Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ СПОРТИВНЫХ МОТИВОВ У ГИМНАСТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ СПОРТИВНЫХ МОТИВОВ У ГИМНАСТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / ОПРОСНИК ПО СПОРТИВНЫМ МОТИВАМ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблина Елена Валерьевна

Необходимость выявления динамики мотивов у разновозрастных спортсменов гимнастов определило, что на данный момент нет подходящего под данную задачу опросника для получения валидных данных. В данной работе проведен теоретический анализ и систематизация зарубежной и отечественной литературы по данным спортивных мотивов детей и подростков, занимающихся спортивной гимнастикой. Мотивы занятия спортом ранжированы и сопоставлены с экспертным опросом тренеров. Результаты выявили детерминанты спортивных мотивов различных возрастных категорий детей, профессионально занимающихся спортом: от 7 до 10 (младшие школьники), от 11 до 14 (средние классы) и от 15 до 17 лет (старшие классы). Сравнительная динамика данных по опросам выявила сходства и расхождения по мотивам, обнаружила проблемные моменты, которые оказывают влияние на качество результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кораблина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDYING THE DYNAMICS OF SPORTS MOTIVES IN GYMNASTS WHO ARE PROFESSIONALLY ENGAGED IN SPORTS

To identify the dynamics of motives among athletes of different age gymnasts we need to have valid questionnaire, but at this moment, there is no suitable questionnaire for this task. This paper perform a theoretical analysis and systematization of foreign and Russian literature that carried out sports motives of children and adolescents involved in professional sports. Sports motives ranked and compared with gymnastics coaches. The results make identify the determinants of sports motives of various age categories of children professionally involved in sports: from 7 to 10 (junior schoolchildren), from 11 to 14 (middle grades) and from 15 to 17 years (senior grades). The comparative dynamics of the data made it possible to diagnose similarities and discrepancies in motives, found problematic points that affect the quality of the results.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ СПОРТИВНЫХ МОТИВОВ У ГИМНАСТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

ашшшмгшш

УДК 159.9.072.432

©©vddDpnnnmM psydhdko)gy9

MMedkDgy

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ СПОРТИВНЫХ МОТИВОВ У ГИМНАСТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Кораблина Е. В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия, Москва. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0984-4368 Au-thorID: 229821. E-mail: umikochan@yandex.ru

Аннотация. Необходимость выявления динамики мотивов у разновозрастных спортсменов гимнастов определило, что на данный момент нет подходящего под данную задачу опросника для получения валидных данных. В данной работе проведен теоретический анализ и систематизация зарубежной и отечественной литературы по данным спортивных мотивов детей и подростков, занимающихся спортивной гимнастикой. Мотивы занятия спортом ранжированы и сопоставлены с экспертным опросом тренеров. Результаты выявили детерминанты спортивных мотивов различных возрастных категорий детей, профессионально занимающихся спортом: от 7 до 10 (младшие школьники), от 11 до 14 (средние классы) и от 15 до 17 лет (старшие классы). Сравнительная динамика данных по опросам выявила сходства и расхождения по мотивам, обнаружила проблемные моменты, которые оказывают влияние на качество результатов.

Ключевые слова: мотивация, мотивы занятия спортом, опросник по спортивным мотивам, спорт.

мена. Для достижения наивысших результатов, качественного профессионального роста, важнейшим моментом является мотивация спортсменов [11]. Поэтому развитие у гимнастов спортивных мотивов, их изменения и соответствия тому или иному возрастному критерию - является важнейшим моментом построения тренировочного процесса, с учетом детерминант поведения спортсмена. На данный момент не существует опросника по мотивам, который мог бы быть применим к гимнастам, начинающим свою спортивную карьеру с соревнований в 7 лет; многие опросники основаны на совмещении вопросов по индивидуальным и групповым видам спорта, и нацелены на выявления мотивов уже

Актуальность. В настоящее время карьера в спортивной гимнастике начинается значительно раньше, чем в предыдущее 20-30 лет [3]. Родители, нацеленные на высокие достижения, международные результаты, начитают занятия и подготовку с детьми от года. Спорт, это профессиональная деятельность, которая основана на достижениях уже в дошкольном возрасте, младших и средних классах, в ранней юности. Именно в те моменты, когда происходит формирование субъект-ности личности, начинается выстраивание своей индивидуальности и начинает строиться профессиональная карьера спортс-

сложившихся спортсменов, что выявляет актуальность данной работы.

Цель и задачи. Целью данной работы является исследование и анализ уже существующих опросников по мотивации для спортсменов, выявление в них сходств, противоречий и проблемных моментов; а также выявление доминирующих мотивов спортсменов в определенных возрастах: младшего школьного (7-10 л), средне-школьного (11-15 л) и подросткового (1517 л). В данной работе использованы следующие методы: анализ и систематизация зарубежных и отечественных источников по спортивной мотивации, а именно по выявлению спортивных мотивов; экспертный опрос двадцати одного тренера по спортивной гимнастике со стажем более 5 лет по значимым мотивам для гимнастов, а также экспертная оценка опросников.

Результаты таких исследований будут интересны как спортивным психологам, психологии развития, психологам ак-меологам, тренерам, преподавателям.

Мотивация спортсмена является спорным вопросом, так как постоянно происходит манипуляция над заинтересованностью спортсмена в процессе, и это улучшает качество выполняемого действия (де-

ятельности) [1]. Такая манипуляция чаще всего срабатывает, но нельзя от нее ждать долгосрочного результата. Исследования Э.Дэси и Р.Района показывают, что личность может в последующем перейти к амотивационной модели поведения [12]. Любой гимнаст имеет свои индивидуальные черты, свою мотивационную систему, в которой есть как устойчивые мотивы, так и постоянно трансформирующиеся, что обусловлено возрастными и изменениями, этапами становления личности, ее субъектного уровня развития [6]. Выявление стабильных мотивов гимнастов важно для повышения качества тренировочного процесса и гармоничной интеграции целей тренера через ценностную сферу спортсмена.

Различные авторы по-разному систематизировали многочисленные мотивы занятий спортом, соответственно, классификация базировалась на различных критериях. А ранжирование мотивов зависело от специфики того вида спорта которым занимались спортсмены при прохождении опросов. Данные по мотивам, которые они вывели в своих исследованиях отражены в таблице.

Таблица 1

ронологическии ряд авторов, изучающих состав мотивации спортсменов

Авторы Мотивы занятия спортом

Г. Мюррей (1938)[10] Потребность в престиже, самосовершенствовании, признании

Потребность достижения успеха и избегания неудач

Потребность проявить власть над другими, доминировать

Потребность в аффилиации

Потребность приобретения предметов, стремление к порядку

Потребность участия в познавательном процессе

Ю.Ю. Палайма (1966)[7] Мотивы морального порядка

Стремление к самоутверждению

Мотивы, связанные с отношением к сопернику, тренеру, зрителям

Собственно-соревновательные мотивы

Мотивы эстетического порядка

Мотивы, связанные с желанием добиться определенных привилегий, материальных благ

Е.А. Калинин (1973)[4] Потребность в достижении

Потребность в борьбе

Потребность в самосовершенствовании

Потребность в общении

Потребность в поощрении

Мотивы осознаваемые

Мотивы неосознаваемые

Мотивы физиологические

Мотивы психологические

Б.Дж. Кретти (1978) [5] Мотивы социальные

Мотивы, сформированные прошлым опытом и общения с другими людьми

Мотивы, сформированные недавним опытом и общения с другими

людьми

Мотивы, сформированные непосредственным опытом деятельно-

сти и общения с другими людьми

Удовлетворение самоактуализации, самоутверждения, самовыра-

жения, исполнения долга

Удовлетворение материальных потребностей

Р.А. Пилоян (1984) [8] Благоприятные условия социально-бытовой деятельности

Накопление специальных знаний и навыков

Отсутствие болевых ощущений

Накоплении сведений о своих противниках

Отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся

на процессе соревновательной борьбы.

Общения

Материальных благ

Развития характера и психических качеств

Физического совершенства

В.И. Тропников (1989)[9] Улучшения самочувствия и здоровья

Эстетического удовольствия и острых ощущений

Приобретения полезных для жизни умений и знаний

Потребность в одобрении

Повышение престижа и желание славы

Коллективистская направленность

Познание

Мотив эмоционального удовольствия

Мотив социального самоутверждения

Мотив физического самоутверждения

Социально-эмоциональный мотив

А.В. Шаболтас Социально-моральный мотив

(1998) [11] Мотив достижения успеха в спорте

Спортивно-познавательный мотив

Рационально-волевой

Мотив подготовки к профессиональной деятельности

Гражданско-патриотический мотив

Стремление к самосовершенствованию

Е.П. Ильин (2000) [3] Стремление к самовыражению и самоутверждению

стремление к общественному признанию

Социальные установки на спорт

Удовлетворение духовных и материальных потребностей

Далее рассмотрим те методики, которые были использованы авторами для выявления спортивных мотивов.

1. Методика Г. Мюррея основана на выделении определенных потребностей психогенного характера и их противопоставлении основным биологическим (висцеро-генным) потребностным состояниям. Он считал, что таким образом можно определить различные мотивационные модели поведения, которые характерны для спортсменов [10].

2. Ю.Ю. Палайма использовал свою методику для хоккеистов, т.е. включил специфику определенного вида спорта и под нее проводил исследование, поэтому он включил специфические и индивидуальные мотивы, характерные именно для хоккеистов. Его методика преимущественно изучает мотивацию не столько личностному успеху, сколько интересов командной работы [7].

3. Методика Калинина Е.А. базируется на углубленном психологическом обследовании. Ее целью является отбор спортсменов в команды, структурирование и выявление иерархии мотивов спортсменов

[4].

4. Методика Б. Дж. Кретти основана на выявлении тех стимулов, которые могут повысить эффективность тренировок. По сути, эта методика для помощи тренерам, чтобы, понимая мотивацию спортсмена адекватно относиться к тренировочному процессу (в переводе данная работа была опубликована в 1978) [5].

5. Методика Р. А. Пилояна основана на изменениях отношений духовных потребностей к материальным, которые меняются в зависимости от возраста или спортивного стажа. Он выявлял различия у подростков, юношей и мужчин [8].

6. Методика, которая использовалась В.И. Тропниковым, основана на выявлении степени важности различных потребност-ных мотивов (основанных на выборе перечня причин, ситуаций или обстоятельств), которые детерминируют спортсмена начать и продолжать заниматься интересным для него видом спорта [9].

7. Методика, которая была разработана А.В. Шаболтас, называется «Мотивы занятий спортом». Она используется в опреде-

лении детерминирующих личностных целей занятий спортом [11].

8. Работы Е.П. Ильина были направленны на редакцию и переработку мотиваци-онных и потребностных тестов, в том числе В. И. Тропникова и А.В. Шаболтас. Под его редакцией опросники вышеупомянутых авторов используют с 2000 [3].

Анализируя работы авторов, можно сказать, что мотивы были выделены на разных выборках от детей до взрослых; от респондентов, просто вовлеченных в физическую активность, до профессиональных спортсменов. На сегодняшний день изменились социально-экономические условия, изменились детерминанты социального поведения, изменилась и иерархическая значимость спортивных мотивов.

Данная работа нацелена на исследование гимнастов, профессионально занимающихся спортом, поэтому за основу выявления спортивных мотивов разных возрастных групп спортсменов были выбраны методики А.В. Шаболтас и В.И. Тропнико-ва в редакции Е.П. Ильина [3] как наиболее проработанные и наиболее часто используемые при исследованиях мотивации спортсменов. Эти работы также важны потому, что выборку составили профессиональные спортсмены, как группового, так и индивидуального спорта (в отличие от других опросников, которые чаще всего использовали выборку коллективных видов спорта или же выборку не профессиональных спортсменов).

Результаты исследования и их обсуждения. Мотивы А.В. Шаболтас и В.И. Тропникова практически совпадают. Мотив достижения успеха в спорте и мотив социального самоутверждения

A.В. Шаболтас, В.И. Тропниковым объединены одним - повышение престижа и желания славы. С другой стороны,

B.И. Тропников разделил рационально-волевой (рекреационный) мотив А.В. Шаболтас на два, соответственно, на рекреационный - улучшение самочувствия и здоровья и волевой - развитие характера и психических качеств. Дополнительный мотив, который был выделен В.И. Тропни-ковым и не учитывался А.В. Шаболтас, это

мотив получения материальных благ, что весьма необычно, потому что ее работа была написана позже и материальные блага и поощрения были важны для спортсменов особенно в юношеском (17-21) возрасте, более подробно этот вопрос поднимался Е.П. Ильиным [3].

В настоящее время и в наши дни этот мотив является куда более важным для спортсменов и более юного возраста. Подводя итог сравнительного анализа, можно сказать, что изучаемые мотивационные основы во многом сходны и не противоречат друг другу. Мотивы «Гражданско-патриотический» и «Коллективной направленности» не учитывался, так как они были разработаны и использовались для командных видов спорта, а данная работа проводится для спортсменов гимнастов - индивидуального вида спорта.

Для выявления проблемных моментов данных опросников следует выделить те спортивные мотивы гимнастов, которые являются актуальными на сегодняшний день. Для этого среди тренеров-преподавателей по спортивной гимнастике, со стажем преподавания от 10 до 25 лет, был проведен экспертный опрос на выделение значимых мотивов для разных возрастных групп: для гимнастов из младших школьников (7-10), гимнастов-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школьников средних классов (11-14) и гимнастов подростков (14-17).

Экспертные оценки тренеров предоставляют качественную информацию о спортсменах, позволяют выявить динамику мотивов в соотношении с реалиями данного времени и изменениями социальных условий. Многочисленные экспертные опросы применяются в различных научных областях, особенно тех, которые находятся в динамике, развитии и не имеют четкой операциональной модели (Бода-лев 2000, Дьяченко 2007, Столин 2000г, и др.). Тренер, включенный в тренеровочно-деятельностный процесс учитывает совокупность множества условий, в которых находится спортсмен: внешне-средовые, личностно-внутренние, а также физические возможности субъекта. Другими словами, учитываются обстоятельства, настроения и возможности спортсмена, что позволяет адекватно и объективно выделить необходимые данные.

Итогом экспертной оценки выступает схема стадий развития мотивационной структуры. Двадцать один тренер по спортивной гимнастике, со стажем работы более 10 лет с разновозрастными детьми, дали следующие результаты доминирующих мотивов для детей от 6 до 10 лет, от 11 до 15 и от 15 до 17 лет; среднестатистические результаты представлены в диаграмме

12 10

спортсмены 6-10 лет спортсмены 11-14 лет спортсмены 15-17 лет

■ общение ■ физ. самоутверждение

■ познание,развитие ■ здоровье

■ материальные блага ■ эстетика, эмоциональное удо влетворение

■ приобретениеЗУНов ■ престиж, слава, успех

■ одобрение

Рис. Доминирующие мотивы для разных возрастов спортсменов-гимнастов по результатам экспертного опроса

Разные периоды спортивного мастерства у спортсмена выявляют разные уровни мотивационной заинтересованности в процессе, что подтверждено исследованием, проведенным А.В. Шаболтас в 1998. Она вывела три этапа формирования спортивных мотивов: 1 этап, включает в себя принятие чужих норм и требований к своей деятельности. 2 этап, основан на вовлечении в деятельность спортсмена положительных эмоциональных. 3 этап, базируется на прагматичности, рациональном отношении спортсменом к спорту [11].

Также существует блок-схема у Чешских психологов В. Гошека, М. Ванека и Б. Свободы (1973), где динамика спортивного стажа выделяла различные мотивационные этапы - генерализация, дифференциация, стабилизация и инволюция. [2; 3]. Данные экспертного опроса данного 2021 года позволяют провести сравнительный анализ данных, и выделить значимые мотиваци-онные составляющие для профессиональных спортсменов.

№ п/п В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода, 1973г А.В. Шаболтас, 1998г Экспертный опрос, 2021г

I этап Генерализация (Результативность -начальная; Мотивация - общая, положительная) Мечты о достижениях. («Принятие» социально постулируемых, одобряемых социальным окружением целей занятия спортом). Значимыми мотивами выявлены потребность в одобрении М=9,3 и общение М=9,3. Мотивация социализированного характера, внешне детерминированная и переходная мотивация.

II этап Дифференциация (Результативность -выше среднего уровня, Мотивация - дифференцированная, непосредственно положительная) Эмоциональное отношение. (Формирование отношения к спорту на основе личностного смысла: что побуждает данного спортсмена заниматься спортом). Детерминантным остается мотив общения М=8,9. Примерно равными по значимости являются мотивы одобрения М=8,3, познание М=8 и материальные блага М=8. Мотивация переходного типа и внутренняя.

III этап Стабилизация (Результативность -максимальная, Мотивация - специфическая (узкая), опосредованная, отрицательная) Прагматизм в отношении к спортивной деятельности. Детерминантным мотивом становится мотив престижа, славы и успеха М=9,8, важным приобретения спортивных знаний и умений М=9,4. Равными по значимости и важными мотивами являются физическое самоутверждение М=8,9, эстетика М=8,9. Мотивация внутренняя и внешняя.

Таблица 2

Историческая тенденция изменений мотивационного строя спортсменов профессионалов

Данная таблица показывает больше сходств, чем различий на первом этапе, где мотивация от внешне детерминированной, обусловленной социальным окружением, выявляет мотив общения как значимый во всех срезах. Второй этап характеризуется переходной мотивацией и внутренней. Здесь превалируют личностные мотивы, эмоциональное отношение, что согласуется со значимым мотивом общения, но в отличие от А.В. Шаболтас, важным является также мотив материальных благ, который ею не учитывался вовсе, при проведении опросов, а также важными становятся мотивы познания и одобрения. Третий этап так же сходен, в нем выражены мотивы личностного прагматизма в спорте, где значимым для спортсмена является престиж, слава и успех, важным - знания и умения, которые важны для профессиональной спортивной деятельности, а мотив познания перерастает в мотивы физического самоутверждения и эстетики.

Выводы. Экспертный опрос тренеров по спортивной гимнастике позволил выявить следующие проблемы тестов А.В. Шаболтас и В.И. Тропникова в переработке И.П. Ильиным:

1. Оба опросника перегружены вопросами (А.В. Шаболтас - 45 двойных вопросов, В.И. Тропников - 109 вопросов). Чем меньше возраст ребенка, тем больше времени будет затрачено на ответы. Существует вариант потери интереса и внимания опрашиваемого.

2. Респонденты не понимают вопросов, требуют пояснения ситуации или объяснения непонятного термина. (Например, в вопросах учитывается работа, хотя дети еще не работают; учитываются международные соревнования - хотя дети определенных возрастов в них еще не участвовали. Или же вопрос о возможности улучшить свои жилищные условия может быть не понятен).

3. Сложности с пониманием критериев ответов. В случае опросника А.В. Шаболтас

- вопросы подразделены на два суждения и необходимо выбрать одно из них и оценить по баллам свой выбор - в зависимости от степени преобладания одного суждения над другим. В случае В.И. Тропникова - мотивы оцениваются по баллам от 1 до 5 в зависимости от значимости. Сложность инструкции может дезориентировать детей, что приведет к ошибкам и/или потере времени на долгое объяснение, что может снизит внимательность и привести к неправильным ответам.

Проведенная теоретическая работа приводит нас к необходимости модификации данных опросников, чтобы создать один удобный, простой и отвечающий реалиям времени. Необходимо, чтобы опросник был рассчитан для широкого практического применения на спортсменах гимнастах различных возрастов, и позволял выявлять иерархию их спортивных мотивов. Как достоверный и надежный инструмент, который можно использовать как самостоятельно, так и для перекрестной работы по нескольким опросникам для выявления разных качеств личности.

Такой опросник будет важен для практикующих психологов, в области спорта, для тренеров и преподавателей, он может повысить качество и эффективность работы с детьми, профессионально занимающимися спортом. Такой опросник может быть использован и для сложносоставных исследований личности, где мотивация является одним из критериев изучения комплексности личности, например, субъект-ности спортсмена. Поэтому для составления его вопросов следует использовать экспертное мнение тренеров, а также специалистов-психологов, проводить беседу со спортсменами, и использовать ранее разработанные опросники. Для валидиза-ции данного опросника, следует провести опрос дважды и выполнить сравнение данных, полученных новым опросником и опросниками А.В. Шаболтас и В.И. Троп-никовым, соотнести результаты.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли / Ю.Б. Гиппенрейтер / Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 15-24.

2. Гошек В., Ванек М. и Свободам Б., Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, Б. Свободам / Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб : Изд-во «Питер», 2000. 512 с.

4. Калинин Е.А. Исследование предсоревновательных состояний спортсменов в связи с особенностями их личности / Е.А. Калинин // Тезисы докладов к 7-ой Всесоюзной конференции по психологии физического воспитания и спорта (Ленинград, 14-17 марта 1973). Л. : ГДОИФК, 1973. С. 96-98.

5. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978.

6. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С.166-216.

7. Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов / Ю.Ю. Палайма / Психология современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 86-99.

8. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. 112 с.

9. Тропников В.И., Структура и динамика мотивов спортивной деятельности (на примере тяжелой атлетики, бокса и гандбола): дис. ... канд. псих. наук / Тропников В.И. Л.:1989. 149 с.

10. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с

11. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : дис. канд. псих. наук / А.В. Шаболтас. СПб., 1998. 210 с.

12. Deci E. L., & Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains. Canadian Psychology (2008). Vol. 49. p. 14-23.

Для цитирования: Кораблина Е.В. Методы изучения динамики спортивных мотивов у гимнастов, профессионально занимающихся спортом / Е.В. Кораблина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 4. С. 37-46.

Сведения об авторе

Кораблина Елена Валерьевна, аспирант кафедры психологии развития, акмеологии, 3 курс. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия, Москва. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0984-4368 Au-thorlD: 229821 . E-mail: umikochan@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 4, pp. 37-46.

METHODS OF STUDYING THE DYNAMICS OF SPORTS MOTIVES IN GYMNASTS WHO ARE PROFESSIONALLY ENGAGED IN SPORTS

Korablina E.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia, Moscow. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0984-4368 AuthorlD: 229821 . E-mail: umikochan@yandex. ru

Abstract. To identify the dynamics of motives among athletes of different age gymnasts we need to have valid questionnaire, but at this moment, there is no suitable questionnaire for this task. This paper perform a theoretical analysis and systematization of foreign and Russian literature that carried out sports motives of children and adolescents involved in professional sports. Sports motives ranked and compared with gymnastics coaches. The results make identify the determinants of sports motives of various age categories of children professionally involved in sports: from 7 to 10 (junior schoolchildren), from 11 to 14 (middle grades) and from 15 to 17 years (senior grades). The comparative dynamics of the data made it possible to diagnose similarities and discrepancies in motives, found problematic points that affect the quality of the results.

ftgm Keywords: sports, sports motives, questionnaire of sports motives.

References

1. Gippenreiter Yu.B. O prirode chelovecheskoy voli . Psychological journal [On the nature of human will], 2005, T. 26, no. 3, pp. 15-24. (In Russ.).

2. Goshek V., Vanek M. and Svobodam B. Uspeh kak motivacionnyi factor spotivnoy deyatelnosty . Psychology and modern sport [Success as a motivational factor in sports

activity]. Moscow, 1973. (In Russ.).

3. Ilyin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg, 2000. 512 p. (In Russ.).

4. Kalinin, E.A. Issledovanie predsorevnovatelnyh sostoyanii sportsmeov v svyazi s osobennostyami ih lichnosti. [Research of pre-competitive states of athletes in connection with the peculiarities of their personality]. Saint Petersburg, 1973. (In Russ.).

5. Cretti B.J. Psyhologiya v sovremennom sporte [Psychology in modern sport]. Moscow, 1978. (In Russ.).

6. Allport G. Stanovlenie lichnosti [Formation of personality]. Moscow, 2002. 166-216 p. (In Russ.).

7. Palaima Yu.Yu. Opyt issledovaniya otnositelnoy sily motiva i formirovanie sorevnovatelnoi ustanovki u sportsmenov [Research experience of the relative strength of motive and the formation of the competitive attitude in athletes]. Psychology of modern sport. Physical culture and sport. [Psychology of modern Sport]. Moscow, 1973. Pp. 86-99. (In Russ.).

8. Piloyan R. A. Motivaciyz spottivnoy deyatelnosti [Motivation of sports activity]. Moscow, 1984. 112 p. (In Russ.).

9. Tropnikov, V.I. Tropnikov V.I., Struktura i dinamika motivov sportivnoy deyatelnosti (naprimere tyazheloy atletiki, boksa i gandbola): dis. ... kand. psih. nauk [Structure and dynamics of motives of sports activity. Thesis]. Leningrad, 1989.-149 p. (In Russ.).

10. Heckhausen H. Motivaciya i deyatelnosti [Motivation and activity]. Saint Petersburg, 2003. 860 p. (In Russ.).

11. Shaboltas A.V. Motivyi zanyatiy sportom vyisshih dostizheniy v yunosheskom vozraste : dis. kand. psih. nauk [Motives for doing sports of the highest achievements in adolescence]. Saint Petersburg, 1998. 184 p. (In Russ.).

12. Deci E. L., & Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains. Canadian Psychology (2008). Vol. 49. p. 14-23.

Information about the author Korablina Elena Valeryevna

post-graduate student of the Department of Developmental Psychology, Acmeology, 3rd year. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia, Moscow. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0984-4368 AuthorlD: 229821. E-mail: umikochan@yandex.ru

Поступила в редакцию 29.03.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.