Научная статья на тему 'Современные аспекты преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»'

Современные аспекты преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНО-СТИ / ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ / ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ / FORMING OF THE CULTURE OF SECURITY OF LIFE / THEMES OF LECTURES / THEMES OF LABORA-TORIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна, Юскевич Ольга Ивановна

Предлагается к обсуждению технология формирования культуры безопасно-сти жизнедеятельности студентов технических и гуманитарных специально-стей КГЭУ, темы лекционных и семинарских занятий, лабораторный практи-кум. Рассмотрены формы организации учебного процесса, приемы и методы, для реализации программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN ASPECTS OF TEACHING "LIFE SAFETY" SUBJECT

The technology of forming students' life safety culture at the technical and humanitarian faculties of the Kazan State Energetic University, also lectures' and seminars' topics and practice Researches are offered for discussions. The organization of educational process forms, ways and methods for the realization of the subject "Life Safety" are shown.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»

Сурова Л.В., Юскевич О.И.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического процесса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей.

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.

На фоне возрастающего числа различных аварий, катастроф и стихийных бедствий, являющихся причинами высокой смертности, массовых увечий и длительной утраты работоспособности, все большее значение приобретают проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты жизни и здоровья человека. Это привело к появлению быстро развивающейся области научных знаний - безопасности жизнедеятельности.

Образование является основным звеном в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Оно обеспечивает комплекс необходимых знаний, базирующихся на научной основе и методологии, что и позволяет поднять безопасность людей на новый, более высокий уровень.

В системе высшего образования изучение основополагающих научных знаний по безопасности жизнедеятельности начато в 1990 году по решению коллегии Гособразования СССР от 27.04.1990 г., № 8/3. В настоящее время безопасность жизнедеятельности (БЖД) выделилась в самостоятельную область человеческого знания, ведется формирование научных основ [1-6]. Современные научные знания в БЖД удовлетворяют объективным (возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на человека, расширение круга и уровня опасностей современного мира) и субъективным (политика и идеология) потребностям общества, соответствуют и методологическим требованиям. Для этой области знания характерно:

■ наличие единой теоретической и методологической базы, еди-

ных фундаментальных понятий и теоретических идей;

■ наличие логической стройности и внутренней логики излагаемого материала и логической связи между отдельными изучаемыми вопросами [7].

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

■ создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

■ идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

■ разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных действий;

■ обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

■ принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

■ прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Для успешного решения данной задачи необходимо формирование культуры безопасности студентов.

Культура безопасности - качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребностей в безопасности, на постоянное совершенствование знаний, умений и навыков реализации безопасности жизнедеятельности.

Для того чтобы сформировать личность с высоким уровнем культуры безопасности, необходимо методологически осмысленно и методически наглядно на всех структурно-функциональных уровнях решить вопрос о безопасности. В педагогическом плане обучение - это двусторонне активный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов. Преподаватель организует учебную деятельность, руководит ею, в систематическом виде излагает учебный материал и показывает

приемы работы, что повышает интерес и другие положительные мотивы обучения, формирует у студентов привычку самостоятельно приобретать знания, навыки и умения, совершенствовать мастерство, проверяет подготовленность обучаемых к самостоятельной деятельности.

Во всех случаях обучение оказывается эффективным, если преподаватель учитывает познавательные возможности и характер деятельности обучаемых. Учитывая эти особенности, преподаватель направляет деятельность обучаемых, руководит ею, учитывая при этом задачи и содержание обучения, мотивы и характер работы студентов.

Важную роль в обучении студентов играет использование электронных средств в решении поставленных задач, поэтому для студентов всех специальностей КГЭУ разработана электронная версия лекций по БЖД. Электронные материалы повышают наглядность обучения, позволяют передать студентам полную и точную информацию, развивать у них активность и самостоятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, повышать интерес студентов к занятиям, помогают более конкретно воспринимать изучаемый материал, снижать утомляемость.

Большое внимание при изучении безопасности жизнедеятельности уделяется совершенствованию процесса обучения: обучаемые последовательно продвигаются от незнания к знанию, от неумения к умению. Так, студентам читаются лекции, проводятся практические и семинарские занятия, лабораторные работы, где они получают определенные практические и теоретические знания, а затем углубляют их в процессе самостоятельной работы.

Задача преподавателей состоит не только в вооружении студентов определенной системой знаний, навыков, специальных умений, но и во всемерном развитии их умственных способностей, в формировании умения самостоятельно добывать знания, решать нестандартные задачи, находить оригинальные решения, рационально работать с различными источниками информации.

Обучение идет быстрее, если студент узнает результат каждого своего ответа немедленно, а не только на экзаменах и зачетах, т.е. важную роль играют текущий контроль знаний, внедрение тестов, проведение «контрольных точек». Контролируя и оценивая знания студентов, преподаватель получает данные, позволяющие ему анализировать и совершенствовать методику и качество обучения. Для этого необходимо создавать проблемные ситуации, что побуждает студентов мыслить и идти не на уровне памяти, а на уровне понимания. Современная система обучения должна сочетать все виды обучения, но особенно большое внимание уделять самостоятельной работе.

Для этого необходимо систематизировать знания, усовершенствовать умения, уже имеющиеся у студентов, а также профессионально ориентировать вновь приобретаемые знания, умения и навыки. Струк-

турирование содержательной части дисциплины заключалось в проведении лекционных занятий по темам шести блоков программы:

■ введение;

■ управление безопасностью жизнедеятельности;

■ антропогенные опасности и защита от них;

■ электробезопасность;

■ техногенные опасности и защита от них;

■ защита населения и территории от опасностей в ЧС.

С целью развития у студентов критического мышления, умения видеть проблемы и формулировать задачи лекционные занятия проводятся в виде классической лекции, конспект-лекции, лекции-дискуссии, лекции-консультации, в зависимости от темы занятия [8,9]. Глубина рассмотрения предложенных тем определяется профилем получаемой специальности. Будущие инженеры, детально изучающие технические средства обеспечения безопасности, идентификацию негативных свойств источников опасности, определение зон их влияния должны понимать, что для профессиональной деятельности характерен более широкий круг опасностей, их более высокий уровень и риск проявления, чем в иных условиях. Специалистам - «гуманитариям», акцентируя внимание на правовых, экономических, психофизиологических аспектах безопасности, следует осознать неизбежность использования различных инновационных технологий в быту и необходимость минимизации их негативного воздействия на свой организм. В целом же каждый специалист будет владеть комплексом знаний для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Анализ конкретных опасностей для студентов всех специальностей проводится по следующей схеме:

■ источник и природа опасности;

■ механизм негативного воздействия и масштабы последствий;

■ способы и средства обеспечения безопасности.

Изучение правовых, нормативно-технических и организационных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, рассмотрение экономических последствий и материальных затрат на реализацию принципов и способов защиты от негативных факторов направлены на формирование культуры профессиональной безопасности, на приобретение устойчивых ориентиров в создании комфортной для человека среды обитания.

Важным этапом формирования культуры безопасности является проведение лабораторного практикума, рекомендованного Примерной программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а именно «Исследование метеорологических условий на рабочем месте», «Прогнозирование и оценка обстановки при экологической аварии», «Оценка эффективности естественного и искусственного освещения», «Исследование и расчеты зоны заражения при химической аварии» и другие.

Кроме того, в учебный процесс на лабораторном практикуме «Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим от воздействия электрического тока» внедрен алгоритм оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов. Методика основана на алгоритмизации мыслительных и мануальных действий. Разработан блок тестов и ситуационных задач на разные виды травм, алгоритм с инструкцией для их решения. Решение задач с помощью алгоритма быстро формирует у студентов профессиональный автоматизм, который в последующем закрепляется практической отработкой навыков оказания первой доврачебной помощи на тренажере. Для отработки приемов проведения искусственного дыхания и наружного (непрямого) массажа сердца применяется тренажер «ИЛЮША». Данный тренажер применяется:

■ для отработки навыков сердечно-легочной реанимации под контролем реальных реакций оживающего и умирающего человека;

■ для отработки навыков сердечно-легочной реанимации под контролем световой индикации правильных и ошибочных действий на электронной панели;

■ для отработки согласованности действий сердечно-легочной реанимации группой студентов;

■ для отработки навыков сердечно-легочной реанимации под контролем компьютерных программ с регистрацией на экране монитора: правильной тактике действий, правильной техники выполнения отдельных манипуляций, неверных действий и тактических ошибок.

Предложенная методика после изучения соответствующего раздела безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование навыков оказания первой доврачебной помощи, приобретение умений распознавать неотложные состояния, требующие своевременной первой медицинской помощи, оказывать первую доврачебную помощь при травмах и других нарушениях здоровья.

Для формирования практического опыта разрешения теоретических проблем разработаны семинарские занятия, на которых студенты учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии является теоретическая подготовка, которая приобретается студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также организация семинара с использованием активных методов обучения, «мозгового штурма», морфологического анализа и т.д.

Так, при изучении темы «Социальные опасности, здоровый образ жизни» используются активные методы обучения в ходе рассмотрения перечисленных ниже вопросов:

■ социальные опасности современности: табакокурение, наркотическая и алкогольная зависимости, неправильный образ жизни;

■ образ жизни как основной аспект борьбы с социальными опасностями;

■ основные составляющие здоровья человека;

■ мотивация развития интенсивной продуктивной деятельности по борьбе с социальными опасностями, культура безопасности.

В ХХ веке в условиях резкого усиления техногенного воздействия на природу и стремительного расширения техносферы перед человечеством необратимо встали проблемы повышения уровня безопасности. Концепция национальной безопасности России [10] определила триединства объекта безопасности: личность, общество, государство. Причем приоритет в этой триаде принадлежит безопасности личности, а обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, сохранение благоприятной среды обитания следует рассматривать как важнейшую составную национальной безопасности страны.

Социальный заказ на научные знания в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере окончательно сформирован недавно. На современном этапе развития общества цель и задачи безопасности жизнедеятельности - оградить человека от опасностей, созданных самим человеком.

Литература

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. //Безопасность жизнедеятельности. 2001, №1.

2. Кирюшкин А.А. Введение в безопасность жизнедеятельности. СПб.: Изд-во С.-Петербурского ун-та, 2001, 206 с.

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. //Безопасность жизнедеятельности. 2001, № 2.

4. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. / Л.М.Власова, В.В.Сопронов, Е.С.Фрумкин, Л.И.Шершнев; Под ред. В.В.Сопронова. М.: Изд-во «Русский журнал», 2004. 132с.

5. Белов С.В. Принципы, понятия и термины науки о безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. //Безопасность жизнедеятельности. 2006, № 1.

6. Белов С.В. Проект концепции непрерывного многоуровневого образования и подготовки научных кадров в области безопасности жизнедеятельности. // Безопасность жизнедеятельности. 2007, № 11.

7. Белов С.В., Девисилов В.А. Концепция непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности. /Экология, риск, безопасность. Курган: Изд-во Курганского гос.2 ун-та, 2005, 124 с.

8. Макарова Л.Н., Немкова И.Н. Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов. // Безопасность жизнедеятельности. 2007, № 3.

9. Насырова Е.В., Леухина О.В., Сурова Л.В. Некоторые аспекты инновационных технологий преподавания безопасности жизнедеятельности в КГЭУ / Материалы докладов Международной научно-технической конференции «Энергетика 2008: инновации, решения, перспективы» / Под ред. Петрушенко Ю.Я. Казань: Изд-во Казан. гос. энерг. ун-та, 2008, кн. 3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24). М., 2000. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.