Научная статья на тему 'Методы компьютерной проверки орфографической грамотности у учеников'

Методы компьютерной проверки орфографической грамотности у учеников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
SPELLING / COMPUTER / ELEMENTARY CLASS / UZBEK. VERIFICATION / ОРФОГРАФИЯ / КОМПЬЮТЕР / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК / ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халикова Нилуфар Миркадировна

Орфография как система единообразного письма является необходимым условием развития духовной и материальной культуры народа. Обучение орфографии одна из важнейших задач школьного курса узбекского языка. Орфографическая грамотность создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.Spelling as a system of uniform writing is a prerequisite for the development of the spiritual and material culture of the people. Spelling training is one of the most important tasks of the Uzbek language school course. Spelling literacy is created during long exercises and is based on simpler skills and abilities, such as: writing skills, the ability to analyze a word from the phonetic side, the ability to establish the morphemic composition of a word and to isolate a spelling that needs verification from a word; the ability to bring the spelling to the corresponding rule.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы компьютерной проверки орфографической грамотности у учеников»

COMPUTER METHODS FOR CHECKING SPELLING LITERACY IN

STUDENTS

Halikova N.M. (Republic of Uzbekistan) Email: Halikova452@scientifictext.ru

Halikova Nilufar Mirkadirovna - Senior lecturer, DEPARTMENT OF METHODS OF EXACT AND NATURAL SCIENCES, TASHKENT REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PUBLIC EDUCATION,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: spelling as a system of uniform writing is a prerequisite for the development of the spiritual and material culture of the people. Spelling training is one of the most important tasks of the Uzbek language school course. Spelling literacy is created during long exercises and is based on simpler skills and abilities, such as: writing skills, the ability to analyze a word from the phonetic side, the ability to establish the morphemic composition of a word and to isolate a spelling that needs verification from a word; the ability to bring the spelling to the corresponding rule. Keywords: spelling, computer, elementary class, uzbek. Verification

МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОВЕРКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ Халикова Н.М. (Республика Узбекистан)

Халикова Нилуфар Миркадировна - старший преподаватель, кафедра методов точных и естественных наук, Ташкентский областной центр переподготовки и повышения квалификации государственного образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: орфография как система единообразного письма является необходимым условием развития духовной и материальной культуры народа. Обучение орфографии - одна из важнейших задач школьного курса узбекского языка. Орфографическая грамотность создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Ключевые слова: орфография, компьютер, начальный класс, узбекский язык, проверка.

Важнейшей задачей современной школы, по мнению академика А. П. Семёнова, является «научить человека жить в информационном мире». Поэтому интеграция компьютерных технологий с образовательными создаёт условия для совершенствования процесса обучения и воспитания. Но для того, чтобы эта интеграция прошла успешно, необходимо не только наличие необходимого оборудования в классе, но и ИКТ-компетентность учителя [1]. Учитель должен, во-первых, уметь обрабатывать текст, графику, звук, пользоваться сетью Интернет, а также устройствами вывода информации и, во-вторых, эффективно внедрять компьютерные технологии на уроке.

Одной из самых наглядных форм представления нового учебного материала является мультимедийная презентация. Исходя из темы урока, учитель может включать в неё текст, изображения, аудио- и видеофрагменты, что позволяет создать полноценную картину об изучаемом явлении.

К более современной форме представления информации относится интерактивная доска. Данное средство обучения включает в себя преимущества мультимедийной презентации и добавляет ряд особенностей, которые являются более выигрышными. Обучающиеся могут не только знакомиться с изображениями и видео, но и создавать собственные, выполнять задания и даже целые упражнения с помощью электронных маркеров. Интерактивная доска позволяет увлечь каждого ребёнка учебным материалом, сохранять внимание и дисциплину в классе. Также, как утверждают врачи, переход с обычной меловой доски на интерактивную снижает уровень аллергии и заболеваний органов дыхания.

Инновационной формой использования компьютерных технологий является включение в урок обучающих фильмов, интерактивных заданий (электронных приложений) с разнообразных ресурсов в виде игры, теста и др., а также использование мультимедиа энциклопедий и словарей.

Внедрение компьютерных технологий в процесс преподавания узбекского языка в начальной школе способствует улучшению качества обучения, увеличивает доступность образования, обеспечивает стимулирование и мотивирование обучающихся, активизирует познавательную деятельность. Данные технологии позволяют повысить уровень знаний каждого ребёнка, обеспечивая всестороннее развитие личности. Также можно отметить, что использование компьютерных технологий влияет на рост компетентности учителя, на повышение уровня его профессионализма.

Учитель начальных классов может использовать компьютерные технологии во многих видах деятельности (на уроках, внеурочных занятиях, родительских собраниях и т.д.). Но особо важным является использование их на уроках узбекского языка, так как он - учебный предмет, дающий возможность усвоить остальные предметы. Узбекский язык довольно сложный предмет, поэтому современные технологии позволяют снизить трудности при его изучении и повысить мотивацию к дальнейшему изучению. Одним из основных разделов узбекского языка является орфография, поэтому её изучение должно предполагать разнообразное и систематическое использование компьютерных технологий.

Для развития и закрепления орфографического навыка можно использовать дидактическую компьютерную программу «Компьютерный практикум для начальной школы». Она содержит игровые упражнения, разделённые по определённым темам. Особенностью является то, что учитель может менять условия выполнения упражнений. Плюсы программы: красочный интерфейс, автоматическая проверка выполненных упражнений, возможность исправления ошибки при необходимости, сохранение результатов.

Для закрепления полученных знаний на уроке возможно использование рограммно-методического комплекса «Академия младшего школьника». В нём содержится набор игр, а также Конструктор урока, который позволяет педагогу самостоятельно определять содержание урока, как для всего класса, так и для отдельного ученика.

Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» содержит все темы учебного курса по узбекскому языку. Включает в себя тесты, интерактивные упражнения, медиаобъекты, задания развивающего характера. Данное пособие является платным.

Для проведения диагностики орфографической грамотности и её коррекции можно использовать ПМК «Наставник», в который входят тесты, диктанты, задания. Также возможна работа с «Семейным наставником». Эта программа предназначена для домашнего пользования.

Для контроля освоенности темы учитель может использовать разнообразные конструкторы и генераторы тестов, которые помогут более качественно и быстро составить опросы и задания для обучающихся. Компьютерное тестирование позволяет индивидуализировать и дифференцировать задания с помощью разного уровня вопросов. Также дети чувствуют себя более комфортно, работа с компьютером привлекательна, поэтому дети испытывают меньше стресса при выполнении тестов.

Данные программно-методические комплексы позволяют управлять учебной деятельностью, погрузить детей в игровую ситуацию, проверить не только орфографические знания и умения, но и развивать мышление ребёнка, его внимание и память. Поэтому их использование на уроках узбекского языка, в частности при работе с разделом «Орфография», является необходимым.

Учитель, пользуясь готовыми тренажёрами и заданиями, должен помнить, что потребность в создании собственных заданий, например, в виде презентаций остаётся. Причина этого -индивидуальность конкретного класса, способности детей и их особенности. Не все ПМК могут идеально подойти каждому классу, необходима грамотная работа учителя по составлению содержания урока.

Важно отметить, что презентация должна быть оформлена в соответствии правилам и не должна содержать слова учителя. Информация на слайдах не должна отвлекать, следует, чтобы она привлекала внимание и хорошо запоминалась. Поэтому она должна быть представлена в краткой форме, сообщая основную информацию (например, орфографическое правило).

Ещё одной особенностью работы с компьютерными технологиями можно выделить самостоятельную работу с компьютером. Дети могут изучать схемы, таблицы по теме урока, пользоваться Интернет-ресурсами, например, проверять написание слов в электронных словарях. Более того дети могут участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах по узбекскому языку.

Начальные классы - период, в который не только можно, но и нужно использовать компьютерные технологии. Они помогают сделать более плавный переход с наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Более того появляется возможность увеличения познавательного интереса даже к такому трудному учебному предмету как узбекский язык.

Еигореап БЫепсе № 3 (52) ■ 66

Особенно важно использовать разнообразную наглядность при изучении орфографии, так как дети сталкиваются с трудностями при изучении этой темы.

Список литературы / References

1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» № 2, 2009 г.

THE CONCEPT OF "TERMINOSYSTEM" AND ITS LANGUAGE FEATURES Kodirova D.Sh. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Kodirova452@scientifictext.ru

Kodirova Dilrabo Shamsidinovna - Senior Lecturer, Associate Professor, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article, the author considers various conceptual characteristics of the term as a linguistic concept. The place of terms in the lexical system of the language and the relationship between the term and the common word are defined. Based on the subject matter of this article, we will be talking about this type of vocabulary of limited use as terminology, and more specifically, on the term system. And also in this paper, we will consider existing opinions about the place of a term in the composition of a language, define its most important features, and on this basis we will try to define this concept.

Keywords: term, terminology, terminosystem, linguistics, linguistic unit, theory, definition, semantics.

ПОНЯТИЕ «ТЕРМИНОСИСТЕМА» И ЕЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ Кодирова Д.Ш. (Республика Узбекистан)

Кодирова Дилрабо Шамсидиновна — старший преподаватель, доцент, кафедра иностранных языков, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной работе автор рассматривает различные понятийные характеристики термина, как лингвистического понятия. Определено место терминов в лексической системе языка и соотношение термина и общеупотребительного слова. Исходя из тематики данной статьи, речь будет идти о таком виде лексики ограниченного употребления, как терминология, а точнее о терминосистеме. А также в настоящей работе мы рассмотрим существующие мнения о месте термина в составе языка, определим его важнейшие признаки и, исходя из этого, попытаемся дать определение этого понятия.

Ключевые слова: термин, терминология, терминосистема, лингвистика, языковая единица, теория, дефиниция, семантика.

Лексика является основой любого языка, без которой он просто не может существовать, так как ее задачей является номинация объектов действительности, а также передача знаний и информации о них. В связи с этим в лингвистике особое внимание уделяется изучению вопросов лексикологии.

Прежде чем приступить к изучению понятия терминосистема, необходимо ознакомиться со значениями остальных понятий, которые напрямую связанны с ним, а также установить, какие взаимоотношения существуют между ними в языке.

Изучением вопросов, касающихся специальной лексики, занимается терминоведение. Основной единицей, на которой сфокусирована данная наука, считается термин. В лингвистической среде существуют разные взгляды на толкование данного понятия, так как оно является достаточно многоаспектным и требует очень точного отражения каждой своей характеристики. На наш взгляд, среди узбекских лингвистов наиболее удачно определение термина было дано такими лингвистами как Акобиров С.Ф., Хожиев А., Донияров Р., а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.