Научная статья на тему 'Влияние театрализованных игр на культурно-речевое развитие детей в семье'

Влияние театрализованных игр на культурно-речевое развитие детей в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / THEATRICAL ACTIVITIES / CULTURAL AND LANGUAGE DEVELOPMENT / PRE-SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Леонидовна

Раскрывается одна из проблем современного общества низкий уровень культуры речи детей дошкольного возраста. Совместные театрализованные игры не только улучшают взаимопонимание между домочадцами, но и влияют на развитие нравственных ценностей, культуру поведения, а также активизируют словарь ребенка, развивают диалогическую и монологическую речь, что благотворно влияет на межличностное общение в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THEATRICAL GAMES ON CULTURAL AND SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE FAMILY

The author reveals one of the problems of modern society the low level of speech standard of preschool children. A joint theatrical game not only improve understanding between people in the household, but also influence the development of moral values and standards of behavior, and also activates the child's vocabulary, developing dialogues and monologues that has beneficial effects on interpersonal communication in society.

Текст научной работы на тему «Влияние театрализованных игр на культурно-речевое развитие детей в семье»

УДК 37.018.1-053«465.00/.06» ББК Ч490.261

ГСНТИ 14.23.17; 14.39.13

Код ВАК 13.00.01

Иванова Елена Леонидовна,

аспирант, кафедра педагогики, Вятский социально-экономический институт; 610002, г. Киров, ул. Казанская, 91; e-mail: [email protected].

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: театрализованная деятельность; культурно-речевое развитие; дошкольное воспитание.

АН НОТАЦ ИЯ. Раскрывается одна из проблем современного общества - низкий уровень культуры речи детей дошкольного возраста. Совместные театрализованные игры не только улучшают взаимопонимание между домочадцами, но и влияют на развитие нравственных ценностей, культуру поведения, а также активизируют словарь ребенка, развивают диалогическую и монологическую речь, что благотворно влияет на межличностное общение в социуме.

Ivanova Elena Leonidovna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Vyatka Social-Economical Institute.

INFLUENCE OF THEATRICAL GAMES ON CULTURAL AND SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE FAMILY

KEY WORDS: theatrical activities; cultural and language development; pre-school education.

ABSTRACT. The author reveals one of the problems of modern society - the low level of speech standard of preschool children. A joint theatrical game not only improve understanding between people in the household, but also influence the development of moral values and standards of behavior, and also activates the child's vocabulary, developing dialogues and monologues that has beneficial effects on interpersonal communication in society.

П

роблема владения языком на протяжении многих веков привлекала внимание известных исследователей и ученых. Актуальной эта тема становится потому, что грамотное и культурное владение языком играет огромную роль в становлении личности детей дошкольного возраста. Ученые-психологи традиционно считают, что язык влияет на развитие мышления, воображения, памяти и отражается в эмоциях человека. Овладение культурой речи приобщает детей к духовным ценностям и является основным условием воспитания, обучения и нравственного развития.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе социализации, формируется под влиянием речи взрослых, речевого окружения и воспитания. В условиях современной социокультурной ситуации, информатизации общества происходит дезинформация воспринимаемыми «эталонами» для подражания. Так, например, среди современных мультипликационных и сказочных персонажей достаточно много нравственных антиподов культурных героев. Поступки и речь таких персонажей служат отрицательным примером неправильного и осуждаемого социального поведения. В результате снижается культура поведения и культура речи дошкольников. Впрочем, воспитание подрастающего поколения зависит от культуры поведения взрослых - родителей и воспитателей.

Так, согласно А. Я. Флиеру, «обучение человека желательному социальному пове-

дению происходит не столько путем теоретического осмысления им действий культурных героев и их мотивации, сколько посредством стимуляции его к непосредственному подражанию этим культурным образцам. Рефлексия над ними - удел интеллектуальной элиты (философов, писателей), а масса населения прибегает к простому механическому воспроизводству поступков культурных героев в схожих жизненных ситуациях, что обеспечивает эффект социального порядка» [5].

Взаимосвязь культуры речи дошкольника и его культуры поведения очевидна: одно без другого не может существовать в человеке. Культура поведения дисциплинирует ребенка, благотворно влияя на его речь, и наоборот. Под влиянием внешнего окружения и собственных интересов, а также культуры речи родителей и воспитателей, модель поведения и общения которых дети часто перенимают, дошкольники нередко копируют негативные поступки, поведенческие аспекты, разговорную речь. Формирование грамотной речи побуждает ребенка к овладению языком, его грамматическим строем, лексикой, фонетикой. Это очень важно, ведь если человек умеет слушать собеседника, не перебивать его, грамотно излагать свои мысли, демонстрируя хороший уровень владения языком, без слов-паразитов, сленга и просторечий, про такого человека говорят, что он владеет культурой общения.

© Иванова Е. Л., 2014

Р. С. Буре, раскрывая вопросы нравственного развития детей дошкольного возраста, подчеркивает, что следование нормам морали должно рассматриваться как сознательное управление своим поведением на основе понимания их значимости, развития нравственных чувств. Следовательно, возникает необходимость организации в семье «процесса воспитания таким образом, чтобы дети, усваивая нормы морали, осознавали их смысл, убеждались в их справедливости, обязательности, личностной значимости» [2, с. 83]. Дошкольнику не всегда доступен смысл моральных требований общества без конкретизации и перевода в правила, которые бы ориентировали на нравственные поступки. Более того, формирование этических представлений и социальных норм должно воздействовать как на разум, так и на чувства ребенка. Здесь огромную роль играет умение родителя дать ребенку возможность ощутить радость от общения, проявить сочувствие к другому человеку, воспитать культуру поведения и культуру речи.

Одним из средств формирования грамотной речи детей дошкольного возраста может выступать театрализованная деятельность. В процессе театрализации у детей расширяется общий кругозор, а умело поставленные взрослым задачи и вопросы к игре побуждают детей думать, анализировать ситуации, делать выводы и обобщения. Всё это способствует умственному развитию, что, в свою очередь, приводит к улучшению разговорной речи. В процессе инсценировки, заучивания текстов персонажей, реплик, песен, собственных высказываний у дошкольников активизируется и обогащается словарь, улучшается диалогическая и монологическая речь, эмоциональный строй, звуковая сторона речи.

Для детей старшего дошкольного возраста общение с родителями и со сверстниками есть необходимая составляющая их гармоничного развития. Поэтому особое внимание следует уделить театрализованным играм в домашних условиях. Совместная творческая деятельность детей и родителей может быть самой разнообразной: от раскрашивания сказочных персонажей до подготовки к театрализации, от прочтения книг до создания своих театров, например, бибабо, перчаточного, пальчикового, конусного, театра из киндер-сюрпризов, ложечного, театра на палочках из-под мороженого, театра из спичечных коробков, фланеле-графа. Когда ребенок увлечен, заинтересован творческим процессом, он легко воспринимает и воспроизводит получаемую из внешней среды информацию.

Разыгрывание в лицах литературных произведений (рассказы, сказки, песенки,

этюды, инсценировки), перевоплощение, переодевание в костюмы - увлекательная деятельность для детей и взрослых, которая помогает решить жизненные конфликты, педагогические ситуации, а также позволяет ребенку посмотреть на себя другими глазами. Сказочные и мультипликационные герои и персонажи становятся действующими лицами, а их приключения, события из жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Нравственная идея, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении (честность, дружба, уважение, отзывчивость, доброта, смелость), должна благодаря тематике и содержанию такой игры воплотиться в импровизированных постановках, а персонажи - стать образцами для подражания. Способность к идентификации с положительными персонажами позволяет через подобные инсценировки и игры оказывать непосредственное влияние на детей. Перевоплощаясь, ребенок добровольно принимает и присваивает какие-либо черты поведения, манеру общения. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку, по требованиям социума, положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети хотят подражать добрым героям. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у дошкольников ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением [4].

Положительное влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как эффективное педагогическое средство. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика ничем не ограничена, а это дает возможность всестороннего, не только нравственного развития личности ребенка. Родители совместно с детьми в домашних условиях могут создавать свои театры, разыгрывать этюды, сочинять сказки, рисовать интересных персонажей, обучаться этикету (например, совместно с игрушками), разучивать стихи и песни, тренируя память, мышление и разговорную речь. Более того, ребенок способен сосредоточиться не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий, что формирует дисциплинированность, усидчивость и трудолюбие. Правда, не следует забывать, что дети все же способны переутомляться от однообразной деятельности.

Театрализованные игры, сопровождаемые музыкой, позволяют решать многие другие педагогические задачи, касающиеся

формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Музыкальное сопровождение деятельности ребенка является действенным средством нравственного воспитания, обладает большим потенциалом эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека (патриотизм, интернационализм, чувство ответственности и долга).

По свидетельству Л. Ф. Островской, в период старшего дошкольного детства у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. При эмоционально положительном общении с ними у ребенка формируется гуманное отношение к окружающим. В основе культуры общения лежат сопереживание как основа тактичности и взаимопонимание как основа вежливости. Следовательно, если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отноше-

ние к окружающим, то оно в большей или меньшей степени находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, отражающие его нравственное отношение к социуму [2].

Из вышесказанного следует, что совместная театральная деятельность и театрализованные игры родителей и детей объединяют семью, с помощью данной деятельности создается дружелюбная атмосфера в общении между домочадцами, улучшается их настроение и взаимопонимание. Следовательно, театральная деятельность благотворно влияет на развитие культуры поведения, усвоение нравственных ценностей и культуры речи у детей 5-7 лет. В ходе театральной деятельности дошкольники осознают свои поступки, анализируют и диагностируют поступки других, у детей развивается самооценка, воспитывается уважение к сверстникам, старшим, что в целом положительно сказывается на межличностном общении в социуме и развитии всей личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриева Г. В. О праве ребенка на игру // Обруч. 2001. № 1.

2. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети : пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1985.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ «Сфера», 2001.

4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество - дети». М. : АРКТИ, 2004.

5. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. 2013. № 2 (март - апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/20lз/2/Flier_Cultural-Milieu/.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. С. Александрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.