Научная статья на тему 'Энергоэффективность как основа безопасности жизнедеятельности в техносфере'

Энергоэффективность как основа безопасности жизнедеятельности в техносфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIOSPHERE / TECHNOSPHERE / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY CONSERVATION / SAFETY / LIVELIHOODS / NEGATIVE FACTORS / БИОСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Анализируются проблемы безопасности жизнедеятельности в техносфере. Формулируются задачи снижения техногенной нагрузки на биосферу в рамках стратегических программ энергосбережения и энер-гоэффективности. Обосновывается необходимость изучения наилучших доступных технологий в вузах по направлениям профессиональной деятельности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY EFFICIENCY AS THE BASIS OF LIFE SAFETY IN TECHNOSPHERE

Analyzes the problems of life safety in the technosphere. We formulate the problem of reduction of anthropogenic load on the biosphere in the framework of the strategic program of energy saving and energy efficiency. The necessity of studying the best available technologies in universities in areas of professional activity of graduates.

Текст научной работы на тему «Энергоэффективность как основа безопасности жизнедеятельности в техносфере»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ

Современный этап развития российской и мировой экономики напрямую связан с повышением энергоэффективности технологических процессов и производств и энергосбережением во всех сферах деятельности. Это обусловлено с одной стороны энергетической безопасностью, а с другой - экологическими факторами загрязнения природы промышленными отходами и парниковыми газами, что является важным этапом сдерживания техногенного давления на окружающую среду - биосферу [1]. К примеру, мировая энергетическая конференция (МИРЭК) ещё в 1977 году сформулировала проблему энергосбережения как «дефицит знаний у специалистов о тепловом поведении зданий и чрезвычайно незначительное использование достижений науки и техники в системах теплоснабжения и климатизации зданий» [2]. Это утверждение правомерно распространить на любую экономическую деятельность, связанную с производством и потреблением энергетических ресурсов [3].

Термин техносфера введен для определения регион области распространения и существования жизни, включающей все живые организмы и элементы неживой природы, составляющие среду их обитания (биосферы) измененную под действием техногенного и антропогенного воздействия (прямого или косвенного) в направлении наилучшего удовлетворения материальных и социально-экономических потребностей человека.

Человек, создавая техносферу, ставил перед собой благородные цели, благоприятного воздействия на среду обитания:

- повышение комфортности жизнедеятельности;

- защита от негативных воздействий природного характера;

- коммуникабельность и др.

Однако, казалось бы разумное воздействие на биосферу с целью повышения комфортности среды обитания человека и безопасности жизнедеятельности, привело и к обратному воздействию - к необратимому изменению техносферы в сторону удаления от поставленных целей. Особенно значимый отрицательный эффект получен относительно круп-

Создавая техносферу, мы получаем не только комфорт, но и порождаем опасности1

ных производств и городских условий, причем тем больше - чем больше их масштабы.

Вредное влияние на окружающую человека среду оказали в наибольшей степени:

- демографические факторы и урбанизация;

- непрерывно растущая добыча и сжигание органических топлив;

- концентрация минеральных ресурсов;

- рост промышленного и сельскохозяйственного производства,

- увеличение числа транспортных средств;

- развитие военной техники.

В результате, к действию естественных негативных факторов, таких как: некомфортная температура; сильный ветер; избыточные атмосферные осадки и др. добавились факторы техногенного происхождения, такие как: электромагнитное излучение, тепловое, шумовое и вибрационное "загрязнение", концентрация высокотоксичных веществ органического и неорганического происхождения в атмосфере, водной среде, грунте и др.

В стремлении достижения наибольших материальных благ от производственной деятельности, обладая современными высокопроизводительными средствами, производства люди стали потреблять не только биосферные топливно-энергетические ресурсы, но и ядерные, термоядерные источники энергии - небиосферные, усиливая при этом техногенную нагрузку на экосферу путем химического и радиационного воздействия. Непрерывное техногенное воздействие человека, характеризующееся увеличивающейся интенсивностью, приводит к необратимым изменениям земного климата, грозящим ухудшением условий жизнедеятельности человека, к сокращению средней продолжительности жизни и росту техногенного риска.

Современная техносфера любого вида (района технополиса или промышленного предприятия, производственного или жилого помещения, салона транспортного средства) характеризуется тем, что в ней присутствуют факторы, оказывающие вредное воздействие на

живые организмы и даже травмоопасные для человека и высших животных.

Таким образом, люди вынуждены оказывать непрерывное воздействие на техносферу уже с целью снижения ее негативных факторов до обоснованных нормативных уровней. Поскольку достичь тенденций снижения развития техногенных объектов в настоящих условиях невозможно, то снижение техногенного риска возможно путем введения ограничений на это воздействие на основе нормирования по показателям энергетической эффективности техногенных объектов и энергосбережению в каждой отдельной сфере производственной и бытовой деятельности человека.

Понятие энергетической эффективности включает характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта. А под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования [1,4]. Оба этих понятия подразумевают снижение энергетических затрат, а следовательно и снижение техногенного воздействия на окружающую среду.

Сложившаяся в сегодняшней системе образования в России предметная область по изучению деятельности человека в техносфере вкоючает в себя дисциплину (Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Она предполагает изучение вредных для человека действующих факторов естественного и техногенного происхождения, а также способов и методов защиты человека от них, реализуемое на различных образовательных уровнях [5]:

1. В средних школах России введен школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», программа которого направлена на изучение факторов, связанных с нарушением здорового образа жизни (ЗОЖ).

2. В высших учебных заведениях на уровне бакалавриата и специалитета изучаются опасные для человека факторы в основном техногенного характера, причем, наиболее полно те, которые могут появляться в результате деятельности оборудования на предприятиях, ориентированных на виды деятельности будущих выпускников. Например, при подготовке инженерно-технических работников должны изучаться опасные факторы, источниками которых являются создаваемые и эксплуатируемые ими техника и технологии. В область компетенций ИТР должны входить знания методов и способов защиты от данных негативных факторов,

допустимые уровни их воздействия на человека, их негативные последствия и т.д.

Знаниями в области БЖД должны владеть специалисты всех отраслей, но прежде всего специалисты в той части экономики, деятельность которой связана с наибольшим техногенным воздействием на биосферу. Это: энергетика, металлургия, транспорт, химическая промышленность, промышленное производство строительных материалов и др.

Основой, формирующей универсальные компетенции в области БЖД, является одноименная общеобразовательная (общепрофессиональная) дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» причем не только в технических, но и в экономических, гуманитарных и др. вузах. Затем вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности, как правило, включаются в профессиональные дисциплины образовательной программы, обеспечивая комплексную подготовку по достижению требуемых уровней компетенций в области экологичности и безопасности техники и технологии, применения экобиозащитной техники, особенно в своей профессиональной деятельности, пониманию, что «в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии и производственные циклы, а в области безопасности - системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением» [5].

3. Третий уровень образования реализуется для подготовки специалистов (бакалавров, магистров) профессией которых и является защита человека и природной среды в условиях риска техногенного воздействия. К ним относятся, прежде всего, разработчики средств защиты от вредных выбросов объектов экономики, инженеры-экологи, эксперты по контролю, мониторингу и оценке безопасности и эколо-гичности инженерных и технических сооружений, инженеры по защите в чрезвычайных ситуациях, профессорско-преподавательский состав занимающийя подготовкой специалистов и обучением населения по проблемам БЖД. Основной задачей деятельности таких специалистов является комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств экобиозащиты и систем управления в области БЖД на промышленном и региональном уровнях. Реализация этого уровня образования в вузах России производится на базе направление ФГОС ВО: 200301 «Техносферная безопасность».

4. Четвертый уровень реализуется на базе дополнительного образования в системе учреждений Минобразования России и МЧС России путем внедрения как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности и экологичности.

Энергоэффективность как основа безопасности жизнедеятельности в техносфере

Структура и содержание программы курса БЖД различается в зависимости от образовательного уровня и направления основной образовательной программы. Однако большинство программ концентрирует внимание в основном на психологических и медицинских последствиях воздействия вредных факторов без понятия их сущности и техногенных источников, что не имеет большого значения с точки зрения их ограничения и исключения из техносферы. В любом случае излишняя «гуманизация» образования при формировании системы знаний по безопасности жизнедеятельности в области обитания человека, насыщенной техногенными объектами и результатами их функционирования без формирования целостной системы понятия окружающей среды с учетом технических и других областей науки, неуместна. Очевидно, что формирование комплекса компетенций специалиста (бакалавра, магистра) в области БЖД требует системных знаний в различных областях науки, в том числе: физики, химии, техники и технологии, биологии, медицины и др. Современный уровень подготовки в соответствии с ФГОС предполагает также обязательное практическое ознакомление с основными технологическими процессами, опасными и вредными факторами, требованиями по безопасности на предприятии и в регионе, а также ознакомление с системой защиты окружающей среды в регионе, с экспертной процедурой определения экологической и промышленной безопасности действующих, реконструируемых или проектируемых объектов в сфере профессиональной деятельности.

Здесь в качестве объекта изучения выступают сами технологические процессы, происходящие в техносфере, причем для целей образования должны применяться те, которые основаны на современных достижениях науки и техники, обеспечивающие достижение конечных результатов по снижению техногенного воздействия. В современных литературных источниках они рассматриваются в качестве норм на всех этапах производства и потребления энергии и характеризуются термином - «наилучшие доступные технологии (НДТ)» [6].

Термин НДТ включает в себя: "технологический процесс, технический метод, основанный на современных достижениях науки и техники, направленный на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и имеющий установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов" [1], при условии их промышленного внедрения.

Включение в дисциплину БЖД основных разделов, направленных на подготовку специалистов, способных не только учитывать

вредные для человека факторы, но и предотвращать их появление значительно повысит уровень подготовки. Позволит обеспечить сферу деятельности человека высококвалифицированными кадрами, владеющих широким спектром компетенций в области энергоэффективности и энергосбережения, необходимых для реализации задач рационального использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах жизнедеятельности.

Первоочередную необходимость решения кадрового вопроса в области энергоэффективности и энергосбережения побудила реализация мероприятий федерального закона РФ №261 в отношении энергоаудита. С этой целью Минэнерго РФ утвердило методики проведения энергетических обследований, разработанные проводящими энергетический аудит компаниями, вступившими в саморегулируемую организацию (СРО) в области энергетического обследования. По квалификационным требованиям основу такой организации должны составлять специалисты-энергоаудиторы, имеющие высшее техническое (инженерное) образование и прошедшие дополнительную подготовку на специальных курсах повышения квалификации энергоаудиторов. Рекомендованный перечень базовых образовательных центров и базовая учебная программа по подготовке энергоаудиторов содержатся в Приказе Минэнерго РФ № 148 от 07.04.2010 г.[7].

В программе [7] освещаются вопросы нормативной базы энергосбережения, теории и практики энергоаудита, методического, приборного обеспечения и "типовые" мероприятия энергосбережения. Причем организация, занимающаяся обучением энергоаудиторов, должна не только иметь право на ведение образовательной деятельности (лицензию Минобразования России) в области дополнительного профессионального образования (ДПО) но и обязательно состоять в СРО. Далее Минэнерго отменил перечень базовых образовательных центров по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов а также базовую учебную программу по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований. Однако обучение по энергоэффективности осталось по-прежднему в рамках дополнительного образования.

Т.о., в современной системе образования России, в силу перечисленных ограничений, базовые знания по энергоэффективности находятся за пределами основных образовательных программ и доступны специалистам, непосредственно участвующим в реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом [4]. Тогда как, включение разделов по энергосбережению и энергоэффективности в

программу изучения дисциплины БЖД в значительной степени повысит компетентность будущего выпускника за счет формирования целостной картины восприятия техносферы и происходящих в ней изменений.

С учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин второго уровня изучения, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить дисциплину БЖД в виде четырех основных блоков (разделов):

1) физические и химические основы процессов преобразования и использования энергии;

2) основы безопасности человека при использования энергии и техногенных факторов;

3) санитарные нормы и правила экологической безопасности и комфортных условий жизнедеятельности;

4) безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Основная сложность реализации образовательного процесса по дисциплине БЖД в конкретном вузе заключается в том, что их содержание носит часто региональный, а иногда и отраслевой характер, т.е. они не являются комплексными и не находят всеобщего применения. Однако содержательная часть дисциплины должна включать разделы, дающие знания:

- о физических и химических процессах, происходящих в техносфере, нормах и физических величинах факторов техногенного воздействия на окружающую среду;

- о рациональных методах природопользования и малоотходных технологиях - о НДТ;

- о научных и организационных основах безопасности производственных процессов и устойчивости производств в чрезвычайных ситуациях;

- о механизме действия вредных веществ и энергетических загрязнений на биологические объекты, в частности, на человека;

- об источниках и интенсивности загрязнения среды обитания, основных проблемах производственной и экологической безопасности, о проблемах безопасности и комфортности в быту;

- о методах проведения экспертизы экологической и производственной безопасности, приборах и системах контроля состояния среды обитания;

- о перспективах развития техники и технологии защиты от вредных техногенных и природных факторов;

- о трансграничном характере проблем техногенного загрязнения среды обитания, мировых тенденциях ограничения техногенного воздействия на нее, основных международных

соглашениях в области экологической и производственной безопасности;

- об организационных, экономических, правовых, технологических и др. способах повышения энергетической эффективности, энергосбережения и снижения техногенного воздействия на среду обитания человека.

- об организационных основах осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера;

Генеральная цель системы образования по БЖД состоит в формировании в обществе комплексной системы знаний по безопасности жизнедеятельности на основе учета влияния вредных для здоровья и комфортного проживания факторов и защиты от них. В основе целостного восприятия системы знаний должны быть заложены принципы физического осознания влияния техногенных факторов и способы их сдерживания на основе принципов энергосбережения и энергоэффективности.

Литература

1. Лепеш, Г.В. Энергосбережение в системах жизнеобеспечения зданий и сооружений// Г.В. Лепеш/ -СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2015. - 437 с.

2. Дмитриев А.Н., Ковалев И.Н., Табунщиков Ю.А., Шилкин Н.В. Руководство по оценке эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия. -М.: Авок-пресс, 2005

3. Лепеш, Г.В. Техника и технология жизнеобеспечения зданий и сооружений / Г.В. Лепеш. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 330 с.

4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. Белов С. В. Российская система образования в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере // Технологии гражданской безопасности. 2004. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ rossiyskaya-sistema-obrazovaniya-v-oblasti-bezopasnosti- zhiznedeyatelnosti- cheloveka-v-tehnosfere (дата обращения: 11.07.2016).

6. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности. -2009/ [Электронный ресурс]. http://www.mnr.gov.ru /upload/ iblock/60d/energo_1303.pdf (дата обращения 05.09.15).

7. Приказ Минэнерго России №148 от 07.04.2010 . Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов URL: http://www. energosovet.ru/ npb1209.html (дата обращения 05.09.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.