ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ И НА УЧНЫХ КАДРОВ
УДК 372.862
В. В. Фролов, руководитель центра, 8-499-265-65-53, frolov@yandex.ru (Россия, Москва, Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России), H.H. Нурахов, канд. экон. наук, зам. руководителя, 8-499-265-65-53, n.nurakhov@gmail.com (Россия, Москва, Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России)
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Изучена целевая аудитория, баланс спроса и предложения на образовательные услуги в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Выделены основные проблемы образования в этой области, обоснована необходимость и предложены основные направления применения complete-nodxoda комтетики для целостного решения проблем образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ключевые слова: образование, услуги, энергия, сбережение, эффективность, целостность, цельность, комтетика, спрос, рейтинг, предложение, образовательные, программы.
Введение. Согласно Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» к концу 2020 года энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) должна снизиться на 13,5 процента; для кадрового
обеспечения реализации Государственной программы в 2011 - 2020 годах будет обучено не менее 450 тысяч специалистов по вопросам повышения эффективности использования энергии [1].
На сегодняшний день по оценкам экспертов Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России [7] по программам обучения энергосбережению и энергоэффективности обучено около 18 тысяч энергоответственных.
Кадровое обеспечение повышения эффективности использования энергии невозможно также и без значительного количества высококвалифицированных специалистов для таких видов деятельности, как энергетическое обследование и энергоаудит, энергоменеджмент, энергосервис, разработка и внедрение возобновляемых источников энергии, разработка, внедрение энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п.
Для кадрового обеспечения реализации данной Государственной программы необходимо создать целостное единство образовательных программ по всем направлениям повышения эффективности использования энергии. В связи с этим актуален и необходим анализ рынка образовательных услуг в области повышения эффективности использования энергии, выявление проблем, связанных с предоставлением и потреблением образовательных услуг, формирование предложений, постановка задач, разработка и реализация методик для целостного решения комплекса выявленных проблем.
1. Целевая аудитория. Авторами был исследован рынок образовательных услуг в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Объектом исследования являлись Федеральные государственные образовательные учреждения (далее - ФГОУ).
Подпрограммой «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» указанной Государственной программы предусмотрены следующие мероприятия [1]:
- проведение обучения специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций с участием представителей государства и муниципальных образований, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и специалистов других организаций по вопросам повышения эффективности использования энергии;
- содействие формированию бережливой модели поведения населения, включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Считаем необходимым обратить внимание на то, что в мероприяти-
ях программы не предусмотрено обучение студентов вузов, учащихся колледжей и школ. Хотя очевидна проблема преемственности кадрового обеспечения по вопросам повышения эффективности использования энергии. На сегодняшний день любая область деятельности страдает от нехватки молодых специалистов и специалистов среднего возраста. Показательна в этом отношении научная среда, где средний возраст специалистов очень высок [2].
Для целей исследования авторами была определена целевая аудитория образовательных программ ФГОУ, состоящая из следующих категорий слушателей:
- специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций с участием представителей государства и муниципальных образований, ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и специалисты других организаций по вопросам повышения эффективности использования энергии;
- население;
- учащиеся школ, колледжей;
- студенты вузов;
- преподавательский состав школ, колледжей, вузов.
В ходе исследования были опрошены 258 ФГОУ на предмет предоставления образовательных услуг всем категориям целевой аудитории.
В результате было определено, что многие ФГОУ активно участвуют в процессе формирования кадров для деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности и охватывает практически все категории целевой аудитории.
Наименьшее внимания уделяется учащимся школ и колледжей, а также населению России.
2. Спрос и предложение на образовательные услуги в области энергосбережения и энергоэффективности. В целях настоящего исследования были оценены спрос на образовательные услуги по подготовке специалистов по вопросам энергосбережения и энергоэффективности энергетического обследования и энергоаудита, а также энергоменеджмента, энергосервиса, применения возобновляемых источников энергии, и предложение соответствующих образовательных услуг со стороны ФГОУ.
По результатам анализа сделан следующий вывод: в изучаемой сфере спрос на образовательные услуги многократно превышает предложение практически по всем федеральным округам.
3. Анализ соответствия образовательных программ в области энергосбережения и энергоэффективности требованиям реализации Госпрограммы.
Спрос и предложение образовательных услуг по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности не сбалансированы как
260
содержательно, так и количественно.
Практически ни один из видов деятельности, необходимый для реализации Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, не имеет необходимого кадрового обеспечения.
Кроме того, подготовка специалистов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности не имеет целостного нормативно-правового и научно-методического обеспечения.
Необходимость целостности деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также целостности частей этой деятельности показывает необходимость целостности как системы кадрового обеспечения реализации Госпрограммы по энергосбережению и повышению энергоэффективности, так и целостности мышления и практики специалистов во всех звеньях реализации Госпрограммы.
Целостное кадровое обеспечение представляется целостной сот-р1е1е-триадой «субъект координации кадрового обеспечения - объект производства кадрового обеспечения - результат производства кадрового обеспечения».
4. Анализ соответствия квалификации выпускников ФГОУ требованиям работодателей. Для определения соответствия квалификации выпускников ФГОУ по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности требованиям работодателей был проведен опрос среди ФГОУ на эту тему.
Среди выпускников, изучавших в период обучения в ВУЗе вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности, доля работающих в данной области крайне мала. Такое положение объясняется, в частности, тотальным несоответствием полученной квалификации.
Основная причина - в направлениях ВПО еще не сложилась единая целостная нормативно-правовая и научно-методическая основа обучения по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности. Другими словами, у кадрового обеспечения Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности нет надлежащей целенаправленной образовательной поддержки.
Поэтому одна из проблем постоянной кадровой поддержки энергосбережения и повышения энергоэффективности, которую надо решить -сформировать соответствующее образовательное направление ВПО «Энергосбережение и энергоэффективность» (бакалавриат и магистратуру) и на его основе соответствующие программы ДПО.
5. Необходимость целостного подхода к кадровому обеспечению энергосбережения и повышению энергоэффективности. Реализация программ энергосбережения и повышения энергоэффективности на каждом предприятии, учреждении, требуют, как правило, инновационных решений от энергоответственного, в процессах энергоменеджмента, энергоаудита, энергетического обследования, энергосервиса, и, в особенности, в
процессах разработки и внедрения возобновляемых источников энергии, разработки, внедрения энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т. п.
1. Инновации и целостный сошрШв-подход в энергосбережении и повышении энергоэффективности. Необходимы инновационные, по сути, программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на каждом предприятии, учреждении, а также ее частные инновационные составляющие - программы энергоменеджмента, энергоаудита, энергетического обследования, энергосервиса, разработки и внедрения возобновляемых источников энергии, разработки и внедрения энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п.
Инновационная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на каждом предприятии, учреждении должна тогда быть целостным объединением всех частных инновационных решений по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности и являться важным компонентом инновационной программы целостного развития предприятия, учреждения.
Решение подобных задач возможно лишь при целостном кадровом обеспечении формирования и реализации инновационных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятия, учреждения.
Целостное кадровое обеспечение предполагает наличие кадров, обладающих технологиями целостного мышления и практики. В основе технологий целостного мышления и практики лежит модель целостной сот-р1е1е-триады «субъект - объект - результат» [8,13,14]. Для данного случая целостная сотр1е1е-триада может быть представлена в виде «формирование целостных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности - целостная реализация программ энергосбережения и повышения энергоэффективности - целостные результаты программ энергосбережения и повышения энергоэффективности».
Область деятельности «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» требует профессионалов высокой степени квалификации, обладающих технологиями целостного мышления и практики с широким спектром компетенций, умеющих ориентироваться в потоке поступающей информации, способных грамотно и мобильно решать сложные производственные задачи при постоянно изменяющихся условиях. Однако кадровый состав предприятий указывает на отсутствие необходимого количества квалифицированных работников. На это имеется ряд причин:
2. Целостность образовательного направления. Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является образовательный стандарт высшего профессионального образования, в кото-
рый включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.
Для области энергосбережения и повышения энергетической эффективности такой стандарт отсутствует, как отсутствует и само направление «Энергосбережение и энергоэффективность». При этом, всеобщий курс на энергосбережение и повышение энергетической эффективности требует и долгие годы будет требовать огромного числа специалистов с высшим и дополнительным образованием в данной сфере. Нужны направления подготовки бакалавров и магистров по образовательному направлению «Энергосбережение и энергоэффективность» со специализациями по энергоответственности, энергоаудиту и энергетическому обследованию, энергоменеджменту, энергосервису, энерго сервису, разработке и внедрению возобновляемых источников энергии, разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т. п.
Без соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) бакалавриата, магистратуры подготовка необходимого числа специалистов для кадрового обеспечения Государственной программы по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности невозможна.
ФГОС по направлению высшего профессионального образования «Энергосбережение и энергоэффективность» должен быть направлен, в первую очередь, на формирование технологий целостного мышления и практики выпускников по всем специализациям подготовки. Каждый из этих специалистов должен целостно воспринимать взаимодействие всех частных видов деятельности по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, знать и уметь решать вопросы своей частной деятельности в целостном единстве со всеми другими видами деятельности по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
3. Целостность дополнительного профессионального образования. Отсутствие типовых (стандартизованных) образовательных программ по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в программах дополнительного профессионального образования также не способствует созданию надлежащего кадрового обеспечения программ энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий, учреждений.
Содержание образования и технологии обучения не позволяют реализовать подготовку конкурентоспособного выпускника на рынке труда. Эта проблема уже привела к появлению огромного количества образовательных программ образовательных учреждений по подготовке энергоаудиторов, в частности. Появляются новые энергоаудиторские компании, проводящие энергетические обследования на низком, непрофессиональном
уровне. Результатом работы с такими компаниями могут явиться поддельные энергетические паспорта, программы мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности не соответствующие реалиям заказчика и т.д.
Необходима типовая, а затем и стандартизованная программа дополнительного профессионального образования «Энергосбережение и энергоэффективность» с такими же специализациями, как и в предлагаемом направлении высшего профессионального образования. Эта программа должна быть направлена также и на формирование технологий целостного мышления и практики выпускников по всем специализациям.
4. Необходим целостный комплекс учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Недостаточны как число учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, так и численность профессионалов-преподавателей по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Даже если ежегодно обучать (из 450 000 требуемых) 45 000 специалистов, число преподавателей должно быть не менее 450, в лучшем случае.
Необходимо организовать повышение квалификации и переподготовку преподавателей по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности со всеми необходимыми специализациями.
Играет роль, конечно, и демографический фактор: работоспособное население в России составляет примерно 50 % от его численности [15].
Необходим целостный комплекс учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также корпус отечественных преподавателей, обладающих технологиями целостного мышления и практики преподавания по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Реализацию данных предложений можно рассматривать как вид «инвестиции в будущее предприятия» [4, 5, 7].
6. Целостность и продуктивность мышления и практики энергоответственного. Вопросы формирования целостности и продуктивности мышления и практики [13-15, 17] рассмотрим на примере обучения энергоответственного, работающего в сложной и большой среде деятельности, основные компоненты которой показаны на рисунке. В процессе получения образования обучаемому энергоответственному необходимо сформировать свою индивидуальную технологию продуктивного целостного мышления для будущих условий профессиональной работы. Другими словами, для решения каждой конкретной профессиональной проблемы будущему энергоответственному надо научиться перерабатывать знания, получаемые по изучении различных дисциплин, и формировать новое
знание, пригодное для целостного продуктивного решения данной проблемы.
СРО, знергоаудит
Л
ЗЭКСНСДЭТЕЛЬСТЕ п
Структура среды деятельности энергоответственного
Целостность мышления и практики - качество, на формирование которого направлена комплетика, созданная проф. Телемтаевым М.М. [13, 14, 16]. Усвоение комплетики позволяет организовать имеющиеся знания в целостный комплекс моделей и технологий. Обладающий целостностью мышления и практики работник умеет инвентаризировать имеющиеся знания, выделить из них полезные, преобразовать их в целостный комплекс моделей знания и технологий их практического применения для решения поставленной проблемы. Продуктивность мышления и практики позволяет работнику создать новый комплекс моделей знания и технологий, наилучшим образом отвечающий конкретной проблеме.
Такое мышление позволит ему интегрировать свои знания для решения проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности (создание комплекса моделей знания и технологий) и дифференцировать их для решения отдельных задач энергосбережения и повышения энергоэффективности (применение определенных моделей знания и технологий из данного комплекса).
В практике любой организации, предприятия каждая конкретная
профессиональная проблема уникальна, представляет собой комплекс проблем. Для ее решения нет готовой методики, нет готовых методологий и теорий, нет, нередко, и профессионального мировоззрения. Здесь непригодно репродуктивное мышление, основанное только на применении ранее полученных знаний для решения проблем. Здесь необходим целостный и продуктивный методологизм профессионала - работника [14,16,17].
В образовательном процессе надо содействовать обучаемому в прохождении пути от начального «природного» уровня продуктивной целостности мышления и практики до уровня продуктивной целостности мышления и практики профессионала. Здесь необходима некоторая базовая дисциплина, позволяющая объединить возможности разных дисциплин образовательной программы для этой цели, а также и метод формирования продуктивной целостности мышления и практики при преподавании отдельных дисциплин [14].
Целостная организация сети центров энергосбережения и повышения энергоэффективности Минобрнауки РФ. Для управления формированием и функционированием сети центров Минобрнауки РФ по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо внедрение целостного сотр1е1е-менеджмента [9, 16].
Целостная распределенная сеть комплексных образовательных центров позволит проводить работы по разработке совместных предложений по формированию образовательных стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности, аккредитации образовательных учреждений, привлечению специалистов разного профиля для проведения образовательных и научно-внедренческих работ, сотрудничать с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, энергетическими компаниями.
Создание распределенной сети комплексных образовательных центров по энергосбережению и энергоэффективности способствует формированию Госзаказа, заказа от промышленных, отраслевых компаний на подготовку специалистов по энергосбережению и энергоэффективности.
Внутри такой сети возможно построение кадастра интеллектуальной собственности [8,9], содержащего юридический, финансовый, управленческий и другие блоки для возможности определения статуса, стоимости объектов интеллектуальной собственности. Формирование кадастра объектов интеллектуальной собственности способствует привлечению заказчиков на проведение научно-исследовательских и внедренческих работ, а также формированию полезного информационного пространства, основанного на самых актуальных информационных продуктах.
Для качественной работы сети центров обучения и энергоэффективности, а также для вовлечения в работу таких центров большого числа ФГОУ необходимо создание системы мотивации, которая ставит своей целью способствовать улучшению (появлению, укреплению) бренда под-
ведомственной организации и его эффективному позиционированию. Целостная система мотивации включает как возможности поощрения со стороны Минобрнауки РФ, так и привлечение внебюджетных инвестиций на реализацию образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, налаживание взаимодействий между подведомственными организациями для обмена опытом, стимулирование совместного проведения образовательных и внедренческих работ.
Такая система мотивации, как и весь комплекс работ по созданию и налаживанию деятельности комплексных центров обучения может быть построена на основе целостного метода профессора Телемтаева М.М. [14].
Общую модель мотивации деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности можно представить в виде функциональной триады мотивации «субъект мотивации - объект мотивации - результат мотивации» [16].
В качестве объекта мотивации деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности рассматривается:
- коллективы сотрудников и учащиеся подведомственных организаций и таких частей организаций, как подразделения, службы, управления, департаменты, факультеты, институты, кафедры, цеха и др.;
- энергоаудиторов, энергоменеджеров, специалистов по энергосервису, по разработке и внедрению возобновляемых источников энергии, по разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т. п.
По отношению к объекту мотивации субъект мотивации осуществляет мотивацию деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности. В качестве субъекта мотивации рассматривается:
- отдельные физические лица - представители Министерства образования и науки РФ, руководство ФГОУ, энергоответственные,
- юридические лица (напр., учреждения, подведомственные Ми-нобрнауки РФ, и их части - подразделения, службы, департаменты и др.,
- объединения и группы лиц (коллективы менеджеров верхнего, среднего, нижнего звеньев, саморегулируемые организации и др.),
- руководители групп энергоаудиторов, энергоменеджеров, специалистов по энергосервису, по разработке и внедрению возобновляемых источников энергии, по разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п..
Объект мотивации под координацией субъекта мотивации производит определенный результат - улучшение энергосбережения и повышение энергоэффективности и таким образом выполняет законодательство РФ в части энергоэффективности. Под влиянием совместной деятельности субъекта и объекта мотивации результат приобретает необходимые свойства,
форму, состояние, соответствующие заданиям Госпрограммы энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Наличие complete-триады мотивации «субъект мотивации - объект мотивации - результат мотивации» позволяет рассматривать мотивацию как цельность и целостность с позиций целостного метода [14, 15].
Такое рассмотрение дает возможность, в частности, выделения общего и особенного во вкладах каждой составляющей объекта и субъекта мотивации в результат деятельности триады «субъект - объект - результат» деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020. года». http : //base. consultant.ru/cons/c gi/online. c gi?req=doc;base= LAW;n=142439 (дата обращения: 13.02.2013)
2. Проект Минэкономразвития РФ «ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ - 2020» (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/doc2010 1231_016. (дата обращения: 15.03.2013).
3. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=132068 (дата обращения: 20.03.2013).
4. Багратуни К. Ю. Мотивационные механизмы федеративной модели управления территориальным развитием макроэкономической системы России. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 83-84.
5. Гоник И. Л., Гущина Е. Г. Формирование инновационной системы подготовки инженерных кадров в России: проблемы и противоречия И. Л. Гоник, // Вестник высшей школы «Alma mater». 2008. № 4. C. 20-25.
6. Гудкова Е. (2012) Энергетике нужны профессионалы [Интервью с заместителем председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС» Натальей Оже-гиной] // Энергополис. Деловой журнал (http://energypolis.ru/portal/2010/ 530-yenergetike-nuzhny-professionaly.html) (дата обращения: 13.03.2013).
7. Каган А.В., Проблема подготовки кадров в области энергосбережения и энергоэффективности предприятий // (http://xn--2012-43drnba3abml0byaobilmfnm2iqg.xn--p1ai/index.php?option=com content& view=article&id=64:2012-03-09-12-51 -22&catid=6:nov&Itemid=40) (дата обращения: 10.02.2013).
8. Нурахов Н.Н. Целостность управления инновациями и Кадастр ИНСО. М.: МСТ, 2010. 156 с.
9. Нурахов Н.Н., Телемтаев М.М. Концепция и структура Кадастра объектов интеллектуальной собственности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 8. URL: http://www.uecs.ru.
10. Организация обучения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности // UNIDO в России. 2012. 6. С.39-24.
11. Пугач В.Н. Рейтинги вузов как один из способов оценки качества образования // Интернет-журнал «Науковедение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/index.php?id=146 (дата обращения: 11.03.2013).
12. Специальный проект ИА Интерфакс «Национальный рейтинг университетов». Зарубежный опыт составления рейтингов. http://unirating.ru/txt.asp?rbr=48 (дата обращения: 07.03.2013).
13. Телемтаев М.М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе. Комплетика: от теории к осуществлению. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 312 с.
14. Телемтаев М.М. Целостный метод-теория и практика. 2-е изд. М.: МСТ, 2009. 396 с.
15. Телемтаев М.М., Телемтаев А.М. Целостная модель знания специалиста организации. // Изв. УРАО. 2008. №5. С. 167-171.
16. Телемтаев М.М. Complete-менеджмент (целостность мышления и практики). Ч. 1. Целостный метод менеджера. М.: МСТ, 2010. 187 с.
17. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н. Концепция формирования продуктивной целостности мышления и практики обучаемого. // Вестник высшей школы «Альма-Матер». 2010. №11. С. 51-55.
18. Яворский М.И. Качественные кадры решают все! // Портал-энерго (http://portal-energo.ru/articles/details/id/210) (дата обращения: 05.01.2013).
V. V. Frolov, N. N. Nurakhov
THE CONCEPT OF COMPLETE APPROACH TO EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE FIELD OF ENERGY SA VING AND INCREASE OF POWER EFFICIENCY
The target audience, balance of supply and demand on educational services in the field of energy saving and increase of power efficiency is studied. The main problems of education in this area are allocated, need is proved and the main directions of application of complete-approach комплетики for the complete solution of problems of education in the field of energy saving and increase ofpower efficiency are offered.
Key words: education, services, energy, savings, efficiency, integrity, integrity, ком-плетика, demand, rating, offer, educational, programs.
Получено 19.06.12