Эффективная деятельность преподавателя-организатора ОБЖ как важнейший фактор обеспечения комплексной безопасности сотрудников и обучающихся в образовательной организации
ПОКОТЫЛО Михаил Валерьевич, методист отдела воспитательной работы Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Известный американский психолог Абрахам Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» (М.: Наука, 1954) изложил и обосновал иерархическую пирамиду потребностей человека, согласно которой важнейшей - после физиологических потребностей (утоление голода и жажды) - является потребность в безопасности. С А. Маслоу нельзя не согласиться, любой человек независимо от пола, национальности, образования и вероисповедания стремится оградить себя от опасностей, избавиться от страха и тревог Статистика утверждает, что зачастую при возникно-
вении чрезвычайной ситуации любого типа и масштаба, в первую очередь, гибнут и получают тяжелейшие травмы дети и подростки, не имеющие достаточно знаний и опыта, чтобы защитить себя. Поэтому одной из основных задач современной школы является обучение и обеспечение безопасности обучаемых. Неслучайно, в целом ряде нормативно-законодательных актов Российской Федерации четко прописаны требования, касающиеся обеспечения безопасности детей и подростков. Да и образовательные учреждения сегодня в полной мере отвечают за безопасность детей не
ОБЗОР.
только во время учебного процесса, но и во внеучебное время (период каникул и праздников).
Обеспечение безопасности образовательного учреждения всегда было и еще долго будет оставаться основной задачей и сферой индивидуальной и общей ответственности педагогов перед обучающимися, перед обществом и государством. Успех в деле достижения безопасности любого образовательного учреждения будет зависеть, прежде всего, от создания и реального функционирования (подчеркиваем, именно реального функционирования) четкой системы комплексной безопасности, под которой понимается создание условий для защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Комплексная безопасность включает в себя все виды безопасности: пожарную, электрическую, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, антитеррористическую и антиэкстремистскую защищенность, работу, направленную на формирование культуры безопасной жизнедеятельности у обучающихся и персонала образовательного учреждения.
Успешно решать вопросы обеспечения комплексной безопасности невозможно без налаженного делового сотрудничества с правоохранительными органами (подразделениями полиции, прокуратуры, суда), военными комиссариатами, территориальными подразделениями МЧС России и общественными организациями.
Во время курсовой подготовки преподавателей-орга-низаторов ОБЖ, проводимой на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, на лекционных и практических занятиях детально рассматриваются вопросы формирования антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму, профилактики насилия в детской среде. Только за последние
30—обзор.-------------------------------------
три года здесь прошли обучение 8 групп слушателей, что позволило повысить квалификацию порядка 120 преподавателей-организаторов ОБЖ и учителей БЖД Ростовской области.
Для Ростовской области вопросы обеспечения Комплексной безопасности в настоящее время являются наиболее актуальными. Много в этом направлении делается и в нашем институте. В «Плане работы ГБОУ ДПО РИПК и ППРО на 2014/2015 учебный год» в главе 13 подробно изложен комплекс системных мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности. Особое внимание уделено вопросам антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму, противодействия коррупции, охраны труда, обеспечения противопожарной безопасности, комплексной безопасности образовательной среды и информационной безопасности. В текущем учебном году преподаватели кафедры воспитательной работы совместно с сотрудниками кафедры психологии института разработали методические рекомендации по реализации Комплексной программы мер профилактики суицидального поведения обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Ростовской области. В настоящее время сотрудники отдела воспитательной работы курируют деятельность творческой группы по предмету ОБЖ на базе школ г. Батайска с целью разработки диагностического аппарата мониторинга комплексной безопасности школьной образовательной среды.
Но в своей статье мы хотели бы остановиться на вопросах формирования культуры безопасного поведения у обучающихся как важнейшей части комплексной безопасности образовательного учреждения. И здесь, с нашей точки зрения, ведущей является роль преподавате-ля-организатора ОБЖ, призванного не только научить школьников грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях, но и сформировать в раннем возрасте у детей и подростков адекватные мировоззренческие установки,
составляющие культуру безопасности.
Сразу же следует уточнить, что под «культурой безопасности» понимается «единство трех неразрывно связанных компонентов - способов и результатов разумной жизнедеятельности в области безопасности, а также развитости личности и общества в этой области. Способы (их два) - защита в сложившихся ситуациях и предотвращение опасностей с помощью преобразования среды обитания. Результаты - созданные средства, а
личности, а с ней и общества, с помощью специальной
сквозной образовательной области- и это БЖД».
В рабочей программе издательства «Русское слово» перед образовательной областью ОБЖ четко поставлена цель - «сформировать личность безопасного типа», способную не только действовать в ситуации ЧС, но и своим поведением не допускать возникновения нежелательных последствий жизнедеятельности.
В ноябре 2014 года на базе Академии социально-
Технологическая проблема формирования личности безопасного типа связана как с психологической, так и с практической готовностью обучающихся действовать в экстремальной ситуации.
также последствия жизнедеятельности - до сих пор рост уровня безопасности, но сегодня -кризис цивилизации от появления глобальных угроз вследствие преобразовательной жизнедеятельности. И способы, и результаты зависят от развитости личности и общества в области безопасности». По мнению известного специалиста в области педагогики безопасности В.В. Сапронова, развитие личности и общества на современном этапе формируется «разрозненно в разных сферах деятельности и, во многом, стихийно. Однако в условиях кризиса возможность дальнейшего существования человечества (и России!) связывается со способностью целенаправленно обеспечить безопасность жизнедеятельности. Для этого требуется систематическое развитие
го управления проводилась научно-практическая конференция «Комплексная безопасность образовательных организаций в современных условиях», на которой ведущими теоретиками и практиками обсуждались сложности, возникающие в процессе формирования культуры безопасного поведения. Большинство исследователей полагают, что преподаватели-организаторы ОБЖ в этой работе столкнутся с мировоззренческими и технологическими проблемами.
Мировоззренческая проблема связана с тем, что практически любая современная деятельность человека несет в себе тот или иной уровень опасности. Поэтому главная задача преподавателя-организатора ОБЖ - научить обучающихся и воспитанников соотносить уро-
ОБЗОР.
вень риска своей жизнедеятельности с опасностью для себя и окружающих. Указанная задача требует постоянного самосовершенствования педагога.
Технологическая проблема формирования личности безопасного типа связана как с психологической, так и с практической готовностью обучающихся действовать в экстремальной ситуации. И здесь одних знаний и умений от педагога недостаточно, ведь научить детей оказывать первую доврачебную помощь без необходимых учебных тренажеров невозможно.
С нашей точки зрения, положительный опыт решения проблемных моментов в обеспечении Комплексной безопасности образовательной организации накоплен в гимназии №25 г. Ростова-на-Дону, где создан кабинет ОБЖ, оснащенный современным учебным оборудованием. Причем преподаватель-организатор ОБЖ практикует в рамках «Недели научно-методической кафедры естествознания» проведение для 6 классов практических уроков-демонстраций на тему «Оказание доврачебной помощи пострадавшим». В ходе урока ученики, у которых еще нет в программе уроков ОБЖ, имеют возможность познакомиться с устройством учебного тренажера «Максим» и получить практические умения и навыки проведения сердечно-легочной реанимации.
Особое внимание уделяется отработке коллективных действий обучающихся и персонала гимназии при возникновении пожара. В начале обучаемые получают необходимые теоретические сведения в рамках изучения курса ОБЖ, а затем - при проведении внеклассных мероприятий, например, «Дня защиты детей».
В гимназии №25 г. Ростова-на-Дону растят патриотов своего города, своей страны. Руководство гимназии уделяет пристальное внимание организации и проведению учебных сборов с десятиклассниками. Сборы проходят ежегодно в начале июня. Администрация школы наладила контакт с ближайшими воинскими частями. На территории которых проходят занятия по строевой и физической подготовке, выполняются учебные упражнения по стрельбе из автомата Калашникова, а в конце сборов юноши на аэродроме «Центральный» знакомятся с авиационной техникой, которая стоит на вооружении ВВС России.
Как видим, решение проблем Комплексной безопасности образовательных организаций требует каждодневной системной кропотливой работы на всех уровнях - от конкретного образовательного учреждения на муниципальном уровне до научно-исследовательских учреждений федерального уровня. И эта работа не должна останавливаться.
ОБЗОР.