Научная статья на тему 'О содержании раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломном проекте (работе)'

О содержании раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломном проекте (работе) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
741
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОХРАНА ТРУДА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / SAFETY OF INDUSTRIAL ACTIVITY / A LABOUR SAFETY / EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна, Юскевич Ольга Ивановна

В статье рассматривается необходимость обязательного выполнения в дипломном проекте (работе) раздела «Безопасность жизнедеятельности», а также раздела «БЖД» в отчете по преддипломной практике. Детально рассматриваются структура и содержание раздела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна, Юскевич Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONTENT OF THE SECTION «SAFETY OF ABILITY TO LIVE» IN THE DEGREE PROJECT (WORK)

The necessity of compulsory performance of the section «Safety of ability to live» for the degree project (work) and also for the report on predegree practice is considered in this article. The structure and content of the section are considered in details.

Текст научной работы на тему «О содержании раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломном проекте (работе)»

Сурова Л.В., Юскевич О.И.

О СОДЕРЖАНИИ РАЗДЕЛА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТЕ (РАБОТЕ)

В статье рассматривается необходимость обязательного выполнения в дипломном проекте (работе) раздела «Безопасность жизнедеятельности», а также раздела «БЖД» в отчете по преддипломной практике. Детально рассматриваются структура и содержание раздела.

Ключевые слова: безопасность производственной деятельности, охрана труда, чрезвычайные ситуации.

Деятельность техногенного общества сопровождается негативными явлениями, связанными с травмоопасностью и аварийностью производства, его экологической опасностью, увеличением риска гибели людей. С каждым годом растет число крупных промышленных аварий с тяжелейшими производственными и социальными последствиями, происходит рост производственного травматизма, во многих районах экологическая обстановка становится похожа на чрезвычайную. Чрезвычайные ситуации наносят большой ущерб в социальном, экономическом и экологическом плане [1].

Энергетика является объектом повышенной опасности. Это характеризуется величиной индивидуального риска гибели людей. Основной причиной (25.6%) несчастных случаев со смертельными исходами становится неудовлетворительная организация производства работ (национальный доклад «Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации и меры по их улучшению»).

Основные причины несчастных случаев (отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору):

■ недостаточная подготовленность персонала к выполнению мероприятий, влияющих на безопасность работ;

■ низкая надежность технических устройств энергоустановок, влияющих на безопасность проводимых работ;

■ неэффективность мероприятий подготовки персонала по вопросам безопасности;

■ неэффективность мероприятий поддержания энергоустановки в безопасном состоянии;

■ неэффективность мероприятий, обеспечивающих безопасность проводимых работ на энергоустановке;

■ недостаточный контроль эффективности мероприятий безопасности при эксплуатации энергоустановок.

Решение этих проблем, в значительной мере, зависит от уровня подготовки будущих инженеров в вопросах обеспечения производственной безопасности, предупреждения аварий и травматизма.

С целью усиления подготовки специалистов в этой области на основании приказов Минобразования №463/820 от 11.08.1994г., №39-51-19/09 от 30.01.2003 г., №473 от 09.07.1990 г. с 1991/92 учебного года вводится раздел «Безопасность жизнедеятеятельности» (БЖД) в дипломные проекты выпускников технических, строительных, сельскохозяйственных, экономических, инженерно-педагогических вузов.

Заключительным этапом обучения студентов Казанского государственного энергетического университета является выполнение и защита дипломного проекта или работы. Дипломный проект (работа) представляет собой самостоятельное комплексное исследование, подводящее итоги изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Раздел «Безопасность жизнедеятеятельности» проекта (работы) является составной частью дипломного проектирования. Целью данного раздела является систематизация и практическая реализация знаний в решении инженерных задач в области безопасности производственной деятельности, профилактики, прогнозирования и ликвидации

V V 1—1

последствий чрезвычайных ситуаций. При этом должны решаться три взаимосвязанные задачи: идентификация опасностей - защита от опасностей - ликвидация последствий.

Первым, подготовительным этапом к разработке раздела «Безопасность жизнедеятеятельности» проекта (работы) служит преддипломная практика, во время которой решаются следующие основные задачи:

■ ознакомление с организацией охраны труда, гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях на базовом предприятии;

■ анализ безопасности и экологичности базового варианта проектируемого объекта (технологического оборудования, стенда, установки, производственных процессов и т.п.).

Сбор необходимых материалов проводится по следующим направлениям:

1. Характеристика состояния охраны труда.

1.1. Организация охраны труда на предприятии (организационная структура, наличие системы управления безопасности труда (СУБТ), эффективность методов и функций управления).

1.2. Состояние производственного травматизма, его динамика, основные причины (в целом по предприятию или по базовому цеху).

1.3. Анализ условий труда в базовом цехе (на участке, рабочем месте, в помещении лаборатории, отдела):

■ общая характеристика производства, опасных и вредных производственных факторов в цехе (на участке);

■ организация и содержание рабочих мест (состояние оргтехники, складирование деталей и заготовок, наличие СИЗ);

■ состояние безопасности технологического оборудования и технологических процессов;

■ характеристика помещения по степени электроопасности, выполнение требований электробезопасности;

■ санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда (параметры микроклимата, состояние воздушной среды, условия освещения, уровень шума и вибрации, тяжесть и напряженность труда);

■ состояние пожарной безопасности (категория помещения и здания по пожаро-взрывоопасности, наличие и состояние средств пожаротушения, соблюдение норм пожарной безопасности);

■ обеспеченность стандартами и другими нормативными документами по безопасности труда.

1.4. Анализ менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний предприятия (организации).

2. Характеристика состояния гражданской обороны (ГО) и защиты в чрезвычайных

ситуациях (ЧС).

2.1. Организация работ по ГО на предприятии (структура управления, мероприятия по предупреждению ЧС, планы эвакуации и др.).

2.2. Причины аварий, катастроф, пожаров. Характеристика возможных ЧС (стихийных бедствий и экологических катастроф).

2.3. Оценка эффективности применяемых средств и методов предотвращения, противодействия и ликвидации последствий ЧС (прогнозирование ЧС, подготовленность к ЧС, проведение защитных мероприятий, подготовка специальных кадров, обеспеченность

современными техническими средствами наблюдения, оповещения и связи, проведения аварийно-спасательных работ и др.).

Вторым этапом к разработке раздела «Безопасность жизнедеятельности» проекта (работы) служит защита отчета по результатам преддипломной практики. К сожалению, не на всех выпускающих кафедрах к защите преддипломной практики студенты допускаются только после сдачи отчета по данному разделу.

Вопросы безопасности жизнедеятельности, разработанные в ходе выполнения дипломного проекта (работы), излагаются в одноименном разделе расчетнопояснительной записки. Раздел «БЖД» содержит краткую вступительную часть, аналитический раздел, подготовленный на основании, собранных в период практики материалов, а так же раздел, посвященный вопросам обеспечения безопасности труда и жизни работающих, заключение.

Рекомендуется следующая структура раздела:

Введение.

1. Безопасность производственной деятельности.

1.1. Краткая характеристика проектируемого объекта, прибора, системы, технологического процесса или проводимых исследований и испытаний.

1.2. Характеристика состояния охраны труда.

1.3. Краткая характеристика возможных мер защиты от выявленных опасных и вредных факторов и конкретные мероприятия по их устранению.

1.4. Разработка мероприятий по безопасному производству работ.

2. Безопасность жизнедеятельности в условиях ЧС.

2.1. Анализ вероятных чрезвычайных ситуаций.

2.2. Разработка мер по предотвращению, противодействию и ликвидации последствий ЧС.

Заключение.

Приведенная структура раздела «БЖД» уточняется и изменяется в зависимости от конкретной темы дипломного проекта (работы), а также определяется заданием, выданным преподавателем кафедры БЖД, определяющим алгоритм разработки раздела [2].

Во вступительной части раздела следует кратко осветить состояние и социальноэкономическое значение проблем безопасности труда, защиты человека в ЧС со ссылкой на соответствующие источники (законодательные акты, официальные материалы, литературные данные) и показать актуальность решаемых в дипломном проекте задач по безопасности жизнедеятельности.

В аналитической части первого подраздела проводится идентификация опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ), анализируются условия труда на рабочих местах, выбираются методы и средства защиты персонала. Характеристику условий труда при производстве работ электротехническим персоналом рекомендуется излагать в следующей последовательности:

■ характеристика объекта в соответствии с назначением (потребительская, системная или сетевая подстанция), способом присоединения в сети (тупиковая, ответвительная, проходная или узловая), способом защиты трансформатора (предохранителем, короткозамыкателями, короткозамыкателями и отделителями, короткозамыкателями и выключателями нагрузки и т.д.),типом устанавливаемой аппаратуры (с выключателями, без выключателей или комбинированные), способом управления подстанции, видом установки распределительных устройств (в помещении или на открытом воздухе), режимом работы нейтрали и номинальным напряжением электрической сети;

■ численность задействованного персонала, схема организации рабочей зоны, общая

характеристика производственного помещения (назначение, объём, площадь и др.);

■ характеристика помещения по степени электрической опасности и мероприятия по обеспечению электробезопасности;

■ идентификация опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) -физических, химических и психофизиологических, которые могут возникнуть при изготовлении, испытании, эксплуатации и ремонте проектируемого объекта (согласно ГОСТ 12.0.003-74);

■ выбор коллективных и индивидуальных средств защиты обслуживающего персонала от воздействия ОВПФ;

■ краткая характеристика с позиций безопасности и назначения (конструкция оборудования, рабочее напряжение, мощность, применяемые химические вещества и ожидаемые выделения их в рабочую зону, уровень механизации и автоматизации, режим работы и т.д.);

■ оценка на соответствие требованиям безопасности устанавливаемого оборудования (коммутационных аппаратов, распределительных устройств, установок, стендов) требованиям нормативно-технической документации по безопасности труда (ГОСТ 12.2.003-91, 12.2.009-80, 12.2.072-82 и др.), обоснование преимуществ по сравнению с базовым вариантом;

■ характеристика санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда электротехнического персонала (разряд зрительной работы, нормы освещенности и принятая система освещения; токсичность веществ, загрязняющих воздух рабочей зоны, их ПДК, принятая система вентиляции; нормируемые параметры микроклимата; уровень электромагнитных излучений, шума, их фактические и предельно-допустимые уровни; категории тяжести и напряженности труда);

■ требования безопасности при обслуживании разрабатываемого объекта в зависимости от его характеристик (от типа трансформаторной подстанции, марки распределительных устройств, исполнения и рабочего напряжения, способа установки применяемого трансформатора и т.п.);

■ характеристика пожарной опасности материалов веществ, используемых в проектируемом объекте; категория пожароопасности помещений и здания, наличие системы предотвращения и тушения пожара.

На основании анализа определяются наиболее важные для данного проекта (работы) мероприятия и средства обеспечения безопасности труда, обосновывается выбор и применение эффективных мероприятий исходя из требований безопасности для оборудования (соответствие требованиям ГОСТ 12.2.003-76, 12.2.027-87 и др.). Так, например, в зависимости от темы дипломного проекта рекомендуются следующие мероприятия:

■ снижение опасности поражения электротоком за счет защитного заземления (расчет тока замыкания на землю, определение удельного электрического сопротивления земли, определение допустимого сопротивления заземляющего устройства, расчет сопротивления естественных заземлителей, расчет групповых заземлителей в однородной/ двухслойной земле, расчет заземляющего устройства на термическую стойкость, разработка программы проверки заземляющего устройства);

■ снижение опасности поражения электротоком за счет зануления (расчет на отключающую способность, расчет сопротивления нейтрали и повторных заземлений, разработка программы сопротивления петли «фаза-нуль»);

■ снижение опасности поражения электротоком за счет устройства защитного отключения (определение требуемого времени срабатывания и рекомендуемых значений установок УЗО, обоснование типа УЗО, разработка программы проверки

работоспособности УЗО);

■ снижение опасности поражения электротоком за счет контроля изоляции электрооборудования распределительной сети (определение участка электрической схемы, изоляция которой подлежит контролю; определение условий проверки, т.е. периодичность, срок проведения проверки, мероприятия по безопасному проведению работ; разработка программы проверки изоляции электрооборудования/сети с подачей повышенного напряжения от постороннего источника);

■ разработка организационных мероприятий по безопасному производству работ (оформление нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации оборудования; допуск к работе, надзор во время работы, оформление перерывов в работе, окончание работы);

■ разработка инструкции по охране труда для работы на отдельных рабочих местах (требования безопасности к производственным территориям, к специальной одежде, обуви и средствам индивидуальной защиты; требования безопасности при эксплуатации устройств и установок, при погрузочно-разгрузочных работах, при техническом обслуживании и ремонте оборудования, при эксплуатации силовых кабелей, требования пожарной безопасности). Свою инструкцию дипломант составляет, если в типовой инструкции недостаточно полно изложены безопасные условия выполнения работ. При этом необходимо проанализировать «Межотраслевые правила...», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей...» и другие НТД.

п V ч/ ч/

В аналитической части второго подраздела дается анализ чрезвычайных ситуаций техногенного, антропогенного и природного характера, которые происходили или могут произойти на базовом предприятии. Для обеспечения безопасности персонала в условия ЧС необходимо проанализировать характеристики базового предприятия:

■ район расположения объекта (характер застройки территории, окружающей объект, наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения вторичных факторов поражения, наличие дорог и т.д.);

■ система энергоснабжения объекта (зависимость объекта от внешних источников энергоснабжения, наличие и характеристика внутренних источников, характер изменений электроснабжения в ЧС, способность существующего оборудования в короткие сроки перейти на другой режим питания или работу при снижении качества электроэнергии, состояние и характеристики энергетических сетей и коммуникаций, обеспеченность автоматическими устройствами, позволяющими при необходимости производить дистанционное отключение отдельных участков или всей системы энергоснабжения);

■ внутренняя планировка территории объекта (влияние плотности и типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образования завалов; наличие емкостей и аппаратов с легковоспламеняющимися жидкостями, складов взрывоопасных веществ, взрывоопасных технологических установок и др.);

■ молниезащита зданий и сооружений (категория молниезащиты, тип и положение молниеотводов, соотношение зоны защиты на уровне земли и на верхнем уровне расположения энергетических сетей, оценка соблюдения нормативных расстояний между энергетическими сетями и линиями связи).

На основании анализа предполагаемой чрезвычайной ситуации (ЧС) разрабатываются мероприятия для проектируемого предприятия при угрозе ЧС. Объем разрабатываемых мероприятий определяется видом и размерами предполагаемой чрезвычайной ситуации. Излагаются разработанные инженерно-технические мероприятия, необходимые расчеты с учетом воздействия поражающих факторов, возникающих в чрезвычайных ситуациях, анализируется их эффективность, выбирается экономически обоснованный вариант мероприятий из нескольких возможных решений. В

зависимости от темы дипломного проекта рекомендуются, например, такие мероприятия:

■ разработка молниезащиты территории подстанции (категория и зона молниезащиты, размеры зоны защиты, устройство молниезащиты, конструкции молниеотводов, защита от высоких потенциалов и вторичных проявлений молний в зависимости от категорий молниезащиты зданий и сооружений);

■ расчет аварийной вентиляции (длительности аварийной ситуации, расчет концентрации взрыво- и пожароопасных смесей, токсичных веществ в воздухе помещения, расчет требуемого воздухообмена, аэродинамический расчет вентиляционной системы, выбор марки вентилятора, электродвигателя их конструктивного исполнения);

■ определение риска ЧС и повышение надежности работы оборудования (предварительный анализ опасности, выбор параметров, характеризующих вероятность ЧС, выявление последовательности опасных ситуаций, определение последовательности развития ЧС, анализ последствий, анализ источников риска, разработка мероприятий по снижению риска реализации ЧС).

В заключительной части раздела формулируются основные выводы, дается общая оценка безопасности проекта (работы) и показываются преимущества спроектированного объекта с точки зрения безопасности жизнедеятельности по сравнению с базовым вариантом.

Оригинальные конструктивные и технологические разработки, принципиальные инженерные решения и результаты научных исследований в области безопасности жизнедеятельности выносятся в графическую часть проекта.

Консультирование раздела «Безопасность жизнедеятельности» проводится наиболее квалифицированными преподавателями. Условно дипломные проекты делятся на виды: технологический, конструкторский, научно-исследовательский [3]. Необходимо формировать алгоритм разработки раздела в соответствии с видом дипломного проекта.

Основной методологической задачей высшего профессионального образования является подготовка студента к практической деятельности «Дипломное проектирование» позволяет объединить теоретические знания и практические навыки, необходимые для создания безопасных производств, технологий, технических средств, а также для обеспечения коллективной безопасности при выполнении профессиональной деятельности.

Литература

1. Белов С.В., Девисилов В.А. Концепция непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности./ Экология, риск, безопасность. Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2005, -124с.

2. Юскевич О.И., Аверьянова Ю.А., Билялова З.М., Насырова Е.В. Безопасность жизнедеятельности./Методические указания к дипломному проектированию. -Казань: Изд-во КГЭУ, 2007, -50с.

3. Гончар С.Т., БузаеваМ.В., Борисова Е.В., Козлова В.В. О содержании раздела «Безопасность и экологичность объекта дипломного проекта для студентов энергетических специальностей»// Безопасность жизнедеятельности. -2001, -№2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.