Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мнемотаблицы / межличностные отношения / позиция в социуме / социальное Я / mnemotables / interpersonal relationships / position in society / social Self

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Л.В., Морозова Т.Ю.

В работе представлены методики работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, которые помогают детям легко осуществить переход в начальную школу и в последствие успешно, с желанием учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Л.В., Морозова Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES USED FOR SUCCESSFUL TRANSITION FROM PRE-SCHOOL EDUCATION TO PRIMARY SCHOOL

The paper presents methods of working with children in preschool educational institutions that help children easily make the transition to primary school and subsequently successfully, with the desire to learn.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.3/.4 Анохина Л.В., Морозова Т.Ю.

Анохина Л.В.

учитель начальных классов Девицкая средняя общеобразовательная школа Семилукского муниципального района Воронежской области (с. Девица, Семилукский р-н, Воронежская обл., Россия)

Морозова Т.Ю.

учитель начальных классов Девицкая средняя общеобразовательная школа Семилукского муниципального района Воронежской области (с. Девица, Семилукский р-н, Воронежская обл., Россия)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в работе представлены методики работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, которые помогают детям легко осуществить переход в начальную школу и в последствие успешно, с желанием учиться.

Ключевые слова: мнемотаблицы, межличностные отношения, позиция в социуме, социальное Я.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная

позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. На основании всего вышеизложенного мы провели ряд исследований, которые могут быть полезными, при реализации успешного перехода воспитанников дошкольных образовательных учреждений в начальную образовательную школу.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Поэтому на занятиях по развитию речи мы использовали мнемотаблицы. Одним из примеров можно взять занятие, которое запланировано по перспективному плану на вторую неделю февраля: тема: «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». Модель занятия по развитию речи

После проведения данного исследования мы сделали выводы, что использование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:

• Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки

по мнемотаблице и коллажу^ Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды)^ Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки,• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др., • Обучать детей правильному звукопроизношению ,• Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.

Предлагаемая модель обучения пересказу с

использованием мнемотаблиц основывается на комплексном

подходе, включающем:

• использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий,

• решение в единстве развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка,

• специальную организацию пространственно-развивающей среды,

• развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности

Исследование межличностных отношений детей дошкольного возраста по методике Романова А.А. «Капитан корабля».

Для проведения методики исследовалась группа в детском саду, где было 17 детей (10 девочек и 7 мальчиков)

Методика направлена на диагностику статуса дошкольников в коллективе сверстников и межличностных отношений дошкольников в группе сверстников. Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса

ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.

Материал: рисунок корабля.

Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя?

Кого ни за что бы не взял с собой в путешествие?

Кто еще остался на берегу?

Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Обработка результатов:

дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1 и 2 вопросы), могут считаться популярными в данной группе.

дети, получившие отрицательные выборы (3 и 4 вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Табл. 1. Матрица социометрического исследования.

Ф.И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1

0 1 2 3 4 5

1.Маша К. + +

1 2

2.Юра + + + - -

2 1 2 3 4

3.Захар -4 + +

1 2

4.Вероника + - -

1 4 3

5.Вова 3 3 + 1

6.Олеся + 2 4

7.Маша С. -3 4 + 1

8.София + 1 + 2 4

9.Софья + 1 3 4 + 2

10.Мирон + 1 + 2 3

11 .Влад + 3 + 1

12.Паша + 2 3

13.Ульяна + 2 + 1

14.Лера + 2 + 2

15.Ева 4 + 1 + 2

16.Степан + 1 3

17.Анна +2 3

Общее количество баллов 8 2 3 4 6 1 6 4 4 4 2 4 4 2 1

Колич положит. 6 2 3 2 4 0 6 1 3 3 1 3 1 0 0

ответов

Колич. отрицат. 2 0 0 2 2 1 0 3 1 1 1 1 3 2 1

ответов

Из полученных результатов мы видим, что наиболее общительными являются девочки. Ульяна и Лера занимают самый высокий статус в своей группе, также четко можем оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения каждого.

Благодаря методике можно сразу выделить общительных детей, для которых межличностные отношения не проблема. Из исследований также выделились «отвергнутые» дети, в основном это дети, которые редко посещают детский сад, у них не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.

Под межличностными отношениями мы понимаем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется.

В заключении по результатам методики отслеживается динамика развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Исследование социального «Я» детей дошкольного возраста по методике Нгуена М.А. «Три желания».

Для проведения методики исследовалась группа в детском саду, где было 17 детей (10 девочек и 7 мальчиков)

Эта методика способствует развитию социального «Я» ребенка. Мы в этой методике уделяли внимание детям, которые были «отвергнуты» в предыдущей методике «Кораблик»

Ход работы: дети садятся полукругом. Каждому ребенку задается вопрос: Если бы ты поймал золотую рыбку, какие бы 3 желания ты загадал? Дети, которые были оставлены на берегу в методике «Кораблик», загадали желания такие, как: подружиться со сверстниками, подарить другу любимую игрушку, помочь в чем-то друзьям. После таких ответов, ребята, которым были посвящены такие желания, были удивлены, и захотели подружиться с детьми. Они начали разговаривать с ними, играть, говорили такие слова как «давай дружить».

По мере проведения методики, были сделаны следующие выводы:

«Отвергнутые» дети старались привлечь на себя внимание.

Появились новые дружбы.

Выяснилось, что все желания таких детей были направлены не на себя, а на друзей.

Обстановка в группе изменилась.

Из проведенной методики можем сделать вывод, что дети ближе узнали друг друга, поделились своими желания, у них произошел толчок в развитии социального «Я». Каждый ребенок в группе детского сада осознал для себя, что нельзя оставаться в тени, т.к. дружить никто с тобой не захочет. Самое главное, что все желания детей были направлены не на себя, а на сверстников.

Вывод.

Проблема успешного перехода от дошкольного образования к начальному может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

По результатам диагностики мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтверждена. Работа с детьми способствовала развитию у детей навыков свободного вхождения в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Использованные методы и приемы, вызвали стремление ребенка жить в ладу с самим собой, окружающими людьми и бесконфликтно общаться со сверстниками. Дети научились общаться со сверстниками, включаются в совместные игры, стали коммуникативно сильнее.

В ходе исследования мы можем сказать, что занятия способствуют и тому, что каждый ребенок осознает себя личностью, способной контролировать свои эмоции, осознавать свои достоинства и сверстников, добиваться определенных успехов. Дети открыто, с удовольствием делятся своими впечатлениями, стали смелее отстаивать свое мнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брынзарей, Ю.Г., Галенко, С.Н. Педагогу об игре дошкольника: методические рекомендации / Под ред. С.Е. Шумак. М.: Белый ветер, 2014. 112 с;

2. Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре: планирование и методические рекомендации / Под ред. Е.А. Андрюковой. М.: Педагогическое общество России, 2014. 128 с;

3. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: 2014. 171с;

4. Смирнова Е.О Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 145 с;

5. Якобсон С.В. Формирование взаимоотношений между детьми 7-9 лет / С.В. Якобсон. - Москва: Ореол, 2011. 78 с.

Anokhina L. V., Morozova T. Yu.

Anokhina L.V.

Devitsa Secondary School (Devitsa village, Russia)

Morozova T.Yu.

Devitsa Secondary School (Devitsa village, Russia)

METHODS AND TECHNIQUES USED FOR SUCCESSFUL TRANSITION FROM PRE-SCHOOL EDUCATION TO PRIMARY SCHOOL

Abstract: the paper presents methods of working with children in preschool educational institutions that help children easily make the transition to primary school and subsequently successfully, with the desire to learn.

Keywords: mnemotables, interpersonal relationships, position in society, social Self.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.