Научная статья на тему 'Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией'

Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2624
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АППЛИКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатова Ольга Алексеевна

В данной статье описываются методы и приемы развития изобразительных способностей у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные методы, используемые в обучении детей дошкольного возраста аппликации, а также приемы обучения. Показана положительная динамика развития технических умений навыков в результате использования основных методов и приемов и их комбинаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2016 ISSN 2411-7161_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Горбатова Ольга Алексеевна

студентка 5 курса МПГУ г.Москва, РФ E-mail: Gorbatova-olya@mail.ru Научный руководитель - к.пед.н.,доцент Буянова Татьяна Анатольевна, Москва,РФ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ

Аннотация

В данной статье описываются методы и приемы развития изобразительных способностей у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные методы, используемые в обучении детей дошкольного возраста аппликации, а также приемы обучения. Показана положительная динамика развития технических умений навыков в результате использования основных методов и приемов и их комбинаций.

Ключевые слова

Эффективные методы, приемы обучения, старший дошкольный возраст, изобразительная деятельность,

аппликация, развитие ребенка, развитие способностей.

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Именно в дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Большое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в изобразительной деятельности.

Аппликация является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей. Знакомясь на занятиях или самостоятельно с материалами, техниками и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Значение объемной аппликации очень велико так как в процессе занятий у детей развиваются не только изобразительные способности, но и такие важные психические функции, как мышление, воображение, умение логически последовательно выстраивать свои действия, умение мыслить абстрактно и креативно, вместе с этим развивается познавательный интерес.

Развитие ребенка происходит в процессе деятельности, а, как известно, эффективность любого процесса обучения, прежде всего, зависит от ее организации. В связи с этим мы стремились выявить в своём исследовании особенности руководства деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий объёмной аппликацией. А также изучали методы и приёмы обучения детей изобразительной деятельности.

Некоторые дидакты (Е.И.Перовский, Е.Я.Голант, Д.О.Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся, тоесть - по источникам передачи и характеру восприятия информации. На этой основе они выделяли следующие группы методов: а) наглядные; б) словесные; в) игровые; г) практические [3].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2016 ISSN 2411-7161_

Занимаясь исследовательской работой, мы выяснили, что использование различных методов и приемов обучения детей изобразительной деятельности на занятиях аппликацией повышают познавательную и творческую активность детей и способствуют лучшему формированию навыков и умений.

Нами был проведен опрос воспитателей, о том какие методы и приемы они используют на занятиях аппликацией. Анализ педагогической деятельности воспитателей показал, что воспитатели используют традиционные и, порой, однообразные методы и приемы обучения и развития у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков создания работ в объемной аппликации. Это подтвердило наше мнение о необходимости использования различных приемов обучения детей изобразительной деятельности на занятиях аппликацией. В ходе исследовательской деятельности было выявлено, что использование различных комбинаций методов и приёмов повышают интерес детей к занятиям творческой деятельностью и активизирует внимание к познанию новых техник и приемов работы с различными материалами.

Одним из важнейших методов, и это подтвердила наша практическая работа, является метод наглядности (рассматривание педагогических эскизов и образцов, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий). Ведущим методом обучения детей старшего дошкольного возраста, этот метод является потому, что дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением. По мнению О.Н.Первушиной, образы окружающей действительности закладываются в памяти ребенка визуально, через восприятие необходимых представлений. Поэтому можно утверждать, что рассматривание эскизов и готовых творческих работ, закладывает представление об искусстве и дает в некотором роде опыт создания работы, который можно использовать в качестве идеи для самостоятельной деятельности [1,65-67;2,63].

Метод наглядности используется как в предварительной работе, так и в самом процессе обучения и включает различные приемы:

1) демонстрация, рассматривание предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают оборудование для занятия изобразительной деятельности, различные предметы, способствующие восприятию образа предмета и др. Тем самым мы обеспечиваем ребёнку активное изучение и усвоение материала. Так, при рассматривании предложенного материала и инструментов, дети могли предположить действия и примерно описать ход работы, что способствует развитию логического мышления.

2) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, в том числе аппликации. «Образцом мы считаем, писала Флёрина Е.А., - тот объект, который служит предметом детского изображения. Образец может быть в виде натуры (сам предмет) и в виде изображения (картинка, фото, скульптура, игрушка). Последняя является и предметом детской игры и в то же время произведением изобразительного искусства. Образцом, наконец, может быть детский рисунок и рисунок воспитателя» [4,114].

При рассматривании готовых образцов, дети обращали внимание на расположение предметов на основе, на технику выполнения и запоминали понравившиеся моменты работы, брали их на заметку, поэтому при выполнении аппликации дети аргументировали свой выбор, ссылаясь на готовые образцы.

3) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др. Показ последовательных действий с предметом для ребенка очень важен, так как при неудачном выполнении работы, ребенок расстраивается и теряет веру в свои способности и интерес к творческой деятельности.

4) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять и испозьзовать в качестве примера. Например, перед занятием объемной аппликацией «Мои друзья-пингвины», мы рассматривали иллюстрации с изображением пингвинов разных окрасов, видов и изучали образ жизни и места обитания. В

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2016 ISSN 2411-7161_

ходе занятия прослеживались знания о пингвинах и дети могли дать объяснение почему они выбрали той или иной цвет пингвина и сюжет работы;

Ещё одним важнейшим методом работы по обучению старших дошкольников выполнению работ в технике объёмной аппликации стал в нашей экспериментальной работе словесный метод (объяснение, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

Словесный метод обучения на занятиях изобразительной деятельностью эффективен для активизации внимания детей перед занятием и подкрепляет, ранее увиденные, наглядные иллюстрации. Использование загадок, интересных историй и описаний, вызывает интерес детей к заданной теме занятия и дает повод для размышления о будущем сюжете работы. Описание какого-либо явления или предмета, активизирует воображение ребенка и дает толчок для творчества.

Флерина Е.А. отмечала, что «секрет руководства в том, чтобы уметь видеть и оценивать конкретный процесс детской работы, если она достаточно напряжённая и продуктивная [4,110].

Следующая значительная группа методов и приёмов, подтвердившая свою эффективность в процессе исследования - это практический метод (поэтапный показ, обыгрывание, руководство самостоятельным выполнением детьми декоративных изделий и др. Поэтапный показ или руководство деятельностью детей позволяют педагогу осуществлять контроль и помощь при выполнении различных элементов аппликации. С помощю данного метода дети воплощают и подкрепляют ранее усвоенный материал и представления о теме образовательной деятельности и стараются проявить индивидуальность при создании образа.

Ещё один, важный на наш взгляд метод работы с дошкольниками - это мотивационный (убеждение, поощрение). Мы считаем, что как до занятия, в процессе, так и по окончании занятия очень важно поддержать у детей интерес к творческой деятельности С помощью этого метода, появляется возможность предоставить каждому ребенку почувствовать свою индивидуальность и уникальность своей работы. Для детей старшего дошкольного возраста мотивация к творческой деятельности зависит от отношения взрослого к созданной работе, поэтому внимание и бережное отношение близких позволит ему поверить в свои силы и не бояться творить дальше.

Таким образом, можно отметить, что использование всего многообразия методов и приемов развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией, позволяет увеличить продуктивность деятельности детей, повысить уровень умений и навыков создания аппликации, а также способствеет развитию психических функций головного мозга. В ходе исследования, ярко прослеживался интерес детей к предварительной работе, потому что использование наглядных пособий, на наш взгляд, расширяет кругозор детей и дает пищу для размышлений.

В заключении, можем добавить, что использование перечисленных методов и приёмов в данной последовательности структурирует деятельность ребенка и помогает извлечь максимальную пользу из занятия аппликацией.

Список использованной литературы:

1. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М.:Просвещение, 2002. -148 с., С. 65-67.

2. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2003(1996). - 121(120) с., С.63

3. Степанова О.Л. Методы обучения дошкольников. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/27/metody-obucheniya-doshkolnikov (дата обращения 05.05.2016).

4. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с., С.110

© Горбатова О.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.