Научная статья на тему 'Методы и принципы современной системы спортивной подготовки'

Методы и принципы современной системы спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3565
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНИРОВКА / TRAINING / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SPECIAL TRAINING / СПОРТ / SPORTS / СИСТЕМА / SYSTEM / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Елена Николаевна

Успехи в современном спорте зависят от многих факторов, в том числе от системы спортивной тренировки, которая характеризуется прогрессивными нагрузками, эффективным подбором средств и методов, высокой организацией педагогического и врачебного контроля, обеспечением необходимых гигиенических условий. Тренерам, преподавателям физической культуры важно понимать, как правильно и грамотно организовать, спланировать и построить структуру тренировочного процесса для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND PRINCIPLES OF THE MODERN SPORTS TRAINING SYSTEM

Success in modern sport depends on many factors, including the system of sports training, which is characterized by progressive training, effective recruiting tools and methods, high level of organization of pedagogical and medical control, ensuring the necessary hygienic conditions. It is important for coaches and teachers of physical culture to understand how to organize, plan and build the structure of the training process for students

Текст научной работы на тему «Методы и принципы современной системы спортивной подготовки»

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

METHODS AND PRINCIPLES OF THE MODERN SPORTS TRAINING SYSTEM

Максимова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «(Физическое воспитание»> ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления — филиал

г. Орёл, Россия

Maksimova Elena Nikolaevna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor

department of Physical education Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management

Orel, Russia

Аннотация. Успехи в современном спорте зависят от многих факторов, в том числе от системы спортивной тренировки, которая характеризуется прогрессивными нагрузками, эффективным подбором средств и методов, высокой организацией педагогического и врачебного контроля, обеспечением необходимых гигиенических условий. Тренерам, преподавателям физической культуры важно понимать, как правильно и грамотно организовать, спланировать и построить структуру тренировочного процесса для студентов.

Abstract. Success in modern sport depends on many factors, including the system of sports training, which is characterized by progressive training, effective recruiting tools and methods, high level of organization of pedagogical and medical control, ensuring the necessary hygienic conditions. It is important for coaches and teachers of physical culture to understand how to organize, plan and build the structure of the training process for students.

Ключевы/е слова: тренировка, специальная подготовка, спорт, система, физическое воспитание.

Keywords: training, special training, sports, system, physical education.

Успехи в современном спорте зависят от многих факторов, в том числе от системы спортивной тренировки, которая характеризуется прогрессивными тренировками, эффективным подбором средств и методов, высокой организацией педагогического и врачебного контроля, обеспечением необходимых гигиенических условий. Тренерам, преподавателям физической культуры важно понимать, как правильно и грамотно организовать, спланировать и построить структуру тренировочного процесса для студентов.

Методика тренировки с одной стороны хорошо изучена, с другой - весьма разноречива. Конкретное построение тренировочного процесса в значительной

степени определяется условиями, в которых находятся занимающиеся._

7/157

Подбор и систематизация материала по данной теме исходит из опыта, знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности преподавателей и тренеров; от правильного планирования и построения тренировочного процесса на основе собственного практического материала; систематизации и углубления знаний по основам теории и методики проведения спортивной тренировки. Также необходимо учитывать взаимосвязь между общей физической, специальной и спортивной подготовкой студентов, развитие и сформированность их качеств, черт, свойств личности в процессе физического совершенствования.

В условиях современного общества система спортивной тренировки, как и вся подготовка спортсмена, является элементом общей системы физического воспитания. По своей педагогической природе спортивная тренировка представляет специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием.

В области спортивной тренировки действуют общие закономерности воспитания, поэтому, осуществляя спортивную тренировку, необходимо руководствоваться общепедагогическими, в том числе дидактическими принципами научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, прочности, доступности, индивидуального подхода в условиях коллективной работы с группой.

Наряду с этим, спортивной тренировке свойственны и такие закономерности, которых нет в других видах воспитания. Они находят свое отражение

в принципах спортивной тренировки, которая органически объединяет два направления: общую и специальную подготовку. Общая подготовка создает и расширяет «фундамент» и тем самым способствует более эффективному развитию и совершенствованию умений и навыков в избранном виде спорта. Специальная подготовка обеспечивает развитие двигательных действий, физических качеств специфичных для данного вида спорта, а также вооружает характерной для него техникой и тактикой.

«Только при гармоническом развитии всех органов, - указывал П. Ф. Лесгафт - организм человека в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы». [1, с. 528]

В современном мире люди все больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить свое здоровье, повысить жизненный тонус и просто хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические, возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие, и распространение среди населения Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. На фоне этого ложкой дегтя становится осознание того, что мало кто подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок, чтобы добиться высоких результатов.

В тренировочном процессе применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного упражнения

- игровой метод

- соревновательный метод

- словесные и сенсорные методы

1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:

- твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

- по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

2. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д.

К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

3. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие

9/157

физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

Единство общей и специальной подготовки студентов является первым основным принципом спортивной тренировки, который непосредственно связан с основными принципами всестороннего развития личности. Данный принцип означает, что спортивная тренировка должна включать не только то, что непосредственно необходимо для спортивной деятельности, он такжеи то, что необходимо для подготовки студента-спортсмена к будущей профессиональной деятельности [2, с. 444].

Второй принцип - непрерывность тренировочного процесса, который предполагает такое его построение, при котором сохраняется постоянная преемственность между его занятиями в течение круглогодичной и многолетней тренировки. Непрерывность тренировки - одно из существенных условий спортивного совершенствования. Достаточно небольшого перерыва, как сейчас же начинают угасать элементы усвоенных навыков, в первую очередь, наиболее тонко специализированные. Непрерывность тренировочного процесса нельзя понимать как отсутствие отдыха. Чередование работы и отдыха является закономерностью любой деятельности, т. к. более или менее продолжительный отдых - необходимое условие восстановления работоспособности и вместе с тем условие ее повышения и развития. Чередование утомления и отдыха представляет физическую основу развития тренированности (Г. В. Фольборт и др.). Чередовать работу и отдых необходимо как в пределах одного занятия, так и в системе занятий. Необходима такая система чередования тренировочных занятий, чтобы основные ключевые занятия, проводились на фоне восстановленной и повышенной работоспособности. [3, с. 264]

Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается как нагрузками, так и соблюдением интервалов отдыха, достаточными для восстановления и роста работоспособности.

Не менее существенным также является принцип постепенного и максимального увеличения нагрузок и заданий. Постепенное и неуклонное (в общей тенденции) увеличение тренировочных требований вплоть до максимума (для определенных периодов тренировок) является обязательным фактором спортивного совершенствования. Значение данного фактора раскрывается особенно ясно при рассмотрении закономерностей повышения функциональных возможностей спортсмена. Возрастание функциональных нагрузок в тренировке происходит постепенно. Необходимость постепенного повышения нагрузок не исключает, а предполагает применение максимальных нагрузок - нагрузок «до отказа» [6, с. 105].

В процессе спортивной тренировки нагрузки должны быть от сравнительно небольших до максимальных. В каждый момент они должны быть оптимальными,

т.е. соответствовать личным возможностям занимающихся и вызывать у них не переутомление, а рост работоспособности. По мере постепенного повышения возможностей организма обучающегося уровень нагрузок возрастает, и тогда оптимальными могут стать максимальные нагрузки.

Цикличность тренировочного процесса отражается в многолетнем и поэтапном планировании, среди которого выделяются большие, средние и малые тренировочные циклы. Каждый очередной цикл строится на новой основе, в том числе на основе частичного обновления средств и методов тренировки. Среди множества условий, влияющих на структуру циклов, особо важными являются нужно: взаимодействие процессов утомления и восстановления и, связанный с ними порядок чередования нагрузок и отдыха; необходимость повторно применять упражнения различной преимущественной направленности при оптимальной взаимосвязи между этими упражнениями. Самую существенную роль в тренировочном процессе играет принцип индивидуализации, т.е. учет индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его физической, технической и других видов подготовленности [4, с. 93]. Специфика каждого вида спорта накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий, но в нем присутствуют основные разделы: перспективное планирование (многолетнее); годичное планирование; текущее и оперативное. Перспективное планирование определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Оно заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса в течение всех лет обучения студента в образовательном учреждении. Годичное планирование создает условия для физической подготовки, овладения совершенной техникой, достижения хороших результатов. Годовой цикл делится на три периода: подготовительный, основной и переходный. Подготовительный период, в свою очередь, делится на две части или два этапа: более общей подготовки и более специальной. Основной период тренировки - период соревнований, блиц-турниров, товарищеских встреч и т.д. Переходный период тренировки - это период от длительного периода усиленных занятий спортом к активному отдыху и затем снова к усиленным занятиям в подготовительном периоде.

Перед студенческим спортом стоят определенные сложности при планировании тренировок: особенности периодов наивысшей учебной нагрузки (сессии), разнохарактерные и разновременные практики на разных отделениях и курсах, концертная научно-исследовательская деятельность и др. Планирование занятий в таких случаях требует включить значительный объем самостоятельной подготовки студентов по отдельным разделам тренировочного процесса, составление индивидуального графика обучения.

Текущее и оперативное планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса и учитывает различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности). Оперативное планирование, определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента и позволяет оценивать различные показатели, которые отражают возможности организма, его реакции на отдельные виды физических упражнений. Данный вид планирования позволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки и использование тренировочных

средств. Оперативное планирование также предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки студентов [5, с. 202].

Специалистам и преподавателям физического воспитания средних и высших профессиональных учебных заведений необходимо четко и ясно понимать роль и значение современной системы занятий спортом, которая представляет собой систематическую, плановую подготовку студентов к участию в соревнованиях различного уровня и направленности. Эффективно организованная спортивная тренировка способствует укреплению здоровья студентов, коррекции их телосложения и физического развития, достижения ими физического совершенства. В практике работы преподавателям физической культуры необходимо учитывать взаимосвязь всех сторон спортивной подготовленности обучающихся: техническое совершенствование зависит от уровня развития физических качеств - силы, быстроты, гибкости, ловкости; выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения (тактическая подготовка), уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства. Опыт работы и специальные наблюдения показали, что основная причина недостатков в технической подготовленности студентов заключается в том, что педагоги имеют недостаток специальных знаний, слабо осведомлены об основах современной спортивной техники, применяют малоэффективные методы обучения. В процессе тренировки занимающиеся приобретают отличное физическое развитие и подготовку, укрепляют свое здоровье, подготавливают себя к дальнейшей профессиональной деятельности, формируют потребность в здоровом образе жизни.

Литература

1. Барчуков И. С. Физическая культура. М. : Академия, 2015. 528 стр.

2. Евсеев Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие. Изд. 7-е, доп. и перераб. М. : Феникс Ростов-на-Дону, 2016. 444 стр.

3. Железняк Ю. Д., Петров В. К.Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2016. 264 с.

4. Масалова О. Ю. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью, 2015. 184 стр.

5. Неверкович [и др.] Современная педагогика физической культуры и спорта. Под ред. С. Д. Неверковича. М. : Академия, 2016. 329 стр.

6. Физическая культура студента : учебник / М. Я. Виленский [и др.]; под ред. В. И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2015. 385.

References

1. Barchukov I. S. Fizicheskaya kul'tura [Physical Culture]. Moscow, Akademiya Publ., 2015, 528 p.

2. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical Education]. Ed. 7th, add. and perer. -Moscow, Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2016, 444 p.

3. Zheleznyak Yu. D., Petrov V. K.Osnovy nauchnoj metodicheskoj deyatel'nosti v

fizicheskoj kul'ture i sporte [Foundations of scientific methodological activity in physical culture and sports]. Moscow, Akademiya Publ., 2016, 264 p.

4. Masalova O. Yu. Fizicheskaya kul'tura. Pedagogicheskie osnovy cennostnogo otnosheniya k zdorov'yu [Physical Culture. Pedagogical basis of the value attitude to health]. 2015, 184 p.

5. Neverkovich S. D., Aronova T. V., Bajmurzin A. R. [ets]. Sovremennaya pedagogika fizicheskoj kul'tury i sporta Modern pedagogics of physical culture and sport]. Moscow, Akademiya Publ., 2016, 329 p.

6. Vilenskij M. Ya., Zajcev A. I., Il'inich V. I. [ets]. [Fizicheskaya kul'tura studenta Physical culture of the student]. Moscow, Gardariki Publ., 2015, 385 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.