Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
развитие / изобразительная деятельность / дошкольники / ограниченные возможности здоровья. / development / artistic activity / preschoolers / disabilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова Н. С., Скипина А. Г.

В статье освещается проблема формирования интереса к изобразительной деятельности как к одному из наиболее эффективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпатова Н. С., Скипина А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTEREST IN ARTISTIC ACTIVITY IN PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES

The article highlights the problem of the formation of interest in artistic activity as one of the most effective means of correctional and developmental work with preschool children with disabilities (intellectual disabilities).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Алпатова Н.С.

НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии», кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Скипина А.Г.

МБДОУ Детский сад № 65 «Калинка», г. Волжский,

учитель-логопед

FORMATION OF INTEREST IN ARTISTIC ACTIVITY IN PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES

Alpatova N.,

NOU VO «Moscow socially-pedagogical institute», Moscow, associate professor of the department «Preschool defectology and speech therapy»,

candidate of sociological sciences, senior researcher

Skipina A.

MBDOU «Kindergarten No. 65» Kalinka, Volzhsky, teacher speech therapist

Аннотация

В статье освещается проблема формирования интереса к изобразительной деятельности как к одному из наиболее эффективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Abstract

The article highlights the problem of the formation of interest in artistic activity as one of the most effective means of correctional and developmental work with preschool children with disabilities (intellectual disabilities).

Ключевые слова: развитие, изобразительная деятельность, дошкольники, ограниченные возможности здоровья.

Keywords: development, artistic activity, preschoolers, disabilities.

В условиях развития современного общества прослеживается четкая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В этой связи на уровне государства особое внимание уделяется охране и укреплению психофизического здоровья детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, самостоятельности, креативности, индивидуальности, возможности найти выход из нестандартной ситуации [6].

Среди детей с ОВЗ особую категорию представляют дети с умственной отсталостью или интеллектуальными нарушениями. Работа с такими детьми требует особого подхода, внимания, терпения, такта со стороны педагога. Анализ научной и методической литературы показал, что в работе с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии часто и весьма успешно используются занятия изобразительной деятельностью (Л.Б. Баря-ева, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Е.А. Екжа-нова, Т.С. Комарова, Е.А. Стребелева и др.). Среди различных видов деятельности особенно увлекательным и занимательным для детей является рисование.

Проблема формирования интереса к изобразительной деятельности как к одному из наиболее эффективных средств коррекционной работы с

детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями обусловливает актуальность данного исследования.

Цель исследования: создание условий для формирования интереса к изобразительной деятельности у дошкольников с умственной отсталостью как фактора эффективной коррекционно-раз-вивающей работы.

Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 65 «Калинка» г. Волжского. В исследовании принимали участие 10 детей с умственной отсталостью в возрасте 5-7 лет.

Первоначально нами была проведена беседа с воспитателями, в ходе которой мы выяснили, что в целом для детей исследуемой группы характерно неравномерная работоспособность. Наблюдалась повышенная отвлекаемость и расторможенность, что препятствовало полноценному проведению занятий теми или иными видами развивающей деятельности. Так, дети испытывали сложности при оперировании запоминаемым материалом, преобразовании его при попытке воспроизведения.

Следует отметить, что в проведении обследования детей активное участие принимали воспитатели группы, которые осуществляли работу по программе дошкольного образовательного учреждения

[4]. Время проведения обследования - первая половина дня, после завтрака и до дневной прогулки, что положительно повлияло на работоспособность детей. Помимо этого было организовано наблюдение за детьми в свободной (на прогулке) и специально организованной изобразительной деятельности.

Диагностическое исследование проводилось в знакомой и комфортной для детей обстановке, включало в себя процедуру наблюдения за ходом изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и оценку ряда показателей. Диагностическими критериями выступали следующие показатели: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие; готовность к освоению новых техник, принятие / отказ от выполнения задания; отношение к процессу выполнения задания и результату своей деятельности.

По результатам диагностики был проведен качественный анализ уровня сформированности интереса к изобразительной деятельности у каждого отдельного ребенка и дана количественная оценка. После чего дети были условно распределены по группам с высоким (0%), средним (20% - 2 человека) и низким (80% - 8 человек) уровнями сфор-мированности интереса.

Следует отметить, что дети с низким уровнем часто не принимали задание, что выражалось в отказе заниматься рисованием, либо выполняли задания медленно, действовали не по инструкции, часто отвлекались; наблюдались затруднения при высказывании мыслей, отмечалась неустойчивость внимания и неумение его распределять. Интерес к процессу и результату изобразительной деятельности был выражен слабо или вообще не выражен. В рисунках наблюдалось нарушение пропорций в изображении, отсутствие композиции, неправдоподобное использование цвета. Рисунки детей можно было охарактеризовать как однообразные, изображения - схематичные, лишенные детализации образа.

Для проведения коррекционно-развивающего этапа экспериментальной работы была разработана система занятий, направленных на формирование интереса у детей с умственной отсталостью к изобразительной деятельности.

Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуального и дифференцированного подхода, с учетом типологических, возрастных, психомоторных, двигательных, психологических особенностей детей и принципа постепенного увеличения нагрузки от простого к сложному [3, 7].

Как основу занятий по формированию интереса к изобразительной деятельности мы выбрали технику изображения при помощи отпечатков пальчиков, ладошек и предметов окружающего мира [1]. Данная техника способствовала развитию интереса к изобразительной деятельности, поскольку использовались не только техника оставления «отпечатков» и «следов» на бумаге, но и преобразование изображения «отпечатков» и «следов» в целостное изображение или сюжетный рисунок с

помощью прорисовки деталей изображения кистью, карандашом или фломастером.

Система коррекционно-развивающих занятий основана на положениях педагогики Марии Мон-тессори [2]. В группах, согласно положениям этой методики, нет специальных занятий рисованием. Материалы для рисования представлены листами бумаги различной формы и фактуры (длинные полоски и широкие листы, ватман и текстурная, гофрированная, обойная бумага). По рисункам можно было наблюдать развитие и совершенствование мускульного аппарата детской руки. Ребенок под контролем взрослого сам определял границы изображения, учился координировать свои движения пальцев и кисти.

Изображение оттисками разнообразных предметов использовалось на всех этапах коррекци-онно-развивающей работы: 1) показ приемов изображения педагогом; 2) рисование по образцу. Отметим, что в свободной деятельности детям была предоставлена возможность активно экспериментировать, используя в качестве основы для оттисков скомканную бумагу, тыльную сторону гофрированного картона, полиэтилен с рифленой стороной, вату, поролон, ткань и прочее. Формирование интереса к изобразительной деятельности обеспечивалось за счет многообразия возможностей для выбора техник изображения.

Рисунки штампами помогали наблюдать степень развития хроматического чувства у детей. Некоторые дети старались использовать в рисунках более или менее правдоподобные цвета с опорой на сенсорный опыт. Абсолютное большинство детей имеют недостаточно устойчивые сенсорные эталоны, поэтому они не задумывались над тем, можно ли сделать собаку зеленой, а деревья красными, а другие дети реализовывали свой творческий замысел, используя самые неправдоподобные сочетания.

В начале работы со штампами дети хаотично располагали отпечатки на листе бумаги, с интересом рассматривали их, но композиция рисунка в целом была хаотична. Поняв только суть работы, дошкольники пытались придать рисунку какой-то смысл, выполнить более гармоничную компоновку элементов изображения. В процессе работы постоянно требовалась помощь взрослого. Это стимулировало интерес к изобразительной деятельности -как из оттисков, возможно, хаотично расположенных на бумаге, возникает целостная картина, стоит лишь добавить некоторые элементы. Этой же цели служит и игра с песком, глиной при помощи различных формочек.

В системе занятий по методике Марии Мон-тессори выделяют три стадии рисования: 1 -я - дети экспериментируют с материалом (рисуют что хотят); 2-я - дети рисуют отпечатками на бумаге, составляют элементарные орнаменты с опорой на образец; 3-я - снова возвращаются к свободному рисованию на качественно более высоком уровне.

Дети получают цветные карандаши для «дорисовки». Необходимо, чтобы карандаш был по возможности длинным, чтобы ребенок приучался правильно держать его. Короткий карандаш не дает

возможности правильно располагать пальцы и тем самым ограничивает координацию движений. Мягкие карандаши не подходят для «дорисовок», так как они оставляют грязь из-за неловких движений детей [5]. Выбор цветов при нанесении штампового изображения предоставляется детям под контролем взрослого.

Дети знакомятся со следующими техниками рисования:

- пальчиковая живопись;

- оттиски штампов различных видов;

- рисование жесткой кистью;

- оттиск смятой бумагой;

- оттиск печатями из картофеля, яблока, тыквы и прочее.

В занятиях с детьми учитывались возрастные и типологические особенности и специфика развития ребенка. Каждое занятие проводилось с использованием игровых приемов, художественного слова, пальчиковых игр, физкультминуток, подвижных игр, в сопровождении отрывков музыкальных произведений. Каждое занятие имело определенную структуру и этапы:

1. Работа по развитию мотивации у детей с учетом возрастных особенностей (сказочно-игровая форма преподнесения материала, создание игровых ситуаций). Дети дошкольного возраста быстро приступают к работе благодаря их включению в игровую ситуацию. Необходимо мотивировать их, рассказав, для кого и с какой целью они будут рисовать.

2. Пальчиковая гимнастика, позволяющая детям более уверенно использовать различные художественные материалы для своего творчества.

3. Художественно-изобразительная деятельность, включающая задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Каждое занятие включало восприятие отрывков из музыкальных произведений для усиления эмоционального настроя детей.

4. Выставка-презентация детских работ. По окончании работы с детьми обсуждалось то, что они делали сегодня на занятии, положительно оценивались созданные ими творческие работы.

Как видно из структуры и хода занятий, на первом этапе специалист брал на себя ответственность за содержание рисунка, то есть тематика изображения и техника исполнения выбирались взрослым. Мы предлагали ребенку повторить технику рисования, действия взрослого, но ни в коем случае не добивались «похожести» изображения, а уж тем более столь же высокого качества исполнения работы, как у взрослого. Мы стремились к тому, чтобы сам процесс изобразительной деятельности, получения оттиска и отпечатка пальцев и разнообразных предметов приобрел некую сюжетную законченность, оформленность замысла в единую композицию. Ребенок, даже не уверенный в своих силах, считающий, что он не умеет рисовать, или не рассматривающий эту деятельность как интересную и приоритетную, должен был получить результат своих усилий, стать активным участником творческого процесса. Положительный результат деятельности ребенка стимулировал его активность, увлеченность, уверенность в собственных силах, а значит,

и способствовал формированию интереса к изобразительной деятельности.

В свободной изобразительной деятельности с использованием указанных техник мы видим потенциал для развития интереса, при условии соблюдения основных концептуальных положений педагогики Монтессори, а именно, свободы творчества и самовыражения.

Повторная контрольная диагностика показала следующие результаты: уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности интереса и составило 30% (на этапе первичной диагностики - 80%); увеличился показатель среднего уровня и составил 70% (на этапе первичной диагностики - 20%); дети с высоким уровнем сформиро-ванности интереса не были выявлены.

Таким образом, в ходе проведения экспериментально-исследовательской работы мы наглядно убедились в эффективности используемых приемов и средств для формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Это выражалось не только в улучшении количественных показателей интереса к изобразительной деятельности, но и в выявлении возросшего эмоционального отношения детей к занятию рисованием.

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 342 с.

2. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: от 6 месяцев до 6 лет. - М.: Э, 2017. - 222 с.

3. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: автореф. дис. ... д. пед. н.: 13.00.03 / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. -Москва, 2003. - 48 с.

4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекци-онно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М., 2005. - 272 с.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 190 с.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384): [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения 18.01.2021).

7. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения 18.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.