключается в том, что выпускники высших учебных заведений знают теоретические вопросы, но не могут применить знания на практике [1].

Проблема подготовки специалистов различных уровней профессиональной подготовки объективно требует поиска новых форм и методов организации учебного процесса. В учебном процессе все больше применяется активные методы обучения, стимулирование студентов осваивать и активно использовать современные технологии при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем и практических ситуаций. Все это позволяет студентам развивать аналитические навыки, обосновать принятие решения, аргументировано защищать свою позицию в дискуссиях.

Участие студентов в научно-исследовательской работе является одним из методов совершенствования подготовки специалистов. Курсовые, дипломные работы и проекты являются логическим продолжением научной работы.

Для успешного решения этой проблемы необходимы следующие основные пути повышения эффективности преподавания БЖД:

■ проведение лекционных и практических занятий с использованием мультимедийных средств;

■ разработка компьютерного лабораторного практикума;

■ компьютерное тестирование для промежуточного контроля знаний.

Использование мультимедийных технологий на лекционных занятиях значительно повышает эффективность изучения теоретического материала. В небольших количествах на слайдах может подаваться и текстовый материал. Это могут быть определения, краткие выводы и т.п.

Диада «ноутбук - проектор», получившая в последнее время широкое распространение, дает возможность не только обогатить и сделать более наглядной традиционную лекцию за счет дополнительного иллюстрированного материала, но и перейти к так называемым «лекциям-презентациям». Подача дисциплины в режиме презентации требует глубокой проработки курса лекций, его четкой структуризации, выделения «реперных точек», выявления связей. Это позволяет лектору представить студентам материал вдвое больший, нежели при традиционном чтении лекций. Целесообразно на первой (вводной) лекции дать слушателям структуру дисциплины с объяснением всех связей между отдельными дидактическими единицами, темами, понятиями.

Неотъемлемой частью подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности является ознакомление с приборами контроля опасных и вредных производственных факторов, привитие навыков их применения. Для будущих специалистов в области БЖД непосредственная работа с приборами в процессе обучения необходима. Весьма важно также, чтобы каждый студент мог самостоятельно поработать с прибором, провести измерения, самостоятельно обработать полученную информацию. Однако в условиях, когда дисциплина БЖД читает практически по всем специальностям и направлениям вуза, нагрузка на специализированные лаборатории и дорогостоящее оборудование исключительно велика. Имитационные компьютерные модели, используемые в лабораторном практикуме, позволяют снизить эту нагрузку.

На кафедре БЖД ведется разработка компьютерного лабораторного практикума.

Применение промежуточного тестирования показывает, что оно является эффективным стимулом к самостоятельной работе над теоретическим материалом.

В перечень контролируемых элементов дисциплины входят: предмет и структура БЖД, понятие риска, системный анализ обеспечения безопасности, принципы, методы и средства обеспечения безопасности, психологические, эргономические, правовые, организационные основы обеспечения и управления БЖД, виды опасных производственных факторов и причины травматизма, порядок учета и расследования несчастных случаев на производстве, медико-биологические основы

физиологии труда, негативные факторы техносферы и принципы из нормирования, коллективные и индивидуальные средства защиты, электробезопасность, безопасность производств химической промышленности; основы горения; обеспечение пожарной без опасности и профилактика пожаров; основные поражающие факторы в ЧС, принципы и способы защиты населения.

При преподавании дисциплины и разработке средств контроля учитывается направление подготовки студентов и уделяется основное внимание проблемам обеспечения безопасности в будущей профессиональной деятельности.

При изучении предмета «Безопасность жизнедеятельности» от студентов требуется знание большого объема разнообразной информации на уровне понятий, классификаций, перечень требований, нормативных значений, комплекс мер, мероприятий и средств. Поэтому активные методы обучения, средства и формы их воплощения должны органически включаться в учебный процесс. Они сочетаются с традиционными «пассивными» методами, средствами и формами, но не в качестве отдельного «номера», а как составная часть комплексной профессионально-личностной технологии обучения [3].

Литература

1. Насырова Е.В., Леухина О.В., Сурова Л.В. Некоторые аспекты инновационных технологий преподавания безопасности жизнедеятельности в КГЭУ / Материалы докладов Международной научно -технической конференции «Энергетика 2008: инновации, решения, перспективы» / Под ред. Петрушенко Ю.Я. Казань: Изд-во Казан. гос. энерг. ун-та, 2008, кн. 3.

2. Леухина О.В., Насырова Е.В. Важность раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломном проекте / Материалы докладов II молодежной Международной научной конференции «Тинчуринские чтения» / Под общ. ред. д -ра физ. мат. наук, проф. Ю.Я.Петрушенко. В 4 т.; Т.1. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т., 2007. - 252 с.

3. Цвиленева Н.Ю., Ганцева Е.М. Пути повышения эффективности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном вузе // Безопасность жизнедеятельности. - 2007. - №8. - С. 46-52.

4. Томаков В.И. Инновационная технология обучения безопасности жизнедеятельности в инженерном образовании//Безопасность жизнедеятельности.-2007. - №1.-С. 34 -41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.