Научная статья на тему 'МЕТОДЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

МЕТОДЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
манипуляция / информационное общество / манипулятор / общество / общественное сознание / средства массовой коммуникации / manipulation / information society / manipulator / society / public consciousness / mass media

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прокудина А.В.

в статье рассматриваются методы скрытого воздействия на общественное сознание в информационном обществе. Современные средства массовой информации и технологии массовой коммуникации предоставляют множество возможностей для манипулирования. По причине возрастания информационного компонента в процессах коммуникации происходит увеличение роли приемов манипулятивного воздействия. В процессе манипулирования общественным сознанием значительную роль играют средства массовой коммуникации, которые выступают важным инструментом современного общества и фактором влияния на общественное мнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MANIPULATIVE INFLUENCE ON PUBLIC CONSCIOUSNESS IN AN INFORMATION SOCIETY

the article discusses methods of covert influence on public consciousness in the information society. Modern mass media and mass communication technologies provide many opportunities for manipulation. Due to the increase in the information component in the communication processes, the role of manipulative influence techniques is increasing. In the process of manipulating public consciousness, a significant role is played by mass media, which act as an important tool of modern society and a factor of influence on public opinion.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ: УРОВНИ И ТЕХНОЛОГИИ

Прокудина А.В.

магистратнт Социологического факультета Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова

МЕТОДЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: в статье рассматриваются методы скрытого воздействия на общественное сознание в информационном обществе. Современные средства массовой информации и технологии массовой коммуникации предоставляют множество возможностей для манипулирования. По причине возрастания информационного компонента в процессах коммуникации происходит увеличение роли приемов манипулятивного воздействия. В процессе манипулирования общественным сознанием значительную роль играют средства массовой коммуникации, которые выступают важным инструментом современного общества и фактором влияния на общественное мнение.

Ключевые слова: манипуляция, информационное общество, манипулятор, общество, общественное сознание, средства массовой коммуникации

В середине 1970-х гг. в связи с развертыванием информационной революции постиндустриальные теории общества трансформируются в теории информационного общества. Как отмечает, Д. Белл, информационное общество - постиндустриальное общество, в котором разворачивается информационная революция. [3, с. 136]

Теоретики информационного общества, среди которых, например, О. Тоффлер, Ф. Ферраротти в качестве основного процесса информационного общества, определяющего все остальные, отмечают информационную революцию. Информация становится важным ресурсом современного общества, определяя новизну происходящего. Информация определяет важные характеристики современного общества: демассификация и дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизни, высокая инновативность, быстрая скорость происходящих в обществе изменений. [3, с. 136]

Именно эти два процесса определяют появление новых организационных форм, характеризующих современное общество: отказ от иерархических структур и широчайшее распространение сетевых форм организации. В результате появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития общества ХХ в. Вместо централизации и бюрократизации, на что указывали теории корпоративного общества, — демократизация, вместо концентрации, зафиксированной теориями организованного капитализма, — разрушение, вместо стандартизации, зафиксированной теориями массового общества, — индивидуализация. Все это отразилось на развитии технологий манипулирования. Манипулирование в информационном обществе приобретает действительно глобальный масштаб.

По причине возрастания информационного компонента в процессах коммуникации происходит увеличение роли приемов манипулятивного воздействия. В процессе манипулирования общественным сознанием значительную роль играют средства массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации - объекты, при помощи которых в массовой коммуникации изготавливается, производится и хранится информация. Средства массовой коммуникации выступают важным инструментом современного общества и фактором влияния на общественное мнение.

Одним из первых о манипуляции общественным сознанием написал немецкий социолог Г. Франке, который определил манипулирование как тайное воздействие, наносящее ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Манипулирование - скрытое психологическое воздействие отправителя сообщения на получателя с целью изменения его поведения и намерений [2, с. 188]. Манипуляцию порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникатора цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации. Это инструмент психологического воздействия, который нацелен на изменение направления активности других участников, ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Специфической особенностью манипулятивного воздействия является его тайный, скрытый для адресата характер. Это управление людьми путем навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных манипулятору. Стоит отметить, несколько основных признаков манипуляции: подмена понятий, неконтролируемый источник информации, абсолютизация конкретных явлений, выборка фактов, отождествление манипулятора и манипулируемого, использование эмоций вместо аргументов.

В своей книге «Человек-манипулятор. Внутренне путешествие от манипуляции к актуализации» американский психолог Э. Шостром отмечает, что манипулятор - человек, который относится к себе и другим лицам как к объектам, «вещам», подлежащим использованию и контролю [6, с. 7]. Желая воздействовать на общество, манипулятор будет не только изучать систему потребностей, интересов, форм их удовлетворения, имеющийся социальный опыт и систему ценностей различных социокультурных общностей, но и факторы, выражающие эмоциональное состояние различных слоев общества.

В процессе манипулирования общественным сознанием используются различные методы манипулятивного воздействия, например, убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание. Убеждение - метод сознательного и организованного воздействия на психику через обращение к критическому суждению. Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждение обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов общества. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, на ее анализе и оценке. Убеждение обращается к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Внушение считается одним из самых опасных видов влияния. Используя его, можно заставить выполнять необходимые действия, поменять тип поведения, мышление или мнение.

Эмоциональное заражение - бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию. При заражении происходит сильное психическое, эмоциональное воздействие, которое, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон. Подражание — процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение действий, поступков, жестов, манер, интонаций, копирование черт характера и стиля жизни. Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный источник - слово.

Манипуляторы активно применяют закономерности психологии. Например, одной из разновидностей приема умолчания, описанного в литературе, является «спираль умолчания». Смысл этого приема заключается в том, что с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения граждан убеждают в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции. Такие опросы уже подразумевают определенные

ответы, что заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или в целях самозащиты не высказывать своего мнения или изменить его. Такое воздействие оказывает значительное влияние на вынужденную адаптацию людей к предложенным условиям или на отчуждение, которое респонденты, как правило, скрывают в опросах за вариантами ответов «затрудняюсь ответить».

П. Бурдье отмечал, что манипулятивное воздействие основано на эмоциональном состоянии человека, которое приводит его либо к необоснованному отчуждению решений, исходящих от власти, либо к некритичному их приятию. Психологические основания поведения в условиях низкого уровня культуры общества играют решающую роль в восприятии реальности.

Психологи считают, что манипулятор должен обладать следующими качествами: высоким личным авторитетом, высоким социальным статусом или рейтингом как новым качеством статуса, свидетельствующим о популярности, волевым, характериологическим или интеллектуальным превосходством, уверенностью в своей правоте, оптимизмом. Эти качества могут быть не реальным отражением свойств личности, а являться следствием созданного имиджа. Одним из основных факторов, повышающих внушаемость, является ощущение страха. Это ощущение можно спровоцировать искусственно, чтобы добиться возможности управлять общественным поведением. Значимую роль приобретают технологии убеждающей коммуникации, рассчитанные на внедрение в общественное сознание необходимых и выгодных стереотипов, шаблонов, мнений и представлений, а также предполагающие воздействие на ценностно-смысловые характеристики общественного сознания.

Таким образом, в условиях информационного общества население потребляет все больше и больше информации, вступая во все новые и новые коммуникационные процессы, соответственно, все больше подвергаясь влиянию транслируемого по каналам массовой коммуникации контента. При этом следует отметить, что, помимо явного информационно-коммуникационного воздействия активно применяются методы скрытого воздействия на сознание и поведение целевых групп — методы манипуляции. В условиях информационного общества современные средства массовой информации и технологии массовой коммуникации обладают значительным потенциалом, предоставляя разнообразные возможности манипулирования общественным сознанием.

Литература:

1. Володенков С.В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-пространстве как инструмент политического управления// Политекс, 2017. Т. 13. № 3. С. 5769.

2. Некрасов С.В. К вопросу о методах воздействия на общественное сознание// Вестник НГУЭУ, 2020. № 4. С. 184-201.

3. Полякова Н.Л. Образ современных обществ в социологической теории конца XX -начала XXI в.// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2009. № 2. С. 128-143.

4. Саенко В.Н. Манипуляция сознанием в современных общественных практиках// Телескоп, 2021. № 2. С. 124-130.

5. Черникова В.Е. Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества// Теория и практика общественного развития, 2015. № 3. С. 141-144.

6. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2002. С. 82.

References:

1. Volodenkov S.V. Tekhnologii manipulirovaniya obshchestvennym soznaniem v internet-prostranstve kak instrument politicheskogo upravleniya// Politeks, 2017. T. 13. № 3. S. 57-69.

2. Nekrasov S.V. K voprosu o metodah vozdejstviya na obshchestvennoe soznanie// Vestnik NGUEU, 2020. № 4. S. 184-201.

3. Polyakova N.L. Obraz sovremennyh obshchestv v sociologicheskoj teorii konca XX -nachala XXI v.// Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya, 2009. № 2. S. 128-143.

4. Saenko VN.Manipulyaciya soznaniem v sovremennyh obshchestvennyh praktikah// Teleskop, 2021. № 2. S. 124-130.

5. CHernikova V.E. Manipulyaciya massovym soznaniem kak fenomen informacionnogo obshchestva// Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2015. № 3. S. 141-144.

6. SHostrom E. CHelovek-manipulyator. Vnutrennee puteshestvie ot manipulyacii k aktualizacii. - M.: Aprel' Press, Eksmo-Press, 2002. S. 82.

METHODS OF MANIPULATIVE INFLUENCE ON PUBLIC CONSCIOUSNESS IN AN

INFORMATION SOCIETY

Prokudina A.V.

is a graduate student of the Faculty of Sociology at Lomonosov Moscow State University

Abstract: the article discusses methods of covert influence on public consciousness in the information society. Modern mass media and mass communication technologies provide many opportunities for manipulation. Due to the increase in the information component in the communication processes, the role of manipulative influence techniques is increasing. In the process of manipulating public consciousness, a significant role is played by mass media, which act as an important tool of modern society and a factor of influence on public opinion. Keywords: manipulation, information society, manipulator, society, public consciousness, mass media

Для цитирования: Прокудина А.В. Методы манипулятивного воздействия на общественное сознание в условиях информационного общества// Архонт, 2024. № 3(42). С. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.