Научная статья на тему 'Роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в сохранении здоровья'

Роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в сохранении здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4111
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗНАНИЯ / HEALTH / SAFETY / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Л. О., Овчарова Л. Г.

В статье обосновывается роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в сохранении здоровья. На сегодняшний день формирование капитала здоровья важнейший фактор профессионального роста. Рассмотрены связи между образованием и здоровьем индивидуума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтун Л. О., Овчарова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of knowledge of the safety of people's life with the maintenance of health is explained in the article. Nowadays the forming of capital of health is the most important factor of the professional growth. The bonds between education and individual's health were discussed.

Текст научной работы на тему «Роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в сохранении здоровья»

УДК 613.6

РОЛЬ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Л. О. Ковтун, Л. Г. Овчарова

THE ROLE OF KNOWLEDGE ABOUT HUMAN’S VITAL ACTIVITY IN HEALTH SAFETY

L. O. Kovtun, L. G. Ovcharova

В статье обосновывается роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в сохранении здоровья. На сегодняшний день формирование капитала здоровья - важнейший фактор профессионального роста. Рассмотрены связи между образованием и здоровьем индивидуума.

The role of knowledge of the safety of people’s life with the maintenance of health is explained in the article. Nowadays the forming of capital of health is the most important factor of the professional growth. The bonds between education and individual’s health were discussed.

Ключевые слова: здоровье, безопасность, знания.

Key words: health, safety, knowledge.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, опасных ситуаций социального характера, числа промышленных аварий и катастроф, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.

Здоровье относится к высшим жизненным ценностям и провозглашается как безусловная норма жизни человека. Будучи качественной характеристикой личности, здоровье способствует достижению многих целей и удовлетворению различных потребностей человека, а в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает его в большей степени объектом эксплуатации, а его ценность становится все более инструментальной. Стратегия перехода человечества на путь устойчивого развития открывает перспективы новой системы общественных ценностей и моделей индивидуального поведения, где жизнь и здоровье человека в гармонии с окружающей природной средой является абсолютным приоритетом.

Выбор будущей профессии является одним из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Неудачный выбор профессии влечет за собой возрастание несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Как известно, развитие профессиональных заболеваний обусловлено воздействием вредных производственных факторов (ВПФ), которые, согласно определению, будучи на производстве могут привести к развитию не только профессиональных заболеваний, но и к развитию или ухудшению течения любого заболевания и к снижению работоспособности. Стремление к сохранению здоровья, активной деятельности и долгой жизни является одной из важнейших функций и потребностей человека на всех этапах его эволюции. По значимости обеспечение безопасности всегда занимало и занимает второе место после первоочеред-

ной потребности человека в обеспечении себя и своих близких пищей, водой и воздухом.

Для достижения целей безопасности человеком на его историческом пути сделано много: созданы одежда, жилище, средства защиты от негативных воздействий природы и общества, разработаны безопасные приемы и условия деятельности, сформированы представления о здоровом образе жизни и многое другое.

Природа снабдила человека естественной системой защиты, направленной на сохранение здоровья и жизни. Естественную систему зашиты человека образуют: инстинкты, интуиция, нейрофизиологические процессы, органы чувств (анализаторы), мозг. Человек как биологический вид (Homo Sapiens) в результате эволюции достиг небывалого совершенства в своем развитии. Принципиальным отличием человека разумного от остальных биологических видов является его умение создавать новые объекты при помощи орудий труда. Человечество сделало очень много для безопасности людей: избавило от таких несчастий, как пандемии чумы, холеры, оспы; значительно увеличило среднюю продолжительность жизни людей; повысило уровень защищенности от природных и стихийных бедствий.

Небывалых высот достигли наука и техника. Созданы мощные искусственные системы защиты. В то же время продолжают происходить трагические события природного, техногенного и социального происхождения.

По данным Международной организации Труда (МОТ), Россия ежегодно теряет почти 2 % ВВП (более 500 млрд. руб.) из-за неудовлетворительных условий труда, травм и гибели работников на производстве.

Окружающая среда, состоящая из благоприятных или вредных для здоровья человека факторов, определенным образом влияет на профессиональную деятельность человека. Из факторов окружающей среды, влияющих на деятельность человека, выделяют природные и антропогенные. Как следствие, социально-экономические проблемы обеспече-

ния жизнедеятельности человека можно рассмотреть на примере психофизиологических факторов.

Психофизиологические факторы обусловлены конкретным содержанием и характером определенного вида деятельности и соответствием ее физиологическим возможностям и психологическим особенностям организма человека. Среди опасных и вредных психологических факторов выделяют физические и нервно-психологические перегрузки, которые обусловливаются монотонностью труда и эмоциональными перегрузками. Так, характер деятельности рабочих, занятых добычей углей на шахтах, приводит к повышенному физиологическому и нервному утомлению, которое ослабляет психику человека, снижает чувственность органов зрения, слуха, ухудшает координацию движений, быстроту и точность ориентации, притупляет бдительность, снижает критический анализ видимых изменений обстановки и своих действий. Данные факторы среди прочих обусловили высокую «цену» кузбасского угля: 1 млн. т добываемого топлива «оплачивается» в среднем жизнью одного горняка. В связи с этим все положения безопасности жизнедеятельности в сфере производства приобретают конкретность и определенность. Методы защиты работающих в условиях действия различных вредных факторов оговариваются в инструкциях по охране труда. Но количественной их оценки, как правило, не дается.

В процессе труда человек взаимодействует с такими элементами производственной сферы, как предметы и орудия труда, средства производства, продукты труда, организация производства и сам коллектив. Характер этого взаимодействия определяется различными их свойствами, последствия некоторых нежелательны для человека. Поэтому при планировании экономических показателей деятельности производства необходимо прежде всего исходить из условий труда, а не из средних показателей, достигнутых в данной отрасли за предыдущий период. Хотя условия труда оговариваются стандартами, нормами, правилами и т. д., но они должны «корректироваться» к каждому конкретному производству, учитывать реализации всех направлений научно-технического прогресса в отечественной и зарубежной практике. Учитывая это, надо отметить, что условия труда, оцениваемые с позиций охраны труда как благоприятные, нормальные или допустимые, могут быть далеки от совершенства. Естественно, следствием неблагоприятных условий труда является производственный травматизм.

Неслучайно в последнее время в различных отраслях экономики России возросло количество человеческих жертв. Техника и технология, обладая большим потенциалом, оказывают неблагоприятное воздействие на человека и могут служить источником аварий. Естественным средством в борьбе за безопасность труда всегда было стремление создать максимально безопасные орудия и средства труда. Но абсолютная безопасность, с точки зрения концепции социально приемлемого риска, на практике недостижима. Безопасная техника имеет определен-

ные ограничения, которые очень изменчивы в определенных условиях места и влияния.

С учетом этих факторов риск не может быть сведен к нулю. В современных условиях абсолютная безопасность при использовании орудий и предметов труда технически не достижима. Однако то, что не удалось решить при создании техники, можно нередко компенсировать организационными мерами. В организации труда необходимо затрачивать достаточно много времени и денежных средств, чтобы реализовать принципы обеспечения безопасности.

Любое общество заинтересовано в создании благоприятных условий труда, которые способствуют повышению работоспособности, снижению потерь рабочего времени, снижению заболеваний и временной потери трудоспособности и уменьшению количества несчастных случаев.

Решающая роль в совершенствовании систем безопасности, бесспорно, принадлежит науке. Только на научной основе можно защитить людей от болезней, травм и преждевременной смерти. В этой связи возросла роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них приверженности к здоровому образу жизни. Этой цели служит безопасность жизнедеятельности (БЖД) - область научных знаний, изучающая антропоцентрические (направленные на человека) опасности и разрабатывающая методы, принципы и средства защиты от них. Цель БЖД - сохранение здоровья и работоспособности человека в условиях техносферы.

Стратегические знания в области БЖД направлены на поиск путей и реализацию мер по сокращению смертности от внешних причин - принудительной смертности населения от нарушений здорового образа жизни, от травм и отравлений, от региональных и профессиональных заболеваний, обусловленных негативным воздействием техносферы и технических средств в повседневных и чрезвычайных ситуациях, а также от антропогенного влияния на техносферу и технические системы, приводящего к авариям и иным негативным последствиям.

Овладение знаниями по БЖД позволит каждому человеку свести к минимуму вероятность принудительной гибели. Для этого необходимо:

— соблюдать правила здорового образа жизни;

— всемерно следовать основам безопасности в быту, на производстве, на транспорте и других сферах деятельности и отдыха, а также при создании новой техники и элементов технологии;

— рационально выбирать виды деятельности и местожительство для себя и своей семьи, исходя из уровня безопасности сфер деятельности и качества окружающей среды.

Изучение дисциплины БЖД для студентов - будущих специалистов в различных областях деятельности протекает тем успешнее, чем более глубоко и всесторонне реализуются общие психолого-

педагогические принципы:

— обеспечение единства обучения и воспитания;

— построение учебного процесса на основе сознательного и активного участия обучаемых;

— наглядность и доступность изложения учебного материала;

— систематичность, последовательность построения процесса подготовки;

— учет индивидуальных особенностей обучаемых;

— обеспечение контроля за прочностью усвоения и характером протекания профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка обязательно включает в себя теоретическое обучение, основная цель которого - формирование у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение им необходимых знаний. Теоретическое обучение сочетается или сменяется практической подготовкой, то есть собственно процессом тренировки, нацеленной на формирование у обучаемого необходимой системы профессиональных умений и навыков.

Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья и даже жизни человека. Здоровье невозможно приобрести или восстановить за короткий срок. Более того, накопленный за длительный период капитал здоровья человека может быть мгновенно уничтожен в силу возникновения ряда непредвиденных чрезвычайных ситуаций.

Здоровье нельзя повысить выше определенного уровня, обусловленного наследственностью, предрасположенностью к определенным генетическим заболеваниям. Образование можно приобретать, расширяя свой кругозор, навыки и умения абсолютно неограниченно. В то же время при достижении баланса психофизических сил организма повышаются так называемые резервы здоровья человека, иными словами - максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. Поэтому человеку необходимо больше заботиться об укреплении и развитии потенциала своего здоровья, а государству - сосредоточиться на организации системы профилактики заболеваний.

Здоровье является капиталом человека даже в том случае, если он не реализует его, то есть не занимается трудовой деятельностью. Образование, с точки зрения экономической науки, не может считаться капиталом человека, если оно не приносит дохода.

Здоровье - категория человеческого капитала, которая не подлежит обесцениванию. Капитал здоровья может быть исчерпан или истощен, однако своей ценности для человека он никогда не потеряет. Образование и полученные человеком знания могут потерять свою ценность в зависимости от времени и места его проживания.

В настоящее время человеческий капитал здоровья - ключевой инструмент экономической политики каждого государства, желающего поднять свою национальную конкурентоспособность на качественно новый уровень. Накопленные человеком знания, опыт и устойчивое здоровье позволяют ему повысить производительность своего труда. В национальном масштабе максимальное использование ресурсов человеческого капитала расширяет возможности его социально-экономической модернизации.

Состояние здоровья студентов наряду с профессиональным уровнем входит в число показателей качества подготовки специалистов высокой квалификации, определяющих экономическое процветание и социальное благополучие государства.

Каждый человек, переходя из состояния учащегося (после обучения в школе, лицее, вузе) в состояние работника-созидателя, должен знать и оценивать возможные последствия своих действий. Поскольку человек наделен разумом, он стремится к созидательной жизни, пытаясь, как правило, изменить окружающий его мир в свою пользу. К сожалению, это преобразование, кроме желаемого, создает неизбежно и негативные эффекты, порождая тем самым отрицательные воздействия на окружающий мир. Стремясь к комфорту, мы создаем техносферу, тем самым порождаем множество опасностей.

В своей деятельности человек участвует не один, он объединяется с другими людьми, образуя группы, коллективные сообщества, которые становятся все более многочисленными. В составе сообществ преобразующая деятельность человека возрастает весьма значительно.

В этих условиях человеку весьма важно правильно оценивать свою роль не только как созидателя, но и как творца опасностей, постоянно помня о возможных негативных последствиях своей деятельности для здоровья.

Овладение научными и практическими знаниями, навыками, необходимыми для безопасной жизнедеятельности в течение всей жизни человека для студентов всех вузов ведется на базе общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основу научных и практических знаний, определяющих содержание дисциплины БЖД, составляют исследования, ранее излагавшиеся в отдельных курсах: «Охрана труда», «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» и т. д. Целевое предназначение указанных курсов и их основное содержание сводилось к изучению средств и методов защиты человека и природной среды от негативных факторов техногенного происхождения. Дисциплина «БЖД» призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания.

Литература

1. Лисицин, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицин. - М.: ГЭОТАР-МЕД 2002. - 159 с.

2. Русак, О. Н. Основы учения о безопасности человека. Приложение к журналу «Безопасность

жизнедеятельности» / О. Н. Русак. - 2009. - № 8. -24 с.

3. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

Рецензент - А. В. Заущинцена, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.