Научная статья на тему 'Налоговые преимущества малого бизнеса в России и зарубежных странах'

Налоговые преимущества малого бизнеса в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / МЕРЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

В Российской Федерации и зарубежных странах предусмотрены налоговые преференции для малого бизнеса. Для развития эффективных и результативных законодательных норм в России, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства целесообразно своевременное изучение лучших зарубежных практик налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax advantages of small business in Russia and foreign countries

For small business in the Russian Federation and foreign countries tax preferences are provided. For the purpose of development of efficient and productive legal regulations in Russia, aimed at development and support of small business, it is useful to study the best foreign practices of taxation in a timely manner.

Текст научной работы на тему «Налоговые преимущества малого бизнеса в России и зарубежных странах»

© 2013 г. А. А. Орлова

НАЛОГОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Орлова Анастасия Александровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, канд. экон. наук.

(E-mail: [email protected])

В Российской Федерации в настоящее время деятельность хозяйствующих субъектов малого бизнеса регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для целей снижения налогового бремени Налоговый кодекс Российской Федерации (далее -НК РФ) предусматривает для малого и среднего бизнеса следующие преференции:

1. Возможность применения специальных налоговых режимов1:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

- патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ).

2. Субъекты малого бизнеса вправе применять общую систему налогообложения, уплачивая все законно установленные налоги и сборы с учетом следующих особенностей:

1. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ). В соответствии со статьей 145 НК РФ от обязанностей налогоплательщика НДС могут быть освобождены организации и предприниматели с небольшими оборотами по реализации - 2 млн рублей за три последовательных календарных месяца.

2. Применение кассового метода определения доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций (ст. 273 НК РФ).

3. Особенности уплаты налога на прибыль организациями малого бизнеса (ст. 286 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн рублей за каждый квартал (равносильное условие - за предыдущие четыре квартала доходы от реализации в сумме не превышали 40 млн рублей), имеют право уплачивать только квартальные авансовые платежи.

1 В список перечисленных специальных налоговых режимов не включена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, поскольку данная система малым бизнесом не используется, а предусмотрена для юридических лиц, являющихся инвесторами, осуществляющими вложения в поиск, разведку и добычу минерального сырья.

4. Применение индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 221, п. 1 ст. 227 НК РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, имеют право на применение профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Налоговые преференции не всегда являются таковыми, если речь идет об условиях их применения. Например, освобождение от НДС является сомнительным преимуществом, а ограничения по выручке в значительной степени устарели и не соответствуют требованиям современной экономики. В России по данным Торгово-Промышленной Палаты РФ, компании и предприниматели, занимающиеся инновационной деятельностью, имеют средние показатели по выручке от 60 до 200 млн рублей ежегодно2. Такие показатели исключают возможность применения инновационными компаниями налоговых преимуществ, предусмотренных для малого бизнеса.

Практика использования специальных налоговых режимов для целей незаконной налоговой оптимизации, и, как следствие, получения необоснованной налоговой выгоды, заставляет законодателей применять меры дополнительного контроля:

- с 1 января 2012 года введены новые правила контроля трансфертных цен, в соответствии с которыми в особую зону риска попадают сделки с компаниями, применяющими специальные налоговые режимы;

- с 1 января 2014 года в соответствии со ст. 169 НК РФ посредники, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления или получения счетов-фактур обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. С 1 января 2015 года в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ журнал учета необходимо будет представлять в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В развитых странах для развития малого бизнеса используется следующие налоговые меры налогового стимулирования:

1) снижение ставки по налогу на прибыль (подоходному налогу). Более низкие ставки налога на прибыль часто вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики за пределами установления налоговых льгот.

Пониженные ставки для предприятий, относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в Бельгии, Канаде (базовая ставка 28 %, для малых предприятий - 11 %), Финляндии, Японии, Люксембурге и Великобритании.

В Великобритании для малых предприятий ставка увеличена в 2012 году до 20 %. Кроме этого происходит сокращение льгот малому бизнесу. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая политика Великобритании в области налогообложения компаний преимущественно направлена на привлечение иностранного капитала в лице крупных компаний, а также укрупнение внутри страны мелкого бизнеса.

Важную роль в стимулировании экономической активности субъектов малого бизнеса посредством налоговой политики играет подоходный налог. В подавляющем большинстве развитых стран используются прогрессивные ставки подоходного налога, и верхние значения этих ставок могут достигать 59 % (в Швеции и Швейцарии) и даже 63 % - в Дании. Но для тех, кто занят частным бизнесом, зачастую предусмотрен особый необлагаемый минимум (в Великобритании - 4 895 фунт. стерл.)3 или размер такого минимума тот же, что и для физических лиц;

2) льготы. В Австрии и Германии существенная доля малых фирм не имеет статуса юридического лица, они организованы в форме частных предпринимательств и партнерств. В этой связи подоходный налог для них является основным налогом. При этом необлагаемый минимум составляет 15 770 евро для наемных лиц и 10 000 евро для индивидуальных предпринимателей.

2 Данные ТПП РФ «Предложения по налоговому стимулированию инновационной деятельности» -http://www.tpprf.ru/ru/activities/investment.

3 Structures of the Taxation Systems in the European Union, Data 1995-2005 / Theme Economy and Finance. - European Commission Edition, 2007. - Pp. 146.

Значительные льготы по подоходному налогу имеют также индивидуальные инвесторы в США, вкладывающие средства в малый инновационный бизнес;

3) специальные налоговые режимы.

В налоговой практике развитых стран применяется упрощенное налогообложение. Упрощенный режим налогообложения направлен в первую очередь на стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства. В соответствии с этим режимом индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в международной практике таким налогом является НДС). Также возможна замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Но в таком случае применяются различные косвенные методы определения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный режим предусматривает комплекс мер, направленных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых данной категорией налогоплательщиков.

Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малый бизнес, а также от возможных трудностей администрирования. База потока наличности является лучшей заменяющей базы налога на прибыль, а использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно только в тех случаях, когда преобладают вопросы эффективности налогового администрирования.

В Республике Беларусь установлены специальные ставки при упрощенной системе налогообложения (табл.)

Таблица

Специальные ставки

Плательщики Ставка, %

Не уплачивающие НДС 8

Уплачивающие НДС 6

В отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь 3

Использующие в качестве налоговой базы валовый доход 15

Другим видом специального режима налогообложения являются вмененные налоги. Вмененные налоги в некоторых странах практически полностью отсутствуют (например, в США), но в других странах они применяются весьма широко.

Среди вмененных методов применяются специально приспособленные методы с учетом особенностей отдельных отраслей. В Италии используется вмененный налог, дифференцированный по видам деятельности, т.е. на основе профессии или занятия индивидуума. Поскольку такое налогообложение может привести к несправедливости по отношению к некоторым налогоплательщикам при высоких значениях сумм налога, вменяемые суммы должны устанавливаться на относительно низком уровне.

Основными принципами используемых специальных режимов для определенных видов деятельности является максимальное соответствие налогового бремени фактической доходности бизнеса и отсутствие дискриминирующих положений;

4) налоговое администрирование. Так, структурные подразделения Службы внутренних доходов США сформированы в соответствии с размером доходов клиентов и видам доходов:

- заработная плата и инвестиции (Wage & investment);

- мелкий бизнес / частное предпринимательство (Small business/Self employed);

- большой и средний бизнесс (Large/ mid business);

- освобожденные от налогообложения (tax exempt);

5) другие меры. Как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства, могут применяться менее строгие требования по ведению налогового и бухгалтерского учета, а также может быть заметно упрощен порядок предоставления различной отчетности.

В Японии владельцы малого бизнеса заполняют «синюю декларацию» и могут использовать кассовый метод, а также специальные льготы и вычеты. Право на предоставление «синей декларации» имеют физические лица, которые получают доход от предпринимательской деятельности, недвижимости или занимаются лесозаготовками. Плательщик до 15 марта текущего налогового периода должен подать заявление в налоговые органы и получить одобрение на переход к системе «синей декларации». В этом случае налогоплательщик имеет следующие преимущества:

- индивидуальные предприниматели - (право на вычет из налогооблагаемой базы расходов на поддержку членов семьи; специальный налоговый кредит на НИОКР;

- плательщики налога на прибыль - (убытки можно перенести назад, т.е. уменьшить сумму уже уплаченного налога и потребовать его возмещения; применить специальные правила начисления амортизации, налоговых вычетов и т.д.;

- сотрудник налогового органа может сам исправить ошибку в представленной декларации и обязан сообщить об этом налогоплательщику.

Особое внимание в развитых странах уделяется развитию малых инновационных предприятий. По данным международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в настоящее время на долю малых инновационных фирм в промышленно развитых странах приходится до 30 % объема научных исследований и разработок, а также до 20 % всех создаваемых новшеств. При этом доля расходов малых инновационных фирм на нововведения составляет лишь 4-5 %.

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий, налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль (Освобождение от налога в течение 2 лет и применение сниженной в два раза (12,5 %) ставки в течение последующих 3 лет: реализация проектов по развитию инфраструктуры, экологии (утилизация и использование отходов), водосбережению и энергосбережению; Сниженная ставка налога - 15 % - для предприятий новых и высоких технологий, предприятий передовых технических услуг), система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности.

Из рассмотренных выше правил налогообложения, используемых в зарубежной практике, особый интерес для России представляют нормы по упрощенной системе налогообложения в Республике Беларусь; по корпоративному подоходному налогу, действующие в Китайской народной республике; структура Службы Внутренних доходов США, а также распространенная в зарубежных странах практика установления пониженной налоговой ставки по корпоративному налогу на доходы для предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.