РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
VARIETIES AND FEATURES OF USE CIRCUIT TRAINING IN PREPARATION
YOUNG BASKETBALL PLAYER
Коровяковская Анастасия Юрьевна
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Korovyakovskogo Anastasiya Yurievna
student Orel state university Orel, Russia
Аннотация. В процессе подготовки баскетболистов большую роль играет круговая тренировка. Она стимулирует учеников к самостоятельному мышлению, развитию физических качеств и навыков, высокой работоспособности и целеустремленности. В круговой тренировке происходит строгое выполнение конкретных упражнений, определённым образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.
Abstract. In the process of training basketball plays an important role circular training. It stimulates students to independent thinking, development of physical qualities and skills, high efficiency and commitment. In the circular training there is a strict implementation of specific exercises, in a certain way selected and concentrated in a given time interval, ensuring the rapid development of motor qualities in a relatively short period of time.
Ключевые слова: баскетбол, игра, круговая тренировка, интервальный метод, быстрота, коордиация, способности.
Keywords: basketball, game, circular training, interval method, speed, coordination, abilities.
Круговая тренировка является разновидностью интервальной тренировки. Специфической особенность круговой тренировки является специальный подбор упражнений, направленных на совершенствование скелетных мышц и вегетативных систем, наиболее значимых для баскетболистов. Но круговой метод используют очень редко в тренировочном процессе, что является большой проблемой, хотя он очень эффективен.
Основная цель круговой тренировки - это эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений.
В физическом воспитании применение круговой тренировки даёт возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества и навыки, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет
добиваться высокой работоспособности организма.
Круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывает алгоритмы двигательных действий, близких по своей структуре к спортивной деятельности. Очень существенным является то, что она позволяет эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку.
В круговой тренировке происходит строгое выполнение конкретных упражнений, определённым образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.
Создание определённой модели физического развития двигательных качеств для формирования и совершенствования конкретных навыков, которые воспитываются во взаимодействии и единстве, повышает устойчивость организма к нагрузкам, расширяет сферу двигательных возможностей спортсмена.
В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:
1) Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим с небольшими интервалами отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счёт повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличение количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 с). Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2) Поточно-интервальный, который базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений (50% максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его - сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
3) Интенсивно-интервальный, используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной и достигается за счёт увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20 с). Цель его - сокращение времени работы при её стандартном объёме и сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 с). Подобный режим развивает максимальную и "взрывную" силу. Интервалы отдыха 30-40 с обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.
Круговую тренировку можно использовать как для развития скоростно-силовых качеств, так и для развития скоростной выносливости. Круговая тренировка проводится в следующих направлениях:
1) непрерывного упражнения (направленность - развитие общей выносливости);
2) интервального упражнения с жёсткими интервалами отдыха (направленность - развитие скоростной выносливости);
3) интервального упражнения с полными интервалами отдыха (направленность - развитие скоростно-силовых качеств);
4) регламентирующего упражнения (направленность - развитие
скоростных и скоростно-силовых качеств).
Существует взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, а также дифференциация воспитания ловкости и гибкости при занятиях круговой тренировкой. Вводя в комплексы круговой тренировки упражнения на силу, можно добиться её существенного прироста и увеличения за счёт рационального моделирования выполнения работы силового характера. Наряду с развитием силовых качеств на станциях круговой тренировки можно также запрограммировать развитие выносливости, которая вырабатывается в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить значительные физические нагрузки.
Не менее важное качество - быстрота движений - также может быть введено в модель и, успешно совершенствоваться на станциях круговой тренировки. Современный баскетбол предъявляет высокие требования к быстроте и некоторым формам её проявления: быстроте двигательной реакции, частоте движений и др. В качестве средств развития быстроты на станциях круговой тренировки используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Широко применяется метод повторного упражнения, суть которого состоит в стремлении тренируемого превысить на каждом последующем занятии свою максимальную скорость. Этому подчиняются все компоненты нагрузки в скоростных упражнениях, а именно: длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений [5,8].
Одним из основных путей воспитания ловкости на станциях круговой тренировки является овладение новыми разными двигательными навыками и упражнениями. Это приводит к увеличению их запаса и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора, что является важным для баскетболиста.
При программировании комплекса упражнений, направленных на развитие физических качеств, важно помнить, что организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы. Для развития выносливости и силы в юношеском возрасте хороших результатов можно ожидать от чередования станций круговой тренировки, направленных на развитие силовой выносливости, со станциями, развивающими быстроту и гибкость.
Таким образом, при направленном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие организма, укрепление органов и систем, а также повышение их функциональных возможностей [8].
I / V V ■ V V
Круговая тренировка является важной организационной формой силовой подготовки. Использование её позволяет добиваться разносторонности и высокой эффективности развития силы. Обычно круг составляется из 6-10 станций, включающих разнообразные упражнения с малыми и средними отягощениями (25-45% от максимума). Время работы 15-20 с; упражнения выполняются в максимальном темпе, для отдыха отводится время, необходимое для перехода с одной станции на другую. Перерыв между кругами - 2-4 минуты, количество кругов - не менее 3.
Важное условие правильного силового развития - постоянное сочетание
собственно силовых упражнений с упражнениями на расслабление и гибкость.
Силовая подготовка требует исключительно точного соблюдения всех внешних условий воздействия упражнений, их тщательного планирования и методически грамотного осуществления на основе строгой индивидуализации процесса тренировки.
Методы воспитания силы в круговой тренировке основаны на закономерностях, действующих при чередовании работы с отягощениями и отдыха, а также на взаимоотношениях между интенсивностью и объёмом нагрузки.
Наиболее действенным способом развития силы является работа с отягощениями около предельной и предельной массы и сопротивления. Заниматься необходимо в течение короткого промежутка времени, так как организм ученика не в состоянии выдержать максимальное напряжение мышц из-за отсутствия в достаточном количестве кислорода, необходимого для превращения энергии. После максимального усилия для восстановления работоспособности необходим "полный интервал" отдыха в течение 3-5 мин.
При работе с малыми отягощениями и сопротивлением до отказа тренирующее воздействие оказывают главным образом последние попытки, в которых нервная регуляция по своему характеру близка к регуляции, имеющей место при работе с около предельными отягощениями. На это необходимо обращать внимание для того, чтобы учащиеся сознательно подходили к границам своих возможностей и старались их частично расширять. Развитие силы с помощью малых отягощений имеет свои преимущества: легко осуществляется контроль за правильностью движений и дыханием, исключается избыточное закрепощение мышц и натуживание, что особенно важно в работе с девушками.
Для развития динамической силы на станциях круговой тренировки предпочтительнее применять упражнения с относительно небольшими отягощениями в среднем темпе и большим количеством повторений.
Эффективность применения силовых упражнений в круговой тренировке зависит от того, насколько рационально запрограммирована и распределена нагрузка на каждом занятии, отдельном цикле, а также от правильного выбора отягощений и силы сопротивления амортизаторов и эспандеров. Комплекс упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы. При этом некоторые из упражнений должны носить характер общего воздействия, другие - целевой, направленный на развитие какой либо группы мышц, а третьи - специальный, связанный с определённым программным материалом.
Наибольший эффект от силовых упражнений достигается при выполнении упражнения не более 15-25 раз подряд на одной станции круговой тренировки в течение 30 с. Если упражнение выполняется большее количество раз, то оно будет развивать не силу, а силовую выносливость. Кроме того, силовые упражнения следует применять в начале или середине основной части занятий, когда они выполняются на фоне оптимального состояния центральной нервной системы, способствующего образованию и совершенствованию нервно-координационных взаимодействий, которые обеспечивают рост мышечной силы.
При выполнении силовых упражнений в паузах используют как пассивный,
так и активный отдых. В качестве активного отдыха применяется ходьба, упражнения на растягивание и расслабление.
Воспитание быстроты на станциях круговой тренировки заключается в развитии способностей учащихся к выполнению скоростных движений и быстрых двигательных реакций. Это достигается введением в программу специальных упражнений, таких как бег на скорость, бег с ускорением, выполнение упражнений с элементами спортивных игр, различных прыжков и т. д.
Развитию быстроты способствует выполнение многократных движений, совершаемых с определённой скоростью. Длительность их проведения определяется временем, в течение которого может быть сохранён максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством, тренирующим скорость отдельных движений.
В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Последнее достигается включением в круговую тренировку упражнений с малыми отягощениями, чтобы учащиеся на уроках сознательно развивали и увеличивали свою силу.
Помимо непосредственной работы над быстротой, следует широко использовать и специальные упражнения, направленные на совершенствование тех способностей и умений, от которых зависит скорость выполнения упражнения в целом. Для этого на станциях применяются упражнения скоростно-силового характера на растягивание, расслабление, а также упражнения, связанные по своей структуре со скоростью.
Главный принцип воспитания общей выносливости на станциях круговой тренировки заключается в постепенном увеличении физических упражнений различной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы.
Общая и специальная выносливость в упражнениях на станциях круговой тренировки развиваются в процессе регулярных занятий, проводимых не менее двух раз в неделю. Развитие идёт вначале путём постепенного увеличения времени тренировочной работы за счёт большого количества упражнений, выполняемых на станциях в комплексе, а затем путём увеличения её интенсивности, повышения скорости.
Совершенствование "игровой выносливости" достигается как путём увеличения количества станций круговой тренировки с игровой направленностью, так и путём повышения интенсивности упражнений или количества проходимых кругов при постепенном возрастании степени сложности выполнения заданий.
Под влиянием систематических занятий методом круговой тренировки выносливость увеличивается в несколько раз. Но чтобы достичь этого, необходимо заниматься продолжительное время, постепенно увеличивая как саму нагрузку на станциях, так и количество кругов.
Воспитание ловкости на станциях круговой тренировки связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь
двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного аппарата и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определённую координационную трудность.
Работа над воспитанием и совершенствованием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех учебно-тренировочных занятиях, так как ловкость - это сложное комплексное качество, направленное на обогащение новыми двигательными навыками, выработку быстроты реакции на внезапное изменение обстановки, на умение ориентироваться в пространстве и во времени, уравновешивать своё тело в различных условиях, развитие скорости выполнения отдельных упражнений, движений, действий [8].
Итак, метод круговой тренировки включает в себя специальные упражнения, которые развивают необходимые физические качества.
Особенность метода комплексной круговой тренировки заключается в том, что на протяжении одного круга заняты все занимающиеся, которые в определённой последовательности выполняют предлагаемые упражнения, перемещаясь в спортивном зале по кругу. Смена упражнений производится также по общему сигналу тренера. Количество кругов выполняемых в течение одного занятия, зависит от степени подготовленности занимающихся.
Можно несколько модернизировать круговой метод, включив туда и упражнения для совершенствования техники. Упражнения подбираются таким образом, чтобы нагрузка на мышечный аппарат распределялась равномерно и, правильно чередовалось напряжение с расслаблением.
В условиях учебного процесса с применением круговой тренировки организм тренируемого вступает в сложное взаимодействие с окружающей средой. Под влиянием внешней и внутренней среды происходит эффективное целенаправленное воздействие на психику и все системы организма в целом. На протяжении всего тренировочного процесса сохраняется прямая и обратная связь между спортсменом и тренером.
Шолих, Гуревич и другие авторы доказали важность использования круговой тренировки в различных видах спорта, но в баскетболе при развитии специальных физических качеств она практически не применяется, что является актуальной проблемой.
Литература
1. Берговина М. Л. Баскетбол: средства и методы обучения [Текст]: учебное пособие. Сыктывкар : Сыктывкарский гос. ун-т, 2011, 111 с.
2. Бушманова О. И. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине ГСЭ.Ф - физическая культура/ Вологда : Вологодский гос. технический ун-т, 2006, 99 с.
3. Лепёшкин В. А. Баскетбол [Текст] : подвижные и учебные игры. Москва: Советский спорт, 2011. 98 с.
4. Нестеровский Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура"- 5-е изд., стер- Москва : Академия, 2010. 335 с.
5. Сысоев А. В. Повышение эффективности соревновательной деятельности на основе развития познавательной активности баскетболисток 13-15 лет: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Сысоев Александр Владимирович; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.]. - Санкт-Петербург, 2012. - 25 с.
6. Сысоев В. И. Обучение девушек игре в баскетбол / В. И. Сысоев, Е. В. Суханова. - Воронеж: Истоки, 2009. - 124 с.
7. Таран И. И. Координационная подготовка баскетболистов: учебно-методическое пособие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 - "Физическая культура и спорт" / И. И. Таран, Д. И. Внебрачный; М-во образования и науки Российской Федерации, Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта. - Великие Луки: Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта, 2007. - 107 с.
References
1. Bergovina M. L. Basketbol: sredstva i metody obucheniya [Basketball: means and methods of instruction]. Syktyvkar, Syktyvkarskij gos. un-t Publ., 2011, 111 p.
2. Bushmanova O. I. Krugovaya trenirovka v fizicheskom vospitanii studentov [Circular training in the physical education of student]. Vologda, Vologodskij gos. tekhnicheskij un-t Publ., 2006, 99 p.
3. Lepyoshkin V. A. Basketbol: podvizhnye i uchebnye igry [Basketball: mobile and educational games]. Moskva, Sovetskij sport Publ., 2011, 98 p.
4. Nesterovskij D. I. Basketbol: teoriya i metodika obucheniya. Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti "Fizicheskaya kul'tura" [Basketball: theory and methodology of teaching: a textbook for university students studying in the specialty "Physical Culture"]. 5th ed. Moscow, Akademia Pudl., 2010, 335 p.
5. Sysoev A. V. Povyshenie ehffektivnosti sorevnovatel'noj deyatel'nosti na osnove razvitiya poznavatel'noj aktivnosti basketbolistok 13-15 let: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk [Increase of efficiency of competitive activity on the basis of development of cognitive activity of basketball players of 13-15 years. Abstract diss. cand. ped. sci.]. Nac. gos. un-t fiz. kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta, S.-Peterb. St.Peterburg, 2012, 25 p.
6. Sysoev V. I., Suhanova E. V. Obuchenie devushek igre v basketbol [Teaching girls to play basketball]. Voronezh, Istoki Publ., 2009, 124 p.
7. Taran I. I., Vnebrachnyj D. I. Koordinacionnaya podgotovka basketbolistov: uchebno-metodicheskoe posobie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po special'nosti 032101 - "Fizicheskaya kul'tura i sport" [Coordination training of basketball players: educational-methodical allowance: a textbook for students of higher educational institutions, studying in specialty 032101 - "Physical Culture and Sport"]. Velikie Luki, Velikolukskaya gos. akad. fiz. kul'tury i sporta Publ., 2007, 107 p.