применение инновационных технологий в образовательном процессе существенно расширяет возможность по модернизации подготовки будущих специалистов, востребованных на рынке труда.
Литература
1. Агапова О. И., Джонс J. I. А., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование, 1996. № 1.
2. Актов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика, 1996. № 2.
3. Трофимов В. В. Информационные технологии, 2007.
Методы и формы производственного обучения Отабаев И. А.
Отабаев Искандар Абдуганиевич / Otabayev lskandar Abduganiyevich - самостоятельный соискатель, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье приведены место и значение, методы и формы производственного обучения в профессиональных колледжах.
Ключевые слова: производственного обучения, методы и формы обучения, знаний, умений и навыков, производительный труд, технические средства обучения, мотивация, контрольные работы, этап урока, передовых методов труда.
Необходимым педагогическим условием эффективной реализации структур и содержания профессиональной подготовки являются выбор, и использование, а в условиях непрерывной многоуровневой подготовки и постоянное изменение методического аппарата активного учения и научения, основу которого составляют методы и формы обучения (производственного обучения).
В дидактической литературе под методами обучения понимают совместные способы работы обучающего и обучаемого, с помощью которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, овладение практической деятельностью [2, с. 5], обеспечение решения задач обучения [10, с. 133]; под методами производственного обучения - способы совместной работы мастера и учащихся, усвоение умений и навыков, овладение практической деятельностью [2, с. 29; 10, с. 54; 11, с. 35]. Иногда метод производственного обучения трактуется как «совокупность способов и приемов ...» [1, с. 41], при этом методический прием выступает как элемент метода [10, с. 71] или наименьшая структурная единица способа обучения [11, с. 117]. Под формами понимают компоненты обучения или производственного обучения [5, с. 71], не совсем точно - «способы организационного построения учебного процесса, а также структуру занятий» [4, с. 65].
Существующие классификации примерно 70 и 50 называемых разными авторами методов соответственно обучения и производственного обучения объединяют по 8 основным признакам [1, 2, 3, 4, 5, 10, 11]:
по форме подачи информации: словесные; наглядные и практические; из них, по О. Ф. Федоровой: логические, организационные и технические;
- по деятельности обучающего: рассказ; беседа; объяснение; эксперимент; производительный труд; технические средства обучения; демонстрация наглядных пособий и практических работ; лекция;
- по деятельности обучаемых: слушание; осмысливание; участие в беседе, работа с литературой; упражнения; наблюдение; деловые игры; письменное инструктирование; лабораторно-практические работы;
- по стимуляции и мотивации учебно-производственной деятельности: программированное обучение; интерес к учению; мотивация долга и ответственности;
- по организации и осуществлению учебно-производственной деятельности, степени самостоятельности и активности учащихся: персептивные; логические (индуктивные, дедуктивные, диалогические, синтетические); гностические, включая репродуктивные, исследовательские, частично-поисковые, проблемно-поисковые. Для производственного обучения называют дополнительно: эвристические, проблемные, объяснительно-иллюстративные, а по Н. И. Думченко - репродуктивные (копирующие), адаптивные (с элементами самостоятельного поиска), системно-моделирующие (с умениями под руководством и самостоятельными);
- по контролю и самоконтролю: лабораторно-практические; с устным опросом; письменные; для производственного обучения - пробные и контрольные работы;
- по эффективности: деловые и производственные ситуации, развитие технического и технологического мышления, письменное инструктирование, использование проблемных ситуаций, опыт новаторов и тематические дискуссии.
Не менее широко представлена в имеющейся литературе информация по классификации организационных форм производственного обучения, производимой по 5-ти основным признакам и далее по конкретным формам:
- по формам организации процесса: урочная (фронтально-групповая, по типу урока -индивидуальная, бригадная, парная, коллективная, по этапам урока - вводный, текущий и заключительный инструктаж); внеурочная (обучение на рабочих местах, на производстве, прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим, производственная практика, пробная работа); обучение на опыте новаторов производства в школах мастеров, мастерства передового опыта, передовых методов труда и др.; обучение на общественных началах;
- по формам организации учебно-производственной деятельности учащихся - индивидуальная; групповая; индивидуально-групповая; бригадная в составе ученических или рабочих (коллективных, комплексных, специализированных) бригад, курсов; звеньевая;
- по формам организации труда мастера производственного обучения, включая: личный показ приемов; изучение опыта новаторов на рабочем месте, использование цехового инструктажа, материалов бюро НТИ, школ передового опыта, закрепление более сильных учащихся за слабыми и др.;
- по конкретизированным наименованиям форм: письменное инструктирование; экскурсии, упражнения, деловые игры и производственные ситуации, самостоятельная работа, домашние задания и др.;
- по признакам управления: мастер - группа, мастер - преподаватель, мастер - мастерская и т. д. При всем многообразии рассмотренных методов, форм с точки зрения полной или частичной
применимости их к объектам производственного обучения можно заключить, что в принципе все они могут служить основой построения методического аппарата, активизирующего процессы производственного обучения в многопрофильном учебном заведении. При этом надо понимать, что выбор конкретных методов и форм, в том числе активных и нетрадиционных, зависит от специфики профессии, общего построения учебного процесса, его содержания.
Литература
1. Батышев С. Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
2. ЖиделевМ. А. Современные методы обучения. М., 1985. 72 с.
3. Кальней В. А., Капралова В. С., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М., 1987. 191 с.
4. Краткий словарь основных терминов практического (производственного) обучения. М., 1995. 125 с.
5. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А. П. Беляевой. СПб: Бохум, 1994. 123 с.
6. Отабаев И. А. Обоснование и выбор педагогических технологий производственного обучения // International Scientific Review, 2016. № 12 (22). P. 89-92.
7. Отабаев И. А. Урок производственного обучения - как основная организационная // European research, 2016. № 8 (19). P. 94-96.
8. Отабаев И. А. Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских // Современные инновации, 2016. № 10 (12). С. 35-37.
9. Отабаев И. А. Совершенствования структуры урока производственного обучения // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 29 (71). С. 85-87.
10. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983. 608 с.
11. Скакун В. А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения». М., 1990. 253 с.