© Е.И. Рсйшахрит, В.В. Лемешева, 2013
УДК 65.053+621.311
Е.И. Рейшахрит, В.В. Лемешева
ЭНЕРГОАУДИТ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РФ
Кратко изложены этапы реализации стратегии энергоэффективности РФ и изучены проблемы становления профессионального рынка энергоаудиторских услуг. Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, энергоменеджмент, энергетическое обследование (аудит), саморегулируемые организации
Сегодня внимание большинства ученых и политиков приковано к вопросам не только поддержания экономического роста, обеспечения благосостояния, но и к проблемам рационального использования энергетических ресурсов. Современное промышленное общество расходует огромное количество энергетических ресурсов, что вызывает серьезные опасения, поскольку грозит истощением запасов нашей планеты.
Государства-члены Евросоюза и другие страны-члены Международного Энергетического Агентства, приняли энергоэффективность как одну из основных составляющих своей общей энергетической политики. В 1998 году вступил в силу Протокол к Энергетической Хартии, в статье 1 которого заявлено, что одной из основных целей является «содействие политике в области энергетической эффективности, соответствующей устойчивому развитию». На саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге, состоявшемся в 2006 году, лидеры восьми промышленно развитых стран приняли План действий «Глобальная энергетическая безопасность», в котором была закреплена договоренность о наращивании усилий, направленных на повышение энергоэффективности.
В России формирование долгосрочной энергетической политики ведется с начала 90-х гг. прошлого века. В соответствии с новыми задачами и приоритетами развития страны в ноябре 2009 года правительство РФ ввело в действие новую Энергетическую стратегию России на период до 2030 года.
Принятый закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009г. ставит целью создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а приоритетным направлением в ближайшие десятилетия является рациональное использование и экономия энергии.
Сегодня в России практически сформирована нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и начался этап практической реализации намеченного курса [1].
На этом этапе ключевое место отводится правильной организации управления энергопотреблением, то есть энергоменеджменту. Совершенствование энергоменеджмента за ру-
бежом и в нашей стране привело к созданию национальных стандартов по управлению энергией. С 2007 г. началась разработка международного стандарта ISO 50001 "Системы управления энергией (Энергоменеджмент). Требования. Рекомендации к использованию". Этот стандарт обобщает опыт использования соответствующих национальных стандартов.
Для каждого хозяйствующего субъекта структура системы энергоменеджмента уникальна. Однако Европейский стандарт подразумевает обязательное наличие в системе таких элементов как: энергополитика, идентификация и анализ энергоаспектов, идентификация энерготребований, энергоцели, показатели и программы, ресурсы, роли, ответственность и полномочия, понимание, обучение и компетентность и др.
Одним из основных инструментов энергоменеджмента является систематический комплексный анализ оценки энергоэффективности и мониторинг состояния энергосистем предприятия на основании энергетического обследования.
Энергетическое обследование (аудит) - это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Такое определение дает ФЗ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...».
В современной литературе энергоаудит трактуется как:
1) техническое инспектирование энергогенерирования и энергопо-
требления предприятия с целью определения возможности экономии энергии и предоставление помощи предприятию в осуществлении мероприятий, которые обеспечивают экономию энергоресурсов на практике [2];
2) независимое всестороннее обследование энергетических систем и оборудования с целью определения:
их фактического состояния и соответствия действующим нормативам;
резервов энергосбережения и повышения энергоэффективности;
программы энергосберегающих мероприятий, включая:
- сокращение расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
- повышение энергоэффективности и надежности энергооборудования и систем;
- замещение потребления дорогих или дефицитных видов ТЭР;
- вовлечение в хозяйственный оборот вторичных и возобновляемых источников энергии.
Результаты энергоаудита в конечном итоге преследуют цель повышения энергоэффективности производства, что весьма актуально в сложившихся условиях мировых цен на энергоносители и глубокого финансового, энергетического и экологического кризисов.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим энергетический аудит в РФ является ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности......
Полномочия по определению порядков и сроков проведения энергетических обследований организаций возложены на Министерство энергетики РФ.
Распоряжением Сводного департамента государственной энергетической политики Министерства энергетики РФ от 16.01.2009 г. №02-011 «О совершенствовании деятельности в области организации проведения
энергообследований (энергоаудита). координатором по обеспечению деятельности в области энергоресурсосбережения назначена организация АРИЭ Межрегиональная ассоциация «Энергоэффективность и нормирование» (МАЭН). Этим же документом определены требования для энергоаудиторских организаций, допущенных к проведению энергоаудита:
1. «Порядок подготовки проведения и оформления результатов энергетических обследований (энергоаудитов) в соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации РИЭР», утвержденными МАЭН 05.06.2007 г.;
2.«Требования к организациям, осуществляющим энергетические обследования (энергоаудит)», утвержденными МАЭН 04.02.2008 г.
Согласно Федеральному закону №261-ФЗ, проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязывает перечисленных лиц к проведению первичного энергоаудита до конца 2012 года с последующим обследованием один раз в 5 лет
В соответствии с требованиями закона деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетических обследований должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007г. №315-Ф3. На сегодняшний день существуют следующие варианты получения энергоаудиторской организацией права проведения энергетических обследований [3]:
1. Вступление в члены некоммерческих партнерств, создаваемых энергоаудиторским сообществом;
2. Создание некоммерческого партнерства совместно с другими энергоаудиторскими организациями.
Саморегулируемые организации -некоммерческие организации, созданные в определенных целях, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров или рынка произведенных товаров либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования в качестве членов должны состоять [4]:
- либо не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и юридические лица);
- либо не менее чем 40 субъектов профессиональной деятельности (физические лица, занимающиеся частной практикой);
- либо объединение до 15 субъектов предпринимательской деятельности и до 10 субъектов профессиональной деятельности.
В штате юридического лица, претендующего на членство в такой организации, должно состоять не менее 4-х специалистов, а у индивидуального предпринимателя не менее 1-го, получивших знания в указанной области,
Кроме того, для приобретения некоммерческой организацией статуса СРО необходимо создать компенсационный фонд для обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования перед потребителями услуг. Компенсационный фонд формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3 тысячи рублей в отношении каждого члена.
Организация должна быть внесена в Единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований. Энергетические обследования проводятся организациями, прошедшими процедуры сертификации в системе РИЭР или и внесенными в Реестр организаций, допущенных к проведению энергоаудита (на 10.03.2010 г. в Реестре РИЭР зарегистрировано 133 организации, в Реестре - 8 организаций). Срок действия сертификата устанавливается на период от 1 года до
3-х лет в зависимости от эффективности деятельности организации-энергоаудитора [5].
К проведению энергоаудита привлекаются специалисты, прошедшие профессиональное обучение и квалификационную аттестацию в качестве энергоаудиторов. Специалисты-энергоаудиторы должны быть аттестованы с присвоением статуса «специалист-энергоаудитор» и выдачей сертификата соответствия системы РИЭР или сроком действия на 3 года.
Обучение в области подготовки (переподготовки) специалистов-
энергоаудиторов осуществляют учебно-методические центры. В соответствии с письмом Минэнерго РФ от 03.03.2010г. №АВ-1655/02 базовым центром по подготовке, повышению квалификации, аттестации и сертификации специалистов и координации процесса создания системы отраслевых и региональных центров обучения в области энергоэффективности, энергосбережения и энергоаудита является Корпоративный Энергетический Университет (КЭУ).
Следует акцентировать внимание на том, что потенциальный объём заказов на проведение только обязательного энергообследования многократно превышает и, в ближайшем будущем будет превышать возможности действующих в настоящее время квалифицированных энергоаудиторов. Такая ситуация обостряется еще больше, если учесть жесткие временные рамки и пожелания ряда регионов начать программу энергосбережения с проведения энергетических обследований жилищного фонда.
На сегодняшний день в России нет ни одной саморегулируемой организации по энергоаудиту, есть лишь некоммерческие партнерства. Одной из причин задержки создания сети СРО является отсутствие до сих пор ут-
вержденного Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Анализ ситуации с компаниями, которые потенциально могут осуществлять энергоаудит в Республике Коми и северо-восточном регионе, выявил 4 компании: ООО «Коми Республиканский центр новых технологий и энергосбережений»; ООО «Центр сертификации и энергосбережения»; ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Онего-Печёрском регионе»; ГОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет». Однако информация о членстве этих организаций в каком-либо некоммерческом партнерстве энергоаудиторов отсутствует. Следовательно, согласно закону №261-Ф3 вышеперечисленные организации не вправе осуществлять энергетические обследования, что еще больше обостряет ситуацию, учи-
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Информационное письмо Ассоциации рационального использования энергоресурсов «МАЭН» №15 от 17.12.2009г.
3. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009г. №261-Ф3.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
тывая предстоящий объем обследования более 20 тыс. бюджетных организаций республики.
В ближайшее время спрос на данного рода услуги по стране будет только расти. По мнению авторитетных экспертов, общее количество только бюджетных организаций, которые в соответствии с 3аконом РФ обязаны провести первое энергетическое обследование до конца 2012 года, колеблется от 100 до 400 тысяч.
Следовательно, для успешной реализации текущего этапа стратегии энергосбережения необходимо
- ускорить процедуру утверждения Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
- создать систему профессиональных участников рынка энергоаудита, отвечающих всем требованиям законодательства РФ и международным стандартам в области энергоэффективности.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Требования к организациям, осуществляющим энергетические обследования (энергоаудит), утвержденные АРИЭР «МАЭН» 21.09.2009 г.
5. Порядок подготовки проведения и оформления результатов энергетических обследований в соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации организаций в области рационального использования энергоресурсов, утвержденный АРИЭР «МАЭН» 05.06.2007 г.
Рейшахрит Елена Ильинична - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических и гуманитарных дисциплин, E-mail: [email protected] Лемешева Виктория Валерьевна - старший преподаватель, E-mail: [email protected] Филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) «Воркутинский горный институт».