Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в области энергоэффективности как приоритетная задача образования'

Подготовка специалистов в области энергоэффективности как приоритетная задача образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в области энергоэффективности как приоритетная задача образования»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ

"Наш мир погружен в огромный океан энергии, мы летим в бесконечном пространстве с непостижимой скоростью. Все вокруг вращается, движется - все энергия. Перед нами грандиозная задача - найти способы добычи этой энергии. Тогда, извлекая ее из этого неисчерпаемого источника, человечество будет продвигаться вперед гигантскими шагами"1

Современный этап развития российской и мировой экономики напрямую связан с повышением энергоэффективности технологических процессов и производств, обусловленных с одной стороны энергетической безопасностью, а с другой - экологическими факторами загрязнения природы промышленными отходами и парниковыми газами.

Принятые в российском законодательстве [1-4] нормы и индикаторы на современном этапе диктуют необходимость введения превентивных мер по повышению энергоэффективности для повышения конкурентоспособности национальной экономики и снижения собственной энергетической безопасности. К таким мерам побуждает непрерывный рост потребности в энергоресурсах, рост цен на энергетические ресурсы (в РФ - на 8+15% в год в течение последних 8 лет) и сравнительно высокая энергоемкость валового внутреннего продукта страны (в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 + 3,5 раза выше, чем в развитых странах)2.

Объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации государственной программы «Энергоэффективностъ и развитие энергетики», включающую подпрограмму

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» [4] составляет 28 трлн. руб., в т.ч. за счёт бюджета (федерального и региональных) только 667 млрд. руб. Остальные средства планируется привлечь из внебюджетных источников.

В ходе реализации подпрограммы предполагается достижение следующих ожидаемых конечных результатов к 2020 году:

-снижение энергоемкости валового

1 Никола Тэсла

2 Использованы материалы Национального проекта «Повышение квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы», ВЭШ СПбГЭУ

внутреннего продукта Российской Федерации за счет реализации подпрограммы на 13,5% по отношению к 2007 году в зависимости от сценарного развития отраслей экономики;

-увеличение в два раза ежегодного объема финансирования подпрограммы за счет средств внебюджетных источников к объему финансирования за счет средств консолидированного бюджета России;

-снижение удельного расхода энергетических ресурсов в государственном и муниципальном секторе до 46 кг у .т./ кв. м в год;

-средний удельный расход энергетических ресурсов в жилищном фонде - 31,2 кг ул./ кв. м в год.

В качестве мер, обеспечивающих достижение конечных результатов, вводится как эффективный менеджмент на всех этапах производства и потребления энергии, а так и нормирование процессов и производств на базе применения наилучших доступных технологий (НДТ).

Термин НДТ включает в себя: "технологический процесс, технический метод, основанный на современных достижениях науки и техники, направленный на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и имеющий установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов" [5], при условии их промышленного внедрения.

Для решения задач такого уровня требуется подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих широким спектром компетенций в области энергоэффективности и энергосбережения, необходимых для реализации задач рационального использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах жизнедеятельности.

Первоочередную необходимость решения кадрового вопроса в области энергоэффективности и энергосбережения побудила реали-

зация мероприятий федерального закона РФ №261 в отношении энергоаудита. С этой целью Минэнерго РФ утвердило методики проведения энергетических обследований, разработанные проводящими энергетический аудит компаниями, вступившими в саморегулируемую организацию (СРО) в области энергетического обследования. По квалификационным требованиям основу такой организации должны составлять специалисты-энергоаудиторы, имеющие высшее техническое (инженерное) образование и прошедшие дополнительную подготовку на специальных курсах повышения квалификации энергоаудиторов. Рекомендованный перечень базовых образовательных центров и базовая учебная программа по подготовке энергоаудиторов содержатся в Приказе Минэнерго РФ № 148 от 07.04.2010 г.[6].

В программе [6] освещаются вопросы нормативной базы энергосбережения, теории и практики энергоаудита, методического, приборного обеспечения и "типовые" мероприятия энергосбережения. Причем организация, занимающаяся обучением энергоаудиторов, должна не только иметь право на ведение образовательной деятельности (лицензию Минобразования России) в области дополнительного профессионального образования (ДПО) но и обязательно состоять в СРО.

Все же основная нагрузка по решению задач в обеспечения энергосбережения и повышения эффективности ложится на плечи специалистов организаций, которые в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ, вошли в перечень объектов, которые должны проводили обязательное энергетическое обследование в срок до конца 2012 года, а затем должны повторять энергоаудит не реже одного раза в 5 лег.

Из этого перечня следует, что количество организаций, где энергетическое обследование будет проводиться, очень велико. В настоящее время большая часть специалистов и руководителей перечисленных организаций не имеют достаточных знаний и стимулов для эффективного решения задач, определяемых законодательной базой [1 - 4]. В Федеральном законе (п. 5, ст. 24, 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности») указана лишь обязанность назначить сотрудника бюджетного учреждения, ответственного за энергосбережение и энергоэффективность, однако не определена его компетенция и обязательность обучения, хотя, согласно Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергоэффективности до 2020 года», из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на проведение образова-

тельных мероприятий. Так в ноябре 2011 года Министерство энергетики РФ провело 19 конкурсов на оказание образовательных услуг по подготовке ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы во всех субъектах РФ. Начальная цена государственных контрактов составила порядка 230 миллионов рублей. По итогам реализованных образовательных мероприятий свыше 18 тысяч специалистов прошли обучение по специальности ответственный за энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном учреждении.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) стал победителем конкурса Министерства энергетики РФ и получил право реализации в 2014 году крупномасштабного Национального проекта по повышению квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы. Задачей проекта является организация обучение 6300 представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представителей организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Северо-Западном, Дальневосточном и Южном федеральных округах. Основной целью обучения является способствование повышению энергетической эффективности бюджетных организаций, пропаганде бережливого отношения к ресурсам и совершенствованию системы эффективного энергетического менеджмента за счет проведения грамотной политики энергоэффективности во всех регионах РФ. Кроме того, реализация такого крупномасштабного проекта позволит привлечь внимание общественности к вопросам ресурсосбережения среди всех слоев населения.

Обучение проходит по двум направлениям:

1. Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности».

2. Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

В рамках образовательной программы слушатели участвуют в лекционных и практических занятиях. С целью знакомства с передовым опытом организованы мастер-классы с участием ведущих российских и зарубежных

4

СПбГЭУ

экспертов в области энергосбережения и энергоэффективности, с представителями профильных министерств.

В результате обучения слушателями должны быть подготовлены конкретные программы действий, реализация которых позволит достичь конкретных улучшений и решения приоритетных задач энергосбережения и повышения энергоэффективности на местах.

Не смотря на то, что согласно Государственной программе в период с 2011 по 2020 годы обучение должны пройти не менее 450 тысяч специалистов - ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности в федеральных и региональных органах исполнительной власти, организациях с участием государства и муниципальных образований и других организациях и учреждениях, решение всего комплекса задач энергоэффективности будет постоянно сталкиваться с серьёзным препятствием - дефицитом квалифицированных проблемно ориентированных специалистов, обладающих соответствующим набором компетенций.

Готовитъ таких специалистов могут лишь профильные высшие и средние профессиональные образовательные учреждения, ориентированные на предприятия реального сектора экономики. Образовательное учреждение, стремящееся удовлетворить этот интерес современности, должны разрабатывать и предлагать наиболее востребованные формы и программы обучения. Это как повышение квалификации специалистов, имеющих уже специальное образование, так и профильное образование по различны образовательным программам ФГОС, ориентированное в вариативной части на изучение наилучших доступных и инновационных технологий и на приобретение компетенций в области энергосбережения и энергоэффективности.

СПбГЭУ, прошедший недавно реорганизацию путем слияния трех ведущих вузов Санкт-Петербурга, готовивших кадры высшего и среднего специального образования в области экономики, менеджмента и сервиса, получил уникальную возможность готовить кадры для энергетики и жилищно-коммунального хозяйства на базе образовательных программ ВПО и СПО. В состав СПбГЭУ вошли кафедры, традиционно готовившие специалистов по технологическим направлениям, связанным с ремонтом и обслуживанием объектов теплоэнергетики, городского хозяйства, транспорта, машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения. Именно эти направления сегодня требуют скорейшего обеспечения кадрами, способными решать техноло-

гические задачи в области энергоэффективности и энергосбережения.

На сегодняшний день технологические кафедры СПбГЭУ укомплектованы современным высокотехнологичным оборудованием, программно-методическими и вычислительными комплексами, обеспечивающими подготовку бакалавров и магистров в соответствии с требованиями ФГОС для предприятий и организаций, занимающихся производством и обслуживанием современной техники бытового и жилищно-коммунального назначения. Лаборатории кафедр обеспечены современными диагностическими комплексами и измерительным оборудованием, достаточным для проведения качественного обслуживания оборудования различного назначения, а также энергоаудита объектов ЖКХ, тепло и энергоснабжения организаций и учреждений бюджетной сферы, промышленных и сервисных предприятий. Для целей обучения используются современные машины и оборудование, включающее уникальные объекты инженерных систем и малой возобновляемой энергетики, предназначенные для эксплуатации в ЖКХ. Научнопедагогические работники кафедр активно участвуют в реализации крупномасштабного Национального проекта по повышению квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы.

Список использованных источников

1. Энергетическая стратегия России до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года N 1715-р).

2. ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

3. Госпрограмма РФ «Энергосбережение и повышение э/э на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р).

4. Госпрограмма РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р).

5. ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации. Дата введения 2012-01-01

6. Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов. Приказ Минэнерго РФ № 148 от 07.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.