Научная статья на тему 'Методы и приемы использования керамики в городской среде'

Методы и приемы использования керамики в городской среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
613
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / QUALITY OF CITY AREA / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / SMALL ARCHITECTURE FORMS / КЕРАМИКА / CERAMICS / GARDEN AND PARK ART

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сидорова С.Ю., Пуляевская Е.В.

Городское пространство должно быть наполнено знаково-символическим и предметно-пространственным содержанием, мелкой пластикой, скульптурой и т. п. Данная статья посвящена проблеме наполнения пространства малыми архитектурными формами в т. ч. городской керамикой. В статье представлен поисковый анализ наполнения городской среды элементами керамики российский и международный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND WAYS OF CERAMIC USE IN THE CITY AREA

City space must be filled with sign symbolic and subject-spatial content, small statuary, sculpture and so on. This article is dedicated to the problem concerning the space fulfillment with small architecture forms, that is city ceramics. In the article we also presented the search analyses of city space fulfillment with ceramic elements Russian and international experience.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы использования керамики в городской среде»

7. Complete street Chicago, Design Guidelines.DepartmentofTransportation, 2013.Стр.

13-15.

8. Highway System Classification (Function Classification). Technical Report 5. Statewide transportation system plan. Idaho, 2009.Стр. 5-11.

9. (6)Street development standards. Roadway standards and Master thoroughfare plane. FortWorth. March 10, 2009. Стр. 3-6.

10. PIARC: The urban road network design. / Reference : 10.04.B, Routes/ Roads 1991. P. 45-84.

11. PIARC : Urban road design and architecture / Reference : 10.08.B, Routes/Roads special issue 11-1995. P. 51-126.

12. Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия / Пер. с нем. М.: Мир, 2000. 469 с., ил. URL.: http://www.chem.msu.su/rus/teaching/kolman/336.htm (дата обращения: 02.12.2014).

13. Green Infrastructure Design. Deaderick Street Discussed at StormCon 2010. URL.:http://hpigreen.com/tag/green-streets/ (дата обращения 02.02.2015).

Информация об авторе

Рабиевская Софья Александровна, магистрант, группа ЛМБм-14-1, тел. 8-95011-47-479, e-mail: rabievskaya@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Rabievskaia S.A., candidate for a master's degree, tel.: 8-950-11-47-479, e-mail: ra-bievskaya@gmail.com, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК72:712.7:738.8

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕРАМИКИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

© С.Ю. Сидорова, Е.В. Пуляевская

Городское пространство должно быть наполнено знаково-символическим и предметно-пространственным содержанием, мелкой пластикой, скульптурой и т. п. Данная статья посвящена проблеме наполнения пространства малыми архитектурными формами в т. ч. городской керамикой. В статье представлен поисковый анализ наполнения городской среды элементами керамики - российский и международный опыт.

Ключевые слова: архитектура, садово-парковое искусство, качество городской среды, малые архитектурные формы, керамика.

METHODS AND WAYS OF CERAMIC USE IN THE CITY AREA © S.Iu. Sidorova, E.V. Puliaevskaia

City space must be filled with sign symbolic and subject-spatial content, small statuary, sculpture and so on. This article is dedicated to the problem concerning the space fulfillment

with small architecture forms, that is city ceramics. In the article we also presented the search analyses of city space fulfillment with ceramic elements - Russian and international experience.

Key words: architecture; garden and park art; quality of city area; small architecture forms; ceramics.

На сегодняшний день в современном мире все больше внимания уделяется комфорту городской среды. Сегодня наши городские парки и территории общего пользования не должны напоминать пустошь, пространство, не пригодное для комфортного пребывания человека. Городское пространство должно быть наполнено знаково-символическим и предметно-пространственным содержанием, мелкой пластикой, скульптурой и т. п. Данная статья посвящена проблеме наполнения пространства малыми архитектурными формами, в т. ч. городской керамикой. Для формирования комфортной городской среды часто используются различные материалы: стекло, бетон, бронза, в том числе и керамика. Сами того не замечая, мы ежедневно встречаем керамическое оформление в городе: кашпо, мозаику, керамическую плитку и т. д.

Анализируя современныеисточники, понимаешь, что найти керамику в среде очень сложно, иногда даже невозможно. В тоже время города, в которых появляется средовая керамика, демонстрируют свое достояние, уникальность и культурное наследие.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо дать развернутый анализ наполнения городской среды, чтобы понять региональные особенности и принципы формирования малых архитектурных форм городского пространства.

Таким образом, цель нашей работы - исследование теоретического и практического опыта использования керамики в городской среде. В задачи исследования входило: систематизировать основные источники по истории развития керамики, технологии процесса, выявление .методов и приемов использования керамики в городской среде с выделением региональных особенностей (тенденций).

Первоначальное понятие «керамика» воспринималось как один из наиболее важных видов народного искусства в крестьянском быту, сейчас применение керамики разнообразно: применяют в строительстве, декоре, используют не только для украшения интерьера, но и для облагораживания среды. Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает глина. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния [6]. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства. Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных.

С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. В музеях разных стран хранится немало шедевров керамического мастерства [10]. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора - таков путь развития керамики.

Наряду с этим расширился и диапазон средового дизайна на современном этапе проектирования. Дизайн вмещает в себя многие интегральные формы, сейчас дизайн среды можно назвать культурообразующим фактором, а средового дизайнера -«медиатором» современной культуры. Таким образом, средовой дизайн можно определить как проектную деятельность, имеющую культурно-коммуникативную функцию и объединяющую в своей структуре профессиональные и научные знания на основе осмысления проблем человека.

В настоящее время формированию среды уделяется большое внимание. «Среда» -ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, резуль-

татов и целей творческой деятельности в проектной культуре [8]. Наше время поставило принципиально новую задачу - проектировать среду в целом, увязывая в гармоническом единстве все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эстетические.

Дизайн городской среды соединил важнейшие технологические, инженерные коммуникационные процессы это - «.. .примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и «включенность» сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта - атмосферу среды» [1]. Поскольку любая среда складывается не только из архитектурных компонентов - тут можно встретить что угодно, от специально придуманного оборудования до ширпотреба и случайных украшений, среда автоматически включилась в число событий художественных, стала средством формирования произведений нового вида искусства.

Средовые объекты не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть нужных для этого параметров: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, обеспечить высокий уровень комфорта. В становлении архитектурного произведения всегда главенствует архитектурная идея, предложенная и разработанная автором.

В дизайне среды на первом месте всегда стоит дизайнерская идея, отнюдь не обязательно отвечающая архитектурным идеалам автора, который должен уметь соединить смысл дизайнерского решения и архитектурного замысла. Содержательные особенности условного алгоритма средового проектирования (процесс - пространство - наполнение пространства), позволяют утверждать, что дизайнерский подход начинается с утилитарно-прагматического решения реальных жизненных проблем за счет механизмов, организации процессов, новых технологий, материалов и т. д., а завершается - воплощением этих решений в эстетически целесообразную форму, согласованную с производством, функцией, окружением и ожиданиями потребителя.

В современных источниках исследование керамики основывается, как правило, на описании бытового использования предметов и на изучении технических характеристик материала для строительства (А.А. Бобрихин, Е. И. Горбунова, Л.С. Ахмедова, В.А. Малолетков, О.М. Голубец и др.) Что же касается примеров использования керамики в архитектуре и городской среде (табл. 1), то анализ интернет-источников показал, что больше всего применяют керамику в декорировании фасада Европейские страны - 30%, Россия -55%, Восточные страны - 57%, в среде (садово-парковая керамика) - Европейские страны -63%, Россия - 10%, страны Востока - 13% , в качестве строительного материала Европа использует 7,5%, Россия - 35%, Восточные страны -30%, пример предоставлен на диаграмме (рис. 1).

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 1. Приемы использования керамики в городской среде

Приведем примеры некоторых из них.

Настоящий глиняный город распахнул свои объятья в городке Таншань провинции Хэбэй на Востоке Китая. На территории 300 х 60 метров воссоздан целый древний китайский город династии Сунн в размерах две трети от натуральной величины. При этом и люди, и повозки с лошадьми, и даже здания - все сделано из глины. Основной уникальностью парка является масштаб и, собственно, сам материал, из которого изготовлены фигуры. Автор идеи и главный ее исполнитель - талантливый скульптор Цинь Шипин. Мысль о проекте пришла к нему в голову после просмотра серии картин художника Сунн Чжан-Зеру под названием «Вдоль реки». Изображенная многоликая культура Китая, разнообразие жизненных сцен - все это произвело на скульптора неизгладимое впечатление [4]. В китайском городском округе Цзиньчжоу создали необычный парк. Главной концепцией мозаичного парка, по замыслу дизайнеров, является гармоничное сочетание природы, современной глобализации и культурного наследия данной местности. Именно здесь несколько веков назад изготавливались изделия из керамики, славившиеся красотой и высоким качеством, об этом можно узнать в Музее керамики, в самом центре этого парка [7]. Одним из наиболее ярких примеров распространения керамики в городском пространстве является город-сад на Лысой горе вблизи Барселоны, ныне известный как Парк Гуэля. С 1962 года парк Гуэля (автор Антонио Гауди) - художественный памятник Барселоны, в 1969 году он был объявлен памятником национального значения, а с 1984 года занесен в список Всемирного наследия Юнеско [9].

Средовой дизайн - единственный вид проектирования, рассматривающий всю совокупность условий и обстоятельств человеческого бытия, как произведение искусства.

Немаловажным компонентом является средовая керамика. Средовая керамика - керамика, предназначенная для уличного пространства, т. е. садово-парковая скульптура, фонтаны, светильники, лавочки и т. д., при этом все выполнено из глины. Керамика может быть расположена в парках (г. Барселона - Парк Гуэля, с. Опошня - Музей керамики, г. Цзиньчжоу - Музей керамики), в садах (Таиланд - Сад Нонг-Нуч), на улицах (г. Лондон -Тауэр, г. Пермь) и на приусадебных территориях. Декоративная керамика - один из интенсивно развивающихся видов современного декоративно-прикладного искусства. Богатый фактический материал свидетельствует о том, что сфера ее применения постоянно расширяется. Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм декоративной керамики в организации архитектурного пространства.

Таблица 1

Анализ опыты использования керамики в городской среде

Европа

«Дом Бальо» А. Гауди Барселона 1877-1907 гг.

Россия

Арт-кафе «Гончаров» г. Москва

Азия

Музей керамики

голландская архитектурная компания «Casanova + HernandezArchitects» 2013 г. г. Цзиньчжоу

л

ч «

а

и

2

н

х

«

«

п л

Ежегодная елка из керамики г. Хассельт, Бельгия

ЛМ' Л' *

Лиссабонская церковь в

честь прихода Весны Рафаэль БордалоПинейро Португалия

гг

Декоративная ваза на улице

А. Бдеян 1964 г. г. Ереван

Сад цветов «НонгНуч», автор НонгНуч 1980 г. Таиланд

Керамический город по мотивам картин художника Сунн Чжан Зеру, ЦиньШипин 2008 г. г. Таншань

.а х а

н

^

а н и х о

<и 2 х т о

п «

ч н

О

Керамика для строительства биоклиматического офисного здания 2004 г. СесараРуис-Ларреа, Антонио Гомесу и Эдуардо Прьето Валенисия

Керамические блоки г. Москва

Здание NBF OsakiBuilding в Токио Фасадная система Bioskin Япония

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Керамика - развивающийся вид современного декоративно-прикладного искусства. Богатый материал свидетельствует о том, что сфера ее применения постоянно расширяется. Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм декоративной керамики в организации архитектурного пространства.

2. Анализ современных источников показывает, что большая часть использования керамики в среде и на фасаде приходится на Европейские страны (практически каждый город имеет керамический элемент или скульптуру), Восточные страны (практикуются на производстве строительной и отделочной керамики), Россию (пытается достигать всех высот постепенно).

При дальнейшем исследовании по данной тематике необходимо будет рассмотреть региональные особенности, возможные методы и приемы наполнения керамикой городской среды с целью повышения его качества и комфорта городского пространства.

Статья поступила 10.04.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барсукова Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX -начала XXI в. : автореф. дис. ... д-ра. ист. наук : 17.00.08. М., 2008.

2. Бобрихин А.А. Керамика в дизайне городской среды / А.А. Бобрихин, Е.И. Горбунова // XXI век - век дизайна: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 34-39.

3. Голубец О.М. Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х -начала 80-х годов): автореф. дис. ... канд. искусствоведения 17.00.05. / О.М. Голубец. Львов, 1984.

4. Интернет-журнал «YOGALIFE» [Электронный ресурс]. URL: http://yogalifejournal.com/travel/2012/01/17/gorod-iz-gliny (5дек. 2014).

5. Малолетков В.А. Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ - начала XXI в.:автореф. дис.д-ра искусствоведения : 17. 00. 04. / В.А.Малолетков. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010.

6. Секреты гончаров [Электронный ресурс]. URL: http://olkolon.narod.ru/KERAMIKA/K_SekrG/SekrG.html (3 мая 2014).

7. Туристический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.bugaga.ru/interesting/ 1146741350-muzey-keramiki-v-mozaichnom-parke-v-czinchzhou.html (15июн 2014).

8. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование // Основы теории МАРХИ (Государственная академия). «Архитектура-С», 2005. С. 17.

9. Этот удивительный мир [Электронный ресурс]. URL:http://www.krugosvet.ru/category/razdely/iskusstvo-i-kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo?pag (15июня 2014).

Информация об авторах

Сидорова Светлана Юрьевна, магистрант гр. АУСм-13-1 кафедры архитектурного проектирования, тел. 89501051117, e-mail: sveto4kina39@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Пуляевская Евгения Владимировна, кандидат архитектуры, доцент, заведующая кафедрой архитектуры и градостроительства, тел. 89149395136, e-mail: pulya.arch@bk.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Sidorova S.Iu., candidate for a master's degree, tel.: 89501051117, e-mail: sveto4kina39@gmail.com, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Pulyaevskaya E.V., Candidate candidate of architecture, associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89149395136, e-mail: pulya.arch@ bk.ru; pulyaev@istu.edu, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.