УДК 376.1
Подрезова Валерия Романовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
Россия, Волгоград
Андропова Анна Владимировна
старший преподаватель, Волгоградский государственный социально-
педагогический университет, Россия, Волгоград
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация: В статье описаны методы исследования внимания у детей с нарушением интеллекта. Главная особенность заключается в том, что при подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, учитель-дефектолог (как и все остальные специалисты) должен опираться на данные анамнеза и медицинские документы.
Ключевые слова: Дети с нарушением интеллекта, игровая деятельность, дошкольный возраст.
Podrezova Valeria
Volgograd State Socio-Pedagogical University, Russian Federation, Volgograd
Andropova Anna
senior lecturer, Volgograd State Socio-Pedagogical University,
Russian Federation, Volgograd
METHODS FOR STUDYING ATTENTION IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract: The article describes methods for studying attention in children with intellectual disabilities. The primary focus is on selecting appropriate diagnostic tools for the child, emphasizing that the special education teacher (as well as other specialists) should rely on the child's medical history and documents when choosing these tools.
Keywords: Children with intellectual disabilities, play activities, preschool age.
ВВЕДЕНИЕ
Внимание в целом имеет огромное значение для развития человека и понимания окружающего мира им. Благодаря вниманию можно добиться успеха
ХОЛОДНАЯ НАУКА №9/2024
в любом деле. В любом процессе (умственном и физическом) внимание отстает от действий. Оно оказывает решающее влияние на весь познавательный процесс. Невозможно представить себе мысль, касающуюся одного предмета, если она сосредоточена на совершенно другом объекте [1]. Умение концентрировать внимание позволяет ребенку достигать успехов в различных видах деятельности. Однако у детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются специфические трудности в развитии внимания, что сказывается на их когнитивных и поведенческих способностях. В статье рассматриваются методы диагностики и коррекции внимания у данной группы детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Развитие внимания у детей с интеллектуальными нарушениями проходит с задержкой и отличается по своей структуре и интенсивности. У таких детей наблюдается малая устойчивость внимания, трудности с его распределением и сужение объема внимания. Это усложняет образовательный процесс и требует индивидуального подхода при разработке и применении диагностических методик.
У детей с интеллектуальными нарушениями в дошкольном возрасте внимание в основном остается непроизвольным и неустойчивым. Важно понимать, что переход от непроизвольного внимания к произвольному у таких детей происходит медленнее, чем у их сверстников с нормотипическим развитием. При этом особое значение имеет использование речи и игровой деятельности как основных средств организации внимания.
В мире, как и в России, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Согласно статистике ВОЗ, за период с 2018 по 2020 год количество детей, достигших 18-летнего возраста, получивших инвалидность, возросло более чем на 43%. На начало 2019 года в Российской Федерации число детей-инвалидов достигло 670 тыс. человек, а за этот период их количество увеличилось на 19 тыс. человек [2].
В своих исследованиях Н.Ф. Добрынин описывал внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Под направленностью психической деятельности понимается выбор конкретных
ХОЛОДНАЯ НАУКА №9/2024
объектов или видов деятельности, значимых для субъекта. Сосредоточенность, в свою очередь, проявляется в углубленности в деятельность. Чем сложнее задача, тем больше требуется интенсивности и напряженности внимания, то есть большей углубленности. Внимание также связано с отвлечением от внешних факторов. Внимание не является самостоятельным процессом, а лишь характеристикой других психических процессов, таких как восприятие, память и мышление [3].
С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях выделяет основные свойства внимания: концентрацию, объем, распределяемость, устойчивость и переключаемость. Внимание может быть сосредоточено на определенном объекте или стороне реальности, выражая интенсивность этой связи. Объем внимания изменчив и зависит от способности структурировать материал. Распределяемость внимания зависит от связи между объектами и автоматизации действий. Устойчивость внимания определяется его длительностью, а переключаемость - способностью быстро переключаться между задачами [4].
У детей в возрасте 3 лет внимание непроизвольное и неустойчивое. Они могут легко отвлечься и забыть о текущем действии. К 4 годам дети могут сосредоточиться на занятиях дольше, а к 5 годам уже способны сосредотачиваться на конкретных предметах без отвлечений. В этом возрасте они также начинают проявлять произвольное внимание и могут легко выполнять задачи, требующие концентрации. В старшем дошкольном возрасте дети могут играть и заниматься длительное время, развивая способность переключаться между разными видами деятельности. Пятилетние дошкольники имеют доступ к более сложной игре.
Следует помнить, что в развитии внимания есть индивидуальные особенности: один ребенок долго играет с одной и той же игрушкой, другой часто меняет игры и функции. Некоторым детям трудно переходить от одного занятия к другому. Эти различия вполне приемлемы. Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному, при этом главным сред-ством его организации является речь. В частности, детям становятся доступны следующие
ХОЛОДНАЯ НАУКА №9/2024
задания, требующие проявления произвольного внимания [5]. Сенситивный период для развития произвольных психических функций (в том числе и внимания), обеспечивающих успешность познавательной деятельности. Произвольное внимание, основной функцией которого является контроль и организация поведения и деятельности в соответствии с условиями среды, особо значимо в младшем школьном возрасте, когда вместе с началом систематического обучения закладываются основы дальнейшего развития всей познавательной сферы ребенка [6].
Согласно ФГОС ДО в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья важен индивидуальный, дифференцированный и комплексный подход. При выполнении диагностических приемов у детей с нарушением интеллекта наблюдается неравномерная работоспособность, их внимание неустойчиво, поэтому учитель-дефектолог должен проводить занятие или урок в доступной ребенку форме. У каждой диагностической игры должна быть своя специфическая задача. При проведении исследования необходимо использовать разнообразную видимость, которая должна нести семантическую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
Основной функцией педагога-дефектолога является определение уровня отклонений в развитии от среднестатистических показателей по возрасту, характеристики развития, возможной первичной или вторичной природы отставания в когнитивном развитии, а также потенциала для успешной адаптации к учебным программам, в большей степени зависящего от способности учащегося и степени расстройства его механизмов саморегуляции и мотивационных факторов. Следует опираться на медицинскую историю и соответствующую документацию при выборе соответствующих диагностических средств для ребенка. Необходимо предоставить детям время на обдумывание, избегая резких вопросов со стремительным ожиданием ответа, обеспечивать спокойную и доброжелательную обстановку на уроках, следить за равномерным темпом обучения и повторением ключевых моментов. Действия должны соответствовать возможностям детей с когнитивными нарушениями,
обеспечивая их удовлетворение и уверенность в собственных силах. При тяжелых расстройствах интеллекта необходимо создавать дополнительные стимулы, поощрять и поддерживать детей, используя простые вопросы, выражения одобрения, наводящие вопросы, демонстрацию действий и инструкции по их повторению.
Л. С. Выготский выдвинул основные принципы воспитания детей, позволяющих сделать работу специалиста более эффективной: уступить ребенку, чтобы потом взять верх, разрешив ребенку сделать то, чего он не ожидает. После такого дети обычно теряют интерес к поступку и переключаются на что-то другое. Л. С. Выготский призывал позволять ребенку играть. Автор утверждал: «Игра как основная форма естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из ее направленности на будущее». Позволяйте ребенку быть главным. Этот метод хорошо помогает работать с неуправляемыми детьми [7].
Внимание детей с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности, отражающие основные свойства, и характеризуется их нарушением. К особенностям внимания таких детей относятся: малая устойчивость, трудности распределения, сужение объема внимания, низкий уровень сосредоточенности, замедленная переключаемость, слабость целенаправленного внимания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для диагностики внимания у детей с интеллектуальными нарушениями используются разнообразные методики, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка. Диагностические игры, в которых дети должны выполнять определенные действия, помогают специалистам оценить устойчивость, распределяемость и переключаемость внимания. Например, игра «Найди и собери» позволяет наблюдать за способностью ребенка сосредоточиться на выполнении задания и переключаться между разными элементами игры.
Каждый ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности развития, которые необходимо учитывать при подборе диагностических методик. Специалист должен учитывать анамнез и медицинскую документацию, а также возможности и мотивацию ребенка. Важно использовать задания, которые вызывают интерес и соответствуют уровню развития, чтобы минимизировать стресс и повысить точность диагностики.
ВЫВОДЫ
В статье были рассмотрены особенности развития внимания у детей с интеллектуальными нарушениями и предложены методы его диагностики с учетом индивидуальных особенностей детей. Применение игровых методов позволяет адаптировать задания под каждого ребенка, обеспечивая более точную диагностику и создавая условия для успешной коррекции нарушений внимания. В дальнейшем необходимо разработать и апробировать дополнительные методики, направленные на улучшение концентрации, распределения и переключаемости внимания у данной категории детей. Специалистам следует уделять особое внимание созданию безопасной и поддерживающей среды, в которой ребенок может проявлять свои когнитивные способности без излишнего стресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова С.И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии. 1999. Т. 2.
2. Всемирный доклад об инвалидности / ВОЗ // URL: https://extranet.who.int/agefriendlyworld/wp-content/uploads/2014/06/WHO-World-Report-on-Disability-Russian.pdf (дата обращения: 22.07.2024)
3. Митин С.Н., Нягукова Т.О. Особенности развития свойств внимания у слабослышащих детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью Основное Литература // Симбирский научный Вестник. 2018. № 4(34). С. 27.
4. Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2-е издание. Серия: Библиотека психолога. 2003. С. 376.
5. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». 2008. С. 366.
6. Классификация психических расстройств по МКБ-10 / Научный центр психического здоровья // URL: http://ncpz.ru/lib/1 /book/14/chapter/9 (дата обращения: 2.08.2024)
7. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Народное просвещение. 1925. № 1. С. 112-120.