Использование мультимедиа-технологий в подготовке персонала по направлению «Безопасность жизнедеятельности»
Клюева Анна Романовна аспирант 2-го года обучения по направлению «Информатика и вычислительная техника», Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863)273623 anna-klyueva@,mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрено применение мультимедиа-технологий в образовательном процессе, а именно в обучении по направлению «Безопасность жизнедеятельности». Описаны основные понятия и положения в области «Безопасность жизнедеятельности». Рассказано о различных особенностях и преимуществах мультимедиа, которые помогают повысить эффективность процесса обучения. Приведены примеры применения данных технологий.
This article considers the using of multimedia technologies in the educational process, specifically in the training in the direction «Life Safety». The main concepts in the direction «Life Safety» are described. Various features and advantages of these technologies that help to improve the learning process are told. Examples of the application of these technologies are given.
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности, техносфера, мультимедиа-технологии, презентация, обучающийся
life safety, technosphere, multimedia technologies, presentation, student
Введение
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о безопасном и благоприятном взаимодействии человека с техносферой. БЖД представляет собой область научных знаний, которая изучает опасности, угрожающие человеку и разрабатывает способы защиты от них в любых условиях обитания человека [1].
Основная цель БЖД как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных или безопасных условий жизнедеятельности.
Структурный анализ дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Опасность - это любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека, природной и окружающей среде.
Безопасность - это приемлемый риск (подразумевается такой уровень опасности, с которым можно смириться).
Изучение безопасности жизнедеятельности помогает понять, как снизить смертность и потери здоровья людей с учётом внешних факторов; а также, как защитить человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения [1].
В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов; рассмотрены основы комфортного существования человека в окружающей среде (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от неблагоприятных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях [2].
Основная задача дисциплины - дать обучаемым теоретические знания и практические навыки, которые необходимы для [1]:
■ выявления негативного влияния окружающей среды естественного, антропогенного и техногенного происхождений;
■ составления прогноза развития подобного влияния и оценки его последствий;
■ создания нормативно допустимого состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
■ проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями к безопасности и экологичности;
■ разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
■ обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
■ принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Электронный курс на портале «СКИФ»
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в электронной образовательной среде Донского государственного технического университета разработан ряд курсов с учетом специфики преподавания дисциплины для разных профилей подготовки (рис.1 -2). Дистанционное обучение на современном этапе развития образования является одной из востребованных форм организации учебного процесса. Использование платформы Moodle оптимизирует эту форму обучения и имеет определенные преимущества, особенно при организации самостоятельной работы обучающихся по предмету [3,7].
Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие e-leaming системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE) [4].
Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.
Одним из преимуществ системы дистанционного обучения является возможность оперативного внесения изменений в любые виды учебных материалов.
Рис. 1. Материалы кафедры «БЖиЗОС» в библиотеке электронных ресурсов
портала «СКИФ»
Рис. 2. Электронные курсы на портале «СКИФ»
В электронных курсах может быть размещено большое количество информации по дисциплине, включая и ссылки на Интернет-ресурсы МЧС,
видеофильмы и др. В электронной образовательной среде возможна и организация тестирования.
Например, для обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности» может быть организован «метод кейсов». Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, посредством решения конкретных задач -ситуаций [5]. Данный метод можно назвать инструментом, позволяющим применить теоретические знания к решению практических задач. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. В дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нет однозначного ответа на поставленный вопрос, есть несколько ответов, отличающихся по степени истинности. Обучающимся предлагаются наборы тестов о поведении людей в различных ситуациях, например, таких, как ЧС, стихийные явления, пребывание на природе в опасных условиях.
Быстрое развитие технологий меняет характер приобретения и распространения знаний. К таким технологиям относятся мультимедийные, которые успешно применяются в обучении. Мультимедиа предлагает множество объединённых средств массовой информации.
Термин «мультимедиа» латинского происхождения, в переводе означающий «много сред». Мультимедиа позволяет получать и предоставлять информацию в различном виде: изображениях, аудио, видео, анимации и др.
Ученые, исследующие процессы усвоения знаний, сделали следующий вывод: человек при изучении нового материала запоминает 20% видеоинформации, 30% аудиоинформации и 30% посредством деятельности. При объединении увиденного, слышанного и сделанного продуктивность усвоения составляет 80% [6].
Мультимедиа является полезной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различной наглядной информации, а также возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации.
Интерактивность - одно из самых значимых преимуществ мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс представления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: пользователи могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о своих конкретных предпочтениях. Они могут регулировать темп подачи материала и число повторений в соответствии со своими образовательными потребностями.
Применение мультимедиа обусловлено современными целями образования.
Мультимедиа могут:
• стимулировать когнитивные аспекты обучения (восприятие и осознание информации);
• повысить мотивацию обучаемых;
• помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания;
• развить у обучаемых более глубокий подход к обучению и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания предмета [8].
Сервисы и возможности интернет-ресурса
Использование средств мультимедиа с целью повторения, обобщения и систематизации знаний помогает создать конкретное, наглядно-образное представление об изучаемых предмете, явлении или событии, дополнить известное новыми данными - углубить знания.
Мультимедийные продукты и ресурсы Интернета предоставляют следующие возможности для повышения эффективности процесса обучения:
• одновременно использовать несколько каналов восприятия в процессе обучения, что позволяет достичь интеграции информации, доставляемой различными органами чувств;
• имитировать эксперименты и сложные реальные ситуации;
• визуализировать абстрактную информацию и динамические процессы;
• развивать когнитивные структуры, сводить изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст и формировать системную интерпретацию изучаемого материала обучаемым.
Видео метод - это высокоэффективная возможность подачи информации, поскольку основным преимуществом этого метода является наглядность информации, которая более доступна для восприятия, а, следовательно, является более легкой и быстрой в усвоении.
На видео могут быть представлены любые обстоятельства и условия (чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и т.д.) и рассказаны правила поведения людей в них, например: при пожаре, утечке газа, наводнении, землетрясении, отравлениях любого рода и многом другом.
Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму - наглядный образ, формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации знаний, однако и на практических занятиях могут быть использованы мультимедийные презентации. Подготовка презентации важна для хорошего усвоения материала.
Презентация информации с помощью программы PowerPoint дает возможность охватить все виды деятельности при проведении занятий. Самостоятельно подобранный преподавателем материал является наиболее направленным и целесообразным, поскольку преподаватель готовит и подбирает информацию в соответствии с требованиями университетской и профессионально направленной специализации [10].
Использование мультимедийных презентаций на занятиях по безопасности жизнедеятельности позволяет подавать материал студентам как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной последовательной информацией.
Применение мультимедийных презентаций, которые позволят повысить мотивацию студентов к изучению дисциплины, улучшить качество усвоения материала, стимулировать самостоятельность обучаемого в изучении, поиске, подборе и обработке информации, ускорят процесс обучения.
Однако при использовании мультимедиа в процессе обучения должны учитываться многие аспекты. Чтобы в полной мере реализовать образовательный потенциал мультимедиа, обучаемым требуется поддержка квалифицированных преподавателей, умеющих руководить учебным процессом и помогать в выборе более эффективных стратегий обучения.
Заключение
Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как организовать совместную работу в учебной группе. В этом состоит индивидуализация процесса обучения, способствующая реализации принципов самостоятельного и творческого обучения. Обучаемые становятся активными участниками образовательного процесса.
Компьютеры расширяют возможности личного общения обучающихся с преподавателем.
Применение новых технологий в учебном процессе позволяет достигнуть новое качество знаний. Компьютерное моделирование позволяет изучать объект или явление с разных точек зрения. Применение мультимедиа-технологий, позволяя задействовать все органы чувств человека для постижения нового, формирует красочный, объёмный образ изучаемого объекта, создает ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала. Мультимедийные учебные пособия активизируют полученные ранее знания, развивают логическое мышление, позволяют усилить творческую составляющую учебного труда.
Литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Основы Безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/.
2. Лекция - Организационные основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studopedia.ru.
3. Селихина А.В. Информационно-аналитическая система поддержки электронного обучения по направлению «Безопасность жизнедеятельности». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v20_i2/pdf/12.pdf.
4. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 стр.
5. Кейс-задания. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.studfiles.ru.
6. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): монография. - Красноярск:Изд. КрасГУ, 2002. -300 с.
7. Захарова, О. А. Система поддержки дистанционного обучения "СКИФ" на основе программного обеспечения MOODLE в ДГТУ/ О. А. Захарова // Вестник Донского государственного технического университета. - 2011. - Т. 11, № 4(55). - С. 574-578.
8. Захарова, О. А. Электронное обучение и "облачные" сервисы в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов/ О. А. Захарова // Вестник университета. Государственный университет управления. - Москва, 2013. - № 2. - С. 256-262.
9. Bent B. Andersen, Katja van den Brink. Multimedia in education. Curriculum. UNESCO Institute for Information Technologies in Education. - Moscow: «Ves Mir Publishers», 2013. - 139 p.
10. Ястребов Л.И. Создание презентации и техника эффективного выступления / Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru.