Научная статья на тему 'О неоходимости и способах формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста'

О неоходимости и способах формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набатова О. В., Ставринова Н. Н.

В статье доказана необходимость формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста, представлены авторские рассуждения относительно применения актуальных для современной системы дошкольного образования способов формирования наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О неоходимости и способах формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста»

О НЕОХОДИМОСТИ И СПОСОБАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

1 2 © Набатова О.В. , Ставринова Н.Н.

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье доказана необходимость формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста, представлены авторские рассуждения относительно применения актуальных для современной системы дошкольного образования способов формирования наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Наблюдательность, как и любое психическое явление, - элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой - особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения. Это и предопределяет возможность изучения наблюдательности как самостоятельного процесса.

Наблюдательность играет огромную роль в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Сегодня уже никто не подвергнет сомнению факт, что наблюдательность является разновидностью внимания. По мнению Л.А. Регуш, наблюдательность - умение подмечать, обнаруживать, не упускать из поля зрения самого главного [2]. Наблюдательность - это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия объекта. Прежде всего, наблюдательность опосредована процессами ощущения и восприятия и их свойствами, условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

1 Студентка пятого курса, педагог дошкольного образовательного учреждения «Вини Пух»

2 Ведущий научный сотрудник лаборатории региональных исследований, профессор кафедры Общей педагогики и педагогической психологии, доктор педагогических наук, доцент

Наблюдательность - это выработанная способность человека, которая проявляется в умении подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные, свойства предметов и явлений. Эта способность необходима человеку во всех видах деятельности: учебной, познавательной, трудовой и т.д. Она существенно влияет на результативность деятельности людей, особенно в системах «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника». Современные учёные вполне обоснованно утверждают, что наблюдательность поддается развитию уже в дошкольном возрасте, но для этого её нужно тренировать, подобрав соответствующие способы взаимодействия с детьми.

Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру психической жизни человека, является принципиальным положением в отборе комплекса способов ее формирования. Это положение предполагает формирование у детей, особенно дошкольного возраста, тех сторон наблюдательности, которые связаны с памятью, мышлением, направленностью, эмпатией и т.п.

Особую значимость для нашего исследования представляет выявленная доктором психологических наук, профессором Л. А. Регуш связь между развитием наблюдательности и способностью прогнозирования каких-либо явлений. Но всё, как известно, берёт свои истоки с детства. Это ещё раз подтверждает актуальность вопросов, связанных с особенностями и способами формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста.

Однако нам с сожалением приходится констатировать, что в современных программах воспитания и развития дошкольников уделяется очень мало внимания формированию наблюдательности. Зачастую предлагаемые дидактические игры, упражнения и другие способы взаимодействия с детьми, направлены на развитие внимания, памяти, мышления, а формирование наблюдательности рассматривается как второстепенная задача, сопровождающая решение задач по развитию названных психических процессов.

Наблюдательность - не природный дар, у детей она формируется постепенно, совершенствуется во всех видах деятельности и нуждается в повседневной тренировке. Наблюдательные люди способны подмечать даже незначительные детали и делать по ним важные выводы.

Психологами доказано, что наблюдательность формируется в процессе конкретной деятельности. Вместе с тем, ее формированию способствуют специальные тренировочные упражнения, а также тренировки с абстрактными объектами. Наблюдательность как качество личности формируется путем воспитания важнейших психических функций человека: ощущения, восприятия. Формирование наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Последнее в психологии понимается как направ-

ленность и сосредоточение психики на тех или иных наблюдаемых предметах или явлениях жизни. Внимание входит в качестве необходимого компонента во все виды психической деятельности человека. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.

Определение наблюдательности как психического свойства и раскрытия её связей с различными сторонами психики, а также с содержанием деятельности позволяет ответить на вопрос: что значит формировать наблюдательность? Самый общий ответ сводится к тому, что нужно тренировать детей в наблюдении, а поскольку под наблюдением понимается процесс целенаправленного восприятия, упражнения в нём составляют основу для формирования наблюдательности у дошкольников.

Индивидуальные особенности наблюдательности складываются под влиянием воспитания и обучения. Если в процессе взаимодействия с ребенком взрослые предоставляли ему возможность самому наблюдать за миром и делать открытия, то можно ожидать, что уже к подростковому периоду наблюдательность может сформироваться как свойство сенсорной организации. Если в процессе взросления человек был лишён необходимости или возможности наблюдать, то и соответствующее свойство не разовьется.

В ходе изучения научной литературы и на основании собственного педагогического опыта, мы пришли к выводу, что для формирования наблюдательности большое значение имеют тренировки, упражнения, дидактические игры. В дошкольном образовании формирование наблюдательности - одна из приоритетных задач, которую педагог должен решать во всех видах детской деятельности. При этом крайне важно, чтобы воспитатель обеспечил каждому ребёнку условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Анализ научной и методической литературы, подтвердил наши практические выводы о том, что средства, направления и способы формирования наблюдательности у дошкольников разнообразны. Ими могут быть различные средства наглядности (макеты, модули, иллюстрации, сюжетные картины), наблюдения за животными, птицами, трудом людей, состоянием погоды, организуемые на прогулках, экскурсиях, выставках; практические работы (труд, экспериментирование, опыты, упражнения, дидактические игры, настольно - печатные игры); фиксирование результатов наблюдений (рисование, аппликация, ведение дневников наблюдений, составление схем) [5, с. 65].

Одним из главных способов развития наблюдательности, на наш взгляд, является наблюдение, которое рассматривается как умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины,

делать выводы. Наши рассуждения основаны на положениях, обоснованных А.К. Матвеевой, П.Г. Саморуковой о том, что наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность и умение сосредотачиваться на наблюдаемом объекте, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом [1, с. 227].

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов крайне значимо для формирования полноценных представлений, развития познавательных процессов и всех свойств наблюдательности. В ходе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Мы убеждены, что обучение, которое недостаточно опирается на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной чувственной основы.

Безусловно, важнейшая роль в развитии наблюдательности у дошкольников должна быть отведена группе наглядных методов и приемов обучения дошкольников: демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств. Названные способы дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Однако необходимо учитывать, что простая демонстрация какого-либо предмета, явления, его изображения ещё не обеспечивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов, не формирует наблюдательность. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.

В связи с этим важен порядок вопросов, посредством которых педагог формирует у детей наблюдательность. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»). Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия). После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, развивают его наблюдательность, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям. Оправдывает себя такой прием, когда детям предлагают представить себя какими-либо персонажами картины и рассказать об их действиях, переживаниях, «озвучить картину» [1, с. 232].

Для развития детской наблюдательности целесообразно использовать и такие наглядные способы взаимодействия с детьми как показ способов

действий, показ образца. Эти приёмы основаны в значительной мере на подражании, но при умелом применении они успешно развивают у детей наблюдательность. Показ действий, способов работы, последовательности её выполнения применяется на физкультурных занятиях, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление, но, прежде всего, формирует у детей наблюдательность. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Показ образца используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

При обучении родному языку, математике, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ручному труду, формируя у детей наблюдательность, мы можем использовать практические методы обучения. Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети четче фиксируют свойства предметов, овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические), наблюдательность.

В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу (подражательные упражнения). Упражнения другого типа называются конструктивными, потому что в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание. И, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания способов деятельности, знаний и умений, которыми он владеет. Так, в старшей группе дети упражняются в составлении загадок, в придумывании концовки к рассказу, сказке, в изготовлении игрушек из природного материала.

Специфика упражнений, которые используются в дошкольном образовании, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность. Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий дети с особым интересом и легко воспринимают новую информацию, совершенно непроизвольно происходит и развитие наблюдательности. Игровые упражнения создают атмосферу радости, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психического здоровья дошкольника.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в работе с дошкольниками, должны быть направлены и на формирование у детей наблюдательности, т.к. имеет для этого неисчерпаемый потенциал. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Можно организовать несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается нагляднодейственное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.

Выявление скрытых признаков предметов для развития наблюдательности можно осуществлять с помощью элементарных опытов, в ходе которых педагог вместе с детьми создает специальные условия, помогающие определить тот или иной скрытый признак. Таковы являются опыты превращения воды в пар, снега в воду; опыты с песком и глиной, с воском. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка формируется наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.). Суть применения метода моделирования заключается в том, что организуя работу детей со специальными схемами, моделями, которые в наглядной и доступной для них форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта, педагог целенаправленно решает задачу формирования наблюдательности у детей.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предме-тов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представления о мерке, о моделировании одежды [1, с. 240].

Достоинство игровых методов и приемов обучения в формировании наблюдательности у детей заключается в том, что они вызывают повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приемы позволяют четко и полно решать учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и формируют у детей наблюдательность. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространённой является дидактическая игра.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только прочитать, рассказать - необходимо показать сами предметы или их изображение. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преимущественно в словесной форме.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, художниках; о родном городе и т.п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Бианки, В.А. Осеевой и др.). Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жест, речевые выразительные средства. Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации

для детей, выразительность речи взрослого. Если рассказ отвечает этим требованиям, то побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Способность понимать рассказ, т.е. умение слушать, откликаться на содержание, отвечать на вопросы, элементарно пересказывать, складывается на третьем году жизни. В младших группах рассказ сопровождается демонстрацией наглядного материала (предметы, их изображения). Так уточняются образы героев, облегчается восприятие последовательности событий. Наглядный материал используется и в обучении детей среднего и старшего возраста, когда в рассказе повествуется о событиях, которых не было в личном опыте детей (подвиги русских богатырей, космические полеты и т.п.). В таких случаях словесные образы опираются на зрительные. В старших группах не рекомендуется злоупотреблять наглядным материалом: следует приучать детей к мышлению на основе слова, развивать умение учиться изустно, без опоры на наглядность, когда речь идет о тех объектах, которые им знакомы по прошлому опыту.

Ещё одним из способов формирования наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста будет являться проведение экскурсий, прогулок.

Организуя экскурсии, необходимо обращать внимание детей на установление признаков сезона: высоту солнцестояния, длительность светового дня, температуру воздуха, особенности облачности и осадков, состояние растительности. Старшим дошкольникам доступно осознание более сложных взаимосвязей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Постоянные наблюдения дают возможность детям раскрыть несложные биоценологические связи в мире природы. Формируя наблюдательность у детей во время экскурсий и прогулок, педагоги постепенно подводят их к пониманию различных взаимосвязей, существующих в животном и растительном мире.

В работе по формированию наблюдательности у старших дошкольников целесообразно использовать экологическую тропу, которая рассматривается как особая, организованная взрослыми форма приобщения детей к знаниям о природе, настраивающая на активное восприятие разнообразных экологических объектов, наглядно демонстрирующих взаимосвязь между всеми природными компонентами, формируя у детей наблюдательность. Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты-схемы территории детского сада, разработки маршрута. В процессе формирования наблюдательности действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными. У ка-

ждого складывается свой стиль в работе, появляются первые попытки работать самостоятельно. Формируя наблюдательность у детей дошкольного возраста, мы развиваем их внимание, учим размышлять, докапываться до сути, открывать для себя мир и Человека.

Обобщая сказанное, отметим, что выделенные нами методы и приёмы являются оптимальными способами развития наблюдательности у детей в различных видах деятельности, обеспечивают стабильное повышение уровня её сформированности.

Список литературы:

1. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощёкова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. - 319 с.

2. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. - СПб. : Питер, 2001. - 176 с.

3. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / Т.Д. Рихтерман. - М. : Просвещение, 1982. - 48 с.

4. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием : Кн. для воспитателя детского сада / А. А. Смоленцева. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1993. - 95 с.

5. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : Пособие для учителей / В.П. Труднев. - М. : Просвещение, 1975. -176 с.

6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М. : Просвещение, 1991. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.