Научная статья на тему 'Концепции реабилитации и интеграции открытых городских пространств'

Концепции реабилитации и интеграции открытых городских пространств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1171
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ФУНКЦИЯ ТЕРРИТОРИИ / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / REHABILITATION OF CITY SOCIAL SPACE / ARCHITECT AND ART INTEGRATION / TERRITORY FUNCTION / QUALITY OF CITY AREAS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вяткина Б. М., Соснина К. В.

Статья посвящена анализу открытых городских пространств с точки зрения современных методов архитектурно-художественной интеграции. Рассмотрены формы реализации творческого замысла внутри интеграционной концепции. Выдвинутые положения рассматриваются на конкретных примерах открытых городских пространств европейских городов. Также рассматриваются вопросы создания и существования общественного пространства в современном городе. Анализируется опыт формирования эффективно действующих пространств, формулируются основные принципы их функциональной и архитектурно-образной организации, а также влияние на потенциал поведения горожан, на смыслы и типологии социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of rehabilitation and integration of open city areas

The article is dedicated to the analyses of open city spaces from the point of view3 of modern methods of architectural and art integration. We have considered forms of realization of art message within the integrational concept. The presented issues are studied at the particular examples of open city spaces of European cities. We also consider the questions of creating and existing of social spaces in a modern city. We analyse the experience of creating effectively existing spaces, formulate the main principles of their functional and architect-and-image organization, and the impact of citizens’ behavior, on the message and types of social processes.

Текст научной работы на тему «Концепции реабилитации и интеграции открытых городских пространств»

АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН

УДК 711.4: 658.5 (075.8)

КОНЦЕПЦИИ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОТКРЫТЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ

© Б.М. Вяткина, К.В. Соснина

Статья посвящена анализу открытых городских пространств с точки зрения современных методов архитектурно-художественной интеграции. Рассмотрены формы реализации творческого замысла внутри интеграционной концепции. Выдвинутые положения рассматриваются на конкретных примерах открытых городских пространств европейских городов. Также рассматриваются вопросы создания и существования общественного пространства в современном городе. Анализируется опыт формирования эффективно действующих пространств, формулируются основные принципы их функциональной и архитектурно-образной организации, а также влияние на потенциал поведения горожан, на смыслы и типологии социальных процессов.

Ключевые слова: реабилитация городского общественного пространства; архитектурно-художественная интеграция; функция территории; качество городской среды.

CONCEPTS OF REHABILITATION AND INTEGRATION OF OPEN CITY AREAS

© B.M. Viatkina, K.V. Sosnina

The article is dedicated to the analyses of open city spaces from the point of view3 of modern methods of architectural and art integration. We have considered forms of realization of art message within the integrational concept. The presented issues are studied at the particular examples of open city spaces of European cities. We also consider the questions of creating and existing of social spaces in a modern city. We analyse the experience of creating effectively existing spaces, formulate the main principles of their functional and architect-and-image organization, and the impact of citizens' behavior, on the message and types of social processes.

Key words: rehabilitation of city social space; architect and art integration; territory function; quality of city areas.

Реабилитация городского пространства - это процесс качественного воспроизводства территории с целью эффективного использования в условиях рынка и улучшения жизненного пространства населения. Компонентами реабилитации являются: улучшение технических характеристик, основанных на современных строительных технологиях и композиционно-планировочных решениях, и общественное переустройство.

Под городским открытым пространством подразумеваются: парки, скверы, площади, места для гуляния, улицы, аллеи, крытые переходы, аркады, пассажи, пространства между домами и т. п. Городские пространства являются искусственно созданной средой, которую человек формирует в соответствии с особенностями разнообразных процессов своей жизнедеятельности. Их роль в формировании целостного городского организма, «образа города», в осуществлении специальных и функциональных универсальных процессов - велика и многогранна.

Городская общественная среда является очень важным и даже решающим компонентом городской культуры. Поэтому места для социального, политического и экономического общения, т. е. общественные пространства города, не выполняют свои функции в полной мере и теряют свою роль, если жизнь города тщательно не продумана и не органи-

зована. Изменение общественных пространств, а это значит, изменение площадей, улиц и прочего, происходит непрерывно и является одним из основных процессов в урбосреде. Оно возникает как от смены предпочтений в обществе, так и от недостатка внимания по отношению к общественному достоянию.

В статье рассмотрены основные качества пространств, а также концепция социальной адаптации, художественная концепция и концепция многомерной интеграции.

Основные качества пространств

Доступность (смежность с основными маршрутами движения горожан, либо некое исключительное расположение). Недоступное для человека пространство выключено из социальной жизни города, даже если оно обладает всеми другими основными качествами, физическим или эстетическим комфортом. Городское сообщество его «не видит», и такого рода пространство может быть «приватизировано» какой-либо из городских субкультур, подчеркивающих его изоляцию из общей социальной жизни.

Рис. 1. Пешеходный переход над транспортной магистралью, Шанхай, КНР Пешеходное кольцо в сверхплотном деловом центре рядом с телебашней стало не только утилитарным объектом, но и местом паломничества туристов

Безопасность - важная как психологическая, так и физическая характеристика, включающая понятия физического комфорта. При этом психологическая безопасность наиболее важна, хотя для различных климатических поясов или иных особенностей эксплуатации необходимы действия по обеспечению должного уровня физического комфорта.

Рис. 2. Партер в парке виллы Гамберайя во Флоренции. Травяное покрытие

окружено аллеями и водоемами

Оборудованность. Функционально общественное пространство может существовать и без дополнительного оборудования (например, улица без асфальта в российском городе все равно остается улицей), но для современного города наличие сервисов, повышающих как физический комфорт, так и эстетические качества среды, повышает шансы публичного пространства на его привлекательность для горожан и наполненность социальной активностью (как минимум, это означает основные элементы благоустройства: присутствие травяного покрытия, обработка поверхности земли системами тротуарного покрытия, обеспечения необходимых траекторий движения, пандусов, городской мебели, освещения (функционального и эстетического), а также специализированного оборудования для маломобильных групп населения).

Рис. 3. Лестница в «никуда» на Таймс-сквер, Нью-Йорк, США. Мобильный элемент городского оборудования является одновременно и временной сценой, и источником освещения, и городской скульптурой - объектом современного искусства

Возможность наблюдения действия - вероятно, одно из важнейших качеств пространства, которое является общим для всех этих фокусных зон города, в остальном могущих сильно различаться - предполагает наличие природных и искусственных перспектив, позволяющих горожанину-зрителю, находясь в этом пространстве, наблюдать движение людей, воды, автомобилей, природные явления (море, небо, и т. д.).

Рис. 4. Сомерсет-хаус. Лондон. Рождественский общественный каток. Зрителей вокруг не меньше, чем катающихся. Одно из самых популярных мест в зимнем

Лондоне

Возможность саморепрезентации - кроме перечисленных качеств, самыми востребованными общественными пространствами становятся те, где человек может свободно заниматься различными практиками межличностного общения и взаимодействия либо практиками «саморепрезентации» в максимально широкой и насыщенной социальной среде.

Рис. 5. Парк Эспланады. Хельсинки. Местные жители на отдыхе

Мультифункциональность позволяет пространству быть максимально востребованным разными социальными группами и отдельными людьми. Чем больше возможностей реализации различных стратегий поведения - от «самоизоляции» до максимальной включенности в социальные взаимодействия предлагает пространство, тем большим потенциалом развития оно обладает [2].

Рис. 6. Набережная Чефалу. Италия. Вода и прибрежная зона связывает все публичные пространства в единую систему

Концепция социальной адаптации - социально активированное пространство

Основным функциональным посылом реализации городских пространств в большинстве случаев является организация социально ориентированной среды с привлечением творческой (художественной) составляющей. Это направление интеграции связано с социальной функцией открытого городского пространства как демократичного места отдыха, общения и развлечения, где исчезают («стираются» или нивелируются) социальные границы. Уровни «открытости» архитектурного пространства реализуются в ряде взаимосвязанных подходов: диалогическом, игровом, образно-символическом, экологическом, контекстуально-средовом.

Архитекторы обращаются к концепции игры для более легкого контакта с потребителем: человек легче адаптируется в эмоционально наполненной и «дружелюбной игровой среде. Востребованным современным подходом является организация определенных точек эмоциональной активации. К числу таких подходов можно отнести устройство временных экспозиций и выставок под открытым небом, которое стало распространенной тенденцией интеграции искусства в городскую среду, направленным на соучастие и эмоциональное сотворчество зрителя-пешехода, а также игровое наполнение центров притяжения и транзитных пространств (парковых зон, площадей и набережных европейских и некоторых отечественных городов). Городские выставочные проекты выполняют познавательную, информационную и творческую функции.

Композиционный прием дугообразных ступеней, формирующих амфитеатры, обозначает публичный статус архитектурного пространства, приглашая к общению: здесь

можно встретить прохожих, отдыхающих, танцующих... Концепция игры отсылает к родовым чертам человека, приглашая к участию представителей различных социальных групп, взрослого и ребенка, занятого, спешащего по делам, и свободно прогуливающегося человека и т. д. Объектный уровень выражается непосредственно в игровом дизайне среды, который объединяет «игрушки» и «игры», формы городского искусства, знаковую городскую мебель, тематические экспозиции. Довольно часто игровой дизайн формируют объекты современного искусства: статичные и динамичные скульптурные формы, граффити, инсталляции.

Рис. 7. Варшавские Лазенки. Королевская резиденция

Рис. 8. «SEAT» - это инсталляция в Парке Свободы в Атланте

Художественная концепция - пространство искусства

Художественная концепция трактует городское пространство как интегральное произведение искусства, которое формируется по закону синтеза искусств на базе архитектуры.

В средовом дизайне совместно участвуют различные системные уровни: искусство на уровне закона или абстракции; монументально-декоративное искусство в пространстве города (панно, мозаика, сграффито), современная скульптура, а также городская мебель, малые архитектурные формы - предметный уровень; тематическая экспозиция, игровой дизайн среды, праздничное оформление пространств - методологический уровень.

Тесно взаимосвязанным с пространством «инструментом» синтеза является пластика как категория художественной формы. Пластика зачастую интегрируется в архитектуру на уровне композиционного закона организации пространства, а также находит проявление в традиционных и актуальных формах скульптуры, резьбы и других видах монументально-декоративного искусства.

Многие приемы создания яркой образности пространства связаны с использованием цвета: от интенсивных спектральных цветов, нарушающих привычную «повседневность» среды, до спокойных, нейтральных оттенков, обеспечивающих визуальный комфорт. Цвет может нести определенную знаковую информацию, помогая в пространственной ориентации или отождествляясь с узнаваемыми явлениями предметного или природного миров.

Звук и мелодия, равно, как и тишина, - явления, развивающиеся во времени, с использованием которых реализуется музыкальность среды открытых городских пространств. При этом звук как первоисточник музыки требует специальных объемно-пространственных решений (эстрады, зрительских мест, отражающих козырьков) и технологических систем (звукоусиления и т. п.), а также выбора благоприятных условий для восприятия. Стоит отметить, что применение искусственного звукового сопровождения в открытых пространствах явно проигрывает естественному звуковому полю, которое «программируется» архитектором или формируется спонтанно. Это могут быть «живые» концерты, голоса отдыхающих, шелест листвы, плеск воды и т. д. Звуки природы играют при этом особую эмоциональную роль.

Третья фундаментальная категория рассматриваемого ряда - движение - заложенная в восприятии архитектуры при смене пространственных впечатлений во времени, является опосредованным участником концепции пространство-время. Движение чаще всего выражается в художественных и символических формах архитектурного решения (динамика ритмов, формообразование, декоративные элементы), а также в сценарной организации открытых пространств: упорядоченное или хаотичные перемещения потоков людей, последовательность смены «пространственных картин», чередование открытых и «закрытых» ландшафтов.

Рис. 10. Йоркширский парк скульптур. Англия

Концепция многомерной интеграции - интегральное пространство

Пространство города всегда формируется как многомерная интеграционная среда. На пересечении различных направлений рождаются комплексные формы взаимодействия, которые объединяют сразу несколько видов интеграции в единую систему.

Целостная система интеграционной концепции в единстве ее пересекающихся направлений включает в себя различные концепции:

1. Художественная концепция - пространство синтеза искусств:

- концепция пространственной интеграции (синтеза);

- концепция временной интеграции (синтеза);

- концепция пространственно-временной интеграции (синтеза).

2. Концепция социальной активации (адаптации) - интерактивное пространство:

- концепция игры - пространство для развлечения и праздника;

- концепция многомерного диалога - коммуникативное пространство;

- концепция комфортного или интенсивного эмоционального поля - эмоционально насыщенное пространство.

3. Концепция контекста - пространство условных ограничений:

- концепция «литературного» (вымышленного) контекста - «идеальное» концептуальное пространство авторского замысла;

- концепция историко-культурного контекста - пространство реставрации, реконструкции и модернизации;

- концепция непрерывности городской среды - целостное пространство города;

- экологическая концепция - органическое природное пространство.

4. Концепция технического сопровождения - пространство инновационных решений:

- конструктивная концепция - пространство передовых разработок и конструкций;

- медиативная концепция - информативное и медиа-пространство;

- эргономическая концепция - удобное пространство жизнедеятельности человека;

- технологическая концепция - пространство по современным эксплуатационным требованиям.

5. Концепция многомерного интеграционного синтеза - интегральное открытое городское пространство [4].

Рис. 11. Парк Буэн-Ретиро. Мадрид

Рис. 12. Парк «Мини-Европа» в Брюсселе

Рис. 13. Парк Кёкенхов. Нидерланды

Рис. 14. Парк Гуэля. Барселона

Выводы: Формирование благоприятной среды обитания для всех видов жизнедеятельности человека связано с реабилитацией различных видов городских пространств и предполагает обеспечение жителей городов не только удобным и комфортным жильём, но и высоким уровнем социализации пространственной среды города, т. е. насыщение городских пространств элементами благоустройства, озеленения, обслуживания и дизайна [1].

Всё большее значение для реализации программ реабилитации городской среды приобретают в настоящее время такие направления творческой деятельности как дизайн архитектурной среды, в том числе городской и ландшафтный дизайн. Использование в творческой деятельности дизайнеров архитектурной среды рассмотренных в статье концепций реабилитации общественных городских пространств, современных методов архитектурно-художественной интеграции и форм реализации творческого замысла внутри интеграционной и других концепций может существенно повысить качество проектных решений по преобразованию открытых общественных городских пространств.

Статья поступила 05.11.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вяткина Б.М. Целевая реабилитация как средство управление городской средой // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1(2). С. 85-92.

2. Дуцев М.В. Концепция архитектурно-художественного единства города (на примере Еревана) // Приволжский научный журнал. 2012. № 1. С. 94-99.

3. Пучков М.В. Город и горожане: общественные пространства как модератор поведения людей // Архитектон: известия вузов. 2014. № 45.

Информация об авторах

Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел. 89021729444, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Соснина Ксения Вячеславовна, студентка, тел. 89501397636, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Viatkina B.M., associate professor, Head of Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Sosnina K.V., undergraduate, tel.: 89501397636, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 72.007

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В СТРУКТУРЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА

© Л.В. Козлова

Образ города складывается из улиц и площадей, где сосредоточена общественная жизнь населения. Эволюция городов Сибири свидетельствует о неразрывной связи общественных пространств и образа города. Трансформация характера использования определенного пространства под влиянием временных тенденций, прежде всего, отражается на образе места. Три основные функциональные составляющие общественных пространств -общение, торговля и движение сегодня претерпевают значительные изменения. Соответственно, для сохранения идентичности города необходима переоценка характера развития общественных пространств.

Ключевые слова: общественное пространство; трансформация; исторические этапы развития города; городская структура.

TRANSFORMATION OF PUBLIC SPACES IN THE STRUTURE OF IRKUTSK CITY

© L.V. Kozlova

The image of the city is made by the streets and squares where the social life of the citizens is concentrated. Evolution of the cities of Siberia speaks of the inextricable connection of public spaces and the city image. Character transformation of using the definite space under the influence of time tendencies reflects first of all on the image of the place. Three main functional components of public spaces - communication, trade, and traffic, undergo significant changes nowadays. As a result, in order to keep the identity of the city we need to estimate one more time the development of public spaces.

Key words: public space; transformation; historical stages of city development; city structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.