Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста'

Дидактическая игра как средство развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛО / РАЗВИТИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СЕРИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минибаева Э. Р.

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования дидактической игры как средства развития представлений о числе у детей стар­шего дошкольного возраста. Были выявлены уровни сформированности представлений о числе у детей, разработаны и апробированы педагогические условия. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста»

Регулярная реализация формы публичного выступления - концерт, наряду с музыкальными спектаклями во многом обусловила:

- высокую мотивацию учащихся к учебной деятельности;

- интерес к коллективу жителей района и округа, в котором находится данное образовательное учреждение;

- высокий спрос на музыкально-театральный вид деятельности в округе;

- регулярные победы коллектива и его солистов на фестивалях и конкурсах различных уровней по всем видам музыкально-театральной деятельности.

Список литературы:

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дисс. ... канд. пед. наук / В.А. Березина. - М., 2002. - 25 с.

2. Большой толковый словарь современного русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель, 2000. - 848 с.

3. Ершова А.П. Эстетическая значимость театрального творчества школьников / А. Ершова // Искусство в школе: Журнал основан в мае 1927 г. / Ред. А.А. Мелик-Паташев. - 2001. - № 5. - С. 40-44.

4. Музыко Е.И. К вопросу исследования экономической сущности категории «инвестиционная емкость» [Электронный ресурс] / Е.И. Музыко // Проблемы современной экономики. - 2010. - N 1 (33). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3013.

5. Большая советская энциклопедия. Т. 24 / Под ред. А.М. Прохорова. -М.: «Советская энциклопедия», 1976. - 608 с.

6. Станиславский К.С. Собр. соч. Т. З [Текст] / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1955 - 503 с.

7. Чинякова Н.И. Теория и практика учебного концерта как интегратив-ной формы организации педагогического процесса: На материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте: дисс. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2002. - 233 с.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Минибаева Э.Р.*

Орский гуманитарно-технологический институт, г. Орск

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования дидактической игры как средства развития представлений о числе у детей стар-

* Доцент кафедры Педагогики и методики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

шего дошкольного возраста. Были выявлены уровни сформированно-сти представлений о числе у детей, разработаны и апробированы педагогические условия. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе дошкольных учреждений.

Ключевые слова число, развитие, классификация, сериация.

Основы теории развития у детей дошкольного возраста представлений о числе заложены в трудах таких отечественных педагогов и психологов как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Т.В. Тарунтаева, а также в научных исследованиях методистов А.М. Леушиной, В.В. Даниловой, Л.С. Метлиной, посвященных математическому развитию детей [1-3].

Однако вопрос о том, как осуществляется процесс осмысления детьми дошкольного возраста «природы» числа, каковы условия первоначального возникновения образа числа, до настоящего времени не получил достаточной теоретической и методической разработки.

Теоретический анализ проблемы развития у детей дошкольного возраста представлений о числе позволил выделить три подхода к исследованию данной проблемы.

Представители первого подхода (Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, В.В. Данилова, Л.Н. Ермолаева, Е.А. Тарханова и др.) рассматривают осмысление детьми натурального числа через призму практических операций с дискретными совокупностями объектов [2-3].

Сторонники второго подхода (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), определяя число как отношение одной величины к другой, соответственно направляют свое внимание на вопрос о развитии умения определять состав одной величины с помощью другой в процессе измерения [1].

Третий подход характерен для исследовательской школы Ж. Пиаже, тщательно изучающей логико-психологические предпосылки понятия числа и трактующей его образование как синтез логических операций - классификации и сериации [4].

Вместе с тем, в ряде психологических исследований (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) показано, что в основе возникновения и функционирования представлений лежат образы восприятия, а следовательно, они являются необходимым этапом в развитии представлений.

Проблема накопления образов восприятия, отображающих количественные отношения, до настоящего времени остается вне поля зрения исследователей. При этом упускается из вида основополагающий для становления числовых представлений момент: прежде чем ребенок начнет оперировать ими, а значит сопоставлять и выделять их существенные признаки, у него должна возникнуть основа в виде числовых образов.

Проблема формирования понятия числа у детей дошкольного возраста рассматривалась в работах Г.А. Корнеевой и Э.Ф. Николаевой. Ими было установлено, что логико-психологической предпосылкой генезиса понятия числа у

дошкольника является выполнение им особого предметного действия по определению кратного отношения величины к единице измерения при условии опосредствованного уравнивания величин. Они предприняли попытку определить содержание формирования понятия числа у детей старшего дошкольного возраста. Однако до сих пор не определены условия формирования этого понятия, поэтому данная проблема остается актуальной и в настоящее время.

Цель нашего исследования состояла в определении эффективности дидактической игры в процессе развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.

На наш взгляд, эффективность развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о числе может быть достигнута при соблюдении следующих условий: накопление чувственного опыта восприятия количественных отношений с помощью предметных действий; включение детей в игровую деятельность, ориентированную на понимание отношений между числами, функциональной зависимости между величиной, меркой и числом; использование разнообразного дидактического материала; целесообразное сочетание методов и приемов в учебном процессе.

Опытно-экспериментальная часть нашего исследования проводилась в ДОУ № 3 г. Орска, основной целью которой была экспериментальная проверка выдвинутых нами педагогических условий.

На констатирующем этапе нами были использованы методики В.П. Дубровой - «Процесс счета», «Числовой ряд», «Найди ответ!».

Количественная обработка результатов выявила, что образ числа у обследованных детей начинает появляться и только в отношении первых трех чисел. Кроме того, числа осваиваются детьми последовательно, одно за другим, при этом единица как число осознается детьми только после освоения числа 2. Каждое число, поскольку оно имеет различный количественный эталон, строится отдельно. В свою очередь, каждое последующее число строится на основе предыдущих чисел, постепенно превращаясь в числовую систему.

Нами были определены уровни становления образа числа у детей старшего дошкольного возраста.

Первый уровень выражается в неосознанности количественной стороны действительности, когда детьми не осознается общий принцип выделения количества. Узнавание числа, а также его воспроизведение происходит по аналогии с называнием числительного взрослым по отношению к определенной группе предметов в сходной ситуации.

Второй уровень характеризуется элементарным осознанием количественной стороны действительности, что выражается в количественной реакции на вопросы соответствующего содержания. Количественный образ еще не имеет системного характера, поэтому образ каждого числа для ребенка отделен, намечается только тенденция к использованию других чисел для создания образа.

На третьем уровне дети осознают число с позиции его системного характера, выделяют общий принцип определения количества. Образ носит расчлененный характер, детьми осознаются структурные компоненты числа, в частности, единица, что является вспомогательным средством узнавания и воспроизведения количества.

Четвертому уровню соответствует использование при узнавании количества обобщенного образа, полностью осознанного как элемент числовой системы. Способ узнавания становится симультанным, переходит полностью во внутренний мир. Все обследовательские действия, такие, как моторные и речевые, не имеют внешних существенных проявлений.

Формирующий эксперимент был направлен на развитие у детей логических операций классификации, сериации, понимание принципа сохранения величин. Задачи обучения заключались в том, чтобы научить детей:

а) понимать отношение между числами;

б) производить счет по разным основаниям;

в) понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом;

г) понимать принцип сохранения величины.

В процессе работы использовались разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные, игровые). Большое значение в экспериментальном обучении уделялось моделированию, так как данный метод соответствовал специфике усвоения предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети сравнивали предметы по величине опосредствованным путем с помощью моделей (предметов-заместителей).

Большое место отводилось дидактическим играм с народными игрушками: деревянным конусом из одноцветных и разноцветных колец, матрешками, грибками, бочонками, вкладышами, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращалось особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой бочонок -маленький; чтобы собрать пирамиду, надо вначале надеть на стержень большое кольцо, затем - поменьше и наконец - самое маленькое. С помощью этих игр дети упражнялись в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы; учились обозначать эти качества словом.

В дидактических играх закреплялись практические и умственные умения, приобретенные детьми в обучающих упражнениях. С детьми были проведены игры «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Оденем кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Спортсмены строятся», «Что такой же длины?».

Кроме этого, с детьми проводились сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Зоопарк», «Поликлиника», «Путешествие» и т.д.), события, традиции («Праздник пришел», «Встреча гостей» и т.д.). В этих играх присутствовал

развернутый сюжет с математическим содержанием, включающий разнообразные роли. Игровые задачи решались непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагались детям в виде несложных правил.

Содержание экспериментальной работы предполагало широкое использование таких игровых приемов обучения, как сюрпризные моменты, прятанье, поиск и т.д.; игровые упражнения, которые наряду с реальными действиями включали имитацию действий, действия от лица «героя», сказочного персонажа, мнимую воображаемую ситуацию и т.д. Все это создавало у детей положительный эмоциональный настрой, повышало их активность и заинтересованность в процессе обучения.

Обеспечить принцип наглядности помогал дидактический материал, используемый в работе с детьми. В группе имела место предметная и иллюстративная наглядность. Это были разные игрушки и их изображения (елки разной высоты, разные по величине кубики, разные по весу матрешки и т.д.), знакомые детям, геометрические фигуры, схемы. Дидактический наглядный материал способствовал активизации познавательной деятельности детей в процессе обучения.

В нашей работе широко использовались специальные приемы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединенных по желанию детей; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других детей; специальные задания, требующие коллективного выполнения, и т.п.

На контрольном этапе мы определили эффективность экспериментального обучения. С этой целью были проведены те же методики.

Анализ результатов показал качественное отличие показателей образа числа у детей в сравнении с показателями диагностического среза. Прежде всего, различие проявилось в том, что практически все дети экспериментальной группы стали активно и самостоятельно использовать числительные в своей повседневной жизни: во многих играх, самостоятельной деятельности и т.д.

К концу обучения дети использовали имена числительные уверенно, у них сложился осмысленный образ количества, предвосхищающий те действия, которые дети должны были осуществить для его узнавания.

Изменился и сам способ узнавания числа. Дети стали для опознания малых чисел (от 1 до 6) пользоваться симультанным способом, а количество, начиная с шести, дети опознавали сначала путем счета, а затем с использованием групп. Сам процесс счета также претерпевал определенные изменения. Если сначала дети считали, сбиваясь, начиная заново и теряя начальный элемент счета, то в последствии они считали в основном «про себя». Дети стали осознавать счет как необходимое средство для опознания количества, а также использовать числительные по отношению к определенному количеству.

Можно сделать вывод о положительном изменении соотношения уровней овладения детьми числом в итоге экспериментальной работы. Если до начала обучения мы не выявили детей, стоящих на самом высоком уровне овладения числом, то в результате работы почти треть детей овладели числами от 1 до 4 на этом уровне. До начала обучения основная масса детей находилась по результатам овладения числами до четырех включительно на третьем уровне, числами после четырех - на втором уровне.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о положительной динамике в уровне развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста, что указывает на эффективность предложенных нами педагогических условий.

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

2. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЦЕСС

© Мударисова А.А.*

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань

В статье представлен анализ социально-культурных условий формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи и их интеграция в культурно-досуговом процессе с учетом современной социально-культурной ситуации.

Ключевые слова: социально-культурные условия, ценностно-смысловые компетенции, интеграция в культурно-досуговый процесс, социально-культурная идентификация, культурно-досуговый процесс, молодежь.

* Преподаватель кафедры Социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.