Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЕМАММИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЕМАММИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджибалаева Э. Г.

В статье рассматриваются актуальные вопросы особенностей изучения изобразительной деятельности детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Предмет изучения - развитие изобразительных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджибалаева Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GRAPHIC ACTIVITY OF CHILDREN WITH PROBLEMS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

The article deals with topical issues of the peculiarities of studying the visual activity of children with problems in intellectual development. The subject of study-the development of visual skills in children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЕМАММИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

УДК 37

Гаджибалаева Э.Г.

аспирант

кафедра педагогики и психологии Дагестанский Государственный Педагогический Университет

Россия, г. Махачкала ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЕМАММИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы особенностей изучения изобразительной деятельности детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Предмет изучения - развитие изобразительных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, взаимодействие, забота, изобразительная деятельность.

Gadzhibalaeva E. G.- postgraduatе chair of pedagogics and psychology, Dagestan state Pedagogical

University, Makhachkala THE GRAPHIC ACTIVITY OF CHILDREN WITH PROBLEMS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT.

Abstract: the article deals with topical issues of the peculiarities of studying the visual activity of children with problems in intellectual development. The subject of study-the development of visual skills in children with intellectual disabilities.

Key words: intellectual disabilities, interaction, caring, expressive activity.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, так как спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них фактически не наблюдается.

Главная задача изучения рисования в школе — обучить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных воспоминаний. Для изображения требуются светлые, отчетливые представления, а еще умение высказать их в графической форме.

Создавая рисунок, ребенок контролирует собственные действия представлением изображаемого предмета и расценивает их.

Дидактические игры позволяют детям в живой, конкретной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и познания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять однообразие и отличие между предметами; развивать глазомер, координацию перемещений рук и глаз, мелкую моторику; улучшать принятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные.

Из числа всевозможных видов деятельности, дети с интеллектуальной недостаточностью выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как более увлекательной и интересной. Л. С. Выготский оценивал изобразительную деятельность, например рисование, как процесс овладения детьми символическими системами и знаковыми средствами, в каком символ выступает в роли обозначения и сообщения. Данный процесс он связывал с происхождением знаковой функции сознания, что считается продуктом культурно-исторического становления ребенка.На протяжении всей ситуации становления специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи разрабатывали способы работы, сочетающие внутри себя высшую диагностическую и коррекционную тенденцию. Академик В.М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть справедливый свидетель проявлений и становления детской психики». Отмечалось помимо прочего, то, что изобразительная деятельность считается актуальным моментом познания ребенком находящегося вокруг мира. 31

Е.А. Екжанова проводила исследование, где было обследовано 10 детей с проблемами в интеллектуальном развитии и 10 детей с нормальным психическим развитием старшего дошкольного возраста.

Основной целью исследования считается исследование особенностей изобразительной деятельности детей с проблемами интеллектуального становления.

При проведении исследования была использована методика, созданная А.П. Зарин. В ходе констатирующего эксперимента были изучены такие виды изобразительной работы, как рисование, лепка и аппликация.

Обратимся к обсуждению отличительных черт рисования детьми с нормальным развитием и детьми с интеллектуальной недостаточностью.

В ходе исследования было установлено, то - что дети с обычными психическим развитием стойко проявляют энтузиазм к изобразительной деятельности: кроме рисования отдельных предметов готовы изобразить простые сюжеты, которые имеют все шансы сопровождаться рассказами о нарисованном. В собственную очередь, дети с интеллектуальной недостаточностью проявляют слабый энтузиазм к рисованию и то, только под воздействием взрослого, и их картинки только повторяют ранее пройденный материал. Одной из особенностей изобразительной работы детей с интеллектуальной недостаточностью, считается то, что они не в состоянии точь-в-точь передать рисунок по установленному образцу. Взамен подходящему образцу предмета, дети с интеллектуальной недостаточностью могут лишь изобразить его идентичные формы и полосы (например, взамен квадрата, дети изображают фигуру, имеющую закругленные углы и совпадающую с ним, но не подходящую образцу).

31 Екшанова Е.А. , Стребелева Е.А. Системный расклад к исследованию программы коррекционно-развивающего изучения детей с нарушением интеллекта. //Дефектология. 1999. № 6. С. 30-35.

Нужно помимо прочего остановиться на такой характеристике самостоятельного рисования, как ее длительность. Дети с обычным психическим развитием, как известно, готовы долго (более 30 минут) заниматься творческой работой, но у детей с интеллектуальной недостаточностью, как обнаружилось, длительность рисования варьируется от 3-5 мин. до 5-10 мин. Предметная лепка у детей с интеллектуальной недостаточностью представлена в создании несложных объектов (конфеты, драже, оладьи и т.д.), но без помощи других сравнить их с иными объектами детям бывает сложно. Впрочем, часть дошкольников с интеллектуальной недостаточностью при создании обычных объектов готовы без помощи других сравнить их с точными объектами. У детей с обычными психическим развитием в большей мере сформировано умение передавать в лепке главные признаки и характеристики предмета (форму, расцветка, строение), то - что во множестве случаев отсутствует у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Использованные источники: 1. Екшанова Е.А. , Стребелева Е.А. Системный расклад к исследованию программы коррекционно-развивающего изучения детей с нарушением интеллекта. //Дефектология. 1999. № 6. С. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.