Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт'

Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2307
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SUBJECTS OF SMALL ENTREPRENEURSHIP / SMALL ENTERPRISE / MEDIUM ENTERPRISE / TAX INCENTIVES / TAX PRIVILEGES / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филонова Э.А., Юхновец Л.Ю., Гладуша Б.В.

В проводимом нами исследовании рассматривается процесс налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в этой сфере и выявляются недостатки, рассматривается опыт России и обосновывается необходимость и важность налогового стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax incentives for small and medium-sized entrepreneurship: foreign experience

In our study, the process of tax stimulation of the activities of small and mediumsized enterprises is discussed on the example of foreign countries. It studies the specifics of the development of tax relations between the state and taxpayers, assesses the achievements in this sphere, identifies the shortcomings, examines the experience of Russia and the necessity and importance of tax incentives is justified.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт»

литический портал. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// bunich.ru/press/

4. Коротаева О.А., Кувалдина Е.В. Недостатки и тенденции развития налога на доходы физических лиц в России //Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.).

5. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2009.

6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 239-250.

Филонова Э.А., Юхновец Л.Ю., Гладуша Б.Б.

налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт

В настоящее время доля малого и среднего предпринимательства в ВВП развитых стран очень велика [1, С.187]. В США доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 52 % (5,6 трлн. долл.), в общем количестве действующих предприятий — 97,6 %, в общей численности экономически активного населения — 50,6 %., что выводит США в число бесспорных лидеров по развитию малого и среднего предпринимательства [2, С. 554].

Необходимо отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране шло очень медленно, а соответственно, и мер поддержки этого сектора бизнеса, в том числе налогообложение [3, С.55]. Россия пережила много потрясений и, когда стала осознаваться проблемность налогообложения нашей страны, стали приниматься соответствующие нормативно-правовые акты, которые были направлены на создание стимулов и льгот в сфере налогообложения [4, С.167].

Конкретные преобразования налогообложения малого и среднего предпринимательства стали меняться в 90-х гг. прошлого века. В этот период, в 1996 г. был

принят закон «Об упрощённой системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в 1998 г. «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности», а в 2013 г. «О патентной системе налогообложения», в 2015 г. вступили в действие «налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных предпринимателей, а в 2016 г. вступил в силу мораторий на плановые проверки для субъектов малого и среднего бизнеса, откорректировано уголовное законодательство [5, С.43]. Таким образом, в области налогового законодательства государство сделало большой шаг навстречу предпринимательству.

Кроме вышеперечисленного, в 2001 г. в Налоговом Кодексе РФ появился раздел о «Специальных налоговых режимах» [6]. Это те самые режимы, о которых говорилось ранее: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения.

Необходимо отметить тот факт, что эти режимы, а также иные льготы -налоговые каникулы и мораторий на плановые проверки - стимулируют, как и призваны это делать, представителей малого и среднего бизнеса на ведение своей деятельности и дают соответствующие возможности развиваться, а государственный бюджет, в свою очередь, получает значительные поступления [7, С.168].

соответственно, данный факт является доказательством того, что в данных странах более благоприятная налоговая политика и в целом условия ведения бизнеса. И данный опыт стоит учитывать при разработке концепций поддержки малого и среднего бизнеса в нашей стране.

стоит начать с критериев отнесения предприятий к малым в зарубежной стране. Напомним, что в нашей стране малым бизнесом считается организация, ограниченная численностью работников (до 100 чел.) и оборотом средств (до 800 млн. руб.).

В Великобритании малое предпринимательство по численности составляет до 49 сотрудников, объем годового оборота 5,3 млн. долларов. В США имеет иные критерии: в зависимости от вида деятельности численность предприятия может составлять 100, 500, 750, 1000, 1500 сотрудников, объем годового дохода также зависит от вида деятельности и может варьироваться от 0,75 до 20 млн. долларов [8, С.88].

Несколько иное видение малых предприятий у Азиатских стран. В Японии численность малых предприятий в сфере услуг ограничивается 100 сотрудниками, в розничной торговле численность сотрудников не должна превышать 50 человек, в оптовой торговле не более 100 человек, а объем уставного капитала должен быть не более 2844 тыс. долларов, ограничения по средствам также зависят от вида деятельности.

В Индии численность сотрудников для малого бизнеса не ограничена, но стоимость активной части основных фондов должна быть не более 22 тыс. (мелкие) и 55 тыс. долларов (малые) [9].

В первую очередь необходимо отметить, что в большинстве западных стран система налогообложения носит целостный характер, вследствие чего налоговая

база для всех субъектов малого предпринимательства определяется одинаково, ни при каких обстоятельствах не теряет своей целостности.

Рассматривая мировой опыт, прежде всего, следует отметить такую особенность поддержки МСП за рубежом как дифференцирование налоговых ставок для разных видов бизнеса.

В большинстве стран снижение ставок налога на прибыль распространяется как на малое, так и на среднее предпринимательство. Обычно эта мера открыто не подкрепляется налоговой льготой, а используется как элемент налоговой политики. Так, в США на федеральном уровне для мелких и средних предприятий используются пониженные ставки (соответственно 15 и 25%). В Великобритании при основной ставке в 35% установлена специальная пониженная ставка корпоративного налога на малое предпринимательство в 25%. В Италии в отдельных регионах с апреля 1986 года созданные фирмы освобождаются от корпоративного и местного налога на 10 лет. В Бельгии стимулирование малых венчурных фирм, создающих высокие технологии, поддерживается освобождением от налога также на 10 лет. Во Франции с октября 1988 года вновь созданные фирмы в первые два года полностью освобождаются от корпоративного налога, а в последующие три года они платят 75%, 50% и 25% от его величины [10, С.85].

Кроме этого, в развитых странах принята прогрессивная шкала налогообложения, которая, как показывает практика, благоприятно сказывается на развитии и активности малого бизнеса. Такая система налогообложения оценивается общественным мнением как справедливая и экономически обоснованная. Причем в некоторых странах разницы выплачиваемого налога малым бизнесом и крупными предприятиями весьма существенна (см. рисунок 1).

рисунок 1 - ставки налога на прибыль для малых и крупных предприятий в РФ и за рубежом (2012 г) [11, С.134]

В США, кроме пониженных налоговых ставок для малого бизнеса, для субъектов данного бизнеса существует возможность приобретения лицензии на определенный вид деятельности по сниженной стоимости и она заменяет местные налоги и сборы. Но, при всех льготах, предоставляемых Соединенными Штатами малому бизнесу, все предприятия обязаны вести полную бухгалтерскую отчетность.

Упрощенная бухгалтерская отчетность предусмотрена в ведущих европейских странах: Великобритании, Франции, Германии.

При этом самый интересный опыт демонстрирует Франция, Правительство, которой предусмотрело скидки и освобождения от уплаты налогов в социальные фоны, если малый бизнес хочет начать свою деятельность в экономически слабых районах [12]. В этих же экономически слабых районах начинающим предпринимателям предоставляются льготные кредиты. Также субъектам малого бизнеса как налогоплательщикам предоставляются на бесплатной основе консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим вопросам. К сожалению, в России не так распространена подобная практика, но, тем не менее, государство развивает Центры инноваций социальной сферы, занимается продвижением популярности и распространенности бизнес-инкубаторов.

Что же касается программ по повышению квалификации для малого и среднего бизнеса, во Франции и Германии данный вопрос стоит достаточно остро. Государственный бюджет выделяет необходимые средства для того, чтобы проводить специальные тренинги, семинары, мастер-классы и так далее для субъектов МСП. Именно подобная практика позволяет начинающим предпринимателям легче вступить на рынок, избежать возможных проблем с трудовым законодательством, налоговыми отчислениями и так далее [13].

Великобритания демонстрирует самую высокую налоговую нагрузку, поскольку налог на имущество, выплачиваемый предпринимателями, исчисляется не с балансовой, а с рыночной стоимости имущества. Кроме этого, в данной стране нет четкого определения малого или среднего бизнеса. Небольшие компании, как правило, руководствуются теми же правилами исчисления и декларирования дохода, как крупные компании - налогоплательщики, но с учетом некоторых послаблений (облегчение налогового администрирования).

Исследование принципов налогообложения малого бизнеса в разных мегаполисах мира, которое поводилось глобальной сетью PwC, также показало, что специальные налоговые режимы, кроме нашей страны, применяются также в таких столицах как Мехико, Сантьяго, Рио-де-Жанейро. Кроме этого в ряде мегаполисов отсутствует транспортный налог - Вашингтон, Тбилиси, Бангкок [14].

Кроме всего этого, за рубежом распространена такая практика как инвестиционный налоговый кредит, которая представлена и в нашей стране.

Подводя итог, можно выделить следующие основные налоговые стимулы для малого бизнеса в зарубежных странах:

а) Более низкие процентные ставки в сравнении с более крупными предприятиями;

б) Освобождение/снижение выплат в страховые, социальные фонды;

в) Упрощенный порядок бухгалтерского учета;

г) Инвестиционные налоговые кредиты;

д) Налоговые льготы для только что созданных предприятий;

Конечно, не во всех западных странах условия ведения бизнеса для малых предприятий благоприятны. В некоторых столицах отсутствуют льготы для малого бизнеса, а налоговые ставки велики. При этом, доля малого бизнеса в этих странах все же велика, в чем же заключаются недостатки российской налоговой системы малого бизнеса:

а) Сравнительно небольшое количество налоговых льгот для малого бизнеса;

б) Усложненная процедура бухгалтерского учета;

в) Сложности в трактовках некоторых положений налогового законодательства.

г) Ограничение видов деятельности для применения специальных налоговых режимов.

Подводя итог, нужно отметить, что развитие мер поддержки и стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса за рубежом начался существенно раньше, чем в России, что выражается в более развитой системе стимулирования предпринимательства за рубежом. Мировой опыт стимулирования малого и среднего предпринимательства отличается дифференцированием налоговых ставок в зависимости от дохода, упрощенным налоговым администрированием, а также предусмотрены льготы выплат в социальные фонды и при получении кредитов для тех предпринимателей, которые ведут свою деятельность в экономически неблагоприятных районах страны. Кроме того субъектам малого бизнеса предоставляются консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету, предусмотрены программы по повышению квалификации. Организация последних мер осуществляется органами власти. Кроме того, за рубежом предусмотрены налоговые льготы для только что созданных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Величко Н. Ю., Лисин Д. А., Кузнецова М. А. Малый бизнес как ресурс развития экономической безотсности/Шаучно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 186-190. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86041. Мтю

2. Тлисов А.Б. Корпоративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый.-№2, 2014. С. 554.

3. Величко Н.Ю., Подурец А.С. Тенденции развития стратегического инвестирования в России // Экономическое развитие России: тенденции, перспек-

тивы: сборник статей по материалам I Международной научно -практической студенческой конференции: в 4 томах. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2015. С. 54 -57.

4. Величко Н.Ю., Юхновец Л.Ю., Варданян А.А. Стимулирующая налоговая политика как основа поддержки малых инновационных предприятий //Экономика и социум. -2015. -№ 4 (17). -С.166 -170.

5. Величко Н.Ю., Завольская Н.Б.Актуальные проблемы реализации уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 43-48.

6. Налоговый кодекс РФ (часть первая). Статья 18 Специальные налоговые режимы [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/de10ae8c3bbec326635e411c7df345c1ce715ce5/ (дата обращения: 15.02.2017).

7. Лященко Н.А., Мартиросян А.А., Юхновец Л.Ю. Механизмы налогового стимулирования малых инновационных предприятий // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы VII международной научно-практической конференции . 2016. С. 167-169.

8. Лященко Н.А., Юхновец Л.Ю. Особенности налогообложения инновационных предприятий в разных странах //Современные проблемы управления и регулирования: теория, методология, практика: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 87-89.

9. Васильев А.А. Зарубежный опыт малого предпринимательства [Электронный ресурс] URL: www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/07_2011/12.pdf (дата обращения: 26.01.2017).

10. Морозов В.А. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // российское предпринимательство.- №8, 2002, С. 85.

11. Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в россии и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. - №1, 2012. С. 134.

12. Белкина Ю.С. Анализ налогообложения малого бизнеса в россии и зарубежный странах [Электронный ресурс] URL:http://sibac.info/studconf/econom/ xxvi/39868 (дата обращения: 02.02.2017).

13. Кречетов Р.И. Государственные меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России за рубежом [Электронный ресурс] URL:http:// www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13422 (дата обращения: 02.02.2017).

14. Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка. Москва и мегаполисы мира [Электронный ресурс] URL:www.pwc.ru/ru/private-companies (дата обращения: 03.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.