Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины «Воспитание и обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» и применение в подготовке специальных педагогов
Шохова Ольга Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования, ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет», Shohowa2011@yandex.ru
В статье представлено проектирование учебно-методического комплекса дисциплины, посвященной изучению вопросов воспитания и обучения детей с тяжелыми, множественными нарушениями развития, посвящена определению направлений в подготовке специальных педагогов при работе с детьми, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, в целях повышения качества образования в современной высшей образовательной системе. Автором произведен анализ методологических подходов в философии науки - системно-синергетический, деятельностно-праксеологический и компе-тентностный, формирующие устойчивые профессиональные компетенции у студентов при подготовке к работе с детьми данной категории, которые могут быть реализованы в процессе создания педагогических условий в рамках дисциплины по изучению организации воспитания и обучения детей с ТМНР. Ключевые слова: Качество образования, проектирование, профессиональные компетенции, системно-синергетический подход, деятельностно-праксеологический подход, компетентност-ный подход, дети с тяжелыми, множественными нарушениями развития.
На современном этапе развития образования встают новые задачи в организации педагогических условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования выделяет особое внимание проектированию профессиональных образовательных программ, в том числе посвященных изучению вопросов воспитанию и обучению детей с тяжелыми, множественными нарушениями в развитии, ранее считавшихся «необучаемыми», и находящимися вне образовательного педагогического процесса.
Анализ литературы по данной проблематике позволил установить, что тяжелые и множественные нарушения развития представляют собой сочетание и взаимовлияние комплексов дефектов, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы и зависят от разнообразных негативных комплексов депривации. Наличие комплексов депривации, ограничивающие возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка с ТМНР, деформируют становление психо-физических процессов детей в целом, ограничивают их социальный опыт и не позволяют раскрывать реальные потенциальные возможности. На сегодняшний день можно констатировать, что дети с тяжелыми множественными нарушениями, и их родители являются активными членами образовательного педагогического сообщества. Но с их обучением и воспитанием в системе образования возникли серьезные вопросы, которые требуют особых подходов и направлений. Одно из направлений - междисциплинарный подход, который объединяет знания специальной педагогики и психологии. Проблемы развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития разрабатывались исследователями Т. А. Басиловой, Л. А. Головчиц, М. В. Жигаревой, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Т. Н. Симоновой, Е. А. Стребеле-вой, Л. М. Щипицыной и др. [1, 2, 3, 8, 13]. Но в то же время дошкольные и школьные специалисты, работающие с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения, отмечают, что наблюдается недостаток в теоретических, методических, организационных и технологических основ обеспечения коррекционно-развивающего процесса воспитания и обучения.
да о
С4
Требования к профессиональному образованию предполагают проектирование учебно-методического комплекса дисциплины, предполагающей разработку рабочей программы, учебно-методические материалы лекционных, практических, разработку занятий, учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы студентов. Это способствует формированию профессиональных компетенций при подготовке будущих учителей-дефектологов, работающих с детьми с ТМНР, которые овладевают наравне с профессиональными знаниями, умениями и навыками о детях данной категории, такими качествами, как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда, коммуникативная культура. Данные вопросы освещаются в работах А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, М.В. Рыжакова, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. Профессиональные компетенции студентов педагогического вуза требуют целенаправленных действий через систематизацию и накопление количественных и качественных изменений в специально организованном учебно-воспитательном процессе. Профессиональная компетентность определяется уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивационными стремлениями к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу [5, с. 126]. Процесс формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при изучении организации коррекционно-развивающего процесса детей с ТМНР требует использования теоретико-методологических подходов, обеспечивающих организационную комплексность.
Системно-синергетический подход (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, В. Г. Буданова, В. А. Игнатова, Е. Н. Князева, Э.Г. Юдин и др.) носит открытый характер, обладает гибкостью, динамичностью, управляемостью и вариативностью, многовариантностью, что способствует созданию в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к положительному результату, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения. Структура системы определяется содержательно-организационной, мотивационно-регламентационной, процессно-формирующей и диагностико-корректирующей подсистемами, представляет системное образование, интегрирующее знания, умения и профессионально значимые личностные качества будущего специалиста, работающего с детьми с ТМНР [6, 14, 15]
Деятельностно-праксеологический подход (Л.П. Буева, В. Гаспарский, М.В. Демин, Т. Котарбин-ский, Э.С. Маркарян и др.) наполняет систему содержанием и определяет эффективность деятельности субъектов по формированию профессиональных компетенций. Деятельность должна быть
результативной, точной, адекватной, технологичной, неразрывно связанная с различными видами деятельности, которая сформирует профессиональные компетенции [11].
Компетентностный подход (В.А. Адольф, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.) обеспечивает изучение и описание педагогического процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ТМНР, с позиции формирования у студентов определенных компетенций. [7].
Нами были определены составляющие профессиональных компетенций, т.е. знания, умения и профессионально значимые личностные качества, которые обоснованы и охарактеризованы с учетом специфики профессиональной деятельности, содержания модели учителя и требований к подготовке студента. Мы опирались на следующие этапы формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза.
На начальном содержательно-организационном этапе, где основными являлись информационная, координирующая, регулирующая, системная функции, необходимо сформировать единые целостные представления о работе специалистов с детьми с ТМНР, и реализации междисциплинарного подхода к их воспитанию и обучению. Важно представить основную структуру сложного дефекта, показать влияние первичных дефектов на последующие вторичные; раскрыть особенности развития детей с ТМНР и направления изучения его психо-физической сферы, социального, познавательного и других уровней развития; познакомить с содержанием коррекционно-развивающей работы - диагностическими методами обследования, проектами долгосрочных комплексных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, педагогических технологий, предполагающих коррекцию имеющихся системных нарушений, социализацию детей в коллективе здоровых сверстников, рассчитанных на весь период дошкольного детства; развитие эмоционального реагирования как основы социализации в обществе. Весь комплекс рабочих материалов может применяться в дошкольных учреждениях, на базе которых открыты группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», группы для детей со сложной структурой дефекта. Применение дистанционных обучающих технологий позволяет провести учебные занятия - ознакомительного, обучающего, тренингового характера; в виде текущего контроля, консультаций, промежуточной аттестации, тестов, путем непосредственного взаимодействия преподавателя со студентами.
На мотивационно-регламентационном этапе, выполняющем побудительную, развивающую, оценочную, воспитательную и целеполагающую функции. У студентов также поддерживаются мотивы овладения профессиональными компетенциями, определения личностных целевых ориента-ций данного процесса. Студенты учатся работать в русле практических занятий с диагностическими инструментами: изучение анамнестических данных и медико-психолого-педагогического изучения ре-
бенка с ТМНР, при работе с «Диагностической комплексной картой», отражающей, уровень актуального развития ребенка и его динамику на каждом учебном этапе; анализ результатов психолого-педагогического мониторинга; последующий выбор формы сотрудничества семьи и учреждения. Особенно важно научить проанализировать полученную информацию о качественном составе группы детей с ТМНР, их уровень физического и психического развития и определять адаптированную образовательную программу воспитания и обучения; планировать и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты совместно со специалистами; определять задачи коррекци-онно-развивающей работы с возможностью включения в инклюзивный образовательный процесс у детей, имеющих множественные нарушения развития; учить создавать предметно-практическую среду с использованием игровых, учебных, экологических, спортивных зон, для развития познавательной деятельности, для развития мелкой моторики. Большое значение приобретает наполняемость этих структурных единиц группы. Все предметные зоны должны комплектоваться таким образом, чтобы учитывался разный уровень развития детей с ТМНР. И, таким образом, формировать различные профессиональные компетенции и, в первую очередь, основную - диагностическую.
На процессно-формирующем этапе, который представляет формирование комплекса профессиональных знаний, умений, навыков и выполняет обучающую, воспитательную, развивающую, информационную, адаптационную, ориентировочную, операционно-технологическую, координационную и преобразовательную функции., реализуется в русле электронного обучения - лекции обязательно сопровождаются дополнительными видеорядами, видеофильмами, для формирования представлений у студентов о сложности структуры дефекта при ТМНР. При изучении раздела, который касается особенностей развития детей с ТМНР, необходимо сопровождать именно видео материалами по проведению психолого-педагогической диагностики, групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми данной категории. Для практических занятий анализ - видеоматериалов происходит в виде анализа занятий, на которых присутствуют дети с ТМНР, также рассматриваются особенности поведения в разных видах деятельности.
Заключительный диагностико-корректирующий этап реализуется через диагностические критерии и показатели усвоения учебного материала, оценивает степень соответствия полученных результатов запланированным и выполняет информационную, аналитическую, образовательную, консультативную функции. Процесс формирования профессиональных компетенций студентов будет наиболее эффективным при условии реализации педагогических условий: формирование позитивной мотивации к обучению и саморазвитию личностных качеств; использование форм и методов интерактивного взаимодействия; обеспечение це-
лостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения данной учебной дисциплины. При применении дистанционных технологий на этапе оценки и контроля студентам практическое использование полученных знаний, умений, навыков на видеоматериалах как тренажерах, смоделировать индивидуальные образовательные маршруты воспитания обучения детей с ТМНР. Очень важно, что такой материал дает возможность индивидуального темпа обучения для каждого студента. В электронном обучении применяются разнообразные средства и способы обучения, студент самостоятельно выбирает, каким способом он изучает ту или иную дисциплину. Возможно, кто-то сначала захочет познакомиться с видео материалами, затем изучить теорию, закрепив тестом на практике, а кто-то все сделает наоборот, начнет с теоретических материалов, а потом просмотрит практические примеры на видео и т.д. Также определены методы, технологии и средства обучения, способствующие формированию профессиональных компетенций студентов - дискуссии: диалог, «мозговой штурм»; тренинги: упражнения, тесты, лабораторные практикумы; методическое обеспечение: видеоматериалы, презентации.
Проектирование учебно-методического комплекса по дисциплине «Воспитание и обучение детей с ТМНР» способствуют формированию профессиональных компетенций студентов. Дальнейшее исследование по проблеме может быть осуществлено в следующем направлении: разработка технологии, методов и средств подготовки специалистов к педагогической деятельности с детьми, имеющими ТМНР, а также электронных курсов по данной теме.
Литература
1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008. - 111 с.
2. Головчиц Л.А. Система воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития: дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2007. 369 с.
3. Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями. М., 2009. 155 с.
4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями. М., 2016. 208 с.
5. Жук М.И. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средством преподавания курса «Инновации в начальном образовании» // Перспективы науки и образования, 2013. № 5. С. 125-128.
6. Игнатова, В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. - 2001. -№ 8. - С. 26-31.
7. Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза // Перспективы науки и образования, 2013. № 1. С. 61-67.
8. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. - СПб., ТАРО, - 2006. 112 с.
9. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития [О.П. Гаври-лушкина, Л.А. Головчиц, Л.В. Дмитриева, Н.Д. Соколова, Н.Д. Шматко] / под ред. Л.А. Головчиц. М., 2006. 127 с.
10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2014. 432 с.
11. Рихтер Т.В. Разработка модели сетевой среды дистанционного обучения информатике студентов педагогического вуза // Концепт, 2013. Т.3. С. 61-65.
12. Сеитова Р.С. Проблема формирования коммуникативно-управленческой компетентности у студентов педагогических вузов в истории отечественной педагогики // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 1. URL: www.scienceeducation. ru/101-5443 (дата обращения: 25.11.2018).
13. Симонова Т.Н., Левченко И.Ю. Вариативные особенности развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Детская и подростковая реабилитация. 2015. № 2 (25). С. 5458.
14. Хакен, Г. Синергетика: Иерархии неустой-чивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: пер. с англ. Г. Хакен. - М.: Мир, 1985. - 423 с.
15. Шаронин, Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования / Ю. В. Шаронин // Высшее образование. - 1999. - № 4. - С. 14-18.
The design of the educational-methodical complex of the discipline "Education and training of children with severe multiple developmental disorders" and the use in the preparation of special education teachers Shokhov O.V.
Moscow state regional University
The article presents the design of educational and methodical complex of the discipline devoted to the study of education and training of children with severe, multiple developmental disorders, is devoted to the definition of directions in the training of special teachers when working with children with severe multiple developmental disorders, in order to improve the quality of education in the modern higher education system. The author analyzes methodological approaches in the philosophy of sci-ence-system-synergetic, activity-praxeological and competence-based, forming stable professional competence of students in preparation for work with children of this category, which can be implemented in the process of creating pedagogical conditions within the discipline of studying the organization of education and training of children with severe multiple disabilities.
Keywords: Quality of education, design, professional competence, system-synergetic approach, activity-praxeological approach, competence approach, children with severe, multiple developmental disorders.
References
1. Basilova, T.A. How to help a child with a complex developmental
disorder: a guide for parents / TA Basilova, N.A. Alexandrova. -M .: Education, 2008. - 111 p.
2. Golovchits LA The system of education and training of preschool
children with hearing impairment in complex developmental disorders: dis. ... dr. ped. sciences. - M., 2007. 369 p.
3. Zhigoreva M.V. Psychological and pedagogical study of the development of children with complex disorders. M., 2009. 155 p.
4. Zhigoreva, MV, Levchenko, I.Yu. Children with complex disorders. M., 2016. 208 p.
5. Zhuk M.I. Formation of professional competence of future primary school teachers by means of teaching the course "Innovations in Primary Education" // Perspectives on Science and Education, 2013. No. 5. P. 125-128.
6. Ignatova, V. A. Pedagogical Aspects of Synergetics / V. A. Ignatova // Pedagogy. - 2001. - № 8. - p. 26-31.
7. Kapustin A.N. Psychological and pedagogical support in the formation of the professional competence of university students // Perspectives on Science and Education, 2013. № 1. P. 61-67.
8. Prikhodko OG Early help to children with motor pathology. -SPb., TARO, - 2006. 112 p.
9. The program of education and training of hearing impaired preschoolers with complex (complex) developmental disorders [O.P. Gavrilushkina, L.A. Golovchits, L.V. Dmitrieva, N.D. Sokolova, N.D. Shmatko] / ed. L.A. Golovchits. M., 2006. 127 p.
10. Psychological and pedagogical diagnostics of the development of children of early and preschool age [Ye.A. Strebeli, G.A. Mishina, Yu.A. Razenkova et al.]; by ed. E.A. Strebeli. M., 2014. 432 p.
11. Richter T.V. Development of a model of the network environment of distance learning for informatics students of a pedagogical university // Concept, 2013. V.3. Pp. 61-65.
12. Seitova R.S. The problem of the formation of communicative and managerial competence among students of pedagogical universities in the history of national pedagogy // Modern problems of science and education, 2012. No. 1. URL: www.scienceeducation. ru / 101-5443 (appeal date: 25.11.2018).
13. Simonova T.N., Levchenko I.Yu. Variant features of the development of preschool children with severe motor impairments // Child and adolescent rehabilitation. 2015. № 2 (25). Pp. 54-58.
14. Haken, G. Synergetics: Hierarchies of Instabilities in Self-Organizing Systems and Devices: Per. from English G. Haken.
- M .: Mir, 1985. - 423 p.
15. Sharonin, Yu. V. Synergetic in the management of educational institutions / Yu. V. Sharonin // Higher education. - 1999. - № 4.
- p. 14-18.
О ^
О
СЧ