УДК 796.1 DOI 10.14526/01_1111_11
ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ВОЛЕЙБОЛЕ
Кудряшов Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь
VOLUME AND INTENSITY PARAMETERS CHARACTERISTIC OF THE
TRAINING LOADS IN VOLLEYBALL
Kudryashov E.V. - candidate of pedagogics, associate professor, Perm National Research Polytechnic University,
Perm
e-mail: kudryashov-e-v@mail.ru
Ключевые слова: волейбол, объем, интенсивность, тренировочная нагрузка, критерии оценки.
Аннотация. Как известно, объем тренировочных средств волейболисток может планироваться и контролироваться по времени, отводимому на отдельные упражнения, а также по количеству повторений отдельных приемов игры. Что же касается критериев оценки интенсивности, то планирование и контроль данного параметра представляет определенную сложность. Отсутствие такого критерия (системы оценки) не позволяет эффективно управлять динамикой нагрузок как в одном занятии, так и в микро-, мезо- и макроциклах тренировки. В этой связи возникла необходимость определения конкретных критериев, характеризующих параметры нагрузки в волейболе.
Материал. В представленной научной работе показаны результаты исследований, проведенных с участием юных волейболисток II спортивного разряда с тренировочным стажем 4-5 лет, в направлении определения характеристик объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области волейбола, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью, тестирование уровня технического мастерства, методы математической статистики.
Результаты. При помощи полученных экспериментальным путем данных можно более точно планировать нагрузку в игровых упражнениях на протяжении недели, месяца, года при составлении перспективного плана тренировки, что позволит повысить качество тренировочного процесса и лучше систематизировать процесс подготовки.
Заключение. Представленная методика оценки интенсивности игровых упражнений может быть использована тренерами и преподавателями с целью более точного планирования распределения нагрузки в различные периоды тренировочного процесса. Данная методика может быть рационально использована как в волейболе, так и в других видах спортивных игр. Не претендуя на окончательное решение рассматриваемого вопроса, хочется надеяться, что описанный подход поможет конструктивнее подойти к определению критериев оценки интенсивности нагрузок волейболисток.
Keywords: volleyball, volume, intensity, training load, evaluation criteria.
Annotation. As it is generally known, the volume of the training facilities of female volleyball-players can be planned and controlled according to time, given to separate exercises, and also according to the amount of repetitions of separate game techniques. As for intensity evaluation criteria, this parameter planning and control is difficult. Absence of such kind of criterion (systems of estimation) does not let effectively manage the dynamics of loads both during one lesson and in micro cycles, mezzo cycles and macro cycles of training. In this connection there appeared a necessity to determine concrete criteria, characterizing the parameters of a load in volleyball.
Material. The article presents the results of research works with young female volleyball players of the IInd sports category (training experience 4-5 years), in the direction of characteristics determination of the training loads volume and intensity.
Research methods: scientific-methodical and special literature analysis, specialists-practitioners' advanced experience summarizing in the sphere of volleyball, pedagogical observation over the training activity, the level of technical skills testing, methods of mathematical statistics.
Results. With the help of the received during the experiment results it is possible to plan the load in game exercises during a week, a month, a year while making a perspective plan of training, that will allow to improve the quality of the training process and to systematize effectively the process of training.
Conclusion. The presented methodology of game exercises intensity estimation can be used by trainers and teachers in order to plan the loads in different periods of the training process. This methodology can be rationally used both in volleyball and in other kinds of sport games. We hope that the described approach will help to determine more functionally evaluation criteria of the loads intensity among female volleyball players.
Введение. Развитие спорта на современном этапе связано с определенными особенностями. Все возрастающая конкуренция на
международной спортивной арене, повышение уровня подготовленности спортсменов, усовершенствование
системы научного обеспечения
предъявляют высочайшие требования к качеству тренировочного процесса.
Одним из критериев
совершенствования и оптимизации процесса подготовки является
рациональное планирование
тренировочных нагрузок. При
планировании тренировочного процесса необходимо варьировать двумя
составляющими нагрузку параметрами -объемом и интенсивностью. В специальной литературе по волейболу недостаточно освещены вопросы планирования, учета и контроля этих параметров. Рекомендации по этому вопросу сводятся к процентному
распределению времени, отводимого на отдельные виды подготовки. Например, физическая - 20-25%, техническая -3540%, тактическая и игровая подготовка -40-45%. Или же приводятся данные по объему тренировочной работы, выраженному в минутах (например, выполнение нападающего удара в течение 10 минут), что не позволяет составить точное представление о степени воздействия («нагрузочности») того или иного плана учебно-тренировочного занятия, так как за этот период времени можно выполнить и 20, и 100 повторений упражнения, а это будет оказывать совершенно разное влияние на организм [3; 4; 5].
Используя такой подход, невозможно сравнить, проанализировать и обобщить стратегию распределения тренировочных средств в подготовке различных команд и отдельных спортсменов.
Актуальность. Как известно, объем тренировочных средств
волейболисток может планироваться и контролироваться по времени, отводимому на отдельные упражнения, а также по количеству повторений отдельных приемов игры. Что же касается критериев оценки интенсивности, то планирование и контроль данного параметра представляют определенную сложность. Отсутствие такого критерия (системы оценки) не позволяет эффективно управлять динамикой нагрузок как в одном занятии, так и в микро-, мезо- и макроциклах тренировки. Именно необходимость разработки критериев оценки объемов и интенсивности тренировочных нагрузок обусловила актуальность избранного направления для проведения
исследований.
Анализ литературных данных свидетельствует, что для более качественного управления и контроля за тренировочным процессом необходимо опираться на информативные, доступные критерии оценки интенсивности тренировочных нагрузок. В женском волейболе подобные исследования не проводились, что и определяет необходимость проведения работы в этом направлении.
Цель исследования.
Охарактеризовать параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок в волейболе.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов практиков в области волейбола, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью,
тестирование уровня технического мастерства, методы математической статистики.
Организация исследований. В исследовании участвовали 42
волейболистки, имеющие уровень подготовленности II спортивный разряд и тренировочный стаж 4-5 лет.
Результаты исследований и их обсуждение. Известно, что понятие
«интенсивность нагрузки» относится к степени концентрации работы по времени. Если исходить из того, что задачи специальной подготовки в волейболе решаются в занятиях, главным образом, с помощью игровых упражнений с мячом, то мерой интенсивности может служить количество приемов игры, выполненных спортсменкой за 1 мин. По условиям эксперимента спортсменкам предлагалось без искажения техники выполнить отдельные игровые приемы с максимальным количеством повторений в 1 мин.
Волейболистки выполняли
следующие приемы игры:
1) передачи мяча двумя руками сверху и снизу у стены на месте (расстояние до стены 2-3 м);
2) прием нападающих ударов двумя руками или одной рукой после перемещения или с падением (нападающие удары производились несколькими игроками поочередно с расстояния 5-6 м);
3) передачи мяча сверху двумя руками в прыжке у стены (расстояние до стены 2-3 м);
4) нападающие удары без прыжка у стены (расстояние до стены 4-5 м);
5) нападающие удары в прыжке с разбега через сетку (как только нападающий оттягивался от сетки на 2-3 м после очередного удара, ему снова следовала передача для атаки);
6) блокирование нападающих ударов на месте (нападающие удары выполнялись поточно в одной зоне);
7) блокирование нападающих ударов после перемещений в двух зонах (нападающие удары выполнялись поочередно из двух зон);
8) подача мяча (после выполнения очередной подачи игроку сразу поставлялся мяч) (таблица 1).
Полученные данные, обработанные методами математической статистики, были условно приняты за 100% интенсивности. Это позволило составить таблицу оценки интенсивности
выполнения приемов игры для волейболисток (таблица 2).
С помощью этой таблицы можно более точно планировать нагрузку в игровых упражнениях на протяжении
Количество повторений в 1 в волейболе, выполняемых с
недели, месяца, года при составлении перспективного плана тренировки, что позволит лучше систематизировать процесс подготовки.
Таблица 1
. отдельных приемов игры имальной интенсивностью
Контрольные испытания X ± mx
1. Передачи мяча двумя руками сверху и снизу у стены на месте; 69±0,45
2. Прием нападающих ударов двумя руками или одной рукой после
перемещения или с падением (игра в защите); 18± 0,92
3. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке у стены; 48± 1,31
4. Нападающие удары без прыжка у стены; 42± 0,64
5. Нападающие удары в прыжке с разбега через сетку; 18± 0,73
6. Блокирование нападающих ударов на месте; 48± 1,52
7. Блокирование нападающих ударов после перемещений; 19± 0,59
8. Подача мяча 29± 0,66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная методика оценки интенсивности игровых упражнений может быть использована на практике тренерами и преподавателями для решения вопроса более рационального
планирования распределения нагрузки в различные периоды тренировочного процесса. Охарактеризованная методика
может быть эффективно использована на примере не только волейбола, но и других видов спортивных игр.
Не претендуя на окончательное решение рассматриваемого вопроса, хочется надеяться, что описанный подход поможет конструктивнее подойти к определению критериев оценки
интенсивности нагрузок волейболисток.
Таблица 2
Критерии оценки интенсивности физической нагрузки в занятиях с юными волейболистками
о о X ю к
о X <и н X
S
Контрольные упражнения
к
eö Ч <U (Р <D
ИЗ
eö
К <u
^ н
eö О
CT (U
« S
и (U eö w
Seö
со
(U И
Й *
£ Й а л
<и С
С
0 S eö
5 а и
то eö со м
Ч Ч «D Я
1 S
6 s с
в
2 eö
Э
С eö
Я
« <и
& *
Ч Л
iy л
0) G К
eö
О й
(Р К
К о)
И
о ч W
eö
X <и
Я
S t:
и о ч W
щ (U S fP
^ л-»
Количество повторений в одну минуту
5 4 1 3 2 1 3 1 2
10 7 2 5 4 2 5 2 3
15 11 3 8 6 3 8 3 5
20 14 4 10 8 4 10 4 6
25 18 5 13 10 5 13 5 8
30 21 6 15 12 6 15 6 9
35 25 7 18 14 7 18 7 11
40 28 8 20 16 8 20 8 12
45 32 9 23 18 9 23 9 14
50 35 10 25 20 10 25 10 15
55 39 11 28 22 11 28 11 17
60 42 12 30 24 12 30 12 18
65 46 13 33 26 13 33 13 20
70 49 14 35 28 14 35 14 21
75 53 15 38 30 15 38 15 23
80 56 16 40 32 16 40 16 24
85 60 17 43 34 17 43 17 26
90 63 18 45 36 18 45 18 27
95 67 19 48 38 19 48 19 29
100 70 20 50 40 20 50 20 30
Литература
1. Бойчук, Р. Роль рухово! пам'яп у формуванш техшчних елеменпв гри у волейбол у школяр1в на уроках фiзичноl культури / Р. Бойчук // Актуальт проблеми фiзичноl культури i спорту. -2014. - №1 (29). - С. 83-86.
2. Вишня, П. М. Обучая волейболу. Физическая подготовка / П. М. Вишня // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 23-27.
3. Жула, В. П. Развитие двигательных умений студентов при выполнении передачи мяча двумя руками снизу в процессе занятий волейболом / В. П. Жула // Физической воспитание студентов. - 2014. - № 6. - С. 13-16.
4. Зиамбетов, В. Ю. Средства воспитания общей выносливости у школьников 1112 лет на уроках по волейболу / В. Ю. Зиамбетов, Е. В. Миногина // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики : материалы VI международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 323-327.
5. Кронников, Н. Д. Подвижные игры при обучении волейболу / Н. Д. Кронников // Физическая культура в школе. - 2013. - № 7. - С. 45-49.
6. Кудряшов, Е. В. Контроль за уровнем физической подготовленности волейболисток / Е. В. Кудряшов // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 18. - С. 30-35.
7. Степанова, В. В. Формирование навыков игры волейбол детей 10-12 лет секции волейбола / В. В. Степанова // Современные проблемы физической культуры и спорта : Материалы вузовской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов. ФГБОУ ВПО
«Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта». - Киров, 2014. - С. 135-139.
References
1. Boychuk R., Aktual'ni problemi fizichnoi kul'turi i sportu [Urgent problems of physical culture and sport], 2014, No.1 (29). pp. 83-86.
2. Vishnya P. M., Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school], 2012, No. 4, pp. 2327.
3. Zhula V. P., Fizicheskoi vospitanie studentov [Physical education of students], 2014, No. 6, pp. 13-16.
4. Ziambetov V. Y., Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm. Integratsionnye protsessy nauki i praktiki [Physical culture, sport and tourism. Integration processes of science and practice], materials of the Vlth International Scientific Practical conference, 2013, pp. 323-327.
5. Kronnikov N. D., Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school], 2013, No. 7, pp. 45-49.
6. Kudryashov E.V., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskieproblemy fizicheskogoikul'tury ai sporta,2011, No.18, pp. 3035, available at:
http://kamgifk. ru/magazin/n1_0106.htm.
7. Stepanova V. V., Sovremennye problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Modern problems of physical culture and sport], Materials of the Institute Scientific-Practical conference among schoolchildren, students, master's degree, graduate students, Kirov, 2014, pp. 135-139.
Статья поступила в редакцию: 8.05.2015г.