Е.В. МИХЕЕВА (Оренбург)
этшго-СУвкультурныЕ практики В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШкОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализируются актуальные проблемы становления экологической субкультуры детей дошкольного возраста, способы ее присвоения детьми и ее влияние на экологическую культуру личности каждого воспитанника. Описаны особенности эколого-субкультурных практик детства и результаты исследования по внедрению программы педагогического сопровождения становления названной субкультуры в системе дошкольного образования.
Ключевые слова: cубкультура, детская субкультура, экологическая субкультура детей, эколого-субкультурные практики.
чрезвычайно сложные и многогранные экологические проблемы современного мира зависят от специфики субкультуры нового поколения, и пока мы живем в потребительском обществе, которое ничего не отдает природе, экологическая обстановка будет представлять серьезную опасность. обществу в целом необходимо меняться и становиться экологически ответственным.
В этом контексте возрастает интерес к проблеме становления экологической субкультуры детей, которая, с одной стороны, станет «хранилищем» традиционной экологической культуры, а с другой-будет отражать социально-экологические перемены современного общества [2].
таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена:
• необходимостью определения места и роли экологической субкультуры детей в жизни ребенка и общества;
• важностью реализации через экологическую субкультуру детей высоких духовных ценностей традиционной экологической культуры;
• потребностью критического осмысления теоретических разработок и практической деятельности в области пространства эколого-культурного воспитания;
• отсутствием педагогических исследований, вскрывающих современное состоя-
ние и перспективы сохранения и развития экологической субкультуры детей.
На сегодняшний день различные аспекты детских субкультурных особенностей представлены в исследованиях В.В. Абраменковой (развитие отношений ребенка в детской субкультуре); М.А. козловской (детская субкультура как способ освоения мира дошкольниками); Е.Ю. ко-пейкиной (субкультура детства как единый социокультурный хронотоп); Е.Е. са-поговой (построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности); Е.о. смирновой, р.Е. ра-девой (психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры); М.В. осориной (психология детской субкультуры) и др. смысл и значение детства и детской субкультуры как социально-исторического явления рассматривают А. Баркан, М.д. дональдсон, В.т. кудрявцев, В.д. шадриков и др. Экологическую субкультуру как форму существования описывает А.д. кле-щев, а г.П. сикорская видит в экологической субкультуре образовательный систе-мокомплекс. Экологическую субкультуру детства и саморазвитие ребенка в ней изучает В.А. зебзеева.
таким образом, психолого-педаго-гическими исследованиями создан определенный фундамент для разработки теории и категориального аппарата экологической субкультуры детей, ее качественной и количественной диагностики, способов коррекции. Феномен детской субкультуры включает в себя культуру, субъективное отношение к культуре и наследственный культурообразующий потенциал ребенка [3]. В своем исследовании мы определяем содержание, структуру и функции экологической субкультуры детей, а также педагогические условия, которые обеспечивают наиболее эффективное ее становление в системе дошкольного образования.
цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий становления экологической субкультуры детей. Мы считаем, что педагогические условия становления экологической субкультуры детей представляют собой взаимосвязанную совокупность мер в воспитательно-образовательном процессе, которая позволяет ребенку быть его ак-
© Михеева Е.В., 2009
тивно действующим субъектом и создает у воспитанника личный положительный экологический опыт.
Возможность самореализации у ребенка появляется во время активной творческой деятельности, которая, как констатируют исследователи детства, постепенно становится «заорганизованной» и нередко теряет былую привлекательность для детей. Многое из детской субкультуры, что еще недавно было предметом изучения: «дразнилки», «детская магия», «секреты в песке» - постепенно исчезает из мира детства, у детей просто нет времени заниматься «типично» детскими вещами - коллекционированием, строительством замков на песке, рассматриванием жучков и бабочек [1].
В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, что основным педагогическим условием, способствующим становлению экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования, станет разработанная нами программа педагогического сопровождения «Экологосубкультурные практики детства». Под эколого-субкультурными практиками мы подразумеваем ситуативные, автономные, самостоятельные, инициируемые взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия с природой в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах - со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, любви, дружбы, заботы, помощи объектам природы, а также формирование негативного отношения к проявлениям недовольства, обиды, грубости по отношению к объектам природы.
Эколого-субкультурные практики представляют собой четыре блока, выделенных в соответствии со структурнофункциональной моделью экологической субкультуры детей:
1) «культура познания» (освоение опыта человечества в отношении к природе, приобретение экологического опыта в условиях организованного обучения);
2) «культура деятельности» (накопление личного экологического опыта в окружающем ребенка пространстве детства (стихийный опыт), приемы, формы экологически целесообразного поведения, вы-
ражение своего «Я-природного» через различные виды деятельности);
3) «культура духовного опыта» (освоение народного опыта взаимодействия человека с природой, творческое переосмысление полученного опыта в своем сознании);
4) «культура примера» (стихийное и контролируемое влияние референтных взрослых, повышение общей и собственной экологической культуры педагогов и родителей).
В таких практиках-пробах каждый ребенок сам овладевает интересной для него информацией экологического содержания в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности [4]. При этом экологическая субкультура проявляется в стремлении ребенка к самоутверждению, анализе своего соответствия экологическому идеалу, характерному для данного исторического этапа, присвоении бытующих представлений об экологически сообразном поведении в природе, существующих в мире детей и взрослых экологических традиций, норм поведения, их отношения к природе. Педагогу отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. Перечислим, не рассматривая подробно, экологосубкультурные практики.
Обустройство собственной экологической культурной среды ребенка, включение ее в пространство группы и обеспечение ее индивидуального характера.
Общение ребенка со значимым взрослым/ другим. Насыщенное информацией речевое и предметное общение с воспитателями и сверстниками - один из основных каналов самообразования и жизненного самоопределения.
Практика вопрошания, начала рефлексии. Проявление способности и готовности сформулировать и поставить вопрос экологического содержания, задать его, удовлетвориться (или не удовлетвориться) ответом или самому ответить на вопрос взрослого - важный шаг в развитии ребенка, свидетельство его аналитического мышления, естественного детского философствования.
Практика познания и самостоятельное учение. Помощь в развитии у ребенка природоведческих интересов и привитие куль-
турных норм эколого-ориентированной деятельности (труда, учебы, самообразования, досуга).
Нравственные нормы практики общения и взаимодействия (сотрудничества) с природой. Дети воспитываются не запретами и наставлениями, а практикой самого общения и поведения, опытом своих поступков и поступков взрослого.
Становление характера и своеволие. Это выбор, самоопределение, самопроявление и самовыражение - стремление и способность действовать ради блага природы, несмотря на свои желания и предпочтения, умение не поддаваться влиянию антиэкологического поведения окружающих.
Привычное участие в природоохранной деятельности, труде в природе. Создание ситуаций, когда ребенок сам хочет помочь природе и берет на себя ответственность за свои действия.
Культурное пространство природоведческого чтения. Детские книги открывают ребенку не только реальный мир, но и мир смыслов, идеалов, фантазий, сказок и легенд, которые помогают понять на примерах общечеловеческие нормы поведения в природе.
Первый опыт экологического творчества. Забава превращается в сложную творческую деятельность, которая дает ребенку опыт создания собственного экологоориентированного продукта. Он получает, пусть и упрощенное, но все же реальное знание того, как мир природы отражается в искусстве.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов. Через разнообразие изображений и образов природы ребенок получает богатую и яркую информацию об окружающем мире.
Музицирование и овладение основами музыкальной культуры. Регулярное прослушивание музыки побуждает ребенка к свободному пению песен о природе, использованию их в разнообразных видах деятельности.
Эколого-ориентированная двигательная активность. Это достаточно продуктивная культурно-экологическая практика, актуализирующая духовное развитие детей, формирование нравственно-этических установок по отношению к природе посредством воздействия на эмоциональную сферу ребенка через двигательную активность.
Коллекционирование. Позволяет расширить опыт и познания ребенка об окружающем природном мире.
Посещение учреждений культуры и участие в культурно-массовых мероприятиях. Укрепляет культурно-экологическую активность ребенка.
Телевидение и компьютер. Замена традиционно любимых детьми современных мультфильмов на те, которые воспевают природу и грамотного, заботливого, бережливого по отношению к природе человека.
Эколого-субкультурные практики предполагают включение ребенка в решение проблемных экологических ситуаций развития с целью приобретения экологического опыта; реализацию накопленных ребенком знаний и опыта в специально организованных и нерегламентируемых видах деятельности или ситуациях, в окружающей педагогической, социальной или природной среде. Помня о том, что экологическая культура как качество личности формируется как в процессе педагогического взаимодействия, так и стихийно при активности самого индивида, мы подразумевали, что каждая из обозначенных практик будет включать и самодеятельность ребенка и культурные формы, создаваемые взрослыми, отражающие знаки, символы, образы природы. Таким образом, «у ребенка складываются и развиваются одновременно и во взаимодействии две главные человеческие способности - созидание и усвоение, опредмечивание и распредмечивание» [2].
Ниже изложены результаты становления экологической субкультуры детей старшего дошкольного возраста посредством постепенного введения в активную самостоятельную повседневную деятельность детей разнообразных экологосубкультурных практик.
В эксперименте приняли участие 110 детей 5 - 6 лет, посещающих старшие группы дошкольных учреждений г. Оренбурга. Экспериментальная группа изучалась как до, так и после педагогического сопровождения становления экологической субкультуры. Параллельно с экспериментальной изучалась и контрольная группа детей, на которую не оказывалось развивающего воздействия.
В качестве диагностического инструментария использовались адаптированные нами диагностические методики Н.Е. Чер-ноивановой, И.Э. Куликовской, Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной, Р.М. Чуми-
RHH3oa3nqn mrhhoq^ on iiii^qi монліочтнол н монлилномьщопэле йэтэд эннэеэдэцпэбЧ
^ jidq^Tdi.^ô^a нолээрнтоЕОле
ßiui^qi RßHdRoqTHOyl (яэаокэр 0£) ßiui^qi нвнлштнзмндзпояЄ (яэаокэр 08) RHH3oaoHqn dHsaoqY НОЯОЗРНТОКОЯЄ IdqyTdRTfSÖYO
HIdHdROqTHOyl 0і? ,пвтє ннщиуднтвтоноуі 0і? ,пвтє HIdHdROqTHOyl 0і? ,пвтє ннщиуднтвтоноуі 0і? ,пвтє
V,ÔI £,££ 0 V,3I йыяээржтыд^Я
00 0 8,8Є HidHFoaoqHTHSHqO
£,££ V,ÔI U &,££ йымытэупоД
£,£! 0 0 ô 0 йиіуннадодП
£,£ 0 IS. 0 йынатшмытпО
олвндо ,idM3RÖoqn йоннэрвнеоЭо нынэшэд -отвдэп ээ а мотвш мынтэдлнол rotoirrsr -ыа нннэшэдевд н ыынэеоымоо молээрнт .йнрэдоантодп /кіннота к
ßq^TßqsTHE
-кэдэненж ішдвеннвм^і .Ы.О ваодыавД .1 ,ваодыавД .Ы.О \ УОД отоннэмэдаоэ нтэонадэт .8°И ,800£ ЛГОД эннэдавдпУ \\ дэавдэотоЗ Л.Д
.Çô-£ô.3
эптпаЕвд зояозршодояЄ .А.З взээеЗэЕ .£
-од эмтпдвдвп нояээрнтэннвмх1 а нтэонрнд -9эЕ .А.З \ кифвсроном :RHHßaoEßq9o оіонадояш -oí йняоаїшдУ» ОПЗ YOl ;ваээопоМ .З.Д ,ваээЕ .«тэтподэапщ нняээршотсдэп пыннэатодвдхо .о ÇÔ1 .800£ дд^ЗнпдэтвяЯ :ватотэд вдутад^яЗ^Э .Oí.Я внпяпэпоЗ .£
-оЗ .Oí.Я \ ншододутад'рі .днвя ... .опд .фэдотав .о1£ .000£ ,додоіаоН .Н .внняпэп ватотэд нянтжздп эиндутаго^Я -З.Н ваошадЯ >
\ кянэЗэд пэдп йондутадуя нннэдаонетэ а адод хп н -вЭ) RHHßaoEßqQo ытооннэц эыаоН \\ ваошадЯ .З.Н .801 -ÇW3 ,£°И. ,\'00£ .(ватотэд атэонпаЗом
гээ'йэ»^ \»*ий\»эА»г \»э\%о\оз& иэчШАэ \о ио'Л»э»Ьэ \»э\%о\оээ и\ \ооАэгэ*и^ t»
\mvrt\u:> ймг\о Ro'rtütrcro\\o гтэ\йс«^ \»vrt:>k tfaotom .twÄsWsb э%й \ооА:>гэч^\о
г* Ъкй tmWssb ч.й коййщспедй гй\о Ччэчэ\о чУЛйкогта^\о эчуй\уи \й:>\%о\о:>э ко \о гэ'П'тей'Луто^ эАТ %тэй это Ъ\\А:>\ооА:>г
г^\игэч Ъкй \sAvrt\vK> Йиг \й:>\%о\о:>э
\»:>\%о%йЪэ^\о mvy\g,c«^ \о Ro'rtqctaß к\ А^йэгэт\о к\ srwftvn ймгЪэтйк ко'Пйїгсто\\о їтоедиг .Ъэггуиг'Л} эта ко'ПтоиЪэ \ооА:>гэт^\о тэ\гч;г
\й:>\%о\о:>э ^vrt\vn Йиг ¿ Wuto ^srusftvn Йиг :sbiow уэ» \mvrt\u:> Йиг \й:>\%о\о:>э ,эчуй\ук> Йиг i Wssb
-вто атыЕэдэдпо пг.пг.ояшп эыдотол ,йоаэр -эд [dq/Tdr./MÖ/'j йолоорігкжолє эынэпаон -оутыпон кпнваодог.ооп 0Tí;Tdr./í0q 9 .йот MidHaoROY інші on ынэкэдэдпэвд пг.ыо оым -ог.омє RHHSoaoHqn mmaoq / on - і/ппп /qi .[dq /Tdr./MÖ /'j йолоорнт -be умодота ол . кщпг.овт єн ондна мв>1 -од опп/qi йогаїштномндополє а Щ'яг -Hoiiqo н йнжнн хндіоізмн .аоміїнаг.омш -іпог.омє RHHSoaoHqn iiHaoq/ йынроаоднт -лн'яп .о г. и о эн ож/ jdq/Tdr./MÖ/'j йолоэр міамнтоупод о йэтэд orohf о°?Л вн аоокнш -щэпэяе йэтэд ыннаоЕоп эшаг.оЗ .мэнаоду
ЙЫТуННаДОдП НПВЄВЛОП Unn /qi fiOHdIlBTH3M
,fiidHdHBMHTTio - kinn/qi сггдэатэр в .анэаос] / -эле отэщог^днтвтэнол энвте вн отр мотндп 9 .нпваоатэтуэто ннднєоп нтє втнэмндэп мнлєнн э йэтэд окэнр эпп/qi йонаподтнол -эмен ш/пшаг.ооэн э аэопннвдхоэ мэнаоду -тэкэ моте гiqп олвндо ,(о°с).с) вн) hmrhh3h -однтнэндо э йэтэд тнэдодп rorhehho вл -ooqeoa -Рд.д вН ,(o°Y.c) I ) мэнаоду мынроа н лгмікщ/ шамнтэупод э йэтэд orohf or N ,jH3aoq / шатуннадодп вн пг.шиа o°c.FJ kinn/qi йон<шодтнол лонэбэд нндо аішш .RHaoq/ oTOHdRBMHTTio од іог.кндоп -эд RHH3Haßgo кг.д кэiíiішавао^аг.опэN -оп отр . г.пдсратдоп \і\н\іми\нул-’-\' aoTBTdRYE -dRßтнэмнgэпэлє a rhh3H3meh эынантне -*х) IdMHFBHE НЛЭЭРНТЭНТВТЭ эпп/qi йон - омнрвнЕ энаоду ндп 08 нэавд ú\\^vu\\^\v\ йомнтэупод тэвшыаэдп эн отр ,100,0 нтэ эпп/qi йонспюдтнол 9 .(ô°1,0 а пмопшо -ОЛ H ORBFBH ВН вннтдвл кВМЭЭ1Ч[ТЭОН1В1[Д ,dOBRHH3M£H эн нлээрнтлвдп ыто0вд дэн
-НЭТ RßHdRЭTHЖOROП аЭВГ.ВД(НГ.ОВН RTOX н •ВМНРВНЕ ЭН ВНО НЛЭЭРНТЭНТВТЭ .ІМЩНЗД
эн кпнваодэг.ээп отоннэдэаодп ытвтаг.«:эЧ /тонг.оп ог{що1ваыпдэрэн вн тог^днэтэдп