Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ДЕТИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимова Е. С., Попова Н. Б., Ничепорчук Т. П.

В данной статье представлен анализ научно-исследовательских трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме изучения теоретико-методологических основ познавательного развития дошкольников с множественными нарушениями, приведены результаты диагностического обследования познавательного развития дошкольников с множественными нарушениями, на основании экспериментального исследования определены педагогические условия для повышения уровня познавательного развития и даны рекомендации для специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любимова Е. С., Попова Н. Б., Ничепорчук Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE PROBLEM OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MULTIPLE DISABILITIES

This article presents an analysis of the research works of domestic and foreign scientists on the problem of studying the theoretical and methodological foundations of the cognitive development of preschoolers with multiple disabilities, presents the results of a diagnostic examination of the cognitive development of preschoolers with multiple disabilities, on the basis of an experimental study, pedagogical conditions for improving the level of cognitive development are determined and recommendations are given for specialists working in preschool educational institutions. organizations.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Е.С. Любимова1, старший преподаватель

Н.Б. Попова2, заведующий

Т.П. Ничепорчук2, учитель-логопед

волгоградский государственный социально-педагогический университет 2МОУ Детского сада № 279 Красноармейского района Волгограда (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-2-155-159

Аннотация. В данной статье представлен анализ научно-исследовательских трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме изучения теоретико-методологических основ познавательного развития дошкольников с множественными нарушениями, приведены результаты диагностического обследования познавательного развития дошкольников с множественными нарушениями, на основании экспериментального исследования определены педагогические условия для повышения уровня познавательного развития и даны рекомендации для специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательная деятельность, восприятие, дети с множественными нарушениями, педагогические условия, инклюзивное образование.

Современная экономическая и политическая ситуация в мире, глобальная циф-ровизация российского образования, пересмотр федеральных стандартов и введение новых диктуют повышение требований к профессиональной компетентности и к качеству работы педагогов инклюзивного образования: современный учитель должен не только быть толерантными и принимать детей с особыми образовательными потребностями, но и владеть приемами, методами и технологиями работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей инклюзивной образовательной среды, в которой они находятся.

Анализ статистических данных говорит о ежегодном приросте детской инвалиди-зации в среднем от 2,5% до 4%, при наблюдаемом спаде общей рождаемости по стране. На территории Российской Федерации проживает более 2 миллионов детей, имеющих ограничения по здоровью, из них больше 700000 детей с инвалидностью, каждый 88-й новорожденный с расстройством аутистического спектра. Возрастает среди детской популяции число детей со сложной структурой дефекта, с отклонениями в психоречевом развитии,

что требует от педагога и наставника применение инновационных, эффективных методик.

Проблемы сферы познавательного развития детей с множественными (комплексными) нарушениями описываются в работах известных дефектологов, психологов, педагогов. Познавательное развитие слепоглухих детей изучали

Г.К. Епифанова, И.А. Соколянский. Особенности мыслительной и познавательной деятельности умственно отсталых детей с нарушенным слухом рассмотрены в работах М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Н.Ю. Донской. О том, как протекает процесс развития познавательной деятельности детей с нарушениями зрения и интеллекта упоминается в трудах А.И. Зотова, А.Ф. Самойлова, Е.С. Нарышкиной,

И.В. Молчановской. Процессом формирования познавательной деятельности детей с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью занимались И.И. Мамайчук, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. Какие трудности встречаются у детей с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые рас-

стройства сообщается в научных трудах В.И. Лубовского, М.Е. Хватцевой,

Л.С. Волковой. О том, какие проблемы познавательного развития испытывают дети с речевыми нарушениями первичного характера и со слуховой недостаточностью, говорится в работах К.А. Волковой, А.П. Розовой. И.А. Мойтус анализируя психолого-педагогическую литературу, приводит цитату Р.С. Немова: «Познавательная активность формируется преимущественно в процессе познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями дошкольника» [1].

Индивидуальные особенности познавательной сферы детей с множественными нарушениями в развитии освящены в научных трудах современных и отечественных педагогов, психологов, дефекто-логов: М.В. Жигоревой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед. Обобщая научные взгляды авторов, можно прийти к следующему мнению. У детей, имеющих множественные нарушения чаще всего, встречаются следующие проблемы познавательного развития: недостаточная сфор-мированность основных свойств произвольного внимания; низкая продуктивность непроизвольного запоминания; сниженный уровень сформированности всех основных мыслительных операций; нарушение всех высших психических функций.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений сложилось противоречие: с одной стороны специальные психологи, дефектологи понимают значимость познавательного развития детей старшего возраста с множественными нарушениями, а с другой стороны, наблюдается недостаток внимания к данной проблеме. Поэтому так важно с научной точки зрения рассмотреть проблему познавательного развития старших дошкольников с множественными нарушениями, как условие включения их в жизнь общества, с учетом их индивидуальных возможностей и типологических особенностей. А с практической определить теоретико-научные основы построения эффективной системы работы по успешному обучению детей познавательным умениям.

Данная проблема лежит в основе проведения исследовательской работы «Научные подходы к проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста с множественными нарушениями», которая проводилась на базе МОУ Детского сада №279 Красноармейского района Волгограда, в рамках реализации региональной инновационной площадки «Модель инклюзивного образовательного пространства дошкольной образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия»

Объект исследования: процесс становления познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста с множественными нарушениями.

Цель исследования: провести теоретический анализ, выявить и обосновать педагогические условия, направленные на повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста с множественными нарушениями.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научных подходов к проблеме познавательного развития у детей с множественными нарушениями в развитии.

2. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического развития детей с множественными нарушениями в развитии.

3. Выявить уровень познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста с множественными нарушениями.

4. Определить педагогические условия, способствующие повышению уровня познавательного развития.

Гипотеза исследования: познавательное развитие детей с множественными нарушениями будет проходить более успешно, если учитель-дефектолог будет учитывать индивидуальный тип сознания и мышления; создавать на занятии проблемную ситуацию; использовать различные виды и формы интерактивной деятельности, поддерживать позитивное отношение к ребёнку в образовательном процессе; использовать проектный метод и дидактические

игры; применять традиционные и нетрадиционные элементы творческой деятельности.

Логика нашего исследования была построена в соответствии с последовательным решением задач. Мы провели теоретический анализ и изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательного развития детей с множественными нарушениями, это помогло нам выявить актуальность данной проблемы. Для изучения её с теоретической и практической точки зрения, так как данная тема является важной и требует обсуждения. Индивидуальные особенности познавательной сферы детей с множественными нарушениями в развитии освящены в научных трудах современных и отечественных педагогов, психологов, дефекто-логов: М.В. Жигоревой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед.

Нами были охарактеризованы особенности психолого-педагогического развития детей с множественными нарушениями. В настоящее время категорию детей с множественными нарушениями рассматривают как, детей, имеющих различные сочетания сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений, расстройств эмоционально-волевой сферы, выраженных в разной степени. У детей имеющих множественные нарушения чаще всего встречаются следующие проблемы познавательного развития: недостаточная сфор-мированность основных свойств произвольного внимания: концентрации, объема, распределения; продуктивностью непроизвольного запоминания у таких детей значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников; они имеют низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса; у них в разных степенях нарушены все высшие психические функции [2].

Мы выявили уровень познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста с множественными нарушениями. Для проведения исследования нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 5-6 лет в количестве 4 человек, с диагнозом множественные нару-

шениями в развитии. Цель диагностического эксперимента - определить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с множественными нарушениями. Мы подобрали и проанализировали ряд методик, направленных на развитие восприятия у детей дошкольного возраста, Р.С. Немова, О.М. Дьяченко, К.Л. Печоры, Е.А. Стребелевой,

С.Д. Забрамной, А.Р. Лурии. В ходе изучения и анализа диагностического материала нами были подобраны методики для определения уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста с множественными нарушениями. Мы опирались на методики известных педагогов, С.Д. Забрамной и А.Р. Лурия, так как они внесли большой вклад в обучение детей с нарушениями в развитии и их разработки используются по всему миру логопедами, дефектологами и воспитателями.

Данные, полученные в процессе проведенной диагностики на этапе диагностического исследования, позволяют сделать следующие выводы: к низкому уровню развития восприятия отнесены два респондента - 50 % испытуемых. Для детей данной группы характерны следующие особенности: принятие задания и отсутствие дальнейшего плана по его выполнению, значительное отставание от возрастной группы, хаотичные и вялые действия с предложенным материалом, отсутствие прогресса после показа и обучения. К среднему уровню развития восприятия был отнесен один дошкольник - 25% испытуемых. Дети контрольной группы принимают и понимают цель задания и выполняют его методом перебора вариантов, после обучения переходят к методу целенаправленных проб, у них наблюдается устойчивость зрительного образа предмета. К высокому уровню развития восприятия был отнесен один респондент - 25% испытуемых. У детей данной группы наблюдается быстрое усвоение и понимание цели задания, которое они выполняют самостоятельно методом целенаправленных проб, им свойственно адекватное выделение фигур.

Проведенное диагностическое обследование и теоретический анализ проблемы

позволили определить нам педагогические условия, способствующие повышению уровня познавательного развития. На основе результатов нами был подобран комплекс мероприятий, направленных на развитие восприятия у детей дошкольного возраста с множественными нарушениями. При подборе игр, рефлексий, нетрадиционных видов рисования и физкультминуток для занятий мы опирались на идеи и работы Л.Ф. Тихомировой «Развитие познавательных способностей детей», В.Л. Шарохиной «Коррекционно-

развивающие занятия в старшей группе», а также на выделенные нами педагогические условия, которые способствуют повышению уровня познавательного развития [3, 4]. Мы предполагаем, что подобранные нами педагогические условия способству-

ют повышению эффективности развития восприятия, и сделают коррекционно-развивающую работу педагога-дефектолога более качественной.

Подводя итог научного исследования, можно сделать вывод, что познавательное развитие детей с множественными нарушениями будет проходить более успешно, если учитель-дефектолог будет учитывать индивидуальный тип сознания и мышления; создавать на занятии проблемную ситуацию; использовать различные виды и формы интерактивной деятельности; поддерживать позитивное отношение к ребёнку в образовательном процессе; использовать проектный метод и дидактические игры; применять традиционные и нетрадиционные элементы творческой деятельности.

Библиографический список

1. Головчиц Л.А. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Л.А Головчиц, Н.В. Микляева, И.В. Чумакова [и др.]; под редакцией Л.А. Головчиц. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. - 286 с.

2. Любимова Е.С. Теоретико-методологические основы работы дошкольного дефекто-лога с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии / Е.С. Любимова, А.С. Сангаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 4(94). - С. 7683.

3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031500 (050712) - Тифлопедагогика; 031600 (050713) - Сурдопедагогика; 031700 (050714) - Олигофренопедагогика; 031800 (050715) - Логопедия; 031900 (050716) - Специальная психология; 032000 (050717) - Специальная дошкольная педагогика и психология / М.В. Жигорева, М.В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - Москва: Академия, 2008.

4. Мойстус И.А. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». - 2018. - № 4 (21.2). - С. 87-91. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304249.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE PROBLEM OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MULTIPLE DISABILITIES

E.S. Lyubimova1, senior lecturer N.B. Popova2, head

T.P. Nicheporchuk2, teacher-speech therapist

1Volgograd State Socio-Pedagogical University

2Kindergarten № 279 of the Krasnoarmeysky district of Volgograd

(Russia, Volgograd)

Abstract. This article presents an analysis of the research works of domestic and foreign scientists on the problem of studying the theoretical and methodological foundations of the cognitive development of preschoolers with multiple disabilities, presents the results of a diagnostic examination of the cognitive development of preschoolers with multiple disabilities, on the basis of an experimental study, pedagogical conditions for improving the level of cognitive development are determined and recommendations are given for specialists working in preschool educational institutions. organizations.

Keywords: cognitive development, cognitive activity, perception, children with multiple disabilities, pedagogical conditions, inclusive education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.