Научная статья на тему 'МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РФ'

МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марсакова В. Д.

В данной статье описывается, что такое налоговое стимулирование, как оно применяется в отношении малого и среднего бизнеса, для чего нужно налоговое стимулирование, а так же приводится сравнение РФ с другими зарубежными странами по налоговой политики. Даны рекомендации улучшения системы налогообложения Анализируя политику зарубежных стран и Российской Федерации, делается вывод, что в РФ следует изменить правовую базу, чтобы повысить предпринимательскую активность. Содержит анализ и оценку результатов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации. Делается вывод о существенных налоговых преференциях, предоставленных малому бизнесу и незначительном результирующем социально-экономическом эффекте, получаемом российской экономикой от функционирования малых предприятий и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РФ»

МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РФ

© Марсакова В.Д.1

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В данной статье описывается, что такое налоговое стимулирование, как оно применяется в отношении малого и среднего бизнеса, для чего нужно налоговое стимулирование, а так же приводится сравнение РФ с другими зарубежными странами по налоговой политики. Даны рекомендации улучшения системы налогообложения Анализируя политику зарубежных стран и Российской Федерации, делается вывод, что в РФ следует изменить правовую базу, чтобы повысить предпринимательскую активность. Содержит анализ и оценку результатов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации. Делается вывод о существенных налоговых преференциях, предоставленных малому бизнесу и незначительном результирующем социально-экономическом эффекте, получаемом российской экономикой от функционирования малых предприятий и предпринимательства.

Ключевые слова: налог, налоговое стимулирование, методы налогового стимулирования, малый и средний бизнес.

Предпринимательство представляет существенную значимость в решении экономических и социальных задач в любом государстве. Основным фактором развития предпринимательства является государственная поддержка. А если эффективно использовать налоговое управление, то это может стать еще одним стимулом поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Под налоговым стимулированием мы понимаем целенаправленные воздействия органов государственной власти и местного самоуправления по закреплению в законодательстве налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих положение налогоплательщиков с целью создания экономической заинтересованности и осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности.

Считается, что применение стимулирующей налоговой политики является существенным фактором формирования инвестиционной привлекательности Российской Федерации и содействует развитию экономики. Исходя из этого, налоговое стимулирование и поддержка малого и среднего бизнеса сопровождается комплексом полезных результатов:

- обеспечение части занятости населения; предоставление новых рабочих мест, снижение уровня безработицы; подъем финансовой ак-

1 Студент.

тивности населения, улучшение условий жизни за счет предпринимательских доходов;

- финансовое самообеспечение предпринимательства и членов их семей;

- формирование стабильных налоговых поступлений в бюджеты территориальных образований;

- увеличение числа собственников, конкурентный отбор эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития;

- разработка и внедрение технологических, технических и координационных нововведений и инноваций [1].

Основным законом, определяющим совместные положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Налоговое стимулирование, согласно нашему мнению, представляется одной из наиболее реальных форм поддержки и становления малого и среднего бизнеса, в нашей стране они реализуются при помощи налоговых режимов. На данный момент существует 4 вида таких режимов для малого и среднего бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

С 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения либо патент в первые два года работы освобождаются от уплаты налогов. Т.е. предпринимателям предоставляются двухлетние «налоговые каникулы». Такое освобождение от уплаты налогов будет действовать в 2015-2020 годах. Кроме того, льготы получат организации, начинающие свой бизнес с «нуля». Их наличие в том или ином регионе будет зависеть от его властей. Данные субъекты власти могут устанавливать дополнительные требования к налогоплательщикам, желающим использовать собственное право на налоговые каникулы [3].

Но, к сожалению, на развитие малого предпринимательства негативное влияние оказывают обременительные по размеру страховые взносы во внебюджетные социальные фонды. В 2013 г. они значительно выросли, что повлияло на сокращение количества предпринимателей малого бизнеса, так их численность в целом снизилась на 4 %.

По мнению многих экспертов, данная тенденция усилится, так как введение налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются налогом, исходя из кадастровой стоимости, приведет не только к росту общих постоянных издержек производимого продукта, но и повысит уровень арендной платы.

Вследствие этого следует необходимость создать универсальную, гибкую систему налогообложения. А так же это даст возможность достигнуть соответствия данной системы с законодательной базой, регулирующую область предпринимательских и гражданских правоотношений.

Впрочем, анализируя предпосылки становления малого бизнеса в зарубежной практике, необходимо отметить, что высокая значимость этого сектора в экономике развитых стран обусловлена успешной и результативной государственной политикой, направленной на его поддержку. Особые налоговые режимы в рамках совокупной системы налогообложения дают возможность малому бизнесу найти свою нишу на рынке, гарантировать успешное развитие на основе повышения конкурентоспособности.

Так, к примеру, многие экономисты сводятся к мнению, что Сингапур считается идеальным местом для открытия и процветания малого бизнеса. Сингапур возглавил мировой рейтинг по благоприятности условий для предпринимательства - Doing Business 2014, каждый год, создаваемый Всемирным банком, в то время когда Россия занимает лишь 92 место. Государство владеет прекрасной финансовой инфраструктурой. На сегодняшний день в стране функционирует и развивается около 140000 субъектов малого бизнеса, что составляет 90 % всех предприятий страны и обеспечивает рабочими местами значительную часть населения. Это связано с существующим льготным налоговым законодательством, которое нацелено на привлечение иностранного капитала и инвестиций, отсутствие пошлины на перевод прибыли, освобождение от двойного налогообложения. Особые льготы предоставляются тем малым и средним предприятиям, которые лишь только начинают свой бизнес. Для вновь созданных компаний в первые три года ведения деятельности первые 100 000 сингапурских долларов налогооблагаемого дохода фирмы освобождаются от налога. К последующим 200 000 сингапурским долларам налогооблагаемого дохода применяется сниженная в два раза ставка налога (8,5 %) [2]. Даже сингапурские компании, проводящие мероприятия в Сингапуре, имеют все шансы воспользоваться льготной налоговой ставкой в 10 % на доход, приобретенный от проведения крупных мероприятий.

Если же брать, к примеру, Израиль, то по данным Управления по делам малого и среднего бизнеса в настоящее время в Израиле функционируют и развиваются около 400 тысяч малых и средних предприятий, это - 96 % от общего числа израильских бизнесов. Необходимо отметить, что Израиль очень активно занимается осуществлением скоординированной политикой снижения налоговых ставок предприятий. К примеру, если налоговая ставка в 2004 г. составляла порядка 36 %, то в 2016 году всего лишь 25 %. Но, к сожалению, малый бизнес в Израиле не имеет такой государственной поддержки, по сравнению с Сингапуром. Здесь, наоборот, крупные компании имеют существенные скидки в налогах. Они первое время практически ос-

вобождаются от уплаты налогов, а затем имеют значительные налоговые льготы. Но в тоже время, малый и средний бизнес, поставленный в равные налоговые условия с крупным бизнесом, успешно с ним конкурирует.

Во Франции, так же как и в России для малого и среднего бизнеса используются налоговые режимы. Налоговое законодательство Франции применяет упрощенные налоги для малого и среднего бизнеса, при этом предусматривается величина оборота налогоплательщика. Совсем маленькие предприятия заполняют налоговую декларацию и платят налоги по довольно простой схеме. К их числу могут быть отнесены физические лица, оборот которых не превышает 460000 евро, для налогоплательщиков, занимающихся торговыми операциями и 160000 евро, для налогоплательщиков, занимающихся оказанием услуг или некоммерческой деятельностью.

Так же в налоговом законодательстве Франции для малого и среднего бизнеса учтен упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов. На 40-50 % снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность правительство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах.

По мнению многих специалистов, в зарубежных странах налоговое стимулирование более действенно, чем в России. Российским предпринимателям не хватает профессиональных знаний НК РФ и законов. Это и является одной из главных причин в развитии малого и среднего бизнеса. У руководителей компаний нет времени разобраться в нюансах системы налогообложения, а заинтересовать дополнительные кадры нет возможности. Главные недостатки, которые отличают российское налоговое законодательство от зарубежного и тормозят развитие малого и среднего бизнеса:

- минимальное количество налоговых льгот - низкая эффективность приминения в интересах малого и среднего бизнеса;

- усложнена процедура бухгалтерского учета и отчетности предпринимателей перед налоговыми органами;

- трудно оспорить в законодательном порядке действия налоговых органов, по-своему трактующих двойственные положения законодательства.

Чтобы улучшить положение по сравнению с зарубежными странами, без сомнения, должна быть создана целостная и действующая система регуляторов экономики. Также важно отметить, что России необходимо больше сил закладывать на развитие инновационной деятельности, которой в зарубежных государствах, как мы убедились, уделяют большее внимание. Успешное внедрение инноваций - это залог стабильности и успеха предприятия, и, соответственно, увеличение поступлений в государственный бюд-

жет. Необходимо еще раз выделить то, что экономика страны не может развиваться без успешного сочетания малого и среднего бизнеса, поэтому эти сектора экономики необходимо поддерживать и стимулировать их развитие. Все это содействует размеренному развитию государства и может привести к становлению России на пьедестал ведущих мировых инновационно-развитых держав.

Список литературы:

1. Колмагорова Ю.В. Налогообложение как фактор развития малого предпринимательства: дис. ... к.э.н. - Великий Новгород, 2004. - 199 с.

2. Тлисов А.Б., Татаренко Н.Н. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 552-556.

3. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены 01.07.2014 Правительством Российской Федерации) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/tax_rela-йош/роИсуЛМех^р.

4. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. - М.: РУМЦ ЮО, 2006.

5. Налоговый кодекс РФ.

6. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. - 2009. - № 12. - С. 35-40.

7. Аушев М-Б.А. Совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: дис. ... к.э.н. - М., 2008. - 141 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.