Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственные представления / нравственность / методы воспитания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Елена Ивановна

в статье автор исследует методы и приемы формирования нравственных представлений у старших дошкольников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Омельченко Е.И.

Омельченко Елена Ивановна —воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15,

Ленинградский район п. Бичевой

Аннотация: в статье автор исследует методы и приемы формирования нравственных представлений у старших дошкольников

Ключевые слова: нравственные представления, нравственность, методы воспитания.

Целостный подход к решению задач нравственного воспитания дает основание для анализа методической литературы (Е.А. Алябьева, Р.Р. Калинина, Н.В. Клюева, И.Ф. Мулько, Н.Г. Яковлева и др.). Одной из значимых задач является определениепедагогом эффективных методов и приемов формирования нравственных представлений у детей, способности кморальнойоценке своих поступков.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Многие авторы в качестве традиционных методов формирования нравственных представлений называют беседу на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, телепередач.

П.И. Подласый считает, что каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации [1, с. 58].

В практической деятельности педагоги, выбирая методы воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом особое значение имеет возраст детей, и индивидуальные особенности большей части воспитанников. В основе воспитательного процесс принимаются не отдельные методы, а их система.

Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова определяют беседу как метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы [2, с. 57].

Как отмечает Г.Н. Жуковская этическая беседа - это беседа на моральные темы. Ее основная функция -моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность [3, с. 49]. Беседы помогают детям уточнить моральный смысл поступков, правильно их оценить, переосмыслить знакомые правила, найти решение, как себя вести в конкретной ситуации. Источниками являются факты, события из жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений [4, с. 62]. Уместным является использование видео фрагментов (мультфильмы, фильмы), которые позволят наглядно продемонстрировать дошкольникам

желательные и нежелательные формы поведения.

Важно, чтобы в беседе принимали участие все дети: сравнивали, сопоставляли действия литературных героев со своими собственными, вычленяли из жизненных ситуаций образцы поведения, последствия поступков, делали обобщения, выводы.

Н.А. Корниенко отмечает, что педагог должен в беседе продумать последовательность вопросов, чтобы подвести детей к выделению морального правила, которому необходимо следовать в повседневной жизни, мотивировать дошкольников на нравственные поступки. Эффективно включение в беседы пословиц и поговорок, например: «Мал, да удал», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Хвастун - пустой человек». Они учат сравнивать и обобщать хорошие поступки, заставляют задуматься о том, удалось ли детям совершить добрые дела [5, с. 44].

Воспитатель может судить о наличии у детей знаний о должном поведении, если ребенок во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать в данной ситуации - он или сверстник, устойчиво применяет одно и то же правило. Если дети путают правила, не умеют их использовать без подсказки взрослого, то это подтверждает абстрактность, недостаточность представления о правилах. Они не обобщены, и ребенок их выполняет только в той ситуации, в которой ему правило преподнесли.

Дискуссия способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника [6, с. 179]. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Для решения этой задачи дети должны обладать достаточно самокритичностью и иметь представление о предвзятые отношения, как к окружающим, так и к себе. Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие представления ими не усвоены и вести воспитательную работу в нужном направлении.

Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач в процессе формирования у них нравственных представлений. Приучая детей размышлять над поступками, взрослые развивают у них нравственное сознание.

Для ознакомления с нравственными нормами необходимо целенаправленно использовать художественные произведения. Сопереживание и содействие героям литературных произведений в воображаемых ситуациях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственно участия не принимал. Подбирая произведения, педагоги должны отдавать предпочтение литературному материалу, раскрывающему мир переживаний персонажей. Вовлекая детей в совместное переживание, воспитатель способствует эмоциональному слиянию ребенка с героем. Моральные нормы в такой атмосфере усваиваются легко.

Как отмечает Л.П. Стрелкова невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте. В сказках очень тонко и справедливо разоблачается жадность, лень, хвастовство. С юмором высмеиваются безнравственные качества. Это побуждает детей осознать негативные поступки, пережить стыд, раскаяться в содеянном. Сказочные события, наполненные реальными ситуациями из жизни маленьких детей, помогают ребятам осознать, принять те моральные требования, которые предъявляет общество к человеку [7, С. 57].

Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Они знакомят ребенка со сложной противоречивой жизнью. С помощью сказок взрослому легче донести те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.

Л.Б. Фесюкова в работе со сказкой предлагает нетрадиционный подход, суть которого заключается в проведении "нравственного урока" [8, с. 107]. Содержание нравственного урока заключается в том, чтобы прояснить детям суть "намека", присутствующего в каждой сказке, и дать себе урок.

Автор обращает внимание взрослых на то, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных тяжким ежедневным трудом людей. А отсюда их мечта: "лежать на печи, да есть калачи", чтобы само собой делалось, чтобы в сумке всегда лежала "скатерть-самобранка" и т.д. Поэтому нетрадиционный подход дает воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно [8, с. 108].

По мнению Р.С. Буре для расширения нравственных представлений целесообразно использовать игровой метод. Переживание значимости моральных норм значительно легче протекает в игре, чем в повседневном общении детей и взрослых. Эмоциональное восприятие происходящего облегчает усвоение моральных требований старших [9, с. 47].

В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. Для лучшего осознания правил детьми педагог разъясняет их в процессе выполнения. Например, мальчик мешает сверстнику строить гараж, разрушает постройку. Воспитатель говорит: «Давай, Петя, поможем лучше Вове забор построить, у его не получается» [10, с. 88].

С учетом принципов ФГОС ДО, методика работы с детьми должна строиться с позиции личностно -ориентированного субъект-субъектного взаимодействия, при выполнении игровых заданий педагог должен делать акцент на самостоятельность и поисковую, творческую активность.

В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих

согласованности во взаимодействии с партнерами, ребенок приучается быть активным, организованным. Для нравственного развития ребенка важно, чтобы в игре он сталкивался с такими правилами, с которыми в реальной жизни раньше ему не приходилось сталкиваться. В этом случае ему

приходиться изобретать эти правила самостоятельно.

В сфере формирования нравственного поведения пример взрослого также играет важную роль. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослыми, никогда не станет влиять на реальное поведение ребёнка.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, необходимо использование упражнений игрового характера. Детей очень увлекают игры -упражнения на закрепление правил нравственных норм, это своеобразная и необходимая

для формирования навыка тренировка поведения детей.

Упражнения (творческого или подражательно - исполнительского характера) направлены на знакомство детей с социально - приемлемыми формами нравственного поведения или демонстрацию последствий нежелательных проявлений (лжи, лени, хвастовства, зла, зависти). Дети проигрывают конкретные ситуации с последующей интерпритацией, какой тип поведения наиболее желателен. В данном случае отрабатываются навыки нравственного поведения [11, с. 47].

Менджерицкая Д.В. отмечает, что решению сложной задачи нравственного воспитания содействуют также игры-инсценировки. Такие инсценировки могут быть включены в содержание этических бесед, но могут использоваться и как самостоятельный методический прием. Тематика игр должна основываться на личном опыте детей: если ребенок сможет узнать себя и своих товарищей, вспомнит реальную ситуацию недавнего времени, он не останется равнодушным. Главное - привлечь внимание детей к моральной оценке ситуации, к способу её разрешения. Такие игры, как правило, короткие, построенные на одном эпизоде, инсценировки могут выполняться самими детьми [12, с. 203].

Эффективным средством формирования нравственных правил является

разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол. В таком восприятии правило эмоционально окрашивается и побуждает ребенка следовать ему.

По мнению Запорожец Я.З., Кошелевой А.Д. и других содержание нравственных понятий дети могут усвоить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие дети часто поясняют сами конкретным примером. Так им легче усваивать сложный мир отношений между людьми [5, с. 94].

Как отмечает М.А. Новосёлова, использование проблемных ситуаций способствует тому, что правила, регулирующие отношения между детьми, этический смысл их действий и поступков, а также действий самого ребенка, становится объектом непосредственного внимания. При этом ребенок стремится осознать саму ситуацию и подумать, как ему необходимо действовать в данном случае. При решении проблемных ситуаций у детей развиваются социальные эмоции, и формируется готовность действовать нравственно по собственной инициативе. Например, детям можно предложить такую ситуацию: «Представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик обижает маленькую девочку, забирает у нее игрушку. Что бы вы сделали?». Каждый ребенок мысленно представляет ситуацию и свое участие в ней. Проблемные ситуации побуждают ребенка сравнивать свои поступки с поступками сверстников [13, с. 105].

Применение проблемных ситуаций поможет воспитателю ориентировать дошкольников во взаимоотношениях, учить мыслить, развивать способность к моральному выбору. Важно побуждать ребенка сравнивать свои поступки с поступками сверстников.

Следовательно, деятельностный подход в решении задач нравственного воспитания детей с учетом требований ФГОС ДО, дает основание педагогам для дополнительного изучения научно - методической литературы, освещающей активные методы и приемы формирования нравственного поведения в дошкольном возрасте.

Таким образом, формирование у детей нравственного поведения должно основываться на доступных, конкретных, образных примерах, способствующих развитию нравственного сознания, самостоятельности суждений. Только взаимосвязь с практическими методами позволит сформировать у ребенка сознательное отношение к нравственным нормам и желание руководства ими.

Список литературы

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2005. - 58 с.

2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М.: «Изда-во ГНОМ и Д», 2002. -49 с.

3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста /М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2015. -44,94 с.

4. Петерина С.В. Теория и методика совершенствования педагогического

5. процесса дошкольного образовательного учреждения. - Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 2002. - 203 с.

6. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М: Просвещение, 2002. - 47 с.

7. Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. Шк., 2005. - 62 с.

8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 105 с.

9. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред и сост. И.Б. Дерманова. - СПБ.: Издательство «Речь», 2002. - 107-108 с.

10. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. - М.: Владос, 2005. - 47 с.

11. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет / Авт.-сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2014 - 179 с.

12. Чумакова И.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства в условиях реализации ФГО ДО/ И.В. Чумакова, Е.Г. Свистунова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2017. - №2. - С.88.

13. Кольцова И.Н. Духовно-нравственное воспитание в образовательном процессе ДОО /И.Н. Кольцова, Т.А. Ревягина // Нижегородское образование. - 2018. - № 6. - С. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.