Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / MATHEMATICAL REPRESENTATIONS / METHODS AND RECEPTIONS / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейтмеметова Л.Р.

В статье осуществляется попытка раскрыть основные методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений. Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF FORMATION OF MATHEMATICAL CONCEPTS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article attempts to reveal the basic methods and techniques for the formation of elementary mathematical representations. Numerous experimental studies have shown that the choice of method is important to take into account the content of the knowledge generated. Thus, in the formation of spatial and temporal representations the leading methods are didactic games and exercises. When familiarizing children with the form and size, along with various playing methods and techniques, visual and practical ones are used.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

2. "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация СП 320.1325800.2017. // Свод правил. -М., 2018.

УДК 373.24

Сейтмеметова Л.Р. обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г.Симферополь Научный руководитель: к.пед.н., доцент Амет-Уста З.Р.

Seytmemetova L.R., student of the group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol Scientific supervisor: candidate of pedagogical Sciences.nassociate Professor

Amet-Usta Z.R.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье осуществляется попытка раскрыть основные методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений. Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, математические представления, методы и приемы, формирование. METHODS AND TECHNIQUES OF FORMATION OF MATHEMATICAL CONCEPTS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract: the article attempts to reveal the basic methods and techniques for the formation of elementary mathematical representations. Numerous experimental studies have shown that the choice of method is important to take into account the content of the knowledge generated. Thus, in the formation of spatial and temporal representations the leading methods are didactic games and exercises. When familiarizing children with the form and size, along with various playing methods and techniques, visual and practical ones are used.

Key words: children of preschool age, mathematical representations, methods and receptions, formation.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.

Проблемой развития математических представлений занимались многие исследователи: Рихтерман Т.Д., Леушина А.М., Старченко В.А., Щербакова Е.И. и др. Ученые отмечают, что постоянное внимание педагога к обоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

- успешное формирование элементарных математических представлений и отражение их в речи;

- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размер), числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости:

- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнения путем сопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств [2, с. 45].

Цель статьи: рассмотреть основные методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления. В мышлении ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами, их изображениями или условными обозначениями. Характерными особенностями практического

метода при формировании элементарных математических представлений являются:

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

- широкое использование дидактического материала; возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом; выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;

- широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быта, игре, труде, т.е. в других видах деятельности. Практический метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия.

Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (у стола воспитателя) формы выполнения упражнений [3, с.42].

При формировании элементарных математических представлений важное значение имеет игра, которая может быть отнесена к практическим методам. Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения -образовательную, воспитательную и развивающую [3].

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры на ориентировку во времени.

3. Игры на ориентировку в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление [6, с.11].

Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работы, быть формой организации самостоятельной познавательной деятельности детей. Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр

(сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т.д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удаётся при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

Моделирование - наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.

Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая взгляд на нем, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число.

Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности. Однако, излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий может отрицательно сказываться на развитии ребенка.

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей.

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. К наглядности относятся и технические средства обучения (ТСО). Использование технических средств дает возможность полнее реализовать возможности воспитателя, использовать готовые изографические или печатные материалы. Рекомендуется использовать также диапозитивы [4, с.23].

К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением. Это основной приём обучения, он носит наглядно-действенный характер, выполняется с помощью

разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать навыки и умения у детей.

К нему, как правило, предъявляют следующие требования: чёткость, «пошаговая» расчленённость демонстрации; согласованность действий со словесными пояснениями; точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ способов действия; активизация восприятия, мышления и речи детей. Этот приём чаще всего используется при сообщении новых знаний.

Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.

Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и умения, но может — и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок») [1].

Широко распространенным является методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.

К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Один из основных приемов формирования элементарных математических представлений во всех возрастных группах — вопросы к детям. В педагогике принята следующая классификация вопросов:

- репродуктивно-мнемонические (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?);

- репродуктивно-познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

- продуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, который флажок в ряду красный?) [2, с.90-95].

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных

признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств. Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?» [5, с.25].

Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал, до продуктивной, направленной на решение проблемных задач.

Основные требования к вопросам как методическому приему:

- точность, конкретность, лаконизм:

- логическая последовательность;

- разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному.

- оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

- вопросы должны развивать мышление ребенка, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;

-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

- следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В

ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, грамотностью речи. Это сопровождается различными пояснениями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детей обследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата (прямоугольника, треугольника), они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы». Или другой пример. Воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождает пояснениями, как следует наложить меру, обозначить ее конец, снять ее, снова наложить. Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры.

Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.

Проблемные ситуации возникают тогда, когда:

— связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? (опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет);

— после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теплой водой, таянием льда, решение задач);

— использование слов «иногда», «некоторые», «только в отдельных случаях» служит своеобразными опознавательными признаками или сигналами фактов или результатов (игры с обручами);

— для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.) [5, с.53].

Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

Таким образом, в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста используется целый спектр разнообразных методов и приемов, способствующих эффективному усвоению математических представлений.

Использованные источники:

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк.учреж. / А.В. Белошистая. - М.: Наука, 2005. - 206 с.

3. Математика до школы: часть 2. Пособие для воспитателей детских садов и родителей / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Академия, 2001. - 191 с.

4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология» / сост. Т.Д. Рихтерман.- М.: Просвещение, 2007. - 175 с.

5. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации / Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.

6. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. - М.: Наука, 2000. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.