Научная статья на тему 'Организация игровых эколого-субкультурных практик как условие экологического развития детей дошкольного возраста'

Организация игровых эколого-субкультурных практик как условие экологического развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИГРОВЫЕ ЭКОЛОГО-СУБКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ECOLOGICAL DEVELOPMENT / ECOLOGICAL-SUBCULTURAL PRACTICES / ENVIRONMENTAL SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зебзеева Валентина Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы экологического развития детей дошкольного возраста. Одним из условий экологического развития детей выступает организация игровых эколого-субкультурных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization's ecological-subcultural practices as a condition of ecological development of children of preschool age

In the article the problems of ecological development of children of preschool age. One of the conditions of ecological development of children is the organization's ecological-subcultural practices.

Текст научной работы на тему «Организация игровых эколого-субкультурных практик как условие экологического развития детей дошкольного возраста»

Section 6. Pedagogy

Zebzeeva Valentina Alekseevna, Orenburg state pedagogical University, docent of the chair of Pedagogics of pre-school and primary education E-mail: Val.orin@mail.ru

The organization’s ecological-subcultural practices as a condition of ecological development of children of preschool age

Abstract: In the article the problems of ecological development of children of preschool age. One of the conditions of ecological development of children is the organization’s ecological-subcultural practices.

Keywords: ecological development, ‘s ecological-subcultural practices, environmental subculture.

Зебзеева Валентина Алексеевна, Оренбургский государственный педагогический университет, Доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования

E-mail: Val.orin@mail.ru

Организация игровых эколого-субкультурных практик как условие экологического развития детей дошкольного возраста

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы экологического развития детей дошкольного возраста. Одним из условий экологического развития детей выступает организация игровых эколого-субкультурных практик.

Ключевые слова: экологическое развитие, игровые эколого-субкультурные практики, экологическая субкультура.

Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Жить так, чтобы гармонично достигнуть двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Для успешного достижения этих целей недостаточно усилий государств и их руководителей. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется в дошкольных учреждениях страны.

Многими учеными высказывается мысль о том, что уровень экологического образования детей остается низким и одной из причин этого является ограничение возможности активного взаимодействия детей с естественной природой (А. В. Миронов, Т. П. Южакова, А. Е. Тихонова, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова).

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться

с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду.

Многие дети представляют природу как что-то очень отвлеченное и отдаленное. «Природу», по их мнению, можно увидеть на даче, у бабушки в деревне, в лесу. Крайне редко дети отмечают парки, деревья, птиц в городе, хотя они существуют рядом с ними.

Еще одна проблема — замена реальной природы виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели), дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

Современные дети знают компьютер, интернет, быстро схватывают информацию. Они очень восприимчивы, хотят узнавать новое и стремятся осмысливать происходящее. Современные дети — исследователи, они не верят на слово, а стремятся всё проверить. Они больше опираются на свой опыт, постоянно сравнивают собственные наблюдения. Они более общительны, практичны, смелее и решительнее, стремятся к пониманию, оценке и к достижениям. Они меньше верят

102

Секция 6. Педагогика

в сказку, но много сами придумывают и ценят творческие проявления.

Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Общение с не искалеченной природой способно снять стрессы, напряжение, вдохновить человека на творчество. Общение же с изуродованной средой угнетает человека, будит разрушительные импульсы, губит физическое и психическое здоровье.

«Отчужденных» от природы детей с каждым годом становится все больше. Это приводит к недостаточному развитию сенсорных каналов восприятия окружающего мира, у ребенка ограничивается круг воспринимаемых предметов, плохо формируются различные образы окружающего мира, отстает формирование самоощущения и самопознания.

Следует констатировать факт, что в дошкольном образовательном учреждении чаще всего происходит подмена природной и социальной среды игрушечной, в которой ребенок чувствует себя уверенным. Однако когда он попадает в реальную среду, находящуюся за пределами дошкольного образовательного учреждения, он испытывает дискомфорт и проявляет себя неадекватно. Все выше перечисленное приводит к резкому спаду у детей интереса к занятиям, труду, откровенному проявлению эгоизма, агрессивности, жестокости. Образуется разрыв между знаниями у детей о нормах и правилах общения с миром природы, окружающими людьми и реальным поведением, что является признаком экологической депривации.

Экологическая депривация — отсутствие полноценного общения ребенка с объектами природы. Она ведет к экологическому депривационному развитию личности ребенка, что проявляется в депривационных состояниях, депривационных реакциях. Экологическая депривация — психическое состояние, целостная характеристика психической деятельности ребенка за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в период отсутствия взаимодействия с миром природы (Н. Д. Левитов). Следствием любого вида

депривации является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных навыков, развитии мелкой моторики [2].

Последствия депривационных ситуаций, проявляются в несформированности у детей экологических представлений, о нормах и правилах взаимодействия с природой, познавательных интересов, ценностного отношения к миру природы: чувства влечения к природе, познавательного интереса на основе ценностных представлений, склонности к непрагматическому взаимодействию с природой, низким уровнем любознательности [2].

Приведенный краткий анализ особенностей экологического развития детей, находящихся в ситуации депривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглаживания, коррекции их. У образования появляется новая функция — диагностировать отклоняющееся по экологическим критериям поведение в окружающей среде и обеспечивать коррекцию этого поведения [5].

Концептуальную идею нашего исследования составляют мысли о том, что в ситуации экологической депривации источником экологического развития детей выступает экологическая субкультура детства, так как в ней реализуются программы деятельности, поведения, позволяющих принимать решение по поводу взаимодействия с миром природы, сохраняются образцы ценности, отношения к природе, информация об образе жизни в природе. Проблема исследования заключается в поиске путей использования в педагогическом процессе потенциала экологической субкультуры детства в качестве источника экологического развития детей и возможности устранения экологической депривации.

Субкультура экологическая — это одно из проявлений экологической культуры, которое охватывает собой сферу отношений человека к природе. Речь идет не о любых отношениях, а о тех и в той мере, в которых и в какой мере представлено позитивнотворческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы. А. Д. Клещев понимает экологическую субкультуру как форму существования, а сознание, определяющее эту форму, он называет образом жизни, который включает, по крайней мере, два компонента: природосберегающее и здоровьесберегающее существование. Он также отмечает, что природосберегающие ценности часто входят в конфликт с традиционной жизненной практикой.

103

Section 6. Pedagogy

Г. П. Сикорская рассматривает экологическую субкультуру как образовательный системокомплекс, «класс экологической субкультуры» с особыми эколого-образовательными качествами, который позволяет центрировать образовательный процесс на саморазвитии и самоопределении учащихся через экологическую культуру. При этом определение системокомплекса «экологическая субкультура» связано с поликультурностью образовательного пространства. Также, экологическая субкультура рассматривается как система экологических ценностей, сформировавшаяся в результате стихийного взаимодействия с Культурой в рамках различных субкультур.

В своем исследовании мы рассматривали экологическую субкультуру детства как источник и фактор экологического развития детей. В этом процессе ребенок занимает активную позицию, участвует в собственном развитии в качестве субъекта.

На экологическую субкультуру детства накладывает отпечаток экологическая культура взрослых. С одной стороны, мир детей манифестирует свое отличие, свой суверенитет от мира взрослых, а с другой — не может полностью автономизироваться от него и вынужден в специфической форме вести постоянное диалогическое общение с ним. Аналогичные отношения складываются и между детьми разных возрастных групп, как представителями различных возрастных субкультур.

На экологическую субкультуру детства влияют личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах эколого-ориентированной деятельности.

На экологическую субкультуру детства оказывает воздействие детская субкультура, традиции, которые передаются из поколения в поколение детей. Экологическая субкультура детства поликультурна, так как в ходе инкультурации дети имеют дело с различными этническими культурами.

На экологическую субкультуру детства оказывают влияние различные субкультуры. Каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультурных групп, каждую из которых любой человек может выбрать для себя. Основные субкультуры, элементом которых является ребенок — это субкультура семьи, педагогическая субкультура и детская субкультура [1].

В пространстве Детства, взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную трансмиссию: первые передают культурные ценности прошлого и настоящего, а вторые — познают их и сохраняют в настоящем и будущем. При

этом экологическая субкультура будет проявляться в стремлении ребенка к самоутверждению, сопоставлении и анализе своего соответствия экологическому идеалу, характерному для данного исторического этапа, присвоении бытующих представлений об экологически целесообразном поведении в природе, существующих в мире детей и взрослых экологических традиций, норм поведения, их отношений к природе. В этом случае, экологическое развитие ребенка можно представить как развертывание заложенных пред-заданностей, а ход образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я».

Одно из важнейших условий присвоения детьми экологической субкультуры детства — организация эколого-субкультурных практик, под чем понимается организация экологоориентированной деятельности детей в детском сообществе, в результате которой ребенок присваивает опыт экологически целесообразного поведения в природе, ценностного отношения к природе, опыта получения информации о мире природы, опыт творческой деятельности.

Благодаря практикам в детской экологической субкультуре у него оформляется неповторимый культурно-экологический опыт, который ждет реализации [1].

Существует множество различных видов деятельности, число их примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Понятие “экологическая деятельность” является обобщением исторически сложившихся видов и форм социальной деятельности общества (природо-преобразовательной, природоохранительной, природовосстановительной, эковоспитательной). Специально организованная экологическая деятельность дошкольников носит имитационный характер, поскольку она моделирует жизненную практику и направлена на овладение конкретными практическими умениями. В связи с этим правильнее будет обозначить ее как экологически ориентированную деятельность.

В процессе исследования нами наблюдались и были описаны игровые субкультурные практики детей дошкольного возраста происходящие в процессе взаимодействия детей с природой.

«Встреча с муравьишкой Кузей» (6 лет — Настя Л.) Очищенную палочку девочка обмакивала в сахар и опускала в муравейник, для того, чтобы увидеть и почувствовать муравьиную кислоту. Перегораживала муравьиную тропу, наблюдала за действиями муравьёв. Ограждала веточками, камушками муравьиную тропу. Такие действия учат детей подражать

104

Секция 6. Педагогика

трудолюбивым муравьям, уточняются знания детей о поведении муравьёв, месте их обитания.

«Бал цветов» (дети 5-6 лет) Летом дети собирали луговые цветы, веточки деревьев, кустарников, листики и мастерили дюймовочек, принцесс, богатырей, обыгрывая, знакомый, либо вымышленный сюжет сказки. Например: Дюймовочка — « Одуванчик» говорит, что все её любят за то, что сначала она похожа на солнышко, а потом на неё можно дуть, и белые семена-пушинки разлетятся в разные стороны. Дюймовочка — «Василёк» говорит, что она выросла на лужайке и хочет подружиться с Дюймовочкой — «Одуванчиком», тут встречается «богатырь» «Колокольчик голубой» и приглашает, дам на бал цветов, где все гости танцуют и веселятся. Такие игровые действия учат детей играть дружно, уважать мнение другого человека, сплачивает коллектив детей, так же систематизируются знания о цветах и их особенностях.

«Волшебный ручеёк» (7 лет — Саша М.) Весной на прогулке дети мастерят из листьев, веточек, сухой коры дерева кораблики и пускают в ручеёк, наблюдают за его движением, комментируют ситуации, в которые попадает кораблик. Такие игры развивают у детей наблюдательность, закрепляют знания о ручейках, о дарах природы, формируют желание общаться со сверстниками.

«Чудо песок» (6 лет — Мария Л.) Ребёнок на прогулке летом играет в песок, закапывая кисти рук, а после просит товарища найти, где прячутся пальчики. Такие игры знакомят со свойствами песка, развивают наблюдательность.

«Секретик» (7 лет — Инна З., Валерия Ч.) Весной, летом дети на прогулке находят красивые камушки, листики, веточки, пёрышки и под кустиком или около дерева капают небольшую ямку, и кладут туда аккуратно и красиво все дары природы, которые они нашли. После чего закапывают и через некоторое время делятся с детьми, которым доверяют. Такие действия формируют у детей доверительные отношения, учит их быть правдивыми по отношению друг другу, также формирует интерес к природным объектам.

«Встреча с подземным жителем» (5 лет -Стёпа Д., Алёша М.)Дети на прогулке после дождя замечают на поверхности земли дождевого червяка и наблюдают за его поведением и внешним видом, проложив ему тропинку из веточек, листиков. Такие действия детей позволяют знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, расширяются представления детей о животном мире.

«Солдатики» (6 лет — Сережа Д.) В первые дни весны, когда грело теплее солнышко и появилась молодая зеленая травка на улице, в палисадниках рядом с заборами появились красные жуки — солдатики. Они очень быстро бегали. Казалось, что они что-то ищут и не находят. Дети подкладывали на пути жуков разные предметы и наблюдали, как они преодолевали эти препятствия. Здесь закрепляются знания о первых признаках весны; знания о самых маленьких жителях планеты — насекомых (их появление — признак весны).

«Строители». Весной муравьи строили домик, носили палочки, соломинки. Глядя на них, девочка воображала, что она — большой муравей и помогала им строить. Девочка брала палочку и подкладывала в муравейник. А когда муравей кусал её, отбегала от домика и возмущалась, что муравьи не видят в ней муравья, так как она на них не похожа или им не нужны помощники. После этого девочка обижалась на муравьев и долго не подходила к муравейнику. Дети получали знания о сезонных изменениях в природе весной, о насекомых, о том, что муравьи строят домики, они очень дружные и больно кусаются.

«Я спасатель». (6 лет — Даша Н.) Летом в жаркий солнечный день всем хочется пить. У бабушки в огороде стоял большой чан с водой. Много пчелок садилось на его края и пили воду. Но дул лёгкий ветерок и создавал на воде волны и многие пчёлы и осы падали в воду и начинали тонуть. Если девочка видела кого-то в воде, то брала длинную соломинку и старалась поймать и вытащить (спасти) пчелу. Пчела видя «палочку-выручалочку» цеплялась лапками, и её вытаскивали на сушу. Девочка надавливала на неё соломинкой, отжимала лишнюю воду. Что интересно первое время девочка спасала только пчёл (потому что они делают мёд), а позже стала спасать и ос (они тоже хотят жить). А позже приходила и проверяла: если пчелы не было, значит, она живая — улетела. А затем подходила к маме и говорила: «Мама я — спасатель»! И рассказывала ей о случившемся. Так воспитывались сострадание, желание проявлять заботу о животных, доброжелательность, любовь.

«Игра в куколки». (4 года — Ира К., 5 лет — Надя О.) На улице рядом с деревьями дети искали небольшие палочки — это у них были куколки. Шли с ними на песок. Из влажного песка «пекли» для них пирожки, оладушки (лепили их руками или формочками). Затем накрывали стол (искали деревянную палочку ложку) и кормили куколок, при этом вели себя как «настоящие» мамы. А потом укладывали спать: стелили соломку (кроватки), на неё камешек

105

Section 6. Pedagogy

(подушка), укладывали куколку и укрывали одеяльцем (листиком).

«Болото». (7 лет. — Серёжа А) Осенью после дождя в то время когда родители черпали лужи со двора мерил их глубину на улице в резиновых сапогах. Прежде чем зайти в лужу измерял палочкой, ставя её перед собой — как — бы прощупывая почву. («А то, вдруг засосёт!») А кто глубже зайдёт, определяли по следу (от воды) на сапогах.

«Город». (6 лет — Ваня Р.) Из песка строили дороги (деревянной круглой палкой проводили по песку — оставляя след), по краям выкладывали камешки (там заканчивалась дорога — это были края), рядом строили домики (делали из песка кучки и вставляли в них трубу-палочку). Рядом с домами делали огород и грядки сажали урожай — листики, высаживали травинки, цветочки. Знание изобилия даров природы; знание свойств песка.

Подобные эколого-субукультурные практики можно найти и в воспоминаниях уже взрослых

людей. В подобных играх ребенок активно взаимодействует с природой, наблюдает, экспериментирует. Свой формирующий эксперимент мы построили на основе активного включения детей в игровые эколого-субкультурные практики. Как показали результаты исследования средний показатель высокого уровня экологического развития детей на этапе контрольного эксперимента повысился до 78 %, тогда как на этапе контрольного эксперимента он составлял всего 28 %.

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста обеспечивается, если ребенок имеет возможность участвовать в различных эколого-субкультурных практиках. Ребенок учится понимать окружающий мир. У него формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые он стремится удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых.

Список литературы:

1. Зебзеева В. А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста//Начальная школа плюс До и После. - Москва: - 2011. - № 7. - с. 3-7.

2. Зебзеева В. А. Экологическая депривация и пути её устранения//Начальная школа плюс До и После. - М.: 2007. - № 6. - с. 6-10.

3. Куликовская И. Э., Чумичева Р. М. Категориальное видение картины мира ребенком//Ребенок в мире культуры/под. ред. д. п.н. профессора Р. М. Чумичевой, - Ставрополь: Изд.-во Ставропольсерис-школа, -1998. - с. 295-346.

4. Лазарева О. Н., Волкова Н. А., Ворошилова В. М. Теория и методика экологического образования детей. -Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, - 2004. - 279 с.

5. Моисеева Л. В., Иванова А. В. Экологическая картина младших школьников: образ и познавательная модель: монография. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, - 2004. - 96 с.

Kamyshova Nadezhda Viktorovna, a teacher of fine arts, School № 531, St. Petersburg, Russia, E-mail: kamyshovanadya@yandex.ru

Look at the art school

Abstract: the article touches upon art in school. And raises the issue of assessing creativity as creative product assessment and evaluation of the creative process. The author focuses on the fact that an element of creativity is possible in any school subject.

Keywords: art in school, artistic creativity, creativity assessment.

Each subject in the school system, depending on its content and ways of organizing learning activities of students reveals some room for creativity. In any educational field have the ability to create, create or discover some-

thing new. Art — figurative reflection of the world in the arts is a special form of a variety of human creativity.

Art school presented academic subjects: art and music. The federal basic curriculum of these classes are held

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.