Научная статья на тему 'Роль и значение приставочного словообразования в формировании и развитии речи учащихся национальной школы'

Роль и значение приставочного словообразования в формировании и развитии речи учащихся национальной школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
629
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРИСТАВОЧНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шерипова З. А.

Работа над словообразовательными моделями учит школьников соотносить общее и частное, развивает абстрактное мышление, поскольку проводится на уровне словообразовательных обобщений. Трудности в формировании навыков правописания связаны с тем, что у учащихся беден словарный запас для подбора опорной орфограммы. Поэтому работу по формированию навыков правописания приставок следует связывать со словарной работой, с обогащением активного словаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шерипова З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work on word-building models teaches students to correlate common and particular aspects, develops abstract thinking, as it is carried out at the level of word-building generalisations. Difficulties in forming orthography skills are connected with student's poor vocabulary for choosing a reference spelling rule. Therefore the work on forming prefix orthography skills should be connected with dictionary work and enrichment of active vocabulary.

Текст научной работы на тему «Роль и значение приставочного словообразования в формировании и развитии речи учащихся национальной школы»

З. А. Шерипова

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВОЧНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой методики преподавания русского языка Дагестанского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. Г. Буржунов

Работа над словообразовательными моделями учит школьников соотносить общее и частное, развивает абстрактное мышление, поскольку проводится на уровне словообразовательных обобщений. Трудности в формировании навыков правописания связаны с тем, что у учащихся беден словарный запас для подбора опорной орфограммы. Поэтому работу по формированию навыков правописания приставок следует связывать со словарной работой, с обогащением активного словаря.

The work on word-building models teaches students to correlate common and particular aspects, develops abstract thinking, as it is carried out at the level of wordbuilding generalisations. Difficulties in forming orthography skills are connected with student's poor vocabulary for choosing a reference spelling rule. Therefore the work on forming prefix orthography skills should be connected with dictionary work and enrichment of active vocabulary.

Практическое усвоение словообразования частей речи предоставляет большие возможности для формирования и развития русской устной и письменной речи учащихся национальной школы. Это связано с тем, что приставки как минимальные значимые части слов очень часто используются для образования новых слов. Учащиеся при помощи приставок образуют новые словообразовательные модели. В работе по образованию новых слов основное внимание уделяется практическому усвоению правил сочетаемости приставок с производящими основами. При этом необходимо отобрать наиболее употребительные приставки, образовывать новые слова и систематически употреблять их в словосочетаниях, предложениях, в небольших текстах.

В русском языке нет каких-либо правил употребления приставок, их сочетания с производящими основами. Сочетаемость приставки зависит от семантики глагола, производящей основы глагола. Следовательно, практические работы, уп-

ражнения следует составлять с учетом семантики приставки и образующей основы. Необходимо учитывать и многозначность приставок. Например: подходить, подписать, подтолкнуть, подрезать, подключить и т. д., но нельзя «под-кушатъ», «подспать», «подкричатъ». Учащиеся должны убедиться, что нет таких слов, приставка под- сочетается не со всеми глаголами.

Развивать русскую речь учащихся следует как при выполнении аналитических, смешанных, так и творческих заданий. Например, даются упражнения для наблюдения, нахождения слов с какой-нибудь приставкой в данном учителем тексте, выделения производящей основы и образования новых слов по той же модели с использованием других приставок. Каждое устное или письменное объяснение того или иного примера способствует развитию мышления и речи учащихся. Анализ и синтез различных словообразовательных моделей, выводы и рассуждения служат прекрасным средством разви-

Роль и значение приставочного словообразования в формировании и развитии речи учащихся..

тия русской речи учащихся-кумыков. Такая работа повышает интерес учащихся к словообразовательным моделям, обогащает речь новыми словами.

«При моделировании значения приставок усваиваются лучше, если их объединить или противопоставить по значению. Работу целесообразно начать с приставок вл, вы-: лететь- в_+ лететь, вы+ лететь.

На основе наблюдения и сопоставления учащиеся рассуждают: глагол влететь образован от глагола лететь с помощью приставки в-. Приставка имеет значение "движения внутрь": въехать, входить, ввести и т. д. От глагола лететь с помощью приставки вы- образован глагол вылететь. Приставка вы-имеет значение "движения изнутри": выехать, выходить, вывести т. д. Такие группы слов можно показать в виде схем, связанных одной приставкой:

в-

лететь ходить бежать вести

в-

ехать водить вести бежать

толкнуть» [1, с. 330].

После объяснения словообразовательных гнезд слов учащимся можно дать задания самостоятельно образовать группы слов с приставками за-, от-, при-, с- и др. В ходе выполнения таких заданий необходимо показать, с какими словами не сочетается та или иная приставка. С каждым словом, образованным при помощи приставки, следует устно составлять предложения. Это способствует усвоению лексических значений приставочных словообразований, их сочетаемости с другими словами, формированию и развитию связной русской речи.

Для развития русской речи учащихся эффективны упражнения на составление предложений и связных текстов по образцу с использованием данных учите-

лем слов, словосочетаний. Образец: ходить - выходить. Отец выходит из торгового центра с большими пакетами. Такая работа особенно эффективна при усвоении значений приставок путем подбора антонимов, определенных слов с выходом на творческие работы (входить -выходить, присоединиться - отсоединиться) (подземный - наземный; нагрудный (знак) - заграничный (паспорт); загородная (дача)).

На следующем этапе учащимся можно предложить составить рассказ на определенную тему, например «На экскурсии», используя словосочетания: войти в лес, выбрать место, вбежать в палатку, включить радиоприемник, выйти на полянку, вынести шахматы, влезть на дерево, войти в палатку, выключить радиоприемник и т. д.

На этапе закрепления материала по приставочному словообразованию глаголов рекомендуются следующие упражнения:

1. От данных слов с помощью приставок образуйте глаголы, объясните значения производных слов: ставить, строить, шить, клеить и т. д.

2. Найдите производящую основу следующих производных слов, объясните значения (приставок) префиксов: приглушить, притянуть, запеть, подходить, (выключатель, учитель, ночной, голубоватый, заново, спереди).

3. Заполните словообразовательный квадрат:

приоткрыть - ?

открыть - ?

4. Подберите слова противоположного значения к следующим словам,

выделите приставки. Образец: привести - отвести.

Прибежать, прилететь, приучить, приплыть, привинтить (подземный, подводный).

«Для предупреждения смешения префиксов и развития речи можно предложить упражнения на вставку нужных

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

слов из скобок; составление предложений с данными словами и словосочетаниями, объяснение значений, вносимых префиксами в слово; можно предложить перевести предложения на родной язык; выписать из "Школьного словообразовательного словаря" или "Школьного орфографического словаря" несколько производных слов с определенными префиксами, обозначить их условным знаком и объяснить их значения» [2, с. 38].

Аналогичную работу можно провести при изучении видовых пар глаголов. Для формирования навыков правильного употребления новых пар нужно выполнить большое количество специальных упражнений в определенной последовательности. При этом основное внимание следует уделить различению грамматических и семантических словообразовательных значений приставок, формированию навыков их употребления. Такая работа способствует запоминанию закономерностей видового словообразования, морфемных помет глаголов совершенного и несовершенного вида и развитию речи учащихся. Формированию навыков употребления приставочных глаголов и видовых пар учащимися-кумыками поможет усвоение видовой «лестницы» (писать - переписывать - переписать - переписывать). Необходимо показать учащимся, что приставка пере- не образует видовую пару, она образует новое слово. Чтобы дети осознали значение приставки, с приставочным глаголом нужно составить предложения, показать наглядно данное действие. Если учащиеся не понимают значение вновь образованного глагола, его можно перевести или объяснить на родном языке.

«В Ходе закрепления и повторения материала целесообразно проводить упражнения с перфокартами, опорными карточками и готовыми таблицами, например: запишите слова в три столбика в зависимости от способа образования, вы-

пишите из изучаемых текстов художественной литературы производные слова, распределите их по частям речи и определите способ образования» [2, с. 198].

Подобные упражнения следует считать ценными и для развития речи учащихся, и для обогащения их словаря новыми словами, и для закрепления в речи уже знакомых, но малоупотребительных слов с приставками. В заключение можно предложить учащимся строить рассуждения по следующей записи:

_?_

(проигрывать)

проиграть

_?_

(играть)

Рассуждение может быть таким: «В данной видовой словообразовательной "лестнице" известна средняя ступенька проиграть. Нужно восстановить первую и третью ступеньки этой "лестницы". На первой должен быть глагол играть, потому что он несовершенного вида, без приставки, поэтому короче глагола проиграть, отвечает на вопрос что сделать? На третьей ступеньке должен стоять глагол проигрывать, потому что он протяжнее глагола проиграть, образуется от него с помощью суффикса -ыва и отвечает на вопрос что делать! Проиграть и проигрывать образует видовую пару, а играть и проиграть не образует видовой пары.

Таким образом, видовая словообразовательная "лестница" должна выглядеть следующим образом: на первой ступеньке стоит бесприставочный глагол несовершенного вида играть, вторую ступеньку занимает глагол совершенного вида проиграть, образованный от приставочного глагола совершенного вида проиграть с помощью суффикса -ыва». Глаголы проиграть - проигрывать имеют одинаковые лексические значения. Суффикс -ыва изменяет только грамматическое значение.

Преимущество таких видов работ заключается в том, что они развивают не

только речь учащихся, но и их логическое мышление, формируют навыки разграничения лексических и грамматических значений приставок.

Учащиеся начальной школы в своей речевой практике пользуются приставками, правильное употребление которых зависит от того, насколько точно они усвоили их значения. Поэтому задача учителей заключается в том, чтобы с 5-го класса добиваться дальнейшего совершенствования навыков практического усвоения приставок. Без осознанного усвоения трудно сформировать навыки словообразования, употребления связных приставочных глаголов. Основные трудности практического усвоения словообразовательных моделей с приставками обусловливаются межъязыковой словообразовательной интерференцией, связанной с отсутствием приставок в кумыкском языке. Чаще всего значения приставок, приставочных словообразовательных моделей передаются на кумыкском (родном) языке разными способами, например описательно.

В этой связи необходимо использовать такие приемы, как перевод префиксальных глаголов на кумыкский (родной) язык; подбор слов-антонимов к приставкам при-, у-; в-, вы-; до-, от-; показ движений или действий. Для семантизации словообразовательных моделей широко используются различные наглядные пособия, возможности компьютера.

Разумеется, составление схем и таблиц с помощью учащихся должно занять ведущее место. Такая работа способствует закреплений изученного материала, формированию навыков употребления приставочных глаголов в связной речи.

При выполнении упражнений внимание учащихся необходимо обратить на многозначность приставок, особенности их сочетания с производящими основами, например: подписать, подходить, подучить, подрезать, подводить и т. д. Основным условием практического усвоения многозначных приставок является употребления словообразовательных моделей в предложениях, в связной речи, их сопоставление и противопоставление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шекихачева М. Ш. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка. М.: Высшая школа, 1993.

2. Шекихачева М. Ш. Содержание приемы обучения русскому словообразованию: выход в лексику, грамматику и орфографию. Нальчик, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.